Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Начало творческих индустрий в России




Занятие 4. Становление творческих индустрий в России(2 часа с использованием МАО - дискуссия)

Существование культурной индустрии в советское время

XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

В ходе октябрьской революции 1917 года была разрушена не только политическая надстройка дворянского общества, но и все то, что составляло ее стержень - дворянская культура. 1918-1921 годы характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.Огромный размах приобрела национализация культуры. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых.Вместе с тем создавались и новые музеи. Всего только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев;

Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский - с упрощенной системой развода. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: "красные" свадьбы, крестины (в ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.).

Новая культура напрямую связывалась с героями революции. Именем власти народа на прежних постаментах воздвигались памятники новым героям.

Крупным достижением первой пятилетки была ликвидация неграмотности в стране.

С начала 30-х годов в стране началось утверждение культа личности Сталина. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, "отца народов".Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества;следование догмату и манипулирование общественным сознанием;партийно-классовый подход в оценке художественного творчества;ориентация на массовое восприятие;мифологичность;конформизм и псевдооптимизм;образование номенклатурной интеллигенции;создание государственных институтов культуры (творческие союзы);подчиненность творческой деятельности социальному заказу.В августе 1934 года был создан единый Союз писателей СССР, затем союзы художников, композиторов, архитекторов.

В 30-е годы создается собственная база кинематографии. Продолжает развиваться музыкальное искусство: появляются замечательные ансамбли (квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр), создается Государственный джаз, проводятся международные музыкальные конкурсы. В связи со строительством крупных общественных зданий, ВДНХ, метрополитена развиваются монументальная скульптура, монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство.

С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники. Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры. На первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР в ней. Предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким, как радио, кинематография, печать.Для культурного обслуживания фронта создавались фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры.

В послевоенный период многое в развитии культуры пришлось начинать сначала. За годы войны резко уменьшилось количество школ. Важнейшим результатом этой работы стало введение в стране всеобщего обязательного семилетнего образования.Несмотря на трудности послевоенного времени широкий размах получили исследования ученых. В стране во многих отраслях науки складывались научные школы, имевшие мировое значение.

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена.

Более двадцати лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.

Массовая и официальная культура. В 70-е годы выделились два пласта в художественной культуре - официальный и неофициальный, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. И тот, и другой пласты включали как высокохудожественные образцы, так и слабые произведения. В самиздате ходили не только произведения Бродского и Набокова, но и низкопробные детективы. И наоборот, официальная культура не исчерпывалась только произведениями с ярко выраженной идеологической направленностью.

Начало творческих индустрий в России

Современный период развития отечественной культуры можно обозначить как переходный. Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция.

В начале 1990-х годов российская национальная популярная и высокая культура «вытеснялась западной массовой культурой», то впоследствии возникла своего рода «культурная ностальгия», которая привела к позитивной (избирательной) переоценке реалий недавнего советского прошлого.

Впервые термин «культурные индустрии» всплыл в Санкт-Петербурге в 1996-97 гг. в связи с проектом по культурному туризму, организованным Форумом лидеров бизнеса. Речь шла о том, как музеи, галереи и фандрейзеры в сфере культуры могут участвовать в развитии туризма и получать от этого экономические выгоды. Призывы «модернизировать» менеджмент, маркетинг и производство сувенирной продукции тогда уже не были новыми. Новизна подхода состояла в том, что эта «модернизация» увязывалась с более широкими задачами возрождения Санкт-Петербурга. Одним из результатов проекта стал документ, написанный Чарльзом Лэндри, в котором обсуждалась роль «культуры» в экономическом и социальном развитии Санкт-Петербурга. В нем, в частности, говорилось, что развал промышленности (главным образом, оборонной) и всей структуры традиционного производства заставляет искать новые источники дохода для города; что во многих городах главным источником дохода является культурный туризм; что Санкт-Петербург – это всемирно известный брэнд, потенциал которого надо использовать; и что для реализации этого потенциала необходимо сделать ряд фундаментальных вещей в таких областях как менеджмент организаций культуры, брендинг и маркетинг города, развитие инфраструктуры туризма и соответствующего законодательства, а также менеджмент городских пространств, имеющих значение для туризма.

Доклад ЮНЕСКО о состоянии мировой культуры, опубликованный в 1998 году, называет государственную культурную политику в России «невыразительной»: «Россия по-прежнему нуждается в пересмотре приоритетов и в приведении своей культурной политики в соответствие с теми изменениями, которые происходили в ее экономике начиная с 1992 года» (Anastasyev 2001). Такого же мнения придерживаются – формально и неформально – многие фонды и международные культурные организации. Все они подчеркивают исключительную важность реформ в сфере культуры для процессов политической, экономической и социальной модернизации России, а также поразительным образом затянувшееся отсутствие этих реформ. Как говорится в том же докладе ЮНЕСКО, «у правительства есть много других забот».

Сфера потребления имеет здесь четкие ограничения, задаваемые платежеспособностью и наличием свободного времени.

Замкнутость и безразличие молодых российских потребителей перекликаются с похожими качествами, которые фиксирует у молодежи Ушакин, причем в обоих случаях возрождение советских пережитков воспринимается как защитный жест перед лицом материального и символического дефицита.

Первое место в культуре стали занимать средства массовой информации.

В России, как отмечает Елена Зеленцова в статье «Культурные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований», в продвижении творческих индустрий стали два центра: Центр развития творческих индустрий в Санкт-Петербурге, созданный в 2001 году, и Институт культурной политики в Москве, где с 2003 года в рамках соглашения с Министерством культуры Российской Федерации и Советом Европы развивался проект, направленный на внедрение технологий креативных индустрий в регионах. Обе организации работают в тесном сотрудничестве с международными организациями, в контакте с европейскими экспертами, также с британскими агентствами.

С каждым годом развитие творческих индустрий в России возрастало и к 2005 году, в Москве появился первый настоящий творческий кластер. Это Центр дизайна ARTPLAY. Здесь находятся уже несколько десятков творческих компаний - в большей степени, дизайнеры и архитекторы, - а также кафе, ресторан, выставочный зал и прочая инфраструктура, необходимая для того, чтобы кластер был не только производственной площадкой, но и клубом, и публичным местом.

Также существуют и другие проекты такого рода, такие как: «Арт-Стрелка», «Фабрика», который обещает стать самым крупным творческим кластером в Москве.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...