Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Историко-научный процесс и изменение правил-предписаний




Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложенная Куном, включает в себя два основных эта­па. Это «нормальная наука», где безраздельно господ­ствует парадигма, и «научная революция» — распад па­радигмы, конкуренция между альтернативными парадиг­мами и, наконец, победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки». Кун полагает, что переход от одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс. Что же происходит в ходе этого процесса с правилами-пред­писаниями?

Допарадигмальный период характеризуется соперниче­ством различных школ и отсутствием общепринятых кон­цепций и методов исследования. Для этого периода в осо­бенности характерны частые и серьезные споры о право­мерности методов, проблем и стандартных решений. На

1 Кун Т. Структура научных революций. С. 143.

526

определенном этапе эти расхождения исчезают в резуль­тате победы одной из школ. С признания парадигмы на­чинается период «нормальной науки», где формулируют­ся и широко применяются (правда не всеми и не всегда осознанно) самые многообразные и разноуровневые (вплоть до философских) методы, приемы и нормы научной дея­тельности.

Кризис парадигмы есть вместе с тем и кризис прису­щих ей «методологических предписаний». Банкротство существующих правил-предписаний означает прелюдию к поиску новых, стимулирует этот поиск. Результатом это­го процесса является научная революция — полное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, несовме­стимой со старой.

В ходе научной революции происходит такой процесс как смена «понятийной сетки», через которую ученые рас­сматривали мир. Изменение (притом кардинальное) дан­ной «сетки» вызывает необходимость изменения методо­логических правил-предписаний. Ученые — особенно мало связанные с предшествующей практикой и традициями — могут видеть, что правила больше не пригодны, и начина­ют подбирать другую систему правил, которая может за­менить предшествующую, и которая была бы основана на новой «понятийной сетке». В этих целях ученые, как пра­вило, обращаются за помощью к философии и обсужде­нию фундаментальных положений, что не было характер­ным для периода «нормальной науки».

Кун отмечает, что в период научной революции глав­ная задача ученых-профессионалов как раз и состоит в уп­разднении всех наборов правил, кроме одного — того, который «вытекает» из новой парадигмы и детерминиро­ван ею. Однако упразднение методологических правил должно быть не их «голым отрицанием», а «снятием», с сохранением положительного. Для характеристики этого процесса сам Кун использует термин «реконструкция пред­писаний».

527

Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса

Изучая закономерности развития научного знания, бри­танский философ и историк науки Имре Лакатос (1922— 1974) цель своих исследований видел в логико-норматив­ной реконструкции процессов изменения знания и пост­роения логики развития научных теорий на основе изуче­ния реальной эмпирической истории науки.

В своих ранних работах (из которых наиболее извест­ная «Доказательства и опровержения») Лакатос предло­жил вариант логики догадок и опровержений, применив ее в качестве рациональной реконструкции развития зна­ния в математике XVII—XIX вв. Уже в этот период он четко заявил о том, что «догматы логического позитивиз­ма гибельны для истории и философии математики... Ис­тория математики и логика математического открытия, т. е. филогенез и отнтогенез математической мысли не могут быть развиты без критицизма и окончательного от­каза от формализма»'.

Последнему (как сути логического позитивизма) Лака­тос противопоставляет программу анализа развития содер­жательной математики, основанную на единстве логики доказательств и опровержений. Этот анализ и есть не что иное как логическая реконструкция реального историчес­кого процесса научного познания. Линия анализа про­цессов изменения и развития знания продолжается затем философом в серии его статей и монографий, в которых изложена универсальная концепция развития науки, ос­нованная на идее конкурирующих научно-исследователь­ских программ. Изложим основные моменты этой кон­цепции.

' Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967. С. 7, 9-10.

528










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...