Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепции информации в современнойнауке: информация- физическийфеномен.




СОДЕРЖАНИЕ

1.Отражение. Типы и видыотражения………………………..………2

2.Схема функционированиясоциальнойинформационно-коммуникационнойсиситемы……………………………………..…..3
3.Концепция информации в современнойнауке: информация – научнаяабстракция………………………………………………..…...4
4.Понятие о знаках……………………………………………….…….5
5.Концепции информации в современнойнауке: информацияфизическийфеномен……………………………………..……………9
6.Формальная структураинформационныхсообщений………..…..10
7.Концепции информации в современнойнауке: информация –системнаяфункция……………………………………………………10

8.Содержательная структураинформационныхсообщений……….12
9.Социальная информация и еёвиды……………………….………..13
10.Фактографическая информация……………………………….…..15
11.Информационная картинакоммуникаций…………………....…..16
12.Типы информации в современномобществе………………...…..19
13.Информационный подход к отражению………………………….20
14.Характеристика массовойинформации…………………………..21
15.Корректное применениеинформационногоподхода……………22
16.Концептографическая информация……………………………….24
17.Виды информационныхсообщений и типыдокументов………..25
18.Рода и операцииинформационногообслуживания……………...27
19.Целевое назначениеинформационныхсообщений………...……28
20.Социальная информация………………………………………..…30
21.Специальная информация…………………………………...……..31
22.Типы информационныхмоделей……………………….…………31
23.Семантическая модельреальности и идеальности………………33
24.Информационные технологии………………………...…………..35

 

 






















Отражение. Типы и видыотражения.

 

 

Отражение как всеобщее свойство объектов и явлений материальной природы — это прежде всего взаимодействие. Оно предполагает, что одно тело действует на другое, а другое отвечает или реагирует на воздействие первого (А<->В; В<->А). Такое взаимодействие включает в себя перенос свойств и особенностей одного тела на другое. Под отражением понимается процесс воспроизведения особенностей одного тела в структуре другого. И следовательно, отражение представляет собой совокупность изменений, адекватных внешнему воздействию. В результате взаимодействия структуры отражаемых систем как бы "снимаются" и воспроизводятся в преобразованном виде, в форме "следов", "отпечатков" в специфических структурах отражающих систем. Отражение может быть понято как способность взаимодействующих между собой предметов и явлений оставлять в своей структуре и свойствах следы этого взаимодействия.

В информатике отражение или рефлексия (синоним интроспекция, англ. reflection) означает процесс, во время которого программа может отслеживать и модифицировать собственную структуру и поведение во время выполнения. Парадигма программирования, положенная в основу отражения, называется рефлексивным программированием. Это один из видов метапрограммирования[1]._В_большинстве_современных компьютерных архитектур программные инструкции (код) хранятся как данные. Разница между кодом и данными в том, что выполняя код, компьютеры обрабатывают данные. То есть инструкции выполняются, а данные обрабатываются так, как предписано этими инструкциями. Однако программы, написанные с помощью некоторых языков, способны обрабатывать собственные инструкции как данные и выполнять, таким образом, рефлексивные модификации. Такие самомодифицирующиеся программы в основном создаются с помощью высокоуровневых языков программирования, использующих виртуальные машины (например, Smalltalk, скриптовые языки). В меньшей степени рефлексия используется в языках с объявляемыми и/или статическими типами (например, Си, ML, Haskell, F#).

 

 

Схема функционированиясоциальнойинформационно-коммуникационнойсиситемы.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Таким образом в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной лидерами стран "большой восьмерки" на саммите в июле 2000г., очерчивается круг проблем, стоящих перед автором и всем научным сообществом. Какие формы может принять распространение и обработка информации в обществе, почему она занимает центральное место в современных социальных системах и как она воздействует на социальные, экономические и социальные отношения - разрешение этих вопросов имеет в современном мире большое значение не только в научной, но также в идеологической и политической_сфере.

 

Концепция информации в современнойнауке: информация – научнаяабстракция.

Термин произошел от лат. «information», что значит – разъяснение, изложение. Термину более 2000 лет. Под информацией_понимают:

· Сведения, сообщаемые о чем или ком-либо, которыми обмениваются люди;

· Сигналы, образы, циркулирующие в технических устройствах;

· Количественную меру устранения неопределенности (энтропии), меру организации системы.

Энтропия стремится к возрастанию. «Отец кибернетики», Норберт Винер (1894-1964), сказал, «информация есть информация, а не материя и энергия». Отсюда вытекает, что информация – не существующий реально объект, а умственной абстракции.

Клод Шеннон – основоположник вероятностно-статистической теории информации сказал следующее: «информация – это мера того количества неопределенности, которое уничтожается после получении сообщения», т.е он трактует информацию как снимаемую неопределенность.

Информация-это отражение одним объектом свойств другого объекта. Это неотъемлемый атрибут материи. (антропоцентрическая концепция)Информацией могут оперировать только социальные личности, владеющие языком, сознанием и самосознанием. Информация появилась в ходе антропосоциогенеза (происхождение человека как социального существа)

Признаки информации:

· Системность(подход к изучению любого объекта, процесса или явления как системы)
- селективность (отбор)

· Несамостоятельность(сущность)

· Преемственность

· Неисчерпаемость

· Старение во времени

· Массовость

· Цельность
-неэквивалентность кач-ой и кол-ой оценки

· трансформируемость

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstraho – отвлекать, исключать, отделять) – необходимое условие познания путем формирования «вторичных образов» реальности (ее информационных моделей), в частности, таких, как восприятия, представления, понятия, теории и пр. В процессе абстракции осуществляется выбор и обработка информации с целью заменить непосредственно данный эмпирический образ на другой, непосредственно не данный, но подразумеваемый и мыслимый как абстрактный объект и называемый обычно тем же термином «абстракция».

 

 



Понятие о знаках.

 

 

Основная задача логического анализа языка состоит в том, чтобы выяснить, как язык может выполнять функцию средства познания. Слова и словосочетания языка соотносятся с предметами, свойствами, отношениями действительности, т.е. являются их представителями в нашем сознании, выполняют роль их знаков. Задача логики – установить способы и характер связи выражений (элементов языка) с объектами действительности.Таким образом, логика изучает не только формы и закономерности мышления, но и язык как знаковую систему.

Язык – это система знаков, служащая для хранения и передачи информации.

Различают языки следующих видов:

- естественные – это открытые, саморазвивающиеся системы (русский, английский, китайский и т.д.);

- искусственные – закрытые системы (языки наук, языки программирования и т.д.).

Изучением языка как знаковой системы занимается наука семиотика, включающая в себя такие разделы, как:

- синтаксис – теория отношений одного знака к другому, т.е. теория соединения знаков в комплексы знаков, используемых в общении;

- семантика – теория, изучающая отношение знака к его значению и смыслу;

- прагматика – теория, описывающая способы использования знаков носителями языка.

Для решения тех задач логики, которые относятся к анализу языка, необходимо выяснить общие характеристики, специфику различных видов и принципы употребления знаков.

Наиболее общепринято определение знака, данное в «Философском энциклопедическом словаре»:

Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

В качестве языковых знаков выступают слова и словосочетания естественного языка, потому что, с одной стороны, они являются материальными объектами (представляют собой колебания воздуха или следы чернил, типографской краски, графита и т.п.) и как таковые доступны органам наших чувств. С другой стороны, они представляют какие-то объекты и, прежде всего, из внеязыковой действительности, т.е. имеют те или иные предметные значения.

Предметное значение знака – это замещаемый объект. Подобным объектом могут быть предметы, в широком смысле слова – все, что способно стать объектом мысли, все, о чем можно что-либо утверждать или отрицать. В этом качестве могут выступать и характеристики предметов. Вообще предметные значения знаков многообразны. Иногда даже трудно установить, каковы они для тех или иных видов знаков. В частности, это относится к предложениям. С большой степенью условности в логике считается, что предметными значениями повествовательных предложений являются такие абстрактные объекты, как истина и ложь. Имеется в виду, что повествовательное предложение указывает на наличие определенной информации (истинной или ложной), относящейся к некоторой области действительности. Вопросительные предложения представляют ситуации, в которых, наоборот, наблюдается недостаток определенной информации и потребность иметь ее. Побудительные же предложения являются знаками наших желаний, стремлений, потребностей.

В качестве предметных значений знаков могут выступать и воображаемые предметы: мировой эфир, вечный двигатель, русалка, леший, НЛО и т.п. Знаки, обозначающие подобные предметы, часто называют знаками-фикциями. Однако они являются фиктивными (лишенными предметных значений), когда претендуют на обозначение реально существующих предметов. Но едва ли их можно характеризовать как фикции при обозначении объектов воображаемых миров: мира сказок, легенд, романов и т.д.

Не лишены предметных значений и такие знаки, которые хотя и обозначают нечто, не существующее в действительности, но используются в научном обиходе для определенных целей (меридиан, вектор, число, абсолютно упругая жидкость и т.п.).

Предметное значение – основная характеристика знака. Другой существенной характеристикой знака является его смысл.

Смысл знака – это отличительная совокупность черт, свойств (признаков) объекта, который представляет знак.

Иначе – это связанная со знаком информация о предмете, которая достаточна именно для мысленного выделения этого предмета. Так, смыслу слова «Луна» соответствует характеристика «естественный спутник Земли». Для слова «глагол» - это «слово, обозначающее действие». Для «треугольника» - это «плоская, замкнутая, ограниченная тремя сторонами фигура».

По поводу наличия у знаков смысла в логике существуют разные точки зрения. Г. Фреге и А. Чёрч полагают, что все знаки имеют смысл. Отечественный исследователь Е. К. Войшвилло придерживается иной точки зрения. Он различает собственные и приданные смыслы знаков. Смысл знака называется собственным, если характеристика обозначаемых им объектов выражена в самой структуре знака. Смысл знака считается приданным, если эта характеристика принята по соглашению (или стихийно) в некотором сообществе. Однако некоторые знаки не имеют ни собственного, ни приданного смысла.

Пример. Выражение «Город, являющийся столицей России» имеет собственный смысл. Знаки «Луна», «Земля», «Москва», «ромб» не имеют собственного смысла. Знаки «болезнь», «игра», по крайней мере, до настоящего времени не имеют ни собственного, ни приданного смысла. Ученые-медики не смогли найти совокупность характеристик болезни, отличающую последнюю от тех или иных анатомических или функциональных отклонений организма человека от нормы, которые врачи не склонны называть болезнью. Не удается также пока найти ответ на вопрос, что такое игра, т.е. определить этот термин. Однако «не иметь смысла» для знака вовсе не означает «быть бессмысленным».

По мнению Е.К. Войшвилло, представление о наличии у каждого знака смысла возникло вследствие того, что не различаются понятия «смысл» и «смысловое содержание». Смысловое содержание знака представляет собой некую совокупность сведений (знаний) о предметах, обозначаемых данным словом. Смысл, когда он имеется (сформулирован), - это часть смыслового содержания знака, но не всегда наличие смыслового содержания означает наличие смысла. Особенность смысла знака состоит в том, что он однозначно указывает на предмет, выделяет его. Тогда как отнюдь не всякое смысловое содержание некоторого слова достаточно для того, чтобы отличить обозначаемые им предметы от других.

 

 

Концепции информации в современнойнауке: информация- физическийфеномен.

 

Статус физического феномена информация обретает в «естественнонаучной» концепции информации, ставя­щей ее в один ряд с категориями вещества и энергии. Кстати, эта трактовка воспринята многими научными авторитетами, в т.ч. А.И. Бергом, В.М. Глушковым, А.П. Ершо­вым, В.И. Сифоровым. Принципиальное отличие ее от атрибутивной концепции состоит в том, что в ней затруд­нительно обнаружить взаимосвязь отражения и инфор­мации, зато ясно просматривается тенденция к отождествлению информации с организацией. Информация выг­лядит уже «естественнонаучным подтверждением» не столько присущего материи ϲвойства отражения, сколь­ко ϲвойства организации. Формула «материя = вещество + энергия + организация» вытесняется формулой «мате­рия = вещество + энергия + информация». Следствием по­добных взглядов будет ϲвоеобразный «панинформизм», выводы о том, что информация «существовала и будет существовать вечно», что она «содержится во всех без исключения элементах и системах материального мира», «проникает во все «поры» жизни людей и обществ» и т. д. Из «панинформизма» вытекает, что информация в качестве одной из трех основ мироздания, должна служить первопричиной таких ϲʙᴏйств материи, как отражение и организация. Значит, отражение нужно объяснять из ин­формации, а не наоборот, как поступают атрибутивисты.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...