Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Доступность как коммуникативное качество речи
Описанные выше коммуникативные качества речи, и прежде всего точность и логичность, предполагают и легкодоступность ее восприятия тем, кому она адресована, ибо мы говорим и пишем, чтобы нас поняли, а слушаем и читаем, чтобы понять другого. Фактор доступности является еще одним чрезвычайно важным моментом культурной речи, потому что успех коммуникации зависит как от того, насколько верными языковыми средствами человек воспользуется для передачи своей мысли, так и от того, насколько глубоко через языковое выражение другой сможет проникнуть в его замысел, т.е. от того, насколько при отборе речевых средств говорящим (пишущим) учитываются способности и возможности собеседника (читателя) постичь вербализованную (воплощенную в слове) мысль. Поэтому удачный выбор средств выражения воспроизводящим речь влияет на степень ее усвоения воспринимающим (хотя картина процесса общения представляется много сложнее, об этом пойдет речь в следующей главе). Из этого следует, что доступна такая речь, языковая структура которой облегчает опознавание адресатом получаемой информации. Иными словами, доступная речь - это речь понятная. Любая мысль, ясная для ее автора, может и должна быть доступно (понятно) выражена и для адресата. Неслучайно по этому поводу Н.А. Некрасов писал: «Нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого». Как сделать речь доступной?Для этого в русском языке есть все необходимые средства. Прежде всего доступность речи обеспечивается использованием лексики неограниченной сферы употребления - общеупотребительных слов - следовательно, общедоступных, понятных всем. Необходимо напомнить и о тех богатейших возможностях, которые заложены в самом русском языке - разветвленной системе синонимии, полисемии и т.п., которая позволяет человеку найти и выбрать то единственно нужное, верное, понятное слово. Однако умение ясно, понятно, доступно выразить свою мысль дается только тому, кто в тонкостях знает возможности лексической системы родного языка, кто постоянно развивает и совершенствует это знание. И если удачно выбранное слово делает речь понятной, то неудачно - может испортить любую речь: смешение синонимов, неразграничение омонимов и другое приводит не только к неточности речи, но и неясности мысли, ее недоступности. Более того, как часто в речи вместо языковых находок, ярких, точных, понятных слов используются готовые, заштампованные выражения, случайные слова, усложненные обороты. Мешают понимать сказанное и диалектные слова, канцелярский жаргон, перегруженность текста терминами, иноязычной лексикой. Это объясняется тем, что диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины- слова, употребляемые в определенной среде (профессиональной, социальной, территориальной), - относятся к лексике ограниченного употребления, т.е. понятной не всем, что и снижает доступность речи. Неумеренное стремление насыщать русскую речь иноязычными словами, в особенности если они вставляются без всякой необходимости и применяются в неотчетливом звучании, тоже затрудняет взаимопонимание, делает речь труднодоступной, коверкает русский язык. Безусловно, не следует доступность понимать как примитивность. При общении со специалистом иногда лучше использовать ограниченную, терминологическую лексику, но хорошо понимаемую адресатом, чем описательные конструкции из общеупотребительной лексики для называния какого-либо специального явления. И, конечно же, доступность исключает пустословие - это по сути расхищение времени. Перефразировав М. Горького, можно сказать: для того чтобы сделать речь доступной, нужно мобилизовать усилия говорить (писать) проще, естественнее, яснее, экономнее. Требование доступности возрастает особенно тогда, когда есть непосредственный контакт с аудиторией, т.е. в устной речи, структура и специфика которой целиком зависят от особенностей этой аудитории. Поэтому необходимо говорить еще об одном коммуникативном качестве - уместности. Уместность как коммуникативное качество речи Уместная речь - речь, языковая структура которой приведена в соответствие с условиями общения. Под условиями общения будем понимать место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса. Вступая в коммуникацию - общаясь с собеседником или выступая перед аудиторией, мы не только сообщаем ту или иную информацию, но вольно или невольно передаем наше отношение к действительности, к окружающим нас людям, к тому, с кем говорим, кому пишем. При этом каждый из нас в процессе общения имеет свои мотивационные, языковые, общекультурные, этнические особенности, связанные с нашим духовным опытом, с теми ценностно-личностными установками, которые формируются в определенной культурной среде, конкретных культурных условиях. Необходимо подчеркнуть, что любой акт человеческого общения происходит в определенных культурных условиях, так как человек «вплетен» в этнокультурные жизненные обстоятельства, которые являются предпосылкой речевого акта и реализуются в нем. В психолингвистике этот процесс получил название речевой культурной ситуации, представляющей собой совокупность языкового и неязыкового окружения, влияющего на коммуникантов: их взаимоотношения, состояния, эмоции, знания, убеждения и др. Речевая культурная ситуация включает в себя три компонента: • то, что описывается, что составляет содержание, тему высказывания; • тот, кто описывает (его опыт, знания, видение, интеллектуальный уровень); • тот, для кого описывается: с кем, где, зачем, говорим/пишем (личность адресата влияет на характер информации).
Тема 4. Функциональные разновидности литературного языка. Стили языка 4.1. Понятие стиля. Соотнесение сферы Вы уже знаете о коммуникативных качествах хорошей речи и понимаете, что овладение культурной речью требует сознательного использования определенных языковых (вербальных) и неязыковых (невербальных) средств, создающих эти необходимые качества речевого поведения для достижения цели в конкретной речевой культурной ситуации. Иными словами, для того чтобы своей речью мы могли достичь цели, недостаточно говорить (писать) правильно, нужно еще знать, что и в какой ситуации лучше использовать, что лучше сказать (написать) в тех или иных обстоятельствах, что будет уместнее и действеннее в конкретных условиях общения. Таким образом, мы подошли к понятию языковой стиль. Стили – это слои, пласты, группы средств языка, имеющих определенную функционально-эмоциональную окраску. Раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка языковые средства, создающие их особенности,называется стилистикой. Рассмотрение вопроса о стилях построим на базе предшествующих знаний о речевой культуре и известных науке вариантов стилей языка. В отечественной филологии учение о стилях восходит к идеям М.В. Ломоносова (знаменитая теория трех стилей, построенная на признании разнотипности русской лексики). Современная стилистикавыделяет пять основных стилей: разговорный (обиходно-бытовой),официально-деловой, научный, художественный (язык художественной литературы), публицистический.Безусловно, все этистили объединены понятием «русский язык». Однако художественная проза не похожа на научную, язык законов резко отличается от языка бытового, своеобразен и язык газет и журналов. Вспомним, что литературный язык выполняет многообразные общественные функции. Будучи основным средством речевой коммуникации, он предназначен для обслуживания общественно-политической, культурной, производственной, научной, официально-деловой и бытовой сфер человеческой деятельности. Современный русский литературный язык характеризуется взаимодействием функционально-стилевых сфер и стилей. Каждая сфера общения диктует (предлагает) применение своего типа речи и стиля языка. Существуют два типа речи: разговорный,к которому относится разговорный стиль, и книжный,или письменно-книжный, объединяющий публицистический, официально-деловой, научный и художественный стили. Особенности стиля Каждый стиль характеризуется ведущими, специфическими стилевыми чертами,которые проявляются как в содержаниивысказывания, так и в его языковом оформлении. Научный стиль отличается абстрактностью, сочностью и логичностью, без которых невозможно объяснение каких-либо научных явлений. Деловому стилю присущи официальность, точность, беспристрастность изложения фактов, составления документов. Для публицистического стиля, основная цель которого - убедить аудиторию, характерны эмоциональность, призывность. Наконец, язык художественной литературы, решая задачу воплощения авторского замысла, пробуждения у читателя творческого воображения, ориентирован на образность и эмоциональность языка и безусловную конкретность описания того или иного события, реального или вымышленного явления. Иностилевые элементы, попадая в чужую им речевую структуру, играют вспомогательную роль, поскольку они оказываются и контексте новых для них речевых средств, приспосабливаются к тем целям и задачам речевой коммуникации, которые присущи данному стилю или функционально-стилевой сфере. Таким образом, стиль речи определяется коммуникативной ситуацией, а следовательно, целесообразностью – принципом, который, удовлетворяя нужды речевого общения, действует достаточно мягко и вместе с тем требовательно. Именно целесообразность,ане лексико-грамматическая нормарегулирует выбор тех или иных слов, присущих данному стилю средств выражения.
Тема 5. Научный стиль |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 417. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |