Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Доступность как коммуникативное качество речи




Описанные выше коммуникативные качества речи, и преж­де всего точность и логичность, предполагают и легкодоступность ее восприятия тем, кому она адресована, ибо мы говорим и пишем, чтобы нас поняли, а слушаем и читаем, чтобы понять другого.

Фактор доступности является еще одним чрезвычайно важным моментом культурной речи, потому что успех коммуникации зави­сит как от того, насколько верными языковыми средствами человек воспользуется для передачи своей мысли, так и от того, насколь­ко глубоко через языковое выражение другой сможет проникнуть в его замысел, т.е. от того, насколько при отборе речевых средств говорящим (пишущим) учитываются способности и возможности собеседника (читателя) постичь вербализованную (воплощенную в слове) мысль. Поэтому удачный выбор средств выражения воспро­изводящим речь влияет на степень ее усвоения воспринимающим (хотя картина процесса общения представляется много сложнее, об этом пойдет речь в следующей главе).

Из этого следует, что доступна такая речь, языковая структу­ра которой облегчает опознавание адресатом получаемой информа­ции. Иными словами, доступная речь - это речь понятная.

Любая мысль, ясная для ее автора, может и должна быть до­ступно (понятно) выражена и для адресата. Неслучайно по этому поводу Н.А. Некрасов писал: «Нет такой мысли, которую чело­век не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого».

Как сделать речь доступной?Для этого в русском языке есть все необходимые средства. Прежде всего доступность речи обеспечивается использованием лексики неограниченной сферы употребления - общеупотреби­тельных слов - следовательно, общедоступных, понятных всем.

Необходимо напомнить и о тех богатейших возможностях, ко­торые заложены в самом русском языке - разветвленной системе синонимии, полисемии и т.п., которая позволяет человеку найти и выбрать то единственно нужное, верное, понятное слово.

Однако умение ясно, понятно, доступно выразить свою мысль дается только тому, кто в тонкостях знает возможности лексиче­ской системы родного языка, кто постоянно развивает и совершен­ствует это знание. И если удачно выбранное слово делает речь по­нятной, то неудачно - может испортить любую речь: смешение си­нонимов, неразграничение омонимов и другое приводит не только к неточности речи, но и неясности мысли, ее недоступности.

Более того, как часто в речи вместо языковых находок, ярких, точных, понятных слов используются готовые, заштампованные выражения, случайные слова, усложненные обороты. Мешают по­нимать сказанное и диалектные слова, канцелярский жаргон, пере­груженность текста терминами, иноязычной лексикой. Это объ­ясняется тем, что диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины- слова, употребляемые в определенной среде (профес­сиональной, социальной, территориальной), - относятся к лексике ограниченного употребления, т.е. понятной не всем, что и снижа­ет доступность речи. Неумеренное стремление насыщать русскую речь иноязычными словами, в особенности если они вставляются без всякой необходимости и применяются в неотчетливом звуча­нии, тоже затрудняет взаимопонимание, делает речь труднодоступ­ной, коверкает русский язык.

Безусловно, не следует доступность понимать как примитив­ность. При общении со специалистом иногда лучше использовать ограниченную, терминологическую лексику, но хорошо понимаемую адресатом, чем описательные конструкции из общеупотребительной лексики для называния какого-либо специального явления.

И, конечно же, доступность исключает пустословие - это по сути расхищение времени. Перефразировав М. Горького, можно ска­зать: для того чтобы сделать речь доступной, нужно мобилизовать усилия говорить (писать) проще, естественнее, яснее, экономнее.

Требование доступности возрастает особенно тогда, когда есть непосредственный контакт с аудиторией, т.е. в устной речи, струк­тура и специфика которой целиком зависят от особенностей этой аудитории. Поэтому необходимо говорить еще об одном коммуни­кативном качестве - уместности.

Уместность как коммуникативное качество речи

Уместная речь - речь, языковая структура которой приведена в соответствие с условиями общения. Под условиями общения бу­дем понимать место, время, жанр и задачи коммуникативного про­цесса.

Вступая в коммуникацию - общаясь с собеседником или вы­ступая перед аудиторией, мы не только сообщаем ту или иную информацию, но вольно или невольно передаем наше отношение к действительности, к окружающим нас людям, к тому, с кем го­ворим, кому пишем. При этом каждый из нас в процессе общения имеет свои мотивационные, языковые, общекультурные, этниче­ские особенности, связанные с нашим духовным опытом, с теми ценностно-личностными установками, которые формируются в определенной культурной среде, конкретных культурных усло­виях.

Необходимо подчеркнуть, что любой акт человеческого об­щения происходит в определенных культурных условиях, так как человек «вплетен» в этнокультурные жизненные обстоятель­ства, которые являются предпосылкой речевого акта и реализу­ются в нем. В психолингвистике этот процесс получил название речевой культурной ситуации, представляющей собой совокуп­ность языкового и неязыкового окружения, влияющего на ком­муникантов: их взаимоотношения, состояния, эмоции, знания, убеждения и др.

Речевая культурная ситуация включает в себя три компо­нента:

• то, что описывается, что составляет содержание, тему вы­сказывания;

• тот, кто описывает (его опыт, знания, видение, интеллекту­альный уровень);

• тот, для кого описывается: с кем, где, зачем, говорим/пишем (личность адресата влияет на характер информации).

 

Тема 4. Функциональные разновидности литературного языка.

Стили языка

4.1. Понятие стиля. Соотнесение сферы
общения, стиля языка и коммуникативных
качеств речи

Вы уже знаете о коммуникативных качествах хорошей речи и понимаете, что овладение культурной речью требует сознательного использования определенных языковых (вербальных) и неязыковых (невербальных) средств, создающих эти необходимые качества речевого поведения для достижения цели в конкретной речевой культурной ситуации. Иными словами, для того чтобы своей речью мы могли достичь цели, недостаточно говорить (писать) правиль­но, нужно еще знать, что и в какой ситуации лучше использовать, что лучше сказать (написать) в тех или иных обстоятельствах, что будет уместнее и действеннее в конкретных условиях общения.

Таким образом, мы подошли к понятию языковой стиль. Стили –  это слои, пласты, группы средств языка, имею­щих определенную функционально-эмоциональную окраску.

Раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка языковые средства, создающие их особенности,называется сти­листикой.

Рассмотрение вопроса о стилях построим на базе предшествующих знаний о речевой культуре и известных науке вариантов сти­лей языка.

В отечественной филологии учение о стилях восходит к идеям М.В. Ломоносова (знаменитая теория трех стилей, построенная на признании разнотипности русской лексики). Современная стилистикавыделяет пять основных стилей: разговорный (обиходно-бы­товой),официально-деловой, научный, художественный (язык ху­дожественной литературы), публицистический.Безусловно, все этистили объединены понятием «русский язык». Однако художественная проза не похожа на научную, язык законов резко отличается от языка бытового, своеобразен и язык газет и журналов.

Вспомним, что литературный язык выполняет многообразные общественные функции. Будучи основным средством речевой коммуникации, он предназначен для обслуживания общественно-по­литической, культурной, производственной, научной, официально-­деловой и бытовой сфер человеческой деятельности.

Современный русский литературный язык характеризуется взаимодействием функционально-стилевых сфер и стилей. Каждая сфера общения диктует (предлагает) применение своего типа речи и стиля языка. Существуют два типа речи: разговорный,к которому относится разговорный стиль, и книжный,или письменно-книж­ный, объединяющий публицистический, официально-деловой, на­учный и художественный стили.



Особенности стиля

 

Каждый стиль характеризуется ведущими, специфическими стилевыми чертами,которые проявляются как в содержаниивы­сказывания, так и в его языковом оформлении.

Научный стиль отличается абстрактностью, сочностью и логичностью, без которых невозможно объяснение каких-либо научных явлений. Деловому стилю присущи офици­альность, точность, беспристрастность изложения фактов, состав­ления документов. Для публицистического стиля, основная цель которого - убедить аудиторию, характерны эмоциональность, призывность. Наконец, язык художественной литературы, решая зада­чу воплощения авторского замысла, пробуждения у читателя твор­ческого воображения, ориентирован на образность и эмоциональ­ность языка и безусловную конкретность описания того или иного события, реального или вымышленного явления.

Иностилевые элементы, попадая в чужую им речевую струк­туру, играют вспомогательную роль, поскольку они оказываются и контексте новых для них речевых средств, приспосабливаются к тем целям и задачам речевой коммуникации, которые присущи данному стилю или функционально-стилевой сфере.

Таким образом, стиль речи определяется коммуникативной си­туацией, а следовательно, целесообразностью – принципом, кото­рый, удовлетворяя нужды речевого общения, действует достаточно мягко и вместе с тем требовательно. Именно целесообразность,ане лексико-грамматическая нормарегулирует выбор тех или иных слов, присущих данному стилю средств выражения.

 


Тема 5. Научный стиль










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 417.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...