Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Страхование космических рисков




Космическое страхование (или страхование космических рисков) является одним из важнейших элементов любого космического проекта в связи с тем, что космическая деятельность характеризуется повышенными рисками утраты или повреждения объектов федеральной и частной собственности: наземной космической инфраструктуры, средств выведения (ракет-носителей, разгонных блоков) и космических аппаратов, а также рисками возникновения ответственности вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц объектами ракетно-космической техники при нештатных ситуациях.

Поэтому с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для возмещения возможных ущербов осуществляется финансовая защита космических проектов путем использования механизма страхования.

Необходимо сказать, что в России есть положительные примеры страховой защиты космических проектов. Российскими страховыми компаниями накоплен определенный опыт страхования рисков на всех этапах жизненного цикла объектов ракетно-космической техники. За последние 15 лет российские страховщики, в связи с гибелью ракетно-космической техники, выплатили страховое возмещение в сумме более 150 млн. долларов США. В настоящее время в отечественной практике применяются на регулярной основе, главным образом, два вида страхования космических рисков:

- страхование ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при запусках ракет космического назначения;

- страхование от рисков утраты или повреждения объектов наземной космической инфраструктуры, средств выведения и космических аппаратов (страхование имущества).

Страхование ответственности перед третьими лицами при запусках ракет космического назначения.Риск ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц возникает в соответствии с Договором Организации Объединенных Наций (ООН) «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 19 декабря 1966 г. и Конвенцией ООН «О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 29 ноября 1971 г.

Российская Федерация, являясь участником этих международных соглашений, как государство, осуществляющее космическую деятельность (запускающее государство), должна принимать необходимые меры по предотвращению наступления вреда или компенсации причиненного в результате космической деятельности ущерба третьим лицам (гражданам и юридическим лицам любого государства мира).

Страховые суммы (лимиты ответственности) по данному виду страхования определяются исходя из прогнозируемого уровня максимально возможного ущерба, который может быть причинен третьим лицам при аварийных запусках космических аппаратов.

Основными факторами, влияющими на размер возможного ущерба, являются трассы полетов ракет-носителей с космическими аппаратами, тип и токсичность используемых компонентов топлива и масса ракеты-носителя.

Страхование имущества.Риски утраты или повреждения объектов космической инфраструктуры, средств выведения и космических аппаратов возникают вследствие того, что надежность ракетно-космической техники не является абсолютной.

Объекты космической инфраструктуры представляют собой уникальную многофункциональную базу для реализации политики государства в сфере космической деятельности. Разрушение ее наиболее дорогостоящих объектов, к которым, прежде всего, относятся стартовые комплексы, может привести к серьезным последствиям и оказать негативное влияние на развитие ракетно-космической отрасли в целом.

Страховые суммы (лимиты ответственности) по данному виду страхования определяются исходя из стоимости страхуемого имущества.

Следует отметить, что в России практика страхования рисков космической деятельности все еще носит ограниченный характер и не обеспечивает в полной мере защиту экономических интересов предприятий ракетно-космической отрасли и государства. В частности, такие виды экономической защиты, как страхование рисков при разработке, производстве, испытаниях объектов ракетно-космической техники, страхование грузов при транспортировании изделий на космодром, страхование запуска и эксплуатации космических аппаратов на орбите, страхование предпринимательских рисков применяются пока ограниченно и, в основном, при реализации коммерческих проектов.

Причиной этого является ограниченность нормативной базы и не достаточно проработанные вопросы финансирования страхования в рамках федеральных целевых программ.

Целью использования механизма страхования образцов ракетно-космической техники и объектов наземной космической инфраструктуры должно стать, в первую очередь, безусловное и качественное восполнение за счет страховых возмещений утраченных объектов, создаваемых и эксплуатируемых в соответствии с федеральными целевыми программами.

Необходимо отметить, что механизм страхования рисков космической деятельности сегодня является наиболее эффективным средством гарантированного обеспечения экономической защиты запусков ракетно-космической техники в интересах обороноспособности Российской Федерации. Он позволяет привлечь финансовые ресурсы страховых рынков для компенсации возможных ущербов.

Учитывая заинтересованность заказчика в результатах реализации федеральных целевых программ, оправданным является осуществление страхования за счет заказчика либо возмещение им соответствующих затрат на страхование, понесенных исполнителем.

На различных этапах разработки, изготовления, летных испытаний и эксплуатации ракетно-космической техники целесообразно предусматривать различные механизмы финансирования затрат, связанных с обязательствами страхователя, в том числе различные варианты договоров страхования,когда страхователем и выгодоприобретателем может выступать как заказчик, так и исполнитель.

Реализация возможностей механизма страхования в ракетно-космической отрасли при выполнении федеральных целевых программ позволяет обеспечить финансовую защиту государственных интересов, успешное и бесперебойное выполнение космических программ, а также будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в отрасль

Страхование грузов

Страхование грузов- имущественное страхование, применяемое с целью защиты грузов от транспортных рисков (повреждения, утраты, уничтожения груза) при транспортировке от грузоотправителя к грузополучателю различными видами транспорта как при мультимодальных, так и смешанных (комбинированных) перевозках.

При страховании грузов осуществляется страхование следующих видов перевозок груза:

1. Страхование грузов при автоперевозках (страхуются как внутренние автоперевозки грузов так международные автоперевозки груза);

2. Страхование грузов при перевозках железнодорожным транспортом (страхуются как внутренние железнодорожные перевозки грузов так и международные железнодорожные перевозки грузов);

3. Страхование грузов при авиаперевозках (страхование внутренних авиаперевозок и международных авиаперевозок грузов);

4. Страхование грузов при перевозках водным транспортом (речным и морским водным транспортом) (страхование внутренних водных перевозок и международных водных перевозок груза);

5. Страхование грузов при смешанных перевозках, т.е. перевозках груза различными видами транспорта (страхование комбинированных перевозок груза, (внутренних и международных перевозок груза)

Международные перевозки грузов - это перевозки грузов, охватывающие несколько стран, к международным перевозкам относятся в том числе перевозки грузов в СНГ, Европу, Азию, межконтинентальные перевозки.

Внутренние перевозки грузов - это перевозки грузов в рамках транспортной инфраструктуры одной страны (например, перевозки грузов в рамках России, перевозки между различными субъектами РФ - рассматриваются как внутренние перевозки).

Мультимодальные перевозки это перевозки одним типом (видом) транспортных средств.

Смешанные (комбинированные) перевозки – это перевозки несколькими типами (видами) транспортных средств.

Объекты страхования при страховании грузов:

1. Все виды грузов (товары, оборудование, наливные грузы, крупногабаритные грузы, негабаритные грузы, сборные грузы, генеральные грузы, тяжеловесные грузы, контейнерные грузы, скоропортящиеся грузы) в том числе опасные виды грузов, перевозимые всеми видами транспорта по всему миру;

2. Расходы, связанные с транспортировкой грузов (фрахт, услуги по охране груза, таможенные расходы, транспортные и накладные расходы по доставке груза до места назначения и другие расходы, связанные с перевозкой груза);

3. Ожидаемая прибыль в пункте назначения от реализации груза но не более 10% от страховой суммы груза (при страховании данного объекта используются условия ИНКОТЕРМС 2000).

Страховые риски (страховое покрытие) при страховании грузов:

Страховые риски при страховании грузов подразделяются на три вида в зависимости от объема защиты предлагаемого страхованием:

1. С ответственностью за все риски - покрываются убытки от гибели или повреждения при перевозке всего или части груза, происшедшие по любой причине, включая кражу, грабеж, разбойное нападение, захват, пропажу или уничтожение вместе с перевозочным средством, умышленное или неумышленное повреждение груза третьими лицами, пожар, взрыв, транспортные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия, за исключением общепринятых исключений (по ГК РФ, Правилам Института лондонских страховщиков);

2. С ответственностью за частную аварию - покрываются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по поименованному перечню рисков (исключения те же), например:

- убытки от кражи целых мест груза;

- убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие вследствие стихийных бедствий, крушения, столкновения перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные и подвижные предметы, включая лед, пожара, взрыва на перевозочном средстве или вблизи него, залива груза забортной водой или при тушении пожара;

- убытки вследствие пропажи груза вместе с перевозочным средством;

- убытки от повреждения или гибели всего или части груза при погрузке, укладке и выгрузке.

3. Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения - возмещаются:

- убытки от полной гибели или исчезновения груза или отдельных частей груза (цельных) происшедшие вследствие стихийных бедствий, крушения, столкновения перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные и подвижные предметы, включая лед, пожара, взрыва на перевозочном средстве или вблизи него, залива груза забортной водой или при тушении пожара;

- убытки вследствие пропажи груза вместе со средством перевозки;

- убытки от полной гибели всего или части груза при погрузке, укладке и выгрузке;

- убытки при повреждении груза возмещаются лишь в том случае, если они возникли при крушении или столкновения перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные и подвижные предметы, включая лед, пожара или взрыва на перевозочном средстве или вблизи него, т.е. при аварии средства перевозки.

Дополнительные риски, подлежащие возмещению:

- расходы и взносы по общей аварии, а так же возникшие в связи с этим убытки;

- расходы по спасению груза, уменьшению убытка, установлению размера убытка при условии, если данный риск подлежит возмещению по условиям страхования.

Период страхования при страховании грузов (срок действия страховки):

При страховании грузов при перевозке, возможны несколько вариантов страхования:

1. Разовое страхование грузов - страхование на срок конкретной перевозки (разовая отправка, разовая перевозка груза) - страховка действует на период данной перевозки;

2. Многоразовое страхование грузов (страхование грузов по генеральному полису, генеральному договору) как правило, заключается на длительный срок. Страхование по генеральному полису возможно в случае осуществления на постоянной основе однотипных перевозок по одному и тому же маршруту сходных (однородных) грузов. Преимуществами страхования по генеральному договору является значительное уменьшение документооборота, ускорение процесса и как правило данный тип страхования используется транспортными компаниями имеющими постоянные договоры перевозки с определенными контрагентами, характеризующиеся постоянством как по срокам, маршрутам и так и перевозимым видам грузов.

Страховые суммы при страховании грузов:

Страховая сумма (страховой взнос) определяется при страховании грузов в зависимости от объекта страхования:

1. Любые виды грузов - страховая сумма определяется от действительной суммы груза в месте его нахождения (отправления);

2. Расходы связанные с транспортировкой грузов - от стоимости транспортных расходов, фрахта;

3. Ожидаемая прибыль - не более 10% от страховой суммы груза.

Страховая премия (страховой тариф) при страховании грузов:

Размер страхового тарифа устанавливается в зависимости от особенностей предстоящей перевозки: условий страхования, вида перевозки, вида груза и его упаковки (тары), маршрутов перевозки, наличия перегрузок, стоимости груза, объема перевозок, величины франшизы, наличия охраны и сопровождения грузов и других факторов.

Ориентировочные страховые тарифы при страховании грузов:

№ п/п Вид транспорта (как внутренние так и международные перевозки) Тариф (процент от страховой суммы (стоимости груза))
1. Автомобильный транспорт от 0,01% до 0,7%
2. Железнодорожный транспорт от 0,01% до 0,5%
3. Авиатранспорт от 0,01% до 0,3%
4. Водный (морской) транспорт от 0,01% до 0,4%
5. Комбинированные (смешные) перевозки от 0,15% до 0,7%

Порядок страхования грузов (механизм страхования грузов):

Страхование груза осуществляется следующим образом: после Вашего обращения наши специалисты изучают условия перевозки, изучают объект страхования, подбирают для Вас наиболее приемлемые условия страхования (страховой тариф, требования со стороны страховой компании), после чего заключается договор страхования, выставляются счета на оплату.
Срок страхования грузов – от 15-ти минут до нескольких дней в зависимости от типа грузов, вида перевозки, страховой суммы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 427.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...