Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Медитация: Искусство Празднования




СБОРНИК ЦИТАТ О ДИНАМИЧЕСКОЙ МЕДИТАЦИИ

 

 

Данная книга является сборником цитат, включающим в себя все публичные комментарии Ошо об Ошо Динамической Медитации, и составлена в том же самом порядке, в котором эти комментарии были произнесены. Поэтому у вас есть возможность оценить, как постепенно со временем развивалась Ошо Динамическая Медитация.

 

Впервые четвертая стадия была представлена в своем настоящем варианте в Новой Алхимии: Включить Вас, Часть 1, «Катарсис и Медитация: Шаги на Пути».

Вы заметите, что в первых упоминаниях о четвертой стадии инструкцией для нее было следующее: просто упасть на пол как мертвый, расслабиться и стать свидетелем. Позже техника была усовершенствована до своего сегодняшнего вида с пятью стадиями, и со словом «стоп» в конце первых трех стадий.

Выделенные ключевые слова помогут читателю найти более точные рекомендации к технике.

 

Июнь 2006

 

Copyright ©1953-2006 OSHO International Foundation, www.osho.com

Различия между системами

Ошо,

В чем заключается основное отличие между наиболее распространенными системами йоги и системой, которую создал ты?

 

На свете существует столько же путей, сколько и умов. Каждому уму необходим определенный путь, и каждый метод является верным для определенного человека. Метод не может быть верным или неверным сам по себе. Он зависит от человека, к которому применяется. Итак, йога, в основном, индивидуальна.

 

Когда бы ни изменялось общество, изменяется и ум. Я работал над новыми методами для нового ума. Старые методы были разработаны для определенного типа ума, который уже не существует в мире.

 

Например, Буддистские методы созданы для ума определенного типа, с которым сталкивался Будда. Сейчас этот тип ума больше не существует, и те методы стали бесполезными. Новый ум вошел в наше бытие. Тип ума, с которым встречался Будда и с которым он работал, в основном, базировался на вере. Все учение для Индийского ума основывалось на вере, сомневаться не разрешалось.

 

Теперь, по всему миру, современный ум основан на сомнении. Научный подход использует сомнение, ум не может стать научным, пока полностью не станет сомневающимся. Мы научили свои умы сомнению, поэтому методы, основанные на вере, стали для нас бесполезны. Они не могут быть использованы для современного ума. Нам необходимо разработать новые методы для современного ума – основанные на сомнении; на экспериментировании, без веры в качестве основного условия. В каждый век необходимы новые разработки. Все они могут быть использованы только в определенное время.

 

Мой метод является более научным и менее религиозным. Он дает вам опыт религиозности, но сам по себе метод является более научным, нежели религиозным, более психологичным, нежели духовным. Современный ум готов принять только тело и ум; духовная сфера воспринимается как романтическое заблуждение. Поэтому вы не можете начать с духовного. Самое большее – вы можете начать с психологического. Итак, мой метод является более психологичным, нежели духовным. В конечном счете, он ведет к духовному измерению, но берет свое начало в психологии.

 

Мы многое сотворили с человеческим умом, особенно на Западе. Религиозные традиции – Иудейская, Христианская, Ислам, и в наши дни даже Индуизм – все используют подавление. В нас существуют бесконечные слои подавления, и до тех пор, пока они не будут выражены, выброшены, пока мы их не выдохнем наше внутреннее путешествие невозможно.

 

Поэтому мой метод работает с катарсисом. Первая основная вещь – это необходимость пройти через катарсис. Пока подавления вашего ума не высвобождены, вы не можете идти дальше. Здесь существуют блоки.

 

Их не было здесь раньше. Особенно на Востоке они раньше просто не существовали. Ум не был так сильно подавлен; мы принимали вещи такими, какими они есть. Но сейчас весь мир живет под тенью Христианства. Все естественное осуждается. Тело, секс – все эти вещи осуждены. И мы находимся во внутреннем конфликте. Разум стал на первое место, и он подавляет все, что не является логичным. Разум – это всего лишь крошечная составляющая человека, всего лишь небольшой фрагмент, однако этот небольшой фрагмент превратился в правителя, диктатора. Он подавил в личности все остальные вещи. И пока они не будут выражены, и человек не придет в состояние глубокой гармонии со своими инстинктами, природой и телом, сделать что-либо будет не возможно.

 

Все древние методы начинают работать с той точки, в которой вы находитесь. Например, Транседентальная Медитация Махеша Йоги. Она начинает с вас таких, как вы есть. Вам дается определенная техника, мантра, с которой нужно работать. Мантра поможет вам успокоиться, но она не трансформирует вас. Она поможет вам приспособиться к обществу, которое само является больным. Она может сделать вас более тихим, некоторое хорошее ощущение придет к вам, но трансформации не случится, потому, что подавленные слои останутся там же, где и были. Они останутся незатронутыми. Вы просто обойдете свои подавления, поработаете со своим умом, что даст вам лишь поверхностную безмятежность.

 

Все древние методы – если их использовать непосредственно, без катарсиса – не принесут много пользы. Поэтому мой метод начинается с катарсиса. Только когда вы освободились от напряжения, вы можете совершить прыжок глубоко во внутрь себя.

 

Прыжок возможен. И я считаю, что в наши дни движение во внутрь стало для нас необходимостью. Однако подготовка к прыжку просто обязана отличаться от той подготовки, которая была в прошлом, поэтому вначале мой метод работает как катарсис. Затем он попытается создать гармонию с вашим телом.

 

Мы оторваны от своих тел. Все старые традиции подчеркивали, что тело и ум это две разные вещи. Такое утверждение абсолютно ошибочно. Тело и ум являются двумя сторонами одного существования. Старые традиции подчеркивали, что вы не тело, но мое утверждение прямо противоположно. Вы есть тело. Вы есть нечто большее, чем тело, вы выходите за пределы тела, но вы включаете в себя тело в том числе. В этом случае нет разделения, нет конфликта.

 

Мы создали конфликт, и этот конфликт создал разрыв. Над этой пропастью необходимо возвести мост. Мой метод означает наведение мостов. Только когда построен мост, вы превращаетесь в единое целое. И прыжок становится возможным.

Вы не можете прыгнуть, если вы фрагментарны. Одна ваша часть не сможет перепрыгнуть другую. Вам необходимо совершить прыжок как целостному существу. Для меня «святой» (holy) означает целый (whole). Такая целостность должна быть создана. Именно это я и пытаюсь сделать.

 

Если утверждение, что вы не тело вы принимаете как должное, то ваше тело закрывается: на вас висит мертвая вещь. И тогда вы не живете в нем, а просто его несете. Поэтому вернуть вас в ваше тело – это первое что необходимо сделать. Затем вас необходимо вернуть в ваш ум, вам нужно будет стать одним целым со своим умом. И только после этого вы сможете стать единым со своим духом. В первую очередь человек должен быть укоренен в своем теле, затем укоренен в своем естественном уме. И только потом он сможет глубоко упасть в свои естественные глубины.

 

Итак, я говорю «да» всему; я против любого конфликта. Я принимаю природу во всей тотальности, без какого-либо осуждения. Только когда есть приятие, возможна трансформация. По этой причине я не слишком озабочен старыми традициями йоги – абсолютно не озабочен.

 

О катарсисе

 

Ошо,

Каким образом ты осуществляешь катарсис о котором ты говоришь?

Процесс требует времени, но он несложен. Каким образом мы стали такими подавленными? Техника для освобождения от подавленности прямо противоположна.

 

Метод для подавления заключается в том, чтобы не выражать. Если вы чувствуете гнев, не выражайте его. Подавляйте его и не позволяйте ему выйти наружу. Мой метод полностью противоположен. Если вы в гневе, выразите его. Не на кого-то, а в вакуум. Если вы гневаетесь на меня, не выливайте злость на меня. Пойдите в другую комнату и выразите ее в вакуум. Если вы обрушите гнев на кого-то, это создаст цепную реакцию, и вы никогда не сможете выйти из нее. Но если вы подавляете гнев внутри, он становится ядовитым. Он останется в вашей системе, и будет продолжать создавать вам много, много неприятностей. В конечном счете, вам придется его выразить где-нибудь и как-нибудь.

 

Мой метод заключается в том, чтобы выразить все то, что находится внутри. Если там находятся особые проблемы, проблемы морали, не выражайте их кому-то. Выразите их в вакуум. Итак, мой метод начинается с выражения всего, что было подавлено.

 

На первом шаге я настаиваю на хаотическом дыхании в течение десяти минут. Не систематическом дыхании, но хаотическом. Систематическое дыхание не сможет потревожить ваше подавленное существо. Хаотическое дыхание имеет глубокий смысл, так как дыхание связывает ваши тело и ум. Если вы злитесь у вас один ритм дыхания. Если вы влюбились у вас другой ритм. Если вы печальны, то снова ваше дыхание другое. Если вы расслаблены, ваше дыхание также изменяется. Когда состояние вашего ума изменяется, то мгновенно изменяется и ваше дыхание. Вы не сможете ритмично дышать и гневаться одновременно. Это невозможно. Вы не сможете войти в сексуальный акт, дыша при этом очень тихо и спокойно. Невозможно!

 

Первое, на чем я настаиваю – это хаотическое дыхание. Просто сделайте вдох, а затем выбросьте воздух наружу. Не нужно использовать никаких йогических методов. Вдыхайте как можно глубже, а затем выдыхайте как можно больше, забывая обо всем, кроме дыхания. Только помните выдыхать и вдыхать на столько интенсивно, чтобы взбудоражить всю свою систему: каждая клеточка вашего тела должна быть потревожена, каждая клеточка вашего ума также должна быть потревожена. Вы стремитесь потревожить весь шаблон, который устоялся в вас.

 

На втором шаге, когда своим дыханием вы полностью взбудоражили свои тело/ум, я говорю вам выразить все, что находится внутри вас. Чтобы ни пришло вам на ум, у вас есть десять минут, чтобы это выразить. Если вам хочется кричать, кричите как сумасшедший. Если вам хочется зарыдать, рыдайте как сумасшедший. Если вам хочется смеяться, смейтесь. Если вам хочется прыгать, злиться, выбрасывайте свою насильственность в небеса, и делайте это. Все что вам хочется выразить, выражайте. Но не на конкретного человека; просто в вакуум.

 

Вторая стадия – стадия выражения. Вы будете удивлены, увидев как много выходит подавлений с того момента, когда вы начали их выражать. №№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№Выражает не только ваш ум, но и ваше тело. Впервые вы осознаете, что телу необходимо выразить многое. Если вы насильственный человек, то ваши руки будут двигаться так, будто вы кого-то убиваете или бьете. Огромное количество криков выйдет наружу. И через крик вы освободитесь от многого.

Для того чтобы вторая стадия произошла тотально, потребуется время. Но в течение трех недель вы научитесь выражать все, что находится внутри вас спонтанно. И затем вы почувствуете, как что-то покидает вас, и вы освобождаетесь от бремени.

 

Только в этом случае может случиться третья стадия. Третья стадия – это особый звук «Ху». Не конкретное слово, а просто звук.

«Ху» - ничего не обозначает. На протяжении десяти минут вы должны повторять «Ху», «Ху», «Ху». Этот звук ударяет в сексуальный центр изнутри. Существуют разные звуки, и каждый из них достигает определенный слой внутри. Если вы произнесете Ом, звук, который обычно использовали, то он достигнет сердца. Если вы произнесете Ом, звук никогда не опустится ниже сердца; но если вы скажете «Ху», звук достигнет области ниже пупка и ударит в сексуальный центр.

 

Современный человек – современный ум и современное тело – настолько вовлечен в секс, что до тех пор, пока не ударить в сексуальный центр ничего не произойдет. Сексуальный центр можно ударить двумя способами: снаружи или изнутри. Секс это единственная энергия, находящаяся в вас; она является источником всех остальных энергий. Если эта энергия движется вовне, она становится биологическим воспроизведением. Если она движется во внутрь, то превращается в духовную трансформацию – перерождение самого себя.

 

Во время третьей стадии вы просто продолжайте плакать, кричать «Ху!» и ударять по сексуальному центру. Скоро, в течение нескольких недель, вы начнете чувствовать рвущуюся вверх энергию, которая начинается от сексуального центра и движется вдоль позвоночника. Вы ощутите тепло, и почувствуете, что новый путь открылся внутри вас. И однажды когда энергия начнет двигаться от вашего позвоночника к голове, вы увидите себя в ином качестве, с другой перспективы, в ином измерении. Когда энергия достигает вашей головы, она может быть выражена из головы. Обычно сексуальная энергия высвобождается из сексуального центра. Это одна сторона нашего существа. Противоположной стороной является голова. Если сексуальная энергия может быть высвобождена из головы, вы – трансформированы; вы стали другим существом.

 

Итак, необходимо сделать эти три шага. Четвертая стадия – это просто расслабление, падение замертво. Ничего ни делая: без усилия, без техники. Просто оставаясь тихими, чтобы ни происходило. После выполнения первых трех стадий, вы настолько истощены, что расслабление приходит очень просто. Вы желаете расслабиться, все ваше тело желает расслабиться. Вы падаете и лежите там, где упали как мертвец. В этом мертвом состоянии вы превращаетесь в свидетеля. Вы просто свидетель, не делающий ничего.

 

Четвертая стадия и есть то, что веками называли медитацией. Но в наши дни первые три стадии обязаны предшествовать ей. Пока эти шаги не сделаны, то что вы скажете людям быть молчаливыми, тихо сидеть, будет для них бессмысленным. Они смогут сидеть, они смогут заставить себя сидеть. Но они не смогут стать молчаливыми, потому что внутри будет продолжаться сумасшествие. И посидев в тишине, они станут более сумасшедшими внутри.

 

 

Наблюдение за умом

 

Ошо,

А как насчет метода простого наблюдения за умом?

Если вы просто наблюдаете ум, это займет слишком много времени – годы. И возможно ничего не произойдет, потому что вы не просто наблюдаете: каждый день вы создаете еще больше ума. Кроме того, ум несет в себе прошлые накопления, а потому этот процесс может затянуться до бесконечности. Вы можете ходить и ходить по замкнутому кругу.

 

Я встречал людей, которые практиковали метод наблюдения. Один из древнейших методов: свидетельствование всего, что находится внутри. Если внутри вас совсем немного сумасшествия, возможно, метод сработает, но в противном случае, вы будете продолжать смотреть, и это покажется бесконечностью.

Ошо,

Необходимо ли разотождествлять себя с умом так, как будто он находится снаружи меня.

 

 Нет, он не снаружи тебя. Он внутри. Если ты скажешь, что ум находится снаружи, тогда любые «внутри» и «снаружи» исчезают. Тогда ты становишься частью Вселенной. Но тогда он снова окажется внутри.

Все то, что происходит внутри тебя, происходит внутри тебя. Ты должен это выбросить. Если ты просто продолжаешь наблюдать, возможно, медитация случится, однако этот процесс очень долгий. Я встречал людей, которые наблюдали в течение тридцати лет. Они стали чуть более молчаливыми, но в основном их умственный процесс продолжался. Ум кажется бесконечным – вы продолжаете создавать все больше ума снова и снова.

 

Поэтому, на мой взгляд, вначале необходимо сбросить накопления, а затем смотреть. Освобождение, катарсис являются чудом. Тогда вы сможете очень легко расслабиться, тогда вы сможете свидетельствовать очень легко.

Когда в самом начале вы отождествляетесь со своим безумием в процессе выбрасывания его наружу, вы получаете возможность для неотождествления. Но если вы не способны отождествиться, то вы не сможете и разотождествиться.

Если вы смеетесь и в это мгновение вы можете быть единым целым со своим смехом, вы накапливаете способность быть полностью отдельным от него. Смех продолжается, и вы можете быть свидетелем. Если же вы не полностью отождествили себя со своим смехом, или со своим гневом, или с чем-либо еще, вы будете неспособны к разотождествлению. Поэтому катарсис помогает в наблюдении.

 

На четвертой стадии Динамической Медитациинеобходимо просто оставаться молчаливым и быть свидетелем. Тогда со временем первые три стадии могут быть постепенно отброшены. Им не придется следовать вечно. Когда вы чувствуете что выходить больше нечему, тогда вторая стадия отброшена. Но не пытайтесь отбросить ее сами; вам следует продолжать. Только в том случае, когда вы чувствуете, что ничего нет – ни гнева, ни насилия, ни смеха, ни плача. Когда вы чувствуете, что вы побеспокоили всю свою биоэнергию с помощью быстрого дыхания и, несмотря на это, ничего из вас не выходит – тогда все в порядке. Тогда второй шаг действительно отброшен.

 

Если вы выполняете третью стадию, рано или поздно она будет отброшена. Когда энергия начинает двигаться сама по себе, необходимость в ударах отпадает. Если энергия движется вверх, а вы все еще продолжаете использовать «Ху», вы можете помешать движению вверх. В этом случае вам следует отбросить третью стадию. И тогда вам следует отбросить первую стадию в том числе, так как она больше не нужна. Теперь, остается только четвертая стадия.

Теперь вы можете войти в четвертую стадию в любой момент, в любое время. Четвертая стадия и есть медитация; первые три стадии являются всего лишь подготовкой. Четвертая стадия в точности как Дзен. Вы ничего не делаете. Без усилий. Просто молчаливое ожидание.

Это требует времени. По крайней мере, три недели необходимы для того, чтобы прочувствовать технику, и три месяца перед тем, как вы начнете двигаться в другой мир. Но время, которое займет этот процесс не фиксировано. Оно изменяется в зависимости от индивидуальности. Если ваша интенсивность действительно велика, тогда даже за три дня может все произойти.

 

 

Использование техники

 

Ошо,

Есть ли необходимость в религиозном веровании, или же эту технику можно практиковать в качестве психотерапии?

 

Нет никакой необходимости в религиозном веровании. Достаточно практиковать ее как психотерапию. На мой взгляд, вера стала невозможна. Вы можете только принудить себя к вере, но вы не можете верить. В наши дни это невозможно. Если ты веришь, то все в порядке. Но, для девяноста девяти процентов людей вера недоступна. Мы только в силах принудить себя к вере, но снова мы сталкиваемся с подавлением, а я против него.

 

Не верь. А проведи эксперимент. Если что-то произойдет, оно станет твоей верой. Но вера не должна быть необходимым условием, предпосылкой. Ты можешь завершить верой, но никак не начать. Этого и не нужно. Если вещь является научной, то необходимость в вере отпадает.

 

Вы не есть тело, вы не есть ум. Вы являетесь единым целым. Но старые традиции прошлого разделили вас на части. Они создали ложный промежуток, постоянно настаивая на том, что ваше тело и вы это совершенно разные вещи. Старые традиции создали разрыв, психологический разрыв.

 

Этот промежуток не настоящий, они на самом деле не могут сделать никакого разрыва, но они поселили идею в уме, и с тех пор промежуток начал существовать. Поэтому, когда я говорю, что должен быть построен мост между вами и вашим телом, я просто имею в виду, что иллюзия разделения должна быть развеяна. Вы уже являетесь одним целым, однако психологически мы думаем о теле как о чем-то отдельном от нас. Должна быть достигнута тотальность.

 

Итак, я не разделяю тело и ум, материю и ум, мир и мокшу. Я говорю, что существование едино. Пока вы не почувствуете эту единость, вы никогда не будете свободны от тревоги и муки. Причина всех тревог коренится в этом разделении.

Из-за этого разделения вы не можете жить в настоящем моменте, здесь и сейчас. Разделение продолжает создавать будущее. Как достичь мокши, освобождения, спасения в будущем? Как выйти за пределы этого тела в будущем? Как быть свободным от тела, от материального мира? Всегда в будущем.

 

Прямо сейчас, по причине разделения, мы не можем быть. Поэтому в первую очередь необходимо растворить разделение. Оно является ложным, но оно существует. Как только разделение исчезает, вы освобождены, вы здесь и сейчас. Тогда, будущее перестает существовать.

Ориентированный на будущее человек обязательно будет болен. Он не может быть здоров. Будущее вновь и вновь будет создавать напряжение и тревогу.

 

Будущего не существует. Этого момента достаточно. Если мы можем быть едиными в данный момент, и проживать этот момент во всей его тотальности, то это и есть освобождение. И мы не можем прожить момент во всей его тотальности до тех пор, пока сами не будем тотальны.

 

Взгляните на этот факт так: все человеческое страдание происходит из-за неправильного отношения. Реальность не изменить; достаточно поменять неправильное отношение. А оно заключается в следующем: смотреть на целое через призму разделения. Все есть одно целое. Но интеллект разделяет; он не может функционировать без разделений. Смысл делит; он не может функционировать без разделений. Все медитации,по сути, дают вам проблеск существования, в котором вы не разделяете вещи, а принимаете их во всей тотальности, такими, какими они являются на самом деле. Я против любого вида разделения.

 

Ошо,

Если твой метод действительно является чисто психотерапевтическим, тогда почему сделан такой акцент на одежду, почему все носят оранжевый?

Потому что это психотерапевтично. Именно поэтому. Твой ум подвержен влиянию твоей одежды, твой ум подвержен влиянию твоего тела, твой ум подвержен влиянию пищи, которую ты принимаешь. Все, чем ты занимаешься, влияет на твой ум.

 

Если бы метод был просто духовным, тогда необходимости менять одежду не было бы. Для чего? Но психотерапии нужно подмечать каждую тривиальную вещь, так как ничто не тривиально для ума. В тот момент когда вы поменяли свою одежду , ум стал другим потому что вы изменили саму основу.

 

Одежда является не просто обычным феноменом. Для ума она очень значительна. Королева Англии одета в свое королевское платье. Дайте ей надеть платье нищенки, и тогда изменится не только одежда. Весь ум попадет под влияние этой одежды. Когда полицейский стоит на дороге, одетый в униформу, он является совершенно отличным от себя, одетого в обычный костюм.

 

Ум озабочен совсем обычными вещами: едой, одеждой, всем. Он меняется по мере того, как меняются все внешние вещи. Поэтому я даю вам другую одежду, другое имя, просто даю вам другую личность – вы можете начать заново. Они помогают…

 

Но они не являются духовными. Для духовности, нет нужды что-либо менять. Когда вы становитесь духовными, необходимость в том, чтобы менять что-либо внешнее, отпадает. Но вы еще не духовны, и для вас все может быть полезным.

 

Если вы надеваете узкую одежду, вы чувствуете больше насилия. Именно поэтому мы не позволяем солдатам носить свободную одежду. Если солдатам раздать свободную одежду, такую как носили монахи, они будут не в состоянии бороться. Внутри их умы станут свободными и широкими как их робы. Если вы надеваете очень узкую одежду, вы почувствуете больше насилия, больше сексуальности. Изменится сама ваша походка, потому что ум состоит из необычайно маленьких вещей. Обычная перемена может выглядеть очень значительной для ума. Вы не можете стоять посреди улицы обнаженными. Почему? Здесь скрыт более глубокий смысл. Это не просто вопрос одежды. Вы сможете стоять обнаженными только в том случае, если изменится ваш ум.

 

Ваш ум соткан из банальных вещей. Если вы измените эти вещи, вы измените свой ум, свое прошлое. Вы начинаете что-то новое, вас окружают новые опорные точки, которые помогут вам создать это новое.

Вы едите обычную пищу. Если внезапно вы поменяете еду, вашему телу придется подстроиться под нее. Вы обладаете определенным ритмом между днем и ночью. Несколько часов вы спите, несколько часов бодрствуете. Если вы недостаточно выспитесь, ритм вашего тела изменится, и все ваше существо будет потревожено.

 

Попробуйте следующее: невероятно простую вещь. Наденьте костюм клоуна, отправьтесь на рынок и почувствуйте свое состояние в этот момент. Прохожие будут оглядываться на вас, каждый будет реагировать по-разному. И так как ваше мнение о себе есть не что иное, как отражение мнений окружающих, то по мере того, как мнение окружающих будет меняться, вы будете изменяться так же. Поэтому смена одежды является ничем иным, как психотерапевтической техникой. Она помогает в начале.

 

 

Достижение осознанности

 

Ошо,

Люди пытаются достичь осознанности и высших состоянийсознания с помощью наркотиков. Когда действие наркотика оканчивается, они теряют свою поднявшуюся осознанность. Может ли осознанность, достигнутая с помощью медитации, также быть утраченной?

 

Нет. Достигнув ее однажды, вы не сможете ее потерять. Если она потеряна, то в этом случае ваше техника была ни чем иным как наркотиком. Действительно существуют медитационные техники, похожие на наркотик. Критерий таков: если вы достигли чего-то, а затем это потеряли, будьте уверенны, что техника была всего лишь трюком, наркотиком.

 

...Даже если не постоянно практиковать технику?

 

Даже если вы не практикуете ее. Однажды, подойдя к определенной точке своего существа, вы никогда не утратите ее, в том случае, если это не было сном. Только сон может быть утрачен.

Наркотики не могут дать реальность. Они только могут подарить вам прекрасные сны. Или даже ужасные сны – это зависит от вас, того, кто спит. Вы можете загипнотизировать себя определенным сном; существуют техники гипноза. Если вы используете их, вы будете находиться в состоянии автогипноза. Вы начнете чувствовать, чувствовать многое, но как только вы прекратите технику, все исчезнет. Вы игрались, все происшедшее с вами было лишь ментальным трюком. Вы спали, работало ваше воображение.

 

Если вы действительно растете в осознанности, она не может быть утеряна. В этом заключается различие между настоящими методами и ложными. Настоящий метод – это метод роста. Он не является просто видением. Вы растете в нем. Видение пришло, потому что вы выросли до нового состояния ума.

 

С наркотиками или же с ложными техниками вы никогда не растете. К вам приходит определенное видение, но вы остаетесь прежними. Когда вы перестаете использовать наркотики или ложные техники, видение исчезает. Оно было создано химическим способом. Оно не пришло к вам в результате вашего роста. Всегда помните, что только рост имеет значение. Видение не имеет значения. Даже, если вы увидели Бога – бессмысленно. Если вы остаетесь прежними, тогда ваш Бог ничто иное, как последствие вашего воображения. Видения не имеют смысла. Христианство сделало слишком большой акцент на них.

 

Именно поэтому на Западе так предпочитают наркотики – они легко создают видения. Если вы ищете видений, тогда я вам отвечу: с медитацией вы зря теряете время; наркотики лучше. Они быстро и легко подарят вам картинки, но вы останетесь прежними. Более того, вы можете пасть еще ниже своего обычного состояния ума; вы можете деградировать.

 

С медитацией, все чего бы вы ни достигли, остается с вами. Если вы прекращаете технику, вы не продвинетесь дальше, но все чего вы достигли, останется при вас. Оно не может быть утрачено. Плоды настоящего роста никогда не пропадут. Они не являются чем-то, что к вам добавили, чем-то, что вы можете потерять. Вы и являетесь тем, кто вырос.

 

Например, если вы стали юношей, вы уже не можете снова вернуться назад в детство. Вы выросли. Но если ребенку снится, что он стал молодым человеком, он упадет. Когда он очнется от своего сна, он снова будет ребенком. По такому критерию вы можете судить, был ли это рост, или это был просто сон. Если это был сон, он будет утрачен. Если это был рост, он останется с вами.

Бесконечное Приключение #3

Мы тренируем ребенка фокусировать свой ум, концентрироваться, потому что без концентрации он не будет приспособлен к жизни. Жизнь требует этого. Ум должен уметь концентрироваться. Но в тот момент, когда ум научился концентрироваться, он становится менее осознающим. Осознанность обозначает сознательный, но не сфокусированный ум. Осознанность есть осознание всего, что происходит.

 

Концентрация является выбором. Она исключает все, кроме предмета, на котором она концентрируется. Концентрация это сужение. Если вы идете по улице, вам нужно сузить свое сознание для того, чтобы идти. Не в ваших силах просто осознавать все, что происходит вокруг – в этом случае вы расфокусируетесь. Итак, концентрация является необходимостью. Концентрация ума нужна для того, чтобы жить – выживать, существовать. Поэтому каждая культура по-своему пытается сузить детский ум.

 

Дети, сами по себе, никогда не сфокусированы. Их сознание открыто со всех сторон. Входит все, ничего не исключается. Ребенок открыт для каждого ощущения, каждое ощущение включено в его сознание.

А входит так много! Поэтому ребенок такой раскаченный, непостоянный. Детский необусловленный ум – это непрерывное изменение ощущений. Но он не сможет выжить с таким типом ума. Ему необходимо научиться сужать свой ум, концентрироваться.

 

В момент сужения своего ума вы особенно четко осознаете один предмет и в то же время не осознаете всех остальных вещей. Чем больше сужен ум, тем более он будет успешным. Вы станете специалистом, вы превратитесь в эксперта. Но главное будет заключаться в том, что вы будете знать все больше и больше о все меньшем и меньшем.

 

Сужение является насущной необходимостью. Никто за это не несет ответственности. Для той жизни, которая сейчас существует сужение необходимо, но его не достаточно. Оно универсально, но не достаточно просто выживать. Быть просто универсальным – этого не достаточно. Поэтому, когда вы становитесь универсальны, и ваше сознание сужено, вы начинаете отрицать многое в своем уме из того, к чему он способен. Вы не используете его целиком, а только его крошечную часть.

 

И все что осталось неиспользованным – большая часть – превратилось в бессознательное.

На самом деле, границы между сознательным и бессознательным не существует. Они не являются двумя отдельными частями. Они не являются двумя отдельными умами. «Сознательный ум» обозначает ту часть ума, которая задействована в процессе концентрации. «Бессознательный ум» обозначает проигнорированную, заброшенную, закрытую порцию. Такой процесс порождает разделение, разрыв. Большая часть вашего ума становится чуждой вам. Вы становитесь чужаком самим себе. Вы становитесь незнакомцем для своей собственной тотальности.

 

Маленькую часть вы отождествили с самим собой, а большая часть была потеряна. Но оставшаяся подсознательная половинка всегда присутствует рядом как неиспользованный потенциал, неиспользованная возможность, непрожитое приключение. Этот бессознательный ум – этот потенциал, неиспользованный ум – всегда будет враждовать с сознательным умом. Поэтому между ними всегда существует конфликт.

 

Каждый находится в конфликте по причине разрыва между сознательным и бессознательным. Но вы сможете ощутить блаженство только в том случае, если позволите своему потенциалу, своему бессознательному расцвести; никак иначе.

 

Если большая часть вашего потенциала остается не раскрытой, то ваша жизнь будет сплошным разочарованием. Поэтому, чем более универсальным является человек, тем меньше он наполнен, тем меньше его блаженство. Чем более утилитарным является его подход – чем больше человек вовлечен в деловую жизнь – тем меньше он живет, тем менее он экстатичен. Часть ума, которая не может быть полезной в универсальном мире, отвергнута.

 

Универсальная жизнь необходима для вас, но вы платите слишком высокую цену: вы утратили всю праздничность жизни. Жизнь превращается в фестиваль, праздник, если весь ваш потенциал начинает цвести. Тогда жизнь становится церемонией. Поэтому я всегда говорю, что религия означает трансформацию жизни в праздник. Измерение религии совпадает с измерением фестиваля, не-универсальности.

 

 Универсальный ум не должен восприниматься как целое. Оставшаяся, большая часть – весь ум – не должен быть принесен в жертву. Универсальный ум это далеко не все. Он должен присутствовать только в качестве средства. Другая часть – оставшаяся, большая, потенциал – должна стать концом. Именно это я имею в виду, когда говорю о религиозном подходе.

 

Когда подход не религиозен, деловой, утилитарный ум становится завершением. Когда он становится завершением, вы лишаетесь возможности активизировать свой потенциал; бессознательное будет отвергнуто. Если универсальность становится всем, это значит, что слуга играет роль мастера.

 

Интеллигентность – сужение ума – направлена на выживание, но не на жизнь. Выживание и жизнь это разные вещи.

Выживание это необходимость: существовать в материальном мире необходимо. Но конец всегда подразумевает цветение вашего потенциала, всего того, что значимо для вас. Если вы абсолютно наполнены, если внутри вас ничего не осталось в зачаточном состоянии, если все в вас произошло, если вы цветете, тогда и только тогда вы сможете почувствовать блаженство и экстаз жизни.

 

 Отверженная часть вас, ваше бессознательное сможет стать активной и творческой только в том случае, если вы добавите к своей жизни новое измерение – измерение фестиваля, измерение игры.

 

Поэтому медитация это не работа, это игра. Молитва это не бизнес, это игра. Медитация не является чем-то, что необходимо выполнить для достижения определенной цели – мира, блаженства. Это нечто, чем стоит наслаждаться без какой-либо причины. Медитация завершена сама в себе.

 

Праздничное измерение является наиболее важной вещью, которую необходимо понять – а мы полностью утратили ее. Под словом фестиваль я подразумеваю способность наслаждаться, от момента к моменту всем тем, что приходит к вам.

 

Мы стали такими обусловленными и наши привычки стали настолько механическими, что даже в то время когда нам не нужно выполнять работу, наши умы остаются деловыми. Когда нет необходимости в концентрации, вы все равно сконцентрированы. Даже когда вы играете, вы не играете на самом деле, вы не наслаждаетесь. Даже когда вы играете в карты, вы не получаете от них удовольствия. Вы играете ради победы, и тогда игра превращается в работу. И тогда все происходящее для вас не имеет значения, важен только результат.

 

В бизнесе важен результат. На фестивале важен сам процесс. Если любое действие вы сможете сделать значительным самим по себе, значит вы стали празднующим, и вы можете наслаждаться этим.

 

Когда бы вы ни оказались в состоянии празднования, все ограничения – сужающие ограничения – сломаны. Они больше не нужны, они выброшены. Вы выскочили из своего затянутого костюма, узкого костюма концентрации. Начиная с этого момента, вы не выбираете. Все, что приходит к вам, вы позволяете этому приходить. И в тот момент, когда вы позволяете всему существованию прийти к вам, вы становитесь с ним одним целым. Образовался союз. 

 

Этот союз – этот праздник, эту не выбирающую осознанность, неделовое отношение – я называю медитацией.

Праздник в моменте, в действии, при отсутствии беспокойства о результатах, не пытаясь достичь чего-либо.

 

Нечего достигать, поэтому вы можете наслаждаться тем, что есть здесь и сейчас.

 

Вы можете объяснить это так: я с вами разговариваю. Если я озабочен результатом, тогда беседа становится бизнесом, она превращается в работу. Но если я говорю с вами без каких-либо ожиданий, без желания определенного результата, тогда разговор превращается в игру. Завершенное в самом себе действие. В этом случае в сужении нет необходимости. Я могу играть со словами, я могу играть с мыслями. Я могу играть с вашим вопросом, я могу играть со своим ответом. Тогда процесс несерьезен, тогда он беспечен.

 

И если вы слушаете меня, не думая о том, как выудить что-то полезное из этого, тогда вы можете расслабиться. Тогда вы можете позволить мне причастным к вам, и ваше сознание не будет суженым. Тогда оно открыто – игривое, наслаждающееся.

 

Любой момент может быть деловым моментом, любой момент может быть медитативным моментом. Разница в отношении. Если он не избирателен, если вы играете с ним, тогда он медитативен.

 

Существуют социальные потребности и существуют потребности существования, которые нужно удовлетворить. Я не скажу: «Не обуславливайте детей». Если вы оставите их полностью необусловленными, они вырастут варварами. Они не смогут существовать. Потребности выживания обуславливают, но выживание это не предел. Поэтому вы должны уметь надевать свою обусловленность и снимать ее – в точности как одежду. Вы можете надеть ее, выйти в мир и заниматься делами. А затем вернуться домой и снять ее. Тогда вы есть.

 

Если вы не отождествлены со своей одеждой, со своей обусловленностью, если вы не говорите, например: «Я есть ум», тогда это не сложно. Тогда вы сможете легко меняться. Но вы отождествились со своей обусловленностью. Вы говорите: «Моя обусловленность это и есть я», а все, что не является вашей обусловленностью, отвергнуто. Вы думаете: «Все что не обусловлено во мне не является мной, я не бессознательное. Я - сознательный, сфокусированный ум.». Такая отождествленность опасна. Этого не должно быть. Настоящее образование не является обуславливающим. Но оно обуславливает при условии, что обуславливание является универсальной необходимостью. Вы должны уметь надевать и снимать его.

 

Когда в нем есть необходимость, вы надеваете его. Когда в нем нет необходимости, вы его снимаете. До тех пор пока не появится возможность обучать людей так, чтобы они не отождествлялись со своими обусловленностями, человеческие существа не будут по настоящему человеческими существами. Они – роботы – обусловленные, суженные.

 

Понять это означает осознать ту большую часть ума, которая отвергала свет. А осознание этого факта значит осознание того, что вы не являетесь одним лишь сознательным умом. Сознательный ум является только частью. «Я» является и тем и другим, причем большая часть не обусловлена. Она всегда находится там, она ждет.

 

Мое определение медитации заключается в том, что она является просто усилием совершить прыжок в бессознательное. Вы не можете прыгнуть с помощью расчетов, потому что все расчеты идут из сознательного, а сознательный ум не позволит этому произойти. Он предупредит вас об опасности: «Ты сойдешь с ума. Не смей этого делать».

 

Сознательный ум всегда боится бессознательного, потому что если бессознательное всплывет на поверхность, все что было в сознательном уме спокойным и чистым смоется волной. После этого станет темно как в лесу.

Например: вы создали сад, сад с забором. Вы очистили только небольшой участок земли, правда, посадили немного цветов и все кажется превосходным – наведен порядок, все чисто.

 

Но помните, что лес находится поблизости. Он не подчиняется правилам, не поддается контролю. И по этой причине сад постоянно находится в страхе. Лес может войти в любой момент и сад неминуемо исчезнет. Таким же образом вы культивировали часть своего ума.

 

Вы все подчистили. Но бессознательное всегда находится где-то рядом, и сознательный ум всегда этого боится. Сознательный ум говорит: «Не иди в бессознательное. Не смотри в него, не думай о нем».

 

Путь бессознательного темен и неизвестен. Для смысла оно выглядит иррациональным, для логики – алогичным. Потому, если для того, чтобы пойти в медитацию вы думаете, то вы никогда не пойдете в нее. Потому что думающая часть не позволит вам отправиться в неизвестное.

 

Появилась дилемма: вы ничего не можете сделать не подумав, но с размышлениями вы не можете пойти в медитацию.

 

Что же делать? Даже если вы подумаете: «Я не собираюсь думать» - это также является размышлением. Все та же думающая часть ума говорит: «Я не должен позволять возникать процессу размышления».

Медитация не может быть выполнена посредством мышления. Это является дилеммой - величайшей дилеммой. Каждый искатель должен столкнуться с ней. Где-нибудь, когда-нибудь дилемма появится. Те, кто знают, говорят: «Прыгай! Не думай!». Но вы ничего не можете сделать без размышлений.

 

По этой причине были созданы ненужные методы. Я говорю ненужные, потому что если вы прыгаете без размышлений, вам не понадобятся методы. Однако, вы не можете совершить прыжок, не думая, поэтому вам нужен метод.

 

Вы можете думать о способе, ваш думающий ум может расслабиться относительно метода, но не относительно медитации.

 

Медитация будет прыжком в неизвестное. Вы можете поработать с методом, и он автоматически толкнет вас в неизвестное. Метод необходим только из-за натренированности ума. В противном случае необходимость бы в нем отпала.

 

Прыгнув однажды, вы скажете: «Метод был не нужен, он не был необходимостью». Но это знание ретроспективно: только позже вы узнаете, что вам не нужен был метод. Именно об этом говорил Кришнамурти: «Способ не нужен. Метод не нужен». Учителя Дзен говорят: «Не нужно прилагать усилие, оно происходит без усилия». Но для того, кто не переступил барьер, это звучит абсурдно. И обычно беседуют с теми, кто этого не сделал.

 

Поэтому я говорю, что способ является искусственным. Он – это просто трюк договориться с вашим рациональным умом и толкнуть вас в неизвестное.

По этой причине я использую энергичные методы. Чем более энергичный метод, тем менее затронут ваш расчетливый ум. Чем более метод становится энергичным, тем более он тотален. Потому что живостью обладает не только ум, но и тело и эмоции. Появляется живость всего вашего существа.

 

Суфийские дервиши в качестве способа, в качестве техники использовали танец. Если вы входите в танец, вы не можете продолжать быть интеллектуальными. Потому что танец – это сложный феномен. Он требует участие всего вашего существа. И момент когда вы входите в состояние не-ума, просто обязан придти. Чем больше живости, чем больше энергичности, чем больше вы вовлечены в процесс, тем меньше рассудка здесь остается. Поэтому танец был использован в качестве техники для толчка. В какой-то момент вы перестаете быть танцующим, но танец продолжится, он захлестнет вас и толкнет в неизвестный источник.

Учителя Дзен использовали метод Коана. Коаны сбивают с толку, так как по самой своей природе они абсурдны. Их не возможно решить интеллектом. Вы не можете думать над ними. Кажется, что вы можете решить их – и в этом заключается ловушка. На первый взгляд вам может показаться, что коан решаем, вы начнете размышлять над ним. Ваш рациональный ум в своей тарелке. Ему дали нечто для того, чтобы решить. Но то, что ему дали, не может быть решено по определению. Сама природа коана такова, что он не может быть решен, потому что его природа – абсурд.

 

Существуют сотни головоломок. Учитель может сказать: «Думай о беззвучном звуке». Вербально, задача выглядит решаемой, как то, над чем можно поразмыслить. Если вы сильно постараетесь, как-нибудь, где-нибудь беззвучный звук будет найден. Это выглядит возможным. Затем, в определенный момент – а он непредсказуем, он не одинаков для всех – ум просто сдувается. Его больше нет. Вы есть, но ум ушел со всеми своими обусловленностями. И вы становитесь в точности как ребенок.

 

Обусловленностей нет, вы – просто сознательны. Сужающей концентрации больше нет. Теперь вы знаете, что не нуждались в способе. Но такое знание приходит позже, оно не должно быть высказано заранее.

 

Ни один метод не является причиной. Метод не является причиной медитации. Поэтому существует такое разнообразие методов, которые могут быть полезными. Каждый из них является всего лишь способом. Однако, каждая религия утверждает, что только ее методы являются путем, другие не помогут. Все религии думают в терминах причины и следствия.

 

Если нагреть воду, то вода начнет испаряться. Нагревание является причиной. Без него вода испаряться не будет. Процесс является причинно следственным. Подогрев это необходимость, которая обязана предшествовать испарению. Но медитация– не причинна, поэтому любой метод может оказаться действенным. Каждый метод это просто способ. Он просто создает нужную ситуацию, но не является причиной.

Например, за пределами этой комнаты безграничные открытые небеса. Вы никогда их не видели. Я могу говорить с амии о небесах, о свежести, о море, обо всем том, что находится за пределами этой комнаты. Но вы никогда этого не видели. Вы не имеете об этом ни малейшего представления. Вы просто рассмеетесь, решите, что я все это выдумал. Вы скажете: «Все это из мира фантастики, ты мечтатель». И я не могу убедить вас выйти из комнаты, потому что все, о чем я рассказал, является бессмысленным для вас.

 

Тогда я скажу: «Дом в огне!» Эта фраза для вас наполнена смыслом. Ее вы можете понять.

Теперь мне не нужно давать вам какие-либо объяснения. Я просто начинаю бежать. Вы следуете за мной. Дом не горит, но в тот момент, когда вы выберетесь наружу, вы не спросите меня, почему я солгал. Вы поняли суть. Вы видите небеса. Теперь вы меня благодарите. Любая ложь пригодится. Ложь была просто способом. Это был способ вывести вас наружу. И то, что находится снаружи, не появилось, благодаря тому, что я солгал.

 

Все религии основаны на способах лжи. Все методы лгут. Они просто создают ситуацию, но не являются причиной. Могут быть созданы новые способы. Могут быть созданы новые религии. Старые методы становятся выдохшимися, и старая ложь становится плоской. Нужно нечто новое. Вам так часто говорили, что дом в огне, хотя на самом деле нет, что ложь эта стала бесполезной. Теперь кто-то должен создать новый способ.

Если что-то является причиной чего-то – оно никогда не будет бесполезным. Но старые методы всегда бесполезны. Нужны новые . Поэтому каждый пророк будет бороться со старыми пророками. Он выполняет ту же работу, что выполняли в свое время они. Но ему придется быть противоположным их учениям, потому что ему необходимо отвергнуть все старые способы, которые стали плоскими и бессмысленными.

 

Все великие мастера – Будда, Христос, Махавира – из сострадания создали великую ложь только для того, чтобы вытолкнуть вас из дома. Если вас можно вытолкнуть из ума любым способом, это единственное, что необходимо. Ваш ум – это заточением, ваш ум является роковым. Он слуга.

 

Ум - заточение

 

Ошо,

Зачем требуется сужение ума?

 

Как я уже говорил, эта дилемма обязательно появится – такова природа жизни. Вам придется научиться сужать ум. Сужение пригодится вам тогда, когда вы будете двигаться наружу, но оно будет роковым для вашего внутреннего мира. Сужение будет универсально в общении с другими, но оно будет равносильно самоубийству для самого себя.

Вам необходимо сосуществовать как с другими, так и самим собой. Любая односторонняя жизнь – покалечена. Вы должны существовать среди других с обусловленным умом, но вы также должны существовать наедине с самим собой с полностью не обусловленным сознанием. Общество создает суженное сознание, но сознание само по себе означает расширение. Оно безгранично. Оба вида нужны, и оба должны быть задействованы.

 Я называю мудрым того, кто может задействовать обе нужды. Любая крайность – это отсутствие мудрости. Любая крайность вредна. Итак, живите в миру с умом, со своей обусловленностью. Но с самим собой живите без ума, без тренировки. Используйте свой ум как средство, но не ставьте его во главу. Выходите из него каждый раз, когда у вас появляется возможность. В момент, когда вы находитесь одни, выходите из ума, выключайте его. И тогда, празднуйте момент. Просто празднуйте существование, вселенную без всякой на то причины.

 

Просто быть – само по себе является великим праздником в том случае, если вы знаете, как снимать обусловленность. Этому «сниманию» вы научитесь с помощью Динамической Медитации. Она не послужит причиной. Она придет к вам беспричинно. Медитация создаст ту ситуацию, в которой вы подойдете к неизвестному. Шаг за шагом она вытолкнет вас из привычной, механичной, подобной роботу личности. Будьте мужественны: практикуйте Динамическую Медитацию энергично, а все остальное придет к вам само. Оно не будет вашим действием, оно произойдет.

Вы не можете принести божественное, но вы можете помешать ему придти. Вы не можете внести солнце в дом, но вы можете закрыть двери. Негативно ум делает многое. Позитивно – ничего. Все позитивное является подарком, все позитивное является благословением. Оно приходит к вам, в то время как все негативное является плодом вашей деятельности.

 

Медитация и все медитационные приемы могут сделать только одно: вытолкнуть вас из негативных помех. Они могут высвободить вас из тюрьмы, которая и есть ум. И когда вы выйдете, вы рассмеетесь. Выйти на самом деле так легко, оно было прямо здесь. Нужен был всего лишь один шаг. Но мы продолжаем ходить кругами, и всегда не хватает только одного шага…одного шага, который может переместить нас прямо в центр.

Вы продолжаете находиться в кругу на периферии, повторяя одно и то же. В каком-то месте непрерывность должна оборваться. Это все, что можно сделать с помощью любого медитационного метода. Если непрерывность разорвана, если вы перестали быть связанными со своим прошлым, тогда этот самый момент есть взрыв! В этот самый момент вы центрированы, центрированы в самом своем существе. И тогда вы знаете то, что всегда было вашим, все, что просто ждало вас.

Медитация: Искусство Празднования










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...