Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интеграция организаций России




В мировую логистическую сеть

 

Одним из базовых приоритетов внутренней и внешней политики России в современных условиях является ускоренная интеграция ее торгового и транспортного комплексов в мировое логистическое пространство, создание благоприятных условий для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. На решение этих задач нацелены президентские программы («Дороги России», «Внутренние водные пути России»), федеральные целевые программы («Возрождение Волги», «Возрождение торгового флота России», «Верфи России»), «Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 годы», «Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации», ряд соглашений о сотрудничестве России со странами СНГ в области транспорта и энергетики. Меморандум Комиссии ЕС и Правительства Российской Федерации об открытии международного судоходства по внутренним водным путям России и др.

К существующим транспортным коридорам России через Москву, Ленинградскую область, черноморские и каспийские морские порты разрабатывается проект нового Дальневосточного транспортного коридора. К работе над этим проектом приступили специалисты России и США. Новый коридор должен связать западное побережье США, Приморский край России и Северный Китай. В настоящее время из США в КНР ежегодно доставляется более 1,5 млн большегрузных контейнеров. Большинство из них транспортируется судами-контейнеровозами в порты Японии и Южной Кореи. Отсюда после подгруппировки по назначениям их направляют в китайские порты, а затем железнодорожным транспортом в северные провинции КНР. Эти провинции могли бы значительно быстрее и дешевле получать грузы в контейнерах при проследовании их транзитом через Приморский край. Расчеты показали, что если американские суда-контейнеровозы будут перевозить контейнеры в морские порты Находки и Владивостока, то сроки их доставки с западного побережья США до северных территорий КНР будут сокращены на 10 суток, а тарифная плата на доставку одного контейнера по такому маршруту уменьшится на                 1 тыс. долл. Таким же образом могут быть организованы контейнерные перевозки в обратном направлении. Российские порты и железные дороги, участвующие в этих контейнерных перевозках, получат значительный доход, в частности Транссибирская железнодорожная магистраль.

По мнению экспертов, в российских транспортных схемах практически не учитывается тот факт, что Россия — великая речная держава, имеющая десятки тысяч километров полноводных судоходных рек, а для перемещения на одно и то же расстояние 1 т груза по реке затрачивается в 6 раз меньше энергии, чем по железной дороге, и в 25 раз меньше, чем по автомобильной дороге. Поэтому разумным решением представляется принять комбинацию лучесетевых (в европейской части России) и прямоугольно-сетевых широтно-меридиональных (в азиатской части России) конфигураций транспортной сети с терминальными узлами в точках пересечения магистральных железнодорожных трасс с судоходными реками[67].

 

Логистика «стройного» производства

 

Массовое производство, вызвавшее колоссальный рост производительности труда и объемов продукции, остается основной системой производства во многих отраслях экономики в мире. Тем не менее в значительной мере от желания потребителей иметь разнообразную и быстро обновляемую продукцию, а также в результате проявления управленческих и технологических недостатков, имеющих место в основе массового производства, в последние годы стала ярко проявляться концепция гибкого производства. Эта концепция включает четыре взаимосвязанных направления:

гибкость проектирования — создание многообразия конструкций различного направления и разных потребительских свойств на базе перспективной модели;

гибкость технологии — использование агрегатного оборудования и переналаживаемой технологической оснастки для быстрого освоения новых технологических процессов;

гибкость психологии — быстрая перестройка мышления всех участников производства при переходе на выпуск новой продукции;

гибкость производственной логистики — создание «стройных» производств (англ. lean production, нем. Schlanke Unternehmen), т. е. производств без излишеств[68].

Сравнительный анализ принципов, положенных в основу массового и «стройного» производства, приведен в табл. 13.1.

Таблица 13. 1

 

Сравнительный анализ концепций массового и

«стройного» производства

Массовое производство    «Стройное» производство
1. Принципы Форда,Тейлора, Файоля 2. Рост масштабов производства, уровня специализации и стандарти- зации   3. Люди как продолжение машин   4. Люди как средство экономии затрат 5. Сложная схема организации 6. Авторитарный стиль управления 7. Стремление избежать риска 8. Внешний контроль (контролеры)   9. Возможность частой смены поставщиков 10. Запасы комплектующих        11. Цикличный характер производства 1. Требования рынка   2. Увеличение номенклатуры изделий, уменьшение партий выпуска, повышение уровня качества продукции и услуг 3. Люди и машины дополняют друг друга 4. Люди как ресурсы   5. Простая схема организации 6. Участие работников в управлении 7. Нововведения 8. Внутренний контроль (саморегу-лирование) 9. Поставщики как партнеры   10. Минимальные запасы  комплектующих «на непредвиденный случай» 11. Гибкость реагирования на спрос    

 

 

Концепция «стройного» производства впервые реализована на фирме «Тойота» в Японии благодаря идеям Киичиро Тойода и духовного отца «стройного» производства Тайичи Оно[69]. Насколько «стройное» производство эффективнее массового, можно судить по данным табл. 13.2. К настоящему времени основы создания «стройного» производства достаточно изучены. В частности, опубликовано исследование «The machine that changed the World» американских ученых Дж. Уомака, Д. Джонса и Д. Росса из Массачусетского технологического института, обобщающее опыт японских автомобилестроителей в этой области. Что касается распространения опыта фирмы «Тойота», то начиная с 1984 г. его взяли на вооружение предприятия автомобилестроения США и Европы, а затем и других отраслей.

Таблица 13.2

 

Показатели работы сборочного завода компании «Дженерал моторс»

Во Фрамингене и завода компании «Тойота» в Такаоке

 

             Показатели «Дженерал     моторс» «Тойота»
Фактическое время сборки одного автомобиля, час. Число дефектов сборки на один автомобиль Производственные площади на один автомобиль; кв. футов Количество товарно-материальных запасов (в среднем) 40,7               130               8,1 2 недели 18,0   45                  4,8     2 часа

 

И с т о ч н и к: Клевлин А. И. Логистические основы организации крупных производственных комплексов. — Тольятти—Самара, I996.

 

Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте основные направления логистики будущего.

2. Назовите движущие силы глобализации.

3. Опишите динамику развития логистики.

4. Изложите концептуальные факторы развития глобальной логистики.

5. Каковы основные направления ускоренной интеграции организаций России в мировое логистическое пространство?

6. Раскройте суть логистики «стройного» производства.

7. Изложите сущность концепций массового и «стройного» производства.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. — М.: Маркетинг, 1998. — 228 с.

2. Залманова М.Е. Логистика: Учеб. пособие. — Саратов: СГТУ, 1995. — 166 с.

3. Колобов А.А., Омельченко И.Н. Основы промышленной логистики: Учеб. пособие. — М.: МГТУ, 1998. — 116 с.

4. Леншин И.Л., Смоляков Ю.И. Логистика. Ч. 1—2. — М.: Машиностроение, 1996.

5. Логистика: Учебник/Под ред. Б.А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 352 с.

6. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2000.

7. Новиков О.А., Нос В.А., Рейфе М.Е., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. — СПб.: СЭПИ, 1996. — 112 с.

8. Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и             В.И. Сергеева. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 200 с.

9. Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 2000.

10. Промышленная логистика. — СПб.: Политехника, 1994. — 165 с.

11. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2000.

12. Бауэрсокс Д., Класс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2001. — 640 с.

13. Фирон X., Линдерс М. Управление снабжением и запасами. Логистика/ Пер. с англ. — СПб.: Полигон, 1999. — 768 с.

 

 

 

Учебное издание

 

 

ЛОГИСТИКА

 

Учебник










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...