Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разминка (идея — Фопель К., 2000)




Давайте сначала проанализируем историю развития нашей груп­пы. В рабочем альбоме изобразите рисунок, который символически будет отображать вас и ваше самочувствие от начала работы в группе до сегодняшнего дня. При желании отметьте ключевыми словами наиболее важные ситуации.

Обязательно изобразите следующие моменты: 1) когда вы были наиболее счастливы в группе, 2) когда вам было очень неприятно, 3) когда вы просто ощущали себя спокойно и комфортно.

Обсуждение

Исследование изменений

Исследование изменений у нас будет проходить так же, как мы это делали раньше — вновь обратимся к жизненному пути, значимым людям и затем перейдем к конструктам.

Каузометрия

см. с. 27

Психогимнастика

Можно предложить любое простое упражнение.

Выявление конструктов и ценностей

см. с. 31

Сравнение

А теперь посмотрите на свои новые системы конструктов. Срав­ните их с предыдущими — произошли ли какие-то объективные из­менения (количество конструктов, качественные изменения в них)?

Кто видит какие-то отличия?

Если тренер использовал факторный или кластерный анализ, он может строить свою работу на анализе факторных полей или клас­терных деревьев. Если нет — нужно ориентироваться на качествен­ные показатели, содержание репертуарных и оценочных решеток.

Что я получил?

Чтобы нам легче было проститься, давайте сделаем так: пусть каж­дый сосредоточится на том, что он здесь получил. Подумайте несколь­ко минут над следующим вопросом: какой опыт я получил в этой группе и как он поможет мне справляться с проблемами в жизни? Закройте глаза и не открывайте их, пока не найдете ответа на этот вопрос. Поделитесь с другими своими мыслями.

Прощание

Давайте простимся с помощью нашего ритуала. Встанем в тесный круг. Положим руки на плечи друг другу.Закроем на минуту глаза и мысленно передадим друг другу все возможные положительные эмо­ции, чувства, пожелания.

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ТРЕНИНГА?

Программа развития внутренней мотивации завершена. После того как проведена завершающая диагностика, мы можем быть не­приятно удивлены. Да, различия в конструктах, ценностях опреде­ленно появились, однако не такие значимые, как нам того хотелось бы. В чем дело? Неужели мы что-то сделали не так? Оказывается, нет.

Дело в том, что мы имеем дело с внутренней мотивацией — очень сложным феноменом, развитие которого предсказать без учета опре­деленных закономерностей невозможно. Одной из таких законо­мерностей оказалось существование латентного периодав развитии внутренней мотивации. Обнаружилось, что для появления значимых изменений в сознании и в поведении участников Программы долж­но пройти некоторое время. Оно необходимо для осмысления ново-приобретенного опыта, апробации его уже не в тренингово-игровой, а в реальной профессиональной деятельности, вкоторой права на ошибку нет. Должен пройти этап внутреннего принятия произошед­ших изменений, осознания их частью себя.

По нашим экспериментальным данным, протяженность латент­ного периода составляет от двух до шести месяцев.

На рисунке показана общая динамика внутренней мотивации у работников во время и после тренинга.

1 — время участия в Программе развития внутренней мотивации,

2 — латентный период (2—6 месяцев);

3 — развитие внутренней мотивации после завершения латентно
го периода.

Таким образом, при проведении Программы быстрых результатов ожидать не стоит. Однако, как свидетельствуют исследования, пред­ставленные в первом разделе, участие в подобном тренинге обяза­тельно приносит свои плоды.

Еще один очень важный аспект. Скорость протекания латентного периода зависит от социального контекста, в котором пребывает участник Программы. Если на предприятии устоялась система жест-кого внешнего мотивирования и контроля и лишь один ее работник прошел Программу, то очевидно, что произошедшие изменения очень быстро нивелируются и пропадут. Ведь наработанные в Программе новые внутренне мотивированные стратегии поведения не будут под­держиваться окружением. В таком случае лишь длительная комплекс­ная работа с предприятием в целом может помочь что-либо суще­ственно изменить. Но это уже тема совсем другой книги...

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 1999. 176 с.

2. Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 35—43.

3. Головаха Е. И., Хроник А. А. Психологическое время личности. К.: Научная мысль, 1984. 207 с.

4. Гончарова Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132—135.

5. 3анюк С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001. 352 с. 6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с. 7. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетер­минации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1.С. 15—25.

8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

9. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129-139.

 

10. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000. 256 с.

11. Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмен, У. А. Конрой. СПб.: Евразия, 1999. 832 с.

12. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. 234 с.

13. Уэйнберг Р. С, Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. К.: Олимпийская литература, 1998. 325 с.

14. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Генезис, 2000. 256 с.

15. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / Общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. 236 с.

16. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 864 с.

17. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

18. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116—132.

19. Чирков В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 102-111.

20. Чирков В. И., Диси Э. Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 48-57.

21. Климчук В. О., Шимченко О. А. Вплив внутрішньоі мотиваціі на розвитоктворчих здібностей дітей дошкільного вiкy // Обдарована дитина. 2004.
№ 10. С. 60-63.

22. Музика О. Л. Суб'эктно-ціннісний аналіз становления творчо обдарованой особистості (на материалі технтчноі творчості). Дис. ... канд. психол. Наук за спеціальністю 19.00.07. К., 1997. 203 с.

23. Reis Н. Т., Sheldon К. М., Gable S. L, Roscoe J., Ryan R. M. (2000). Daily wellbeing: The role of autonomy, competence, and relatedness // Personality and Social Psychology Bulletin. 26. 419-435.

24. Deci E. L., Cascio W. F., KrusellJ. (1975). Cognitive evaluation theory and some comments on the Calder and Staw critique // Journal of Personality and Social Psychology. 31.81-85.

25. Ryan R. M., Chirkov V. I., Little T. D.t Sheldon K. M., Timoshina, E., Deci, E. L. (1999). The American Dream in Russia: Extrinsic aspirations and well-being in two cultures. Personality and Social Psychology Bulletin, 25, 1509—1524.

26. Wild T. C, Enile M. E., Nix G., Deci E. L. (1997). Perceiving others as intrinsically or extrinsically motivated: Effects on expectancy formation and task engagement // Personality and Social Psychology Bulletin. 23. 837-848.

27. Ryan R. M., Deci E. L. (2001). On Happiness and Human Potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being. In S. Fiske (Ed.), Annual Review of Psychology (Vol. 52; pp. 141 — 166). Palo Alto, CA: Annual Reviews, Inc.

28. Deci E. L., Ryan R. M. The «What» and «Why» of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. No. 4. 227-268.

 

Приложение

ПРОВЕДЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА

В ПРОГРАММЕ STATISTICA


Создание файла данных

Запустите STATISTICA 5.5, модуль Data Management. С помощью этого модуля легко задаются параметры файла данных (имя, разме­щение, количество строк и столбцов).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...