Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Влияние вознаграждений на мотивацию
Давайте обсудим такой вопрос: что более побуждает людей к осуществлению определенной деятельности — вознаграждение или наказание? А теперь я предлагаю познакомиться с рядом реальных экспериментальных ситуаций. Давайте разобьемся на три группы. Каждой группе будет дано по одной карточке с описанием эксперимента. Однако там не будет указано самое главное — результат эксперимента. Вам необходимо будет за 30 минут спрогнозировать его результат, а также сформулировать аргументы в защиту своей мысли. Эксперимент 1 (Lepper, Greene, Nisbеtt, 1973; см. Хекхаузен X., 2003. С. 727—728). Для участия в эксперименте были отобраны дошкольники, которые проявляли заметный интерес к рисованию цветными фломастерами. Одним детям из их числа за рисование заведомо обещалось вознаграждение (грамота с печатью, цветная лента), другие вознаграждались неожиданно после рисования, а третьим не давалось ни обещаний, ни вознаграждений. На протяжении двух недель велось скрытое наблюдение за свободной игровой деятельностью детей в детском саду. Как вы думаете, какие дети продолжали рисовать фломастерами, а какие — почти перестали этим заниматься? Обоснуйте ответ. (Правильный ответ: дети в первой группе снизили время, отведенное для рисования.) Эксперимент 2 (Weick, 1964; Хекхаузен X., 1986. С. 246). Ученикам, которые принимали участие в эксперименте на изучение процесса образования понятий ради получения необходимой для них справки, недружелюбным тоном сообщалось, что они этой справки не получат. Второй группе учеников ничего не говорили, и они, как и ожидали, получили свои справки. После созданной таким образом ситуации проводили запланированный эксперимент, во время которого измеряли степень приложенных усилий, уровень достижений, интерес к задачам. Как вы думаете, в какой группе учеников названные показатели оказались высшими? Обоснуйте ответ. (Правильный ответ: в первой группе.) Эксперимент 3(Garbarino, 1975; Хекхаузен X., 2003. С. 734). В одной из школ существовала традиция: ученики четвертых и пятых классов помогали в занятиях ученикам первых и вторых классов. Одна группа «наставников» не получала за это никакого вознаграждения, другая же поощрялась билетами в кинотеатр. Между обеими группами наблюдались определенные отличия во взаимодействии со своими «учениками». Как вы думаете, в чем состояли эти отличия? Различалась ли между собой успеваемость «учеников» разных групп «наставников»? Обоснуйте ответ. (Правильный ответ: вторая группа наставников была более жесткой, а их ученики имели более низкий уровень успеваемости.) Каждая подгруппа представляет свою ситуацию, ее решение и объяснение. Обсуждение. Кто из вас не согласен с тем решением, к которому пришли члены группы? А теперь я представлю вам реальные результаты этих экспериментов. Итак, мы выяснили, что вознаграждение и наказание не так уж и важны для мотивации. И при этом они имеют скорее тормозящее, чем усиливающее влияние. Исследователь Р. де Чармс сделал следующие выводы: 1. Если человек вознаграждается за что-то, что он делает или сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение приведет к уменьшению мотивации. 2. Если человек не вознаграждается за неинтересную деятельность, которую он начал делать лишь ради вознаграждения, то мотивация к ней может возрасти. Базовые потребности (Э. Диси, Р. Раян) Классификация Выводы Р. де Чармса говорят нам о том, что происходит с внутренней мотивацией при действии на нее вознаграждений, однако они не показывают, откуда она берется, в чем ее источник. Исследования по этому поводу проводились и проводятся сейчас другими учеными (Э. Диси, Р. Раян и многие другие). Давайте возвратимся к тем ощущениям, которые сопровождали вашу внутренне мотивированную деятельность. Посмотрим на них еще раз, но с другой точки зрения. Можем ли мы сказать, об удовлетворении какой потребности говориткаждое из записанных чувств? Дело в том, что каждую из названных вами потребностей можно отнести к одной из трех базовых потребностей,выделенных Эдвардом Диси: • потребность в самодетерминации (потребностьощущать самого себя источником собственной активности); • потребность в компетентности (потребность ощущать себя компетентным, знающим и умеющим что-либо делать); • потребность в значимых отношениях (потребность быть включенным в значимые отношения с другими людьми в процессе деятельности). Удовлетворение этих потребностей в определенной деятельности и может сделать ее мотивированной внутренне! Как это происходит? Приблизительно вот так (рис. 8).
Рис. 8. Формирование внутренней мотивации деятельности
Пути удовлетворения Поскольку мы уже знакомы с факторами внутренней мотивации, давайте снова разделимся на группы.' Каждая из групп получит по одной базовой потребности. Задача — разработать системы способов удовлетворения каждой базовой потребности для работников вашей фирмы. На выполнение задачи — 30 минут. А теперь следующая задача. Посмотрите внимательно на свою систему и попробуйте продемонстрировать ее действие, разыграв в ролях любую профессиональную ситуацию. После демонстрации каждой группой состоится теоретическая презентация. Если у кого-то в процессе работы возникнут какие-то замечания, предложения — записывайте их в свои альбомы, мы обсудим их во время дискуссии. Обсуждение. Для развития внутренней мотивации ни одну из этих потребностей нельзя удовлетворить в отдельности. Поэтому следующая задача для всей группы— на доске изобразить целостную систему развития внутренней мотивации сотрудников вашей фирмы. Давайте обсудим ваш проект. Роль обратной связи Для того чтобы человекмог выяснить, насколько он самодетерминирован и компетентен,ему нужно получить из окружающей среды обратную связь. Связь эта может быть трех видов: контролирующая, информирующая или индифферентная. Часто контролирующая обратная связь осуществляется с помощью денежного вознаграждения или взыскания, положительной или отрицательной оценки, выговоров, наказаний. Индифферентная связь — простая информация о результатах деятельности. Информирующая обратная связь имеет положительный характер, поскольку при ее использовании человек получает информацию об успехе или неудаче с объяснением причин и путей улучшения результатов. Информирующая обратная связь создается, когда человек включен в систему значимых отношений с другими. «Источники» и «пешки» (Р. де Чармс) Ричард де Чармс ввел понятие источника и пешки. Источник — человек, который ощущает, что сам является причиной собственной активности. Пешка — человек, который чувствует, что его деятельность обусловлена активностью кого-то постороннего. Каждый человек в разные моменты жизни бывает и пешкой, и источником. Можно привести пример школьника: пешкой он ощущает себя, когда идет в школу, а источником — когда возвращается из нее. Вспомните: были ли в вашей жизни моменты, когда вы ощущали себя пешками? А источниками? Оказалось, что не всем одинаково присуще желание быть источниками. Есть люди, которые преимущественно ощущают себя пешками, а есть люди, которые в большинстве случаев ощущают себя источниками. Ценности В чем же здесь проблема? Почему гак? Возвратимся к нашей схеме развития внутренней мотивации. Если у каждого человека есть базовые потребности, то достаточно удовлетворить их, и возникнет внутренняя мотивацияк деятельности. Однако не такая уж простая вещь — человек. Кроме потребностей, он обладает еще и ценностями. Ценность —это представление о том, что для человека наиболее значимо. Мы уже сталкивались с ценностями на прошлом занятии. Помните, мы посещали волшебный магазин — там мы покупали наши желания. Вот эти желания, за которые вы могли отдать что-то вам очень дорогое, ибыли ценностями. Ценностями может быть что угодно — вещь, работа, эмоции и даже потребности. Посмотрите еще раз на схему — вы видите, создается впечатление, что человек находится под влиянием базовых потребностей, которые давят на него своими стрелками? Именно так оно и есть. Человек, который в деятельности руководствуется лишь потребностями, находится полностью в их власти и фактически является пешкой. А когда же человек становится источником? Тогда, когда начинает в процессе оценки ситуации пользоваться не ее возможностью удовлетворить потребности, а собственными ценностями. То есть тогда, когда становится над ситуацией и уже не является объектом ее влияния, а сам сознательно видоизменяет ее таким образом, чтобы она пришла в соответствие с его собственной системой ценностей. Наша схема будет иметь следующий вид (рис. 9). Обсуждение. Какие у вас вопросы, мнения? Давайте их обсудим. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |