Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сарга 36. О пространстве сияющего Сознания.




 

1. Рама спросил:

Как эта вселенная существует в пространстве самого Сознания, которое превосходит все? Объясни мне это, О брамин, для дальнейшего увеличения моего понимания. 2. Васиштха ответил:

Как еще не появившиеся волны пребывают в воде, также и творения пребывают в чистой истине Сознания, не отличаясь от него самого.

3. Как вездесущее пространство существует, но из-за своей тонкости не проявляется, так и нераздельное Сознание не проявлено, хотя и существует повсюду.

4. Как отражение в кристалле как будто и существует и не существует, так и это творение в Сознании - не реально и не нереально.

5. Как облака пребывают в небе и поддерживаются им, не затрагивая само небо, так эти творения пребывают в Сознании и существуют благодаря ему, но не затрагивают само Высшее Сознание.

6. Как свет отражается, входя в воду, становясь видимым, так и свет чистого Сознания отражается в теле. 

7. Неразрушимое Сознание лишено всех понятий и названий, но всем воспринимаемым объектам приписываются имена.

8. Оно в сотню раз прозрачнее пространства; мудрые знают его как нераздельное и видят весь мир как имеющий природу единого Атмана.

9. Как вода в океане принимает разнообразные формы волн и брызг, и эти формы не отличны от самой воды, также это Сознание становится всем существующим разнообразием, которое не отлично от него.

10. Все разнообразие в мире, состоящее из «я» и «ты», видится в этом океане чистого Сознания, будучи только самим Сознанием безо всяких различий. 11. Сознание, отраженное в сознании, пребывает в себе как осознание и осознаваемое, оставаясь самим собой, но у глупца возникает понятие, что существует нечто отличное от Сознания.

12. Глупцам это Сознание видится как разнообразный опасный мир, хотя в действительности он и нереален; мудрецы же все проявленное видят как единое Я.

13. Только Сознание является силой восприятий. Благодаря ему светит солнце, луна и огонь, все существа наслаждаются и все наслаждения существуют.

14. Это Сознание не рождается и не умирает, не растет и не остается, не приходит и не уходит, оно ни это и ничто другое.

15. Чистая форма Сознания пребывает сама в себе, О Рама, и проявляется в виде того, что называется этим материальным миром.

16. Как множество огней - это только огонь, как множество форм воды - это только вода, так и это Сознание проявляется множеством проявлений, которые есть только Сознание, в котором видится иллюзия творения.

17. Являясь по сути Сознанием, естественным образом возникающее в вездесущем сияющем нераздельном Сознании, но само разделенное,

18. В Сознании, отраженном в себе, возникает понятие «я есть», и оно как бы оставляет свою безграничность, постепенно становясь невежественным ограниченным сознанием.

19. Когда появившееся разделение разрастается, возникает творение, и с понятиями существования и несуществоания ограниченное сознание входит в мир.

20. Не создавая, оно создает сотни живых тел и их частей, и уплотняется, как земля прорастает множеством ростков. 

21. Из ощущения пустотности появляется пространство, которое позволяет существовать в нем всем объектам, не препятствуя им. Ощущая только вибрации, оно становится ветром, с ощущением вкуса, становится водой.

22. С ощущением твердости появляется земля, с ощущением света - огонь, и с ощущением постоянства появляются миры. Сознание пребывает в разрешениях и запретах, создавая время и изменения.

23. Обретая тычинки и лепестки, в цветах оно становится ароматом; из соков, образующихся в земле, оно принимает форму деревьев.

24. Капли сока, впитываясь корнями и проходя по сосущам и листьям, становятся плодами.

25. Будучи лесом, оно принимает постоянно разные формы и всегда ново, как разноцветная радуга.  

26. Оно становится весной с бесчисленными цветами и побегами, оно также называется летом с его сжигающим небесным жаром.

27. В сезон дождей оно - нескончаемые темные тучи и, становясь осенью, оно - огромный урожай плодов.

28. Зимой оно покрывает все сверкающим белым снегом, и становится холодными ветрами, от которых вода становится льдом.

29. Оно - время последовательности эпох, не выходящих за свои пределы. Оно безусильно становится творениями, многочисленными как волнующиеся волны на поверхности океана.

30. Оно - судьба и закон, утверждающая твердость и неумолимость; становясь землей, оно пребывает землей до самого ее разрушения.

31. Благодаря ему существуют в этом мире четырнадцать типов существ со свойственными им действиями, порядками и облачениями;

32. Которые вновь и вновь рождаются и пропадают, поддерживаемые Сознанием, подобно пузырькам пены на поверхности воды, но без воды.

33. Оно приходит и уходит, существует и действует без усилий, по своему собственному желанию обретая рождения и смерти. Несчастное невежественное человечество на земле напоминает безумную толпу, мечащуюся в бесконечных стремлениях до самого разрушения вселенной. 

 

Этим заканчивается сарга тридцать шестая «О пространстве сияющего

Сознания» книги четвертой «О существовании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, рассказанной божественным посланником и записанной Валмики.

 

 

Сарга 37. Об успокоении.

 

1. Васиштха продолжил:

Так, будучи по природе своей Брахманом, бесконечным Сознанием, все эти миры вновь и вновь появляютс и пропадают, следуя своему неизменному курсу. 

2. Этот кажущийся мир возникает в Сознании, существует в нем и растворяется в нем, хотя в самом мире одни объекты становятся причиной появления или уничтожения других.

3. Сознание, неподвижное само по себе, кажется изменяющимся, как вода, неподвижная в глубине, видится в виде волн, так и этот нереальный изменяющийся мир, который кажется реально существующим, есть только неизменное Сознание и ничего более.

4. Как в пространстве, не имеющим формы, видится образ текущей реки в мираже, так все эти иллюзорные творения видятся в реальности чистого Сознания.

5. Как под влиянием вина человек не узнает себя в зеркале, принимая за другого, так Сознание, осознавая себя, считает себя чем-то отличным от себя.

6. Этот мир ни реален, ни нереален, он существует в Сознании, и не существует, не часть его и не превыше его; Сознание пребывает в мире, как золото пребывает в разнообразных золотых браслетах и украшениях.

7. Этот Атман, собственная сущность, высочайший Брахман, существует, заполняя собой все, и, О Рама, он позволяет тебе ощущать звук, вкус, форму и запах!

8. Чистое Сознание вездесуще и превосходит и множественность, и единство; в нем нет никакой двойственности, нет ничего и нигде помимо него самого. 

9. Рама, только из-за различных понятий людьми воображается разделение на существование и несуществование, хорошее или плохое, будь это основано на Сознании или несознании. 

10. * Желание возникает, если в реальности существует что-либо помимо себя. Но помимо самого Атмана, не существует ничего другого, и как тогда может возникнуть желание чего-то? О чем ему мечтать, к чему стремиться и чего достигать?

11. Понятия об «это желательно» и «это нежелательно» не могут затронуть чистое Сознание. Потому чистое Сознание не имеет желаний и не делает ничего, потому что деятель, действие и инструмент действия тоже недвойственны; и оно нигде не пребывает из-за единства того, что существует и того, в чем оно существует; из-за отсутствия в нем желаний, Сознание не может считаться и бездействующим; в нем нет даже понятия о двойственности.

12. Знай, О Рама, что нет ничего помимо этого, ты и есть этот Брахман! Оставь все понятия о двойственности, и живи без страданий и беспокойств! 

13. Скажи, можешь ли ты, вновь и вновь совершая различные движения, достигнуть чего-то помимо достигаемого обычными действиями, свойственными живым существам? Не вовлекайся в действия, зная писания, будь чист и успокоен в себе, подобно поверхности воды, не волнуемой ветром.

14. То, чем заполнено все здесь, не достигается усилиями и в дальних дорогах. Поняв это, не позволяй разуму бродить среди многочисленных объектов этого мира. Ты есть ни что иное, как само чистое Сознание, высочайший Брахман! 

 

Этим заканчивается сарга тридцать седьмая «Об успокоении» книги четвертой «О существовании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, рассказанной божественным посланником и записанной Валмики.

 

10 * - Строфы 10 и 11 написаны прозой.

 

 

Сарга 38. Об успокоении.

 

1 *. Васиштха сказал:

Для мудрецов ощущение деятельности в состояниях счастья и несчастья, и в йогических и прочих состояниях нереально, но для глупцов оно реально.

2. Что считается деятельностью? Это только убежденность в мыслях о том, что должно быть достигнуто, что называется желанием или склонностью, - это и есть действие.

3. Желание приводит к действию, которое имеет соответствующий результат, и тогда появляется ощущение «я наслаждаюсь». В соответствии со склонностями разума происходит действие, и в соответствии с действием человек ощущает результ. Так из ощущения деятеля («я делаю») появляется ощущение «я наслаждаюсь».

4. Действуешь ты или нет, пребываешь в аду или раю, каково бы ни было твое состояние, все это только желания разума. 

5. Потому для глупых и невежественных людей существует понятие «я делаю это», вне зависимости от того, делают они или нет; но для знающих истину такого понятия нет, потому что у них отсутствуют склонности и желания. 6. Знающий истину, с уменьшившимися склонностями, не привязан к результату, даже действуя в мире. Он выполняет все действия с полной сосредоточенностью разума и знает все результаты действий как не отличающиеся от чистого Сознания. Глупец же погружен в действия, даже ничего не делая.

7. Что делает разум, то и является действием, что он не делает - не действие, и потому только разум и является тем, кто действует, а не тело.

8. Весь этот мир появляется только в разуме, он является только разумом, и ничем иным, и пребываетв только в нем. Когда пропадают все объекты и желания разума, остается только Сознание.

9. Разум мудрого успокаивается в Брахмане, как воды миража исчезают, когда приходят грозовые тучи, и как снежинка тает в огне. Такой разум достигает состояния турии и пребывает в нем.

10. Мудрые провозглашают, что такой разум находится ни в блаженстве и ни в неблаженстве, ни в движении и ни в покое, он ни реален и ни не реален, пребывая между этих состояний.

11. Мудрый видит истину и не затронут действиями, в то время как глупец стремится только к удовольствиям, не зная безграничного, и тонет в грязи действий, представляющих собой склонности разума, подобно слону, купающемуся в грязи пруда.

12. Это видно на следующем примере. Когда кому-то снится, что он упал в яму, хотя он не упал, а лежит на своем ложе, он ощущает в разуме страдания, сязанные с падением в яму. Другой же, действительно упавший в яму во сне, но, не проснувшись и будучи в абсолютном спокойствии, ощущает в своем разуме блаженство пребывания в кровати. Из них двоих один не является деятелем относительно падения в яму, хотя действительно в нее упал; а второй является деятелем, хотя никуда и не падал. Ощущение деятеля появляется в соответствии с силой понятия в разуме, - что случается в разуме, то человек и ощущает как действительно случающееся с ним.

13. Потому, делая что либо, или не делая, никогда не будь связан понятием деятеля. Сам разум не является чем-либо, отличным от чистого Сознания, все есть только оно. Все то, что видится этим миром, есть только сияние чистого пространства Сознания.

14. Мудрый, знающий то, что должно быть узнано, твердо знает, что он недосягаем для радостей и печалей и что он неотличен от Сознания, являющегося основой всего проявленного и всем проявленным. Он знает, что все ощущения «я наслаждаюсь» и «я делаю» - это только различные понятия, когда в действительности «я» тоньше тысячной части волоска, и что бы то ни было в этом мире - все есть только я сам. «Я проявляю истину всего и я вездесущ, пребывая во всем» и «меня не затрагивают радости и печали», - с таким пониманием у мудрого пропадают страдания, он действует в мире, как будто играя.

15. Знающий истину даже в страданиях остается всегда блаженным, одаряя весь мир прохладой лунного света. Оставаясь отрешенным в своем разуме, мудрый совершает действия, не считая себя деятелем. Его не затрагивают усилия, совершаемые при движениях рук, ног и прочих органов, и он не считает своими ни действия, ни их результаты.

16. Разум единственно является семенем всех действий, всех желаний и всех ощущений, всех миров и всех путей. Когда он оставлен, вместе с ним оставляются и все действия, пропадают все страдания и волнения успокаиваются. Мудрого не затрагивают даже действия разума, он не страдает и не радуется им, будучи бесстрастным.

17. Как играющий ребенок, мудрый видит мир в своем разуме, как создаваемые и разрушаемые воздушные замки, и понимает, что созданные замки создаются в разуме, не существуя на самом деле, и потому не испытывает ни настоящей радости, ни страданий от этого. Он видит создание и разрушение воздушных замков только как создания разума, и потому не испытывает страданий, хотя может казаться, что он их испытывает. Таким образом, действия его не затрагивают.

18. Что является причиной страданий в этом мире - желание обрести или желание оставить? Нет ничего такого, что стоило бы обрести, что не было бы временным и преходящим. Отличным от всего этого является Атман, чистое Сознание, которое в реальности не является ни тем, кто действует, ни тем, кто наслаждается, но которое кажется действующим.

19. Необходимость присутствия деятеля - это точка зрения, основанная на заблуждениях, а не на истине. Исследование реального и нереального приводит к пониманию несуществования концепций делающего и наслаждающегося. Стремления и отвращения органов чувств к их объектам очевидны для тех, кто видит только их, и не существуют для тех, кто видит истину.

20. Свобода невозможна для тех, чей разум привязан к видимому миру; для тех, чей разум не занят миром, все есть только чистое Сознание.

21. Мудрый видит все только как проявление чистого Сознания. Только Сознание, превосходящее двойственность и недвойственность и все пары противоположностей, проявляет двойственность и недвойственность, истину и ложь своей силой иллюзии, оставаясь при этом нераздельным всемогущим Сознанием.

22. Нет ни свободы, ни несвободы. Нет ни освобождения, ни связывания. С заблуждениями появляется страдание, и с мудростью страдание пропадает.

23. В мире бесполезны понятия и мечтания об освобождении, и также бесполезны понятия о несвободе. Оставив все понятия и чувство эго, среди мирских дел твердо пребывай мыслями в чистом Сознании, О Рама!

 

Этим заканчивается сарга тридцать восьмая «Об успокоении» книги четвертой «О существовании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, рассказанной божественным посланником и записанной Валмики.

 

1 * - Строфы 1-3, 5-9 и 10-21 написаны прозой.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...