Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Некоторые недостатки в исполнении двойных нот.




 

В процессе изучения двойных нот выявляются следующие недостатки:

1. плохая координация движений;

2. торопливость в переходах, рывки при движении, равно как и необоснованные замедления переходов;

3. Отсутствие пластичности.

4. Неровность падения пальцев на струны, их плохая группировка.

5. Нехватка «рулевого» движения локтя левой руки.

6. Плохое звукоизвлечение.

7. Использование нерациональной аппликатуры.

 

Следует сразу отметить принципиально различную технологию игровых движений левой и правой рук скрипача, участие в игровом процессе двух инструментов – скрипки и смычка – двух различных видов двигательной техники в едином исполнительском процессе. Разнохарактерность игровых движений обеих рук ставит перед учащимися сложную задачу достижения их идеальной координации. Однако не менее важным условием, связанным с различным характером движений обеих рук, является и их независимость - способность каждой руки абстрагироваться от трудностей, преодолеваемых другой. В процессе преодоления затруднений, связанных с овладением такой сложной технической задачей как освоение двойных нот, необычайно важно разграничить деятельность рук для выяснения причины, мешающей успеху.

Без такого метода учащийся нередко тратит учебное время безрезультатно.

Так, например, при плохих пальцевых соединениях позиций правая рука в момент перехода рефлекторно затормаживает движение смычка, ослабляет плотность его прикосновения к струне и как бы скрывает несовершенные

переходы. Абстрагируясь в определенной степени от действий левой руки, добившись плавности, ровности ведения смычка и полнейшего звучания, можно со всей очевидностью обнаружить ошибки в левой руке, мешающие достижению плавных переходов.

Искажение интонации в зоне смены позиций – старый и недобрый спутник юных скрипачей. Появление неожиданной фальшивой ноты в момент смены позиций выбивает учащихся на какое – то время из творческого состояния. Полученный заряд волнения отражается в первую очередь на качестве звука.

 

Волнение – отсутствие уверенности. Результат волнения – перенапряжение рук и вызванная волнением утрата возможности управления их движениями.

Заторможенные в движениях пальцы, находящиеся в той или иной степени перенапряжения, так же, как и расслабленные пальцы, не в состоянии мгновенно прижать струну к грифу. Прижатие протекает постепенно. В результате рождается неприемлимый по качеству звук, продолжительность которого находится в прямой зависимости от степени заторможенности пальцев. В конце звучания нот, когда заторможенные пальцы начинают медленный подъем, звуковые колебания струн снова гаснут, и ноты заканчиваются акустически неполноценными.

Очень важным в любом игровом действии является принцип экономии движений. Под экономией движений подразумевается наиболее рациональное использование работы мышц. Правило очень простое: играя на инструменте, нужно всячески избегать лишних движений. Движения «крупных» частей руки (это плечо и предплечье) всегда делают игру тяжелой, поэтому они должны быть сведены к минимуму. Однако, при игре двойных нот в высоких позициях, активность предплечья левой руки не просто необходима, но и обязательна. Данный навык начинает осваиваться при игре трехоктавных гамм и к моменту знакомства с двойными нотами должен быть отработанным (почти до автоматизма).

Действия правой руки также требуют постоянного и неусыпного внимания.

Только при этом условии звукоизвлечение будет хорошим – без форсирования обеих или одной из струн. Этот, казалось бы, простой навык равномерного нажима смычка на обе занятые в игре струны у учеников практически далеко не всегда решается удовлетворительно, в особенности если к этому прибавляются еще трудности левой руки. Часто учащийся свое неумение вести смычок по двум струнам старается компенсировать увеличением нажима на обе струны. Простейший способ устранения данного недостатка – применение упражнений с открытыми струнами.

М. Вайман постоянно напоминал о необходимости воспитания у учащихся «критического уха», настроенного на восприятие не только чистой интонации, но и качества звучания.

При игре на скрипке большой палец левой руки  совершает всегда множество разнообразных вспомогательных движений, значительная часть которых пассивна и не поддается контролю сознания. В процессе игры ученик обычно должен следить только за тем, чтобы большой палец не захватывал гриф и не мешал естественным движениям пальцев и кисти.

 

Но существуют и другого рода двигательные задачи большого пальца – активные, требующие специальной выработки,- это переходы как вверх, так и, особенно, вниз. При игре вверх им подготавливается вынос руки вокруг корпуса скрипки, при движении вниз он предваряет кисть, пальцы и руку, сохраняя таким образом наличие двух точек опоры, на которых лежит скрипка. Такие движения можно и нужно сознательно и целенаправленно вырабатывать.

Если большой палец «ленив» и не торопится занять наиболее удобное для играющих пальцев положение, или он не может сделать этого в силу скованности, юного скрипача ждут серьезные неприятности. Поэтому желательно, чтобы заботе о свободе и скольжении большого пальца у ученика и у педагога всегда находилось место и время.

Работа над вибрацией продолжается на каждом новом произведении, которое требует по степени своей сложности все новых средств выразительности. В двойных нотах процесс образования вибрато усложняется, так как прижатие двумя пальцами двух струн вызывает дополнительные усилия в работе мышц левой руки и умение сохранить в таких условиях прежнюю гибкость пальцев и кисти, требует изрядной тренировки. Техника двойных нот требует не только высокого качества и координации движений пальцев, но и специфической настройки слуха, способного контролировать красоту, полноту звучания каждого голоса, внутренне представлять созвучие либо как слитное построение, единый звуковой комплекс, либо как своеобразный «звуковой дуэт».

Трудность решения проблемы скрипичной аппликатуры заключается в необходимости органичного сочетания общих рациональных принципов выбора аппликатуры с индивидуальным применением в практике. Особое внимание ученика следует обратить на сознательный выбор аппликатуры, добиваться аргументации того или иного решения с точки зрения художественной и технологической целесообразности, чтобы он старался включить рациональное мышление.

При постоянно растущем дефиците времени необходим пересмотр системы домашних занятий: лучше всего если требовательный самоконтроль и осознанное отношение к любому действию на инструменте станут привычной нормой для каждого ученика. Осознанное отношение и постоянный контроль за точностью выполнения ритмического рисунка, звуковой линии должны способствовать развитию активности ученика в поисках наилучшего технического варианта.

Осваиваемые приемы техники исполнения двойных нот необходимо включать в творческое действие, в процесс художественного интонирования музыки.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...