Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смена позиций в технике двойных нот.




 

Искусство смены пальцев при исполнении двойных нот требует снятия каких- либо перенапряжений и связанного с этим торможения, чтобы пальцы всегда могли быстро, четко и вовремя прижимать струну к грифу и так же энергично, легко отрываться от нее во время своего подъема. Таким, всегда стандартным по скорости и качеству, сменам пальцев не должны быть помехой ни продолжительность отдельных нот, ни темп произведения, ни динамика звучания, ни положение руки в какой- либо позиции.

 

При игре двойными нотами, техника смены позиций имеет свои сложности и требует специальной отработки. Дело в том, что усилия как левой, так и правой руки, затрачиваемые в процессе игры двойными нотами, удваиваются. Прижатие пальцами двух струн одновременно, а также извлечение полнокровного звука при ведении смычка по двум струнам, вызывают дополнительное усилие двигательного аппарата. Ученик в этом случае должен перестраиваться на новый усложненный режим работы.

Подобная перестройка не сразу поддается освоению и жесткость рук, появившаяся так некстати, усложняет работу над интонацией и мешает появлению хорошего звука. Смены позиций в этом случае выполняются особо скверно.

Это происходит оттого, что смена позиций в двойных нотах требует обычной «невесомости» пальцев в момент скольжения по струнам и необычного двойного усилия в момент прижатия пальцами двух струн к грифу. К этому прибавляются дополнительные усилия в процессе звукоизвлечения в правой руке. Поэтому ученик обязан с неусыпным вниманием относится к каждой смене позиций в двойных нотах, приучая левую руку к полной освобожденности в момент передвижения по грифу.

 

При смене позиций в двойных нотах требуется особая гибкость и податливость пальцев левой руки ввиду значительного усложнения координации их движений

По степени сложности смены позиций в двойных нотах можно разбить

три группы:

 

1. смены «однородных» двойных нот (октавы, только малые терции или только большие сексты);

2. смены разнообразных двойных нот;

3. смены двойных нот, связанных с обязательными растяжками пальцев.

 

При исполнении «однородных» двойных нот смены позиций осуществляются одной парой пальцев. Октавы обычно исполняются первым и четвертым или первым и третьим пальцами. Интонационная трудность в исполнении октав заключается в постоянном изменении расстояния между пальцами в связи с укорачиванием игровых участков при движении по грифу вверх и расширении этих участков струн при обратном движении.

При смене позиций в разнообразных двойных нотах интонационные задачи значительно усложняются. В игру включаются все четыре пальца, расстояние между которыми изменяются в связи с разнообразием встречающихся интервалов и с разнообразием пальцевых комбинаций. Основой достижения чистой интонации в таких сменах позиций является умение придать пальцам в момент скольжения разную скорость, что опять- таки связано с гибкостью пясти, поворотливостью пальцев, сосредоточенностью внимания, терпением и настойчивостью ученика.

Нахождение разумно обоснованных «проходящих» нот в момент смены позиций служит единственной гарантией чистого интонирования. Нужно отметить, что смена позиций при переходе с одной струны на другую осуществляются обычно скольжением одного пальца по смежной струне, а за неимением таковой - по ближайшей.

Наиболее сложными в интонационном и техническом отношении являются смены позиций при исполнении двойных октав и особенно децим. Здесь к уже известным трудностям добавляется неестественное расположение пальцев на грифе, растяжки пальцев, значительные в первой позиции. В этих случаях желаемой гибкости и освобождения руки в момент смены позиций можно достичь лишь при игре в высоких позициях и при наличии длинных пальцев и широкой ладони.

В репертуаре учащихся фингерированные октавы и  децимы встречаются крайне редко.

 

 Технология изучения двойных нот.

Следующее направление работы предполагает повышение требований к качеству самих приемов и нахождение более совершенных двигательных форм, при строгой экономии затрачиваемых усилий. То есть тот оптимальный вариант, который в значительной степени расширит представление ученика о технических возможностях моторики, увеличит спектр двигательных ощущений, и, в конечном счете, заставит относиться к техническому материалу как процессу относительной стабилизации.

Гаммы, арпеджио и двойные ноты являются теми наипростейшими смысловыми образованиями, на которых покоится величественное здание скрипичной музыки и которые в том или ином виде включены в музыкальную ткань практически любого художественного произведения школьного репертуара. Поэтому двойные ноты в гаммах – не только замечательный материал для разминки пальцев или работы над интонацией, а прежде всего универсальный ключ к быстрому освоению музыкальной фактуры пьесы или концерта. Постоянное изучение гамм и двойных нот в гаммах помогает уверенно поддерживать и совершенствовать навыки, сохраняя творческую готовность технического аппарата.

При изучении гамм двойными нотами должна быть та же последовательность и планомерность, что и при изучении любых других навыков.

 

Гаммы терциями.

 

Овладение двойными нотами, по установившейся традиции, начинается с терций.

Гаммы терциями играются с применением переходов в позиции, поэтому приступать к их изучению можно лишь тогда, когда ученик свободно владеет техникой переходов и чисто играет двойные ноты в первой позиции.

Следующий этап работы предполагает усложнение задачи.

Во многих сборниках имеются варианты примеров, которые полезно играть на всех парах струн по 2, 4, а впоследствии по 8 и более нот легато. Здесь, помня о необходимой регуляции выноса левой руки, важно сохранять точность основополагающих приемов падения и отскока пальцев, добиваясь также снятия излишнего нажима на струну тех пальцев, которые в данный момент не принимают участия в извлечении звука.

Особую трудность на начальном этапе освоения двойных терций представляет сохранение и дальнейшее развитие тех перспективных навыков, которые были уже сформированы на предшествующих занятиях. Можно быть вполне уверенным в том, что время и усилия, затраченные на эти подготовительные упражнения, сторицей окупятся впоследствии.

В некоторых вариантах упражнений ввиду относительно широкого расположения 1-го и 4- го пальцев можно говорить об элементах растяжки.

В подобных случаях кисть левой руки, несколько приближаясь к шейке скрипки, как бы переводит руку в более высокую позицию. Тем самым создаются необходимые условия для естественной установки 3-го и 4-го пальцев, что в сочетании с некоторой оттяжкой 1-го и 2-го позволит учащемуся избежать перенапряжения левой руки, а также с большей надежностью обеспечит интонационную точность исполнения.

По мере усвоения материала необходимо приступать к изучению переходов двойными терциями, а вслед за этим – к игре последовательностей из двойных терций на разных парах струн.

 

После игры последовательностей можно объединить все полученные навыки в виде гамм.

На начальном этапе гаммы двойными терциями лучше учить, разделяя поочередно ноты смычком, но ставить оба пальца сразу (то есть «ломаные» терции).

При переходе пальцы, стоящие на струне, скользят до третьей позиции, и только там их подменяет следующая пара пальцев. Большой палец переходит вместе со всей кистью.

Затем обе ноты терции нужно играть одновременно, целым смычком, медленно, ритмично. Следить, чтобы нажим смычка на обе струны был одинаковым, а звук – ровным. Проблемы, возникающие при освоении данного вида техники, обстоятельно рассмотрены в исследовании Ю.И.Янкелевича, посвященном смене позиций на скрипке.

Когда ученик выучит гамму отдельными смычками интонационно чисто и хорошими переходами, можно начинать играть ее по две ноты легато.

При игре легато необходимо следить за равномерным распределением смычка и движением его, особенно в момент смены позиций, без остановок.

Оба пальца должны опускаться на струны одновременно и по возможности задерживаться на струнах. Задержка пальцев на струнах предоставляет возможность легче ориентироваться следующей паре пальцев в смысле мышечных ощущений. Для достижения чистой интонации очень полезно повторять по несколько раз каждую смену одной терции другой, чтобы вторая пара пальцев могла уточнить необходимые расстояния на грифе во взаимосвязи с первой.

Основой техники пальцев является их активное, энергичное падение на гриф и подъем. Однако при такой активности не рекомендуется давить пальцами на гриф, что иногда делается для того, чтобы «укрепить» их силу. Сила пальцев в их активности, в развитости их мышц в смысле удара и энергии подъема, на грифе же они должны лежать с минимальной силой напряжения, ибо последнее может затруднить игру двойных нот и переходы из позиции в позицию. Именно прижатые к грифу пальцы часто ведут к судорожному хватательному рефлексу, мешают всем движениям руки. Критерием силы давления пальцев на гриф является свобода состояния кисти. Пальцы левой руки в момент их смены должны быстро и энергично опускаться в нужное время и в нужное место на струну, без лишнего усилия

прижимать ее к грифу, а затем, в определенный момент, легко и активно отрываться от струны, заняв прежнее закругленное положение. Итак, пальцы должны находиться над струной на таком расстоянии, чтобы иметь возможность с минимальной затратой времени, но активно упасть на свое место.

Смена позиций должна производиться без скачков или остановок, для этого пальцы во время перехода нужно не поднимать, а как бы стаскивать по струне, несколько облегчая их нажим, но без глиссандо.

Очень важную роль в искусстве смены пальцев при исполнении двойных нот играет ритмичность, четкость и быстрота их падения на струну, а также быстрота их снятия. Отсутствие этих условий незамедлительно отразится на качестве звуковой линии. При переходах с одной пары струн на другую большое значение приобретает движение правой руки. Использование момента нахождения на одной струне не должно нарушать плавности исполнения, а сам момент должен быть кратковременным, переход смычка должен быть плавный, мягкий, без подчеркивания. Особое внимание следует уделять совпадению смены смычка с опусканием пальцев на струны.

Из всех двойных нот терции являются достаточно трудными в освоении.

При исполнении терций (как и других двойных нот) возникает специфическая «звуковая вертикаль» - пространственность звучания двух нот, что приводит к появлению как объективных гармонических «биений», так и субъективных, возникающих в ухе как синтез колебаний двух тонов (так называемый «третий тон», открытый Тартини). Ориентировка слуха на эту звуковую картину, вызвучивание этого «третьего тона» должно заставлять ученика особым образом подходить к звукоизвлечению и интонированию.

 

Гаммы октавами

 

Октавы исполняются быстрым и одновременным скольжением по двум струнам двух (первого и четвертого) пальцев при помощи движения всей руки (от локтевого сустава), переносящего кисть вместе с большим пальцем в другую позицию. Незанятые в игре пальцы (второй и третий) должны находиться при этом над струнами в округленном положении, а не вытянутыми вверх, так как это может создать излишнее напряжение в мышцах. Необходимо также следить, чтобы большой палец во время переходов все время прилегал к шейке скрипки, а не отделялся от нее, особенно при нисходящем движении, что довольно часто наблюдается у учеников.

При игре октавами смена позиций осуществляется с помощью вспомогательных нот. Если смена позиций совпадает со сменой струн, скольжение осуществляет лишь тот палец, который находится на общей струне.

 

При переходе через открытую струну надо, не поднимая пальца, скользить им по струне в направлении последующей позиции.

Обратим внимание на некоторые моменты, связанные с интонированием октав. Один из них касается интонационной точности исполнения: чистоты самого интервала, то есть интонационного соответствия 1-го и 4-го пальцев, а также точности высотного интонирования исполняемой последовательности звуков. Именно этот ракурс чистоты интонации при исполнении двойных октав нередко выпадает из поля зрения учащегося, озабоченного лишь устранением диссонантности звучания отдельных октав, сыгранных нечисто.

Второй момент, в существенной мере препятствующий интонационной стабильности исполнения, - технический (двигательный) дефект смены позиций. Как известно, в момент перехода давление пальца на струну уменьшается. Однако у учащихся это нередко превращается в полное расслабление пальца, в том числе и сустава ногтевой фаланги, которая начинает реагировать на перемещения руки вдоль грифа – разгибается при переходах в более низкие позиции и сгибается при движении в обратном направлении. Подобная «чуткость» сустава почти незаметна при выполнении всех типов переходов, кроме единственного – осуществляемого скольжением одного пальца.

 

Возникающие при этом изменения в форме пальца не отрицательно влияют на звучание и технику исполнения, но и существенно дестабилизируют интонацию, затрудняя выработку ее устойчивости. Это особенно отражается на сменах позиций, осуществляемых 3-м и 4-м пальцами (ввиду присущей им природной слабости). Между тем проблема может быть разрешена без особых затруднений. Для этого в момент перехода нужно обеспечить сочетание частичного нажима пальца на струну с необходимой устойчивостью сустава. Таким образом, палец во время скольжения по струне напоминает «свод», а состояние его мышц в определенной мере противоположно ощущениям при выполнении вибрато: нужен достаточный нажим пальца на струну при относительной свободе сустава.

При исполнении гамм октавами смычок должен в большей степени опираться на одну из струн. Играя гаммы легато, следует добиваться точного совпадения смены штриха с началом одновременно взятой октавы и контролировать ровное проведение смычка на всем его протяжении, не замедлять и тем более не приостанавливать его движения в момент смены октав.

 

Гаммы секстами

Одновременно с изучением терций следует начинать работу над двойными секстами. Трудности, возникающие при исполнении секст, обусловлены, в основном, сочетанием двух разнородных движений пальцев – вертикальных и поперечных, горизонтальных (перебрасывание пальцев с одной струны на другую). Для их преодоления Л.С.Ауэр рекомендовал «держать один палец на месте до тех пор, пока это возможно». И добавлял: «…который из пальцев должен оставаться на месте для того, чтобы создалась связующая нить гаммы, это – вопрос, который следует решать играющему». Данный «вопрос» решать необходимо, ибо при одновременно поднятых двух пальцах невозможно сыграть пассаж секстами легато. Можно конкретизировать: в восходящем движении речь должна идти о пальце, являющемся общим для обоих соседних интервалов, в нисходящем – об отыгравшем пальце. К.Мострас рекомендовал при этом чуть ослаблять нажим смычка на струну, с которой снимается палец. Однако это можно сделать только в медленном темпе и не при игре легато.

При гаммообразном движении для скрипачей сексты являются наиболее трудными интервалами так как один из стоящих на струне пальцев должен переставляться со струны на струну на интервал чистой или уменьшенной квинты. Эта перестановка должна быть незаметной, без подъема пальца (иначе будет слышна открытая струна), а путем ловкого его «переползания» со струны на струну. Нужно ставить подушечку пальца с запасом и как бы «переваливать» палец. Подготовительные упражнения должны быть направлены на выработку ловкого бокового движения пальцев.

 

Изучение секст (по аналогии с терциями) полезно начинать с отработки всех всевозможных вариантов их сочетаний между различными парами пальцев. Впоследствии эти же упражнения следует проработать на всех струнах:

После освоения начальных навыков можно приступать к освоению гаммы сначала в одну октаву и с одним переходом в третью позицию.

 

Предварительно надо напомнить ученику, что секста представляет собой обращение терции путем переноса ее нижнего звука на октаву вверх.

Следовательно, ее основным тоном является верхняя нота. Нередко ученики строят сексту от тоники.

Важнейшими условиями исполнения двойных секст со сменой позиции являются рациональная организация деятельности пальцев и эластичность кисти левой руки. Организовать дальнейшую работу над гаммами в секстах помогает сборник А.Григоряна « Гаммы и упражнения», в котором выписаны сексты в мажорных и минорных тональностях в объеме, достаточном для изучения в школе.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...