Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первоначальное изучение двойных нот.




Изучение двойных нот в средних и старших классах.

 

Цель:

Целесообразность владения техникой исполнения двойных нот в средних и старших классах для обогащения репертуара юного скрипача.

 

  Задачи:

- обозначить условия, при которых процесс освоения двойных нот становится возможным и необходимым;

- применить технологии, основанных на методически обоснованных разработках ведущих педагогов – скрипачей;

- осветить комплекс упражнений и репертуар, помогающий в освоении и развитии навыков исполнения двойных нот;

- выявить некоторые недостатки исполнения двойных нот.

 

Предпосылки к изучению двойных нот.

 

К работе над двойными нотами можно приступать лишь после того, как сформировалась постановка рук, так как основным условием для реализации процесса технического обогащения ученика является освобожденность от излишних напряжений игровых движений левой и правой руки. В современной прогрессивной педагогике постановка определяется как сложный и многогранный процесс, сутью которого является постепенное и наиболее рациональное приспособление организма к инструменту. Формы «держания» скрипки, положение корпуса, тела, рук и ног играющего вырабатываются во время этого процесса и являются его результатом. Рассматривая постановку с точки зрения взаимодействия организма с инструментом, нужно отметить, что сам инструмент уже вызывает необходимость выработки каких- то конкретных приемов игры, объективно обязательных для каждого играющего. Однако подобные приемы должны развиваться так, чтобы организм был поставлен в наиболее естественные условия. Касаясь вопроса постановки, еще нужно отметить, что в имеющихся определениях ее, даже в современных, не учитывается один из факторов – технические требования скрипичного искусства; а ведь они оказывают существенное воздействие на ее формы. Глубокая органическая связь между высшими формами скрипичной техники и проблемой постановки, к сожалению, очень мало осознана.

Первый этап обучения, по сути, весьма часто изолируется от последующих; педагог не задумывается над тем, обеспечивает ли его постановка возможность освоения всех технических приемов, требуемых

 

 

 для исполнения скрипичного репертуара в старших классах и не возникнет ли противоречий между первым и последующими этапами обучения. Постановка должна быть перспективной, иметь в себе все предпосылки для дальнейшего естественного развития техники, с тем, чтобы каждый ее прием был рационален для всей исполнительской деятельности ученика в целом.

Следующим непременным условием является наличие хорошо развитого музыкального слуха. Необходимо развить слух настолько остро, чтобы каждый фальшивый звук действовал на ученика возможно более неприятно и заставлял производить все исправляющие движения чисто автоматически.

Острый слух – это ценнейшее достояние скрипача и важнейшее условие для достижения высшего исполнительского мастерства.

 В механике звукоизвлечения на скрипке одной из сложностей является дифференцированная система работы пальцев левой руки, не имеющая осязательных ориентиров на грифе и способная к потере высотной определенности при малейшем снижении слухового внимания.

«Секрет искусного владения инструментом состоит в том, чтобы наладить прямую связь между слухом и кончиками пальцев» (М. Вайман)

Наиважнейшей в предпосылках к изучению двойных нот является наличие эластичности в движениях левой руки и свободных переходов из позиции в позицию.

 

Всю технику левой руки можно условно разделить на ряд различных видов движений, и в то же время эти движения никогда не осуществляются друг без друга: левая рука скрипача действует во время игры как единый слаженный аппарат. Поэтому, не смотря на необходимость детального анализа отдельных движений руки или пальцев, нужно помнить, что они находятся во взаимосвязи, обуславливают друг друга, движения руки обеспечивают пальцам наибольшее удобство в их работе и одновременно сами находятся в зависимости от движений пальцев.

Искусство смены позиций основано на целенаправленном скольжении пальцев по струне, причем все движения руки подчинены строгим правилам.

Смену позиций можно считать наиболее сложным препятствием на пути освоения навыков изучения двойных нот и создания полноценной звуковой линии.

К моменту изучения двойных нот ученик достаточно сносно владеет приемами звукоизвлечения и хорошим качественным звуком. Следует учитывать и то, что проблема звукоизвлечения – не только технологическая, но в первую очередь художественная. В процессе овладения навыками в этой области формируются вкусы, художественные позиции, художественное мышление, развивается творческий подход к инструменту. Ведь далеко не безразлично, в каком звуковом качестве протекает процесс занятий, начиная с упражнений и гамм и заканчивая художественным сочинением крупной формы, ибо это неизбежно сказывается на формировании внутренних звуковых представлений, идеала скрипичного звучания.

От класса к классу меняется сложность репертуара, в произведениях крупной формы появляются двойные ноты и аккорды, то есть появляется совершенно новый раздел техники, требующий обязательного и планомерного освоения.

 

 Весь период изучения двойных нот условно можно разделить на две части - первоначальный этап изучения и последующий.

Проанализировав техническую базу, которой должен располагать ученик, можно сделать вывод: к процессу освоения двойных нот можно приступать примерно в 3 - 4 классе, но первоначальные упражнения, связанные большей частью со звукоизвлечением, необходимо осваивать гораздо раньше.

 

Первоначальное изучение двойных нот.

Двойные ноты представляют определенную трудность как для левой руки, так и для правой руки, поэтому целесообразно сначала заняться трудностями одной правой руки лишь затем постепенно присоединять трудности левой.

(Для того чтобы занятия над двойными нотами имели более высокую эффективность на начальном этапе полезно изучать раздельно действия правой и левой руки.)

При исполнении двойных нот смычок нужно вести одновременно по двум струнам сразу с равномерным и одинаковым нажимом на обе струны (то есть с распределением веса руки). Только при таком условии звукоизвлечение будет хорошим. Самые простейшие упражнения, используемые на начальном этапе – упражнения с использованием открытых струн. Чтобы выработать простой навык равномерного нажима смычка на обе занятые в игре струны, нужно играть упражнения на открытых струнах в разных темпах и в разных частях смычка.

После упражнений на открытых струнах можно одну из струн оставлять открытой, а на другую ставить пальцы. В этом случае движения для правой руки будут уже знакомыми, тогда как левая будет исполнять простейшие для интонирования последовательности.

Для левой руки двойные ноты трудны, главным образом, интонационно. Трудность состоит в одновременной расстановке пальцев на разных струнах в разных комбинациях.

 Интонация двойных нот в одной позиции, а также в зоне смены позиций, во многом зависит от удобства постановки левой руки ученика, все движения которой должны быть основаны на их целесообразности. Соответствующие части аппарата играющего должны находиться в состоянии готовности к движению, а формы игры построены так, чтобы обеспечить наиболее естественное состояние организма и наибольшую легкость в воспроизведении различных форм движений.

Постановка левой руки и связанные с ней движения при исполнении двойных нот должны служить следующим задачам:

 

1.Устойчивой интонации на любых струнах и в любой позиции.

2.Перенесению пальцев в любую позицию на любую пару струн без излишнего усилия и сохранению при этом качества ритмической и звуковой

линии.

3.Непринужденной работе пальцев при любых комбинациях и любых темпах.

4. Возможности применения в двойных нотах доброкачественного вибрато.

 

Не менее важной для деятельности левой руки является и свобода большого пальца. Необходимо добиваться того, чтобы большой палец как можно меньше захватывал шейку грифа.

Отработка навыков предполагает терпеливое постижение целого комплекса игровых ощущений, поэтому изучение двойных нот в первой позиции обязательно должно быть закреплено на соответствующих упражнениях и этюдах.

Все отработанные на этюдном материале навыки и приемы должны «работать», то есть находить применение в пьесах или произведениях крупной формы.

Необходимо научить юного скрипача « привязывать» безликую техническую заготовку к интонационно – смысловому контексту исполняемой музыки, мастерски доводить ее до уровня художественно целенаправленного выразительного средства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...