Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип системности и системный подхода




Институт Менеджмента

Кафедра управления проектами и инновационного менеджмента

 

 

Е.П.Темнышова

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

 

Москва 2012(13)


Оглавление

Введение. 4

1. Системный подход к управлению проектами. 5

1.1 Понятие систем.. 5

1.2 Принцип системности и системный подхода. 6

1.3 Логика системного мышления в управлении проектами. 7

1.4 Значение управления проектами в деятельности компании. 8

2. Основы управления проектами. 10

2.1 Основные понятия. 10

2.2 Концепция проектного управления. 16

2.3 История развития и концепция управления проектами. 18

2.4 Профессиональные организации по управлению проектами. 23

2.5 Системы сертификации. 24

3. Внутренняя структура и внешняя среда проекта. 25

3.1 Фазы проекта и жизненный цикл проекта. 25

3.2 Участники проекта. 28

3.3 Влияние организации на проект. 29

3.4 Влияние на организацию.. 34

4. Процессы управления проектами. 36

4.1 Процессы проекта. 36

4.2 Взаимодействие процессов управления проектами. 37

4.3 Группы процессов управления. 38

Группа процессов инициации. 39

Группа процессов планирования. 41

Группа процессов исполнения. 43

Группа процессов мониторинга и управления. 44

Группа процессов завершения. 45

4.4 Карта процессов управления проектами. 46

5. Функциональные области управления проектами. 48

5.1 Управление интеграцией проекта. 48

5.2 Управление содержанием проекта. 49

5.3 Управление коммуникациями проекта. 50

5.4 Управление сроками проекта. 52

5.5 Управление стоимостью проекта. 53

5.6 Управление качеством проекта. 55

5.7 Управление человеческими ресурсами проекта. 57

5.8 Управление рисками проекта. 58

5.9 Управление закупками проекта. 61

6. Управление разработкой проекта. 64

6.1 Инициация и планирование проекта. 64

6.2 Разработка сетевых моделей. 65

6.3 Календарное планирование на основе МКП.. 67

6.4 Ресурсное планирование проекта. 69

6.5 Бюджетирование. 71

6.6 Документирование плана проекта. 73

7. Управление реализацией проекта. 75

7.1 Исполнение и контроль исполнения проекта. 75

7.2 Управление изменениями и завершение проекта. 75

8. Программное обеспечение управления проектами. 79

8.1 Информационные технологии в управлении проектами. 79

8.2 Программное обеспечение управления проектами. 82

8.3 Характеристика программного продукта MicrosoftProject 2010. 84

 


Введение

Вхождение России в рыночную экономику заставило пересмотретьсодержание системы социально-экономических дисциплин, занимающихся экономикой и управлением. Характерные для рыночнойэкономики задачи требуют повышенияэффективности управленческой деятельности, в том числе с использованием специальных методологий и технологий управления сложными производственно-техническими комплексами и социально-экономическими системами.

На протяжении примерно последних 50 лет,как за рубежом, так и в России активно развивалась концепция управления проектом (ProjectManagement) в результате сформировалась самостоятельная дисциплина и особая область профессиональной деятельности. Образовался своеобразный «мир управления проектами» со своей обширной специальной литературой и разнообразными периодическими изданиями; многочисленными экспертами и компаниями, объединенными в международные и национальные ассоциации и общества; со своими всемирными конгрессами, международными, национальными и региональными симпозиумами; с обширным рынком программных продуктов и услуг; развитой системой образования, повышения квалификации и сертификации специалистов.

К настоящему времени управление проектами стало признанной методологией проектно-ориентированной деятельности. Сейчас уже трудно назвать хотя бы один значимый проект или программу, которые осуществлялись бы вне подходов и методологии управления проектами. Применение методов и средств управления программами и проектами не только позволяет достичь требуемых результатов, но и позволяет экономить ресурсы, время, снижает риск, повышает надежность выполненной работы.

Целью изучения дисциплины «Управление проектами» является формирование у студента системного подхода к управлению проектами в современной инновационной экономике. Предметом изучения дисциплины является проект как объект управления.

В системе подготовки бакалавров по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент изучение дисциплины позволяетстуденту приобрести одну из ключевых специальных профессиональныхкомпетенций (СПК): «умение выполнять проекты и управлять ими».

Задачами изучения дисциплины являются:раскрытие основ системного мышления как базовой составляющей компетенции современного менеджера, в том числе в области управления проектами; рассмотрение основных положений управления проектами; изучение внутренней структуры и внешнего окружения проекта; изучение процессов управления проектами и функциональных компетенций менеджеров проектов. Решение задач последовательно рассматривается с точки зрения методического, организационного и технического аспектов управления проектами.

Структурадисциплины, с учетом определенных задач состоит из восьми тем, логически объединенных в пять блоков: Общие положения (Тема 1-3), Процессы управления проектами (Тема 4), Функции управления проектами (Тема 5), Управление жизненным циклом проекта (Тема 6-7), Информационные технологии управления проектами (Тема 8).

 





Системный подход к управлению проектами

Понятие систем. Принцип системности и специфика системного подхода. Логика системного мышления в управлении проектами. Значение управления проектами в управленческой деятельности.

Понятие систем

В современной науке широко используются методы, основанные на рассмотрении объектов как систем. Такой подход получил широкое распространение в естественных науках и в последнее время в менеджменте. В этой связи базовые исходные определения и понятия полезно знать и применять в образовании менеджера. Если попытаться проследить эволюцию понятия «система» то можно сказать, что оно укладывается в интервал между одним из первых определений системы как совокупности элементов, находящихся во взаимодействии (л. Берталанфи, 1949), и современным ее определением как цельного комплекса взаимосвязанных элементов. Таким образом, в современном понимании система - это не просто множество элементов, связанных отношениями, но принципиально целостное множество элементов, физически или (и) концептуально связанных отношениями.

Система – целостное множество элементов, удовлетворяющее следующим трем условиям:

- поведение каждого элемента влияет на поведение целого (например, работа сердца, легких, желудка влияет на поведение человека);

- поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы, т.е. ни один элемент системы не воздействует на систему в одиночку, его поведение зависит от поведения, как минимум, одного элемента (например, поведение сердца и его воздействие на тело зависят от поведения легких, мозга и др. органов);

- элементы системы связаны между собой таким образом, что независимые их подгруппы возникнутьне могут.

Целостность – отражает интегративные свойства объединений. Понятие целостности восходит к Аристотелю, который утверждал, что целое больше суммы составляющих его частей. В современном представлении понятие целостности означает, что свойство системы не выводится только из свойств ее элементов, что целое обладает новыми интегративными свойствами, возникающими в результате взаимоотношений и взаимодействия элементов, и что эти свойства сохраняются в определенных рамках существования системы. Таким образом, понятие целого отражает лишь такие связи объектов, при наличии которых та или иная их совокупность может быть выделена как явление нового порядка, способное к сохранению своей качественной определенности 'в данных условиях. Следовательно, система – это такое целое, которое нельзя разделить на независимые части. Отсюда вытекают два наиболее важных свойства системы:

- каждая система обладает такими качествами – и существенными, – которые отсутствуют у ее частей (например, человек может бегать, прыгать, читать, петь и делать многое др. чего ни одна из его частей не способна делать самостоятельно).

- каждая часть системы обладает качествами, которые теряются, если ее отделить от системы (например, отделенный от тела глаз не может видеть);

Таким образом, существенные свойства системы вытекают из взаимодействия ее частей, а не из их действий, взятых в отдельности. Другими словами, существенные свойства системы определяются связями между её элементами, а не свойствами отдельных элементов.Учитывая это утверждение необходимо понимать, что для изучения связей в системе и воздействия на них необходимо обладать междисциплинарными знаниями. Поэтому, когда система расчленена, она теряет свои сущностные свойства (функции). По данной причине – и это главное – система есть целое, которое нельзя понять посредством анализа (разделения), изучить можно, а понять нельзя.

Принцип системности и системный подхода

Свойства элементов системы определяют общее правило системы – всегда надо стремиться к устойчивости системы в целом, а не отдельных ее элементов (подсистем). Это правило лежит в основе системного подхода, специфика которого сводится к стремлению построить целостное представление об объекте как своеобразной «органической системе» и рассматривать поведение этой системы как следствие ее внутренней организации (состава и структуры) и влияния внешней среды (для открытых систем).

Построение целостного представления об объекте предполагаетпонимание: целей и задач, стоящих перед системой; средств (способов) и ресурсов выбранных для достижения целей и решения задач; степени соответствия внутренней организации системы ее целям и задачам.

Внутренняя организация системы характеризуется ее составом и структурой. В составе системы для целей конкретного исследования условно выделяют три вида элементов:

1) Элемент - это предел членения в рамках данного качества системы. Он представляет собой нерасчленимый далее элементарный носитель именно этого качества системы. Таким образом, исходным для выделения понятия «элемент» является выделение того качества системы, для которого ищутся элементарные его носители.

2) Компонента – любая часть системы, вступающая в определенное отношение с другими ее частями.

3) Подсистема – такая часть системы, которая сама образована из компонент, подсистему можно рассматривать как систему в системе более высокого порядка.

 

Рисунок 1 – Состав системы (классификатор детализаций)

Примерами подсистем предприятия как системы можно выделить управляющую и управляемую подсистемы. Компонентами менеджмента могут быть выделены структуры объектов управления, финансы, бизнес-планирование, маркетинг, учет, микроэкономика, логистика. При расширении сферы рассмотрения могут быть добавлены и другие компоненты, например, управление человеческими ресурсами или управление проектами.

Упорядоченный переход от рассмотрения подсистем менеджмента к рассмотрению компонент и элементов (и наоборот) производится с использованием классификаторов. Построение классификаторов позволяет иметь систематизированное описание предметной области. Постановка регулярного менеджмента в компании, в проекте начинается с договоренности менеджеров об исходных классификаторах.

Структура придает системе необходимую целостность и определяет ее устойчивые характеристики, позволяющие отличать то, что называется системой, от объектов другого вида. Структура системы - это относительно инвариантный аспект, способ взаимосвязи, взаимодействия, отношений компонент, образующих систему, совокупность подсистем элементов и их взаимосвязь между собой.

Развитие менеджмента в целом, и управление проектами в частности тесно связано с эволюцией понятия «структура». Эволюция этого понятия может быть охарактеризована следующими определяющими моментами:

- последовательное расширение типологии структур;

- установление отношений между различными типами структур, т.е. осознание наличия своего рода структуры отношений между структурами - метаструктуры;

- распространение структурного подхода с материальных систем на социальные и различные сочетания материальных и социальных систем;

- разные типы структур могут возникать не только в связи с разнообразием систем, но и в результате разнообразия структурных срезов одной и той же системы.

Современные исследователи исходят из того, что система есть единство множества различных структур. Эти структуры существуют реально, но аналитики могут абстрагироваться от всех других структур, изучая лишь необходимый структурный срез, выбор которого определяется целями анализа. Например, любая компания имеет можно структур: ОСУ, финансовую, технологическую, производственную, IT структуру, структуру собственности и т.п.

Влияниевнешней среды. Внешнюю среду составляют внешние по отношению к целостной системе предметы и явления, с которыми система, так или иначе, взаимодействует, изменяя их, и изменяясь сама. При таком определении к внешней среде относятся все те не входящие в систему объекты, с которыми система взаимодействует.

Объекты, образующие внешнюю среду, имеют неодинаковое значение для ее функционирования. Условия среды, без которых данная система не может функционировать и развиваться, являются существенными, необходимыми; условия, которые не оказывают существенного влияния на внутреннюю природу системы, называются сопутствующими. Таким образом, проблема выделения среды системы - это проблема выделения существенных связей системы с окружающим миром, без изучения которых рассматривать данную систему невозможно.

Выделение внешней среды требует установления границы системы и выделения объектов внешней среды, находящихся с ней во взаимодействии. Под этим углом зрения к целостной системе относят только те объекты, которые принимают участие в создании свойств целого, остальное - внешняя среда системы.

Понятия «система» и «внешняя среда» - два исходных понятия, играющие роль базовых договоренностей для описания организаций и их проектов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...