Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие методические рекомендации




 

Семинарское занятие – как необходимый этап учебной работы являются средством углубления и закрепления знаний, так как при подготовке к семинару и в ходе занятий студенты выполняют ряд необходимых действий: анализируют и систематизируют материал из учебной и научной литературы, излагают его в виде конспекта, или выписок, а также в ходе выступления формулируют и доказывают свою точку зрения.

Студенты заблаговременно получают от преподавателя тему семинара, вопросы, список литературы и необходимые пояснения, позволяющие лучше понять сущность поставленных вопросов. Самой существенной частью подготовки является изучение и конспектирование рекомендованной литературы.

Практические методы работы с первоисточниками весьма многообразны и часто зависят от сложности изучаемых тем. Начинать следует с изучения соответствующего раздела учебника, а также с конспекта лекции по данной теме. Это позволяет получить общее представление о теме и основных подходах к ее рассмотрению. Далее следует приступить к изучению остальной литературы, которая позволит углубить и детализировать рассмотрение поставленных вопросов.

Первое прочтение помогает понять структуру материала и возможность использования его при освещении тех или иных вопросов. При этом следует сделать закладки с пометками, которые показывают, к какому вопросу относится данный материал.

После этого при втором прочтении нужно составить конспект. Он не должен представлять собой механическое переписывание книжного текста. Своими словами излагается мысль автора, не увлекаясь прямым цитированием. Нет смысла писать полный развернутый ответ на каждый вопрос плана семинара. Краткое изложение основной сути вопроса следует дополнить необходимым для его обсуждения материалом в виде выписок из литературы и первоисточников, что позволяет на занятиях свободно пользоваться конспектом для выступления по какому-либо вопросу, дополнения или участия в дискуссии.

Во время семинара следует внимательно слушать доклады и выступления других студентов, а также то, что говорить преподаватель, не отвлекаясь на чтение собственного конспекта.

Контрольная работа. Одной из важнейших форм самостоятельной работы студента заочной формы обучения является написание контрольной работы. Примерная тематика контрольных работ приведена в пособии.  Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного примерного списка контрольных работ.Студент имеет также право самостоятельно сформулировать для себя тему контрольной работы и подобрать к ней необходимую литературу. Такая инициатива является свидетельством активного осознанного подхода студента к учебному процессу.

Предварительно  он должен достаточно подробно изучить литературу и источники по избранной теме, а затем по возможности полно и разносторонне изложить эту тему в соответствии с составленным им планом работы. Наличие в контрольной работе плана и списка использованной литературы является обязательным условием ее оформления.

При подборе литературы к контрольной работе необходимо учитывать, что постоянно появляется новая литература и исследования, поэтому не следует ограничиваться только рекомендуемой литературой. Анализ литературы и источников, используемых при написании контрольной, предполагает и критическое отношение автора к ним.

План обычно состоит из введения, 3-5 основных вопросов, которые при желании могут быть разбиты на отдельные подвопросы, и заключения. Затем в соответствии с этим планом пишется сама работа, объем которой должен быть в пределах 15-20 страниц. Допускаются различные виды оформления работы. Она может быть написана от руки в обычной школьной тетради (18 листов), или на листах бумаги (формат А-4), напечатана на принтере.

Части работы по порядку идут следующим образом:

титульный лист;

план с указанием страниц;

текст вступления;

текст основной части (делится на вопросы и подвопросы, каждый из которых имеет свой заголовок);

текст заключения;

список используемой литературы.

Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы. Цитаты в тексте нужно брать в кавычки, причем все цитаты должны сопровождаться ссылками на их источник. Которые оформляются непосредственно в тексте.

Вступление. В нем студент дает общее представление о теме, раскрывает ее значение, характеризует источниковую базу своей темы и формулирует поставленную задачу, которую он должен выполнить в своей работе.

Заключение. В нем кратко подводятся итоги всей работы, четко формулируются выводы, вытекающие из рассмотренной в работе проблемы.

Работа должна быть написана грамотно, без ошибок, тщательно проверена, аккуратно оформлена. Обложка оформляется в соответствии с установленными требованиями. На обложке указывается название министерства, вуза и кафедры, факультет, курс, Ф.И.О. студента и тема работы, название города и год. Страницы нумеруются и имеют поля. Работа может быть не допущена к защите в случае несоблюдения ее автором правил выполнения и оформления контрольных работ.

Зачет. Итоги всей учебной работы над курсом подводятся на зачете, который является основной формой проверки знаний по спецкурсу.  Для подготовки к зачету студент должен подготовить контрольную работу или три вопроса ( из списка вопросов к зачету). Многие преподаватели считают возможным поставить в конце изучения курса автоматический зачет наиболее отличившимся своей активностью и добросовестностью студентам. Остальные студенты сдают зачет в форме письменного или устного ответа на предложенные им вопросы.  

Темы контрольных работ

 

1. Понятие «землеустройство» как одна из форм проявления общественного способа производства.

2. Диалектическое единство земельных отношений и землеустройства.

3. Роль государства в регулировании земельных отношений и проведении землеустроительных работ.

4. Специфика природно-климатических условий исторического центра России.

5. Влияние природно – климатического фактора на развитие сельского хозяйства в Сибири.

6. Зарождение земельных отношений и начало межевых действий в Древней Руси.

7. Укрепление земельной собственности с развитием русского государства.

8. Этапы закрепощения крестьянства в процессе развития феодальных земельных отношений.

9. Основные способы и средства измерения и изучения земель в российском государстве.

10. Писцовые описания, валовое межевание земли второй половины ХУ11в.

11. Межевания Петровской реформы, их содержание и социально-экономическая направленность.

12. Социально - экономические предпосылки отмены крепостного права.

13. « Положения» 19 февраля 1861г.

14. Последствия Крестьянской реформы 1861г.

15. Межевые работы, связанные с осуществлением Крестьянской реформы и в пореформенный период. Остатки крепостничества в пореформенных земельных отношениях.

16. Роль крестьянской общины в регулировании земельных отношений.

17. Земельные отношения в России в конце Х1Х – начале ХХ века.

18. Причины разложения крестьянской общины, обезземеливания и пауперизации крестьянства.

19. Основное содержание аграрных программ социал-демократов, эсеров, кадетов.

20. Содержание и последствия столыпинского землеустройства.

21. Переселенческая политика царизма в начале ХХ в.

22. Аграрная политика Временного правительства.

23. Сущность и содержание Декрета о земле, его реализация.

24. Зарождение советского землеустройства, его роль в реализации Декрета о земле.

25. Особенности земельных преобразований в национальных и окраинных районах страны.

26. Значение земельного Кодекса РСФСР 1922г. для регулирования земельных отношений.

27. Аграрные и землеустроительные работы в период НЭПа.

28. Становление и развитие кооперативного движения на селе.

29. Теоретическая борьба по вопросу о путях социального переустройства сельского хозяйства. Воззрения А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева и других экономистов-аграрников.

30. Землеустройство в период массовой коллективизации.

31. Освоение целинных и залежных земель в 50-е г. ХХв.

32. Межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство в 60-80-е гг.

33. Теоретическая борьба вокруг принятия аграрных Кодексов России 1991 2001 гг.

34. Проблемы фермерского движения в современной России.

35. Основные направления совершенствования землеустройства в условиях рыночной экономики.

36. Земельные отношения и устройство территории в развитых странах.

37. Современные теории развития земельных отношений.

38. Исторический опыт ведения земельной регистрации за рубежом.

 

Вопросы для зачета

Раздел 1.

Тема1. Природно-климатический фактор и особенности земельных отношений в Киевской Руси

1. специфика природно-климатических условий;

2. земля как средство производства, часть природного комплекса и объект социально-экономических связей;

3. понятие о землеустройстве как одной из форм проявления общественного способа производства.

 

Тема 2. Предпосылки и условия возникновения земельных отношений и землеустройства в Киевской Руси.

1. зарождение земельных отношений и начало межевых действий в Древней Руси – понятие о рациональном использовании земель, его цели.

2. основные способы и средства измерения и изучения земель 

3. формы регулирования земельных отношений

Раздел 2:

Тема 1. Русская община – фактор кардинально отличающий способ ведения сельского хозяйства от западной традиции;

1. специфика природно-климатических условий исторического центра Московского царства;

2. влияние экстенсивного характера земледелия на менталитет россиянина.

3. укрепление земельной собственности с развитием государства.

Тема 2. Закрепощение крестьянства в процессе развития феодальных земельных отношений.

1. формы феодального землевладения и землепользования;

2. начало государственного регулирования земельных отношений в России.

3. Соборное уложение 1649 года – окончательное закрепощение крестьянства.

Раздел 3:

Тема 1. Отмена крепостного права.

1. социально-экономические предпосылки отмены крепостного права;

2. основные положения Крестьянской реформы 1861г.

3. земельные отношения и землеустройство в период зарождения капитализма в России.

Тема 2. Сущность столыпинской аграрной реформы.

1. земельные отношения в России в конце Х1Х – начале ХХ века;

2. причины разложения крестьянской общины, обезземеливания и пролетаризации крестьянства;

3. содержание и последствия столыпинского землеустройства, переселенческая политика царизма;

 

Раздел 4

Тема 1. Формирование социалистических земельных отношений.

1. сущность и содержание декрета о Земле   и его реализация;

2. зарождение советского землеустройства, его роль в реализации Декрета о земле;

3. земельные отношения и землеустройство в период коллективизации сельского хозяйства.

Тема 2. Землепользование и землеустройство в конце ХХ в. – начале ХХIв.

1. землепользование и землеустройство в 50 – начале 60-х гг. ХХ в.

2. межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство в 1965 – 1985 гг.

3. современные теории развития земельных отношений.

4. проблемы современного фермерского движения

 

                 

Тесты

Первый вариант

1. Исключите термин, лишний в данном смысловом ряду:

 

А) Холоп Б) Закуп 3) Изгой 4) Смерд

 

2. «Уроки» и «погосты» в Киевской Руси были установлены:

 

А) Кн. Олегом Б) Кн. Игорем В) Кн. Ольгой Г) Кн. Владимиром

 

3. Крестьяне, переходящие к другому владельцу обязаны были уплатить прежнему хозяину :

А) тягло

Б) откуп

В) пожилое

Г) оброк

 

   4. Форма землевладения, возникшая в ХУв. и предоставляемая за государственную службу

А) Кормление

Б) Вотчина

В) Поместье

Г) Удел

 

    5. В какой последовательности появились вотчина и поместье как формы феодального землевладения на Руси?:

А) Сначала вотчина, поместье потом

Б) Сначала поместье, потом вотчина

В) Эти формы появились одновременно 

 

                 

     6. Какой показатель был положен в основу определения земельного надела согласно реформе 1861г.

А) Число душ мужского пола в семье (ревизские души)

Б) Число членов крестьянской семьи

В) Число взрослых членов крестьянской семьи

Г) Число душ женского пола в крестьянской семье

 

       7. Временнообязанный крестьянин – это:

А) Крестьянин, получивший ссуду у помещика

Б) Крестьянин, расплатившийся с помещиком, но выплачивающий выкупную ссуду государству

В) Крестьянин, получивший личную свободу, но продолжающий нести некоторые повинности в пользу помещика

Г) Горожанин, уехавший на заработки в деревню

 

         8. Кому принадлежали слова: « Дайте нам двадцать лет спокойной жизни, и вы не узнаете Россию!»

А) В. И. Ленин

Б) А.Ф. Керенский

В) П.А. Столыпин

Г) А.В. Колчак

 

9. Аграрная реформа В.А. Столыпина преследовала цель:

А) Совершенствование общинного землевладения

Б) Через выход крестьян из общины способствовать появлению и укреплению слоя сельской буржуазии

В) Поощрение помещичьего землевладения

Г) Ликвидацию помещичьего землевладения

 

               10. Важнейшее мероприятие аграрной реформы П. А. Столыпина:

А) Увеличение церковного землевладения

Б) Запрещение крестьянам покидать общину

В) Частичная конфискация помещичьих земель

В) Передача крестьянам в собственность земельных наделов

 

                11. Решение какой задачи не предусматривала реформа 1906г.?:

А) Переселенческая политика на «свободные земли» в Сибири и на Дальнем Востоке

Б) Передача крестьянам помещичьей земли через крестьянский банк

В) Отчуждение части помещичьей земли крестьянами

Г) Вовлечение в оборот земель посредством мелиоративных и ирригационных работ

 12. Кулаками - мироедами в дореволюционной России называли:

А) Крестьян вышедших из общины

Б) Сельских ростовщиков

В) Всех зажиточных крестьян

 

                     13. Национализацией земли называется передача ее:

А) В собственность государства

Б) В частные руки

В) В собственность местных органов власти

Г) В распоряжение крестьянских общин

 

14. Продразверстка, проводившаяся большевиками в период «военного коммунизма» означала:

А) Натуральный продуктообмен

Б) Государственные закупки продовольствия у крестьян по рыночным ценам

В) Обязательная сдача государству крестьянами по твердым ценам всех излишков сельскохозяйственной продукции

В) Ликвидация кулачества в селе

 

                           15. К числу основных характеристик НЭПа относилась:

А) Ликвидация безработицы

Б) Предоставление частным крестьянским хозяйствам государственных субсидий

В) Замена продразверстки продналогом

В) Возвращение частной собственности на землю 

 

          16. Назовите основные причины коллективизации в СССР:

А) В состав СССР вошли новые территории

Б) Советское руководство решило возродить крестьянскую общину

В) Для проведения индустриализации были необходимы ресурсы

Г) Советское руководство осознало преимущество фермерских хозяйств

 

     17. Найдите правильный ответ: в ходе коллективизации, в отличие от НЭПа произошло:

А) Обобществление средств производства

Б) Замена продразверстки продналогом

В) Разрешение аренды земли

Г) Появление закона, разрешающего частную собственность на землю

 

    18. Экономическая политика Н. С. Хрущева в аграрном секторе была направлена на (2 пункта):

А) Обеспечение подъема сельского хозяйства за счет расширения посевных площадей

Б) Внедрения планирования «снизу»

В) Свертывание ЛПХ (личных подсобных хозяйств)

Г) Допущение частной собственности на землю

Д) Ликвидацию колхозов

 

19. Земельный кодекс РФ был принят Государственной думой в:

А) 2001г. Б) 2006 В) 2010 Г) 2014

 

20. Статус, предоставляющий наибольшее количество прав субъекту:

А) Владелец земли

Б) Пользователь земли

В) Арендатор земли

Г) Собственник земли

 

Второй вариант

 1. Свободными общинниками-земледельцами в Киевской Руси назывались:

А) Холопы Б) Рядовичи В) Закупы Г) Смерды

 

2. Становление крепостного права в русском государстве началось с издания:

А) «Русской правды» Ярослава Мудрого

Б) «Правды» Ярославичей

В) Судебника 1497г. (Ивана 111)

Г) Соборного Уложения 1649г. (царя Алексея Михайловича)

 

3. «Урочные лета» - это:

А) Время сыска беглых крестьян

Б) Время написания летописей на Руси

В) Тяжелые времена на Руси

Г) Годы школьной учебы детей в России

 

   4. Натуральное хозяйство

А) Для улучшения плодородия земли используется только натуральные, а не химические удобрения

Б) Когда люди расплачиваются друг с другом не деньгами, а натуральными продуктами

В) Каждое хозяйство обеспечивает себя всем необходимым

Г) Хозяйство, которого никогда не было В России

 

     5. Крепостное право в России было отменено:

А) 1812 г. Б) 1825 г. В) 1861 г. Г) 1906 г

 

     6. В компетенцию органов местного самоуправления, созданных в соответствии с земской реформой 1864г., входил:

А) Контроль за деятельностью губернских властей

Б) Строительство школ, больниц, руководство хозяйственными делами

В) Выбор депутатов в государственную Думу

 

        7. Что такое потрава?

А) Разновидность заливных лугов

Б) Вытаптывание посевов скотом

В) Ранняя косьба травы по необсохшей росе

Г) Второй покос травы

 

        8.Аграрный строй в России в начале ХХ в. характеризуется:

А) Крестьянским малоземельем

Б) Высоким уровнем связи с рынком крестьянских хозяйств

В) Преобладанием в селе фермерских хозяйств

Г) Наличием огромного количества земли, которую никто не обрабатывал

 

         9. Целью столыпинской аграрной реформы было:

А) Создание крестьянских профсоюзов

Б) Превращение России в аграрную страну

В) Прекращение экспорта хлеба за границу

Г) Создание в селе широкого слоя собственников

 

10. Аграрная реформа П.А. Столыпина способствовала:

А) Полному исчезновению крестьянской общины

Б) Освоению сибирских земель

В) Началу разведения картофеля

Г) Прекращению процесса раскрестьянивания

 

            11. Назовите главное положение Декрета о земле:

А) Возвращение крестьянам «отрезков»

Б) Ликвидация помещичьего землевладения

В) Разрешение частной собственности на землю

Г) Отмена выкупных площадей

 

12. Политика продразверстки в годы гражданской войны предусматривала

А) Увеличение хлебного импорта

Б) Изъятие зерна и другого продовольствия у крестьян

В) Увеличение хлебного экспорта

Г) Повышение благосостояния крестьян

 

 13. Осуществление НЭП началось:     

А) 1917г. Б) 1921г. В) 1928г. Г) 1930г.

 

                  14. Основные причины перехода к НЭПу состояли:

А) В необходимость сохранить союз рабочего класса и крестьянства

Б) В потребности немедленной отмены «военного коммунизма»

В) В ошибочности взятого на вооружение курса – тезиса о «бестоварной природе социализма»

Г) В решении власти о полной отмене прежнего курса

 

              15. Политика создания в СССР государственного крупного сельского хозяйства взамен массы мелких индивидуальных хозяйств называлась:

А) Социализация

Б) Национализация

В) Общинная

Г) Коллективизация

 

16. В опубликованной в марте 1930 г. статье «Головокружение от успехов» И.В. Сталин ставил целью:

А) Предостережение крестьян от поспешного вступления в колхоз

Б) Признание собственных ошибок в осуществлении коллективизации

В) Возложение ответственности за насильственную коллективизацию на местную власть

Г) Отказаться от дальнейшего проведения коллективизации

 

                     17. Основной результат коллективизации:

А) Создание коллективных хозяйств на общественной земле

Б) Преодоление сопротивления аграрной части населения социалистическим преобразованиям

В) Повышение урожайности сельскохозяйственных культур

Г) Превращение страны в аграрно-индустриальную державу

                  

18. Проведение политики раскулачивания объяснялось:

А) Мощными крестьянскими восстаниями

Б) Голодом на Украине и в центральной России

В) Отказом кулаков от производства хлеба государству

Г) Стремлением власти уничтожить рыночные отношения в деревне

 

                         19. Необходимость подъема целинных и залежных земель в 50-е гг. была продиктована:

А) Потребностью выравнивания уровней экономического развития различных регионов страны

Б) Дефицитом пахотных земель в стране

В) Аграрным перенаселением в европейской части страны

Г) Недавним вхождением Казахстана в состав СССР

 

                          20. Государственный земельный кадастр – это:

А) Реестр лиц, имеющих земельные участки на конкретной территории

Б) Количественный и качественный учет земельных участков и субъектов права землепользования

В) Показатель стоимости земли

Г) Расположение земельных участков на карте

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...