Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и задачи экономики здравоохранения




В здравоохранении, как и в любой другой области знаний, могут быть выделены профессиональный и экономический аспекты деятельности. Профессиональный аспект составляет чисто медицинскую сторону деятельности. Экономический – предполагает изучение хозяйственных процессов в медицинской деятельности.

Действительно, ни один вид профессиональной деятельности не может осуществляться в отрыве от экономической деятельности. От решения экономических проблем здравоохранения зависит успех профилактической и лечебно-диагностической деятельности, решение многих проблем, существующих в настоящее время в этой отрасли.

Следовательно, экономику здравоохранения можно определить как комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности в области охраны здоровья населения.

 

Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, которые возникают и складываются между людьми в процессе оказания медицинских услуг. Взаимоотношения между людьми в профессиональной деятельности можно разделить на две группы: организационно-экономические и социально-экономические.

 

Характер организационно-экономических отношений определяется технологией самого профилактического и лечебно-диагностического процесса и отражает общие черты, присущие всем типам медицинских учреждений (стационары, поликлиники, диагностические центры и т.п.). Примером организационно-экономических отношений может служить система финансирования лечебно-профилактических учреждений, которая включает в себя методологию формирования бюджета, учета расходов, оплаты труда, ценообразования и т. д.

Анализ социально-экономических отношений дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности организаций здравоохранения, которые функционируют в различных условиях и в различных организационно-правовых формах (государственные, муниципальные, частные и др.). Например, размер и порядок начисления заработной платы существенно различаются в этих учреждениях при равном объеме и качестве оказываемых медицинских услуг.

 

Экономические отношения могут рассматриваться на четырех уровнях:

· метаэкономическом;

· макроэкономическом;

· медиумэкономическом;

· микроэкономическом.

 

Метаэкономический (мировой) уровень. На этом уровне формируются межнациональные экономические отношения систем здравоохранения различных государств с интеграцией их в мировую экономику. Координатором этих процессов выступает Всемирная организация здравоохранения.

 

Здесь решаются следующие задачи:

· разработка, экономическое обоснование и финансирование целевых программ по профилактике и борьбе с важнейшими инфекционными и неинфекционными заболеваниями;

· координация и интеграция в разработке современных медицинских технологий, производстве лекарственных средств и медицинской техники;

· финансирование проведения медико-биологических исследований и подготовки специалистов.

 

Макроэкономический (федеральный) уровень – это взаимодействие системы здравоохранения с другими отраслями народного хозяйства. На этом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики прежде всего в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением.

 

Здесь реализуются следующие основные задачи:

· определение доли государственных расходов на здравоохранение (процент от ВНП);

· разработка и экономическое обоснование федеральных целевых программ в области охраны здоровья населения;

· разработка механизмов обеспечения сбалансированности объемов государственных гарантий в предоставлении населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства;

· разработка и внедрение системы стратегического планирования и финансирования здравоохранения;

· разработка и реализация инвестиционной политики здравоохранения;

· разработка законодательной базы для создания конкурентной среды на рынке медицинских услуг;

· разработка и экономическое обоснование программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

 

Медиумэкономический (региональный) уровень – это экономические отношения внутри самой системы здравоохранения.

 

На этом уровне разрабатываются и решаются следующие задачи:

· определение доли расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете субъекта РФ;

· разработка и экономическое обоснование территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

· экономическое обоснование потребности населения субъекта РФ в различных видах медицинской помощи и перспектив развития сети организаций здравоохранения с учетом демографических особенностей, структуры и уровня заболеваемости населения;

· формирование подушевого норматива финансирования системы здравоохранения субъекта РФ;

· совершенствование механизмов финансирования отдельных организаций и самой системы здравоохранения на региональном уровне;

· контроль за соблюдением норм и правил бюджетного и налогового законодательства;

· анализ экономической эффективности использования ресурсов здравоохранения;

· создание мониторинга финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения.

 

Микроэкономический (учрежденческий) уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, его структурных подразделений.

 

На этом уровне реализуются следующие задачи:

· анализ экономической эффективности использования ресурсов в отдельной организации здравоохранения;

· ведение бухгалтерского, налогового и статистического учета;

· реализация системы муниципальных, государственных заказов и договоров на оказание населению бесплатной медицинской помощи;

· привлечение дополнительных (внебюджетных) средств для финансирования организаций здравоохранения;

· формирование бюджета организаций здравоохранения.

В действительности задачи этих четырех уровней тесно взаимосвязаны и решаются, как правило, комплексно.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 435.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...