Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономические основы здравоохранения




Тема лекции № 1. Экономика здравоохранения как наука

и предмет преподавания.

 

Вопросы:

1.1. введение в экономическую теорию;

1.2. экономические основы здравоохранения;

1.3. причины выделения экономики здравоохранения в самостоятельную науку;

1.4. место экономики здравоохранения в структуре современных экономических наук;

1.5. предмет и задачи экономики здравоохранения;

1.6. методы, используемые в экономике здравоохранения;

1.7. роль и место здравоохранения в экономике страны;

1.8. экономические проблемы развития здравоохранения.

 

Введение в экономическую теорию

 

Сам термин «экономика» переводится с греческого буквально как искусство ведения домашнего хозяйства.

Предмет экономической науки охватывает товарно-денежные, рыночные отношения, имеющие место между производителями, продавцами товаров или услуг и их покупателями. Эти отношения включают в себя и имущественные взаимоотношения, связанные с формированием и преобразованием собственности, передачей объектов собственности от одних владельцев другим. Важнейшим объектом изучения экономической науки являются труд, трудовые отношения, формы оплаты труда, эффективность трудовой деятельности.

Экономическая наука призвана дать ответы на интересующие общество вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Как использовать произведенный продукт?», «Как достигнуть баланса между производством и потреблением?»

Таким образом, экономика может реализовать себя только в системе взаимоотношений между людьми. Это могут быть как производственные отношения, так и отношения межличностного или семейного характера. Межличностные отношения предполагают решать такие экономические проблемы, как вопросы работы или занятости. Понимание этих проблем позволит решить и семейные экономические проблемы, а именно: тепло и уют в доме, модная и современная одежда, обеспечение семьи качественным и полноценным питанием. Но нас, больше интересуют производственные отношения между людьми.

Производственные отношения – это объективные, не зависящие от воли и сознания людей отношения по поводу производства материальных благ, их распределения, обмена и потребления.

Многообразная деятельность людей по производству, распределению, обмену и потреблению различных благ формирует то, что называется «экономикой» или «экономической системой».

Производственные отношения на уровне общества – это отношения в широком смысле, иными словами, это общественные экономические отношения. В связи с этим можно дать одно из определений экономики.

Экономика – это общественная наука, которая способствует решению хозяйственных, социальных и политических проблем, встающих перед обществом и человеком в частности.

Все эти положения и определения из базовой экономической теории с некоторыми поправками и уточнениями можно отнести и к экономике здравоохранения.

 

Экономические основы здравоохранения

 

Экономика здравоохранения изучает и разрабатывает новые формы и методы управления здравоохранением, что позволяет наиболее эффективно использовать материальные, кадровые, финансовые и другие ресурсы в отрасли, поэтому экономические знания так необходимы для руководителей организаций здравоохранения.

Крайне важны знания экономических законов и в работе практических врачей, так как в условиях рыночных отношений врачи, по сути дела, являются продавцами медицинских услуг, выбирая рациональные схемы обследования и лечения больных.

Практический врач должен разбираться в вопросах финансирования государственной, страховой и частной медицины. Врач должен уметь рассчитывать стоимость медицинских услуг, составить калькуляцию доходов и расходов учреждения (независимо от формы собственности) и уметь распорядиться своей прибылью. Он должен знать и придерживаться стандартов качества медицинской помощи, уметь оценить экономическую эффективность своей деятельности, а также применяемые в различных странах формы оплаты труда медицинских работников, их преимущества и недостатки.

Теперь стало очевидным, что каждый врач должен рассматривать свою работу не только с профессиональной, но и с экономической точки зрения. Однако такая позиция долгое время была неприемлимой. Считалось, что проблемы охраны здоровья населения являются объектом исследования лишь медико-биологических и социальных наук. Однако со временем повысился интерес к вопросам охраны и укрепления здоровья граждан, которые изолированно не могли уже решать ни медицинские, ни социальные науки. Стало признанным, что здоровье – это категория не только социальная, но и экономическая, несмотря на то что, согласно своей первичной природе, оно не относится к товарно-денежным категориям и не представляет собой товар, продаваемый и приобретаемый на рынке. Здоровье соответственно не имеет рыночной цены, хотя и обладает высшей ценностью для общества и индивидуума. Вместе с тем на поддержание, укрепление, восстановление здоровья приходится затрачивать материальные и другие ресурсы. Здоровье, таким образом, обладает стоимостью, что позволяет рассматривать его в опосредованной форме как категорию экономическую.

Поэтому, говоря, что здоровье стоит дорого, имеют в виду опять-таки затратную сторону, т.е. большие расходы, связанные с сохранением и восстановлением утраченного здоровья. Связь здоровья с экономикой и социальной стороной жизни людей проявляется и в том, что уровень здоровья как медико-демографическая и социальная категория представляет важную составную часть социально-экономического понятия «уровень жизни населения». Состояние здоровья людей существенно зависит от того, как живут люди, какие блага они потребляют, каков их уровень жизни. В то же время образ и качество жизни людей отражают и состояние их здоровья – чем лучше здоровье, тем выше качество жизни, и наоборот.

Нельзя согласиться и с тем, что здравоохранение традиционно относят к непроизводственным отраслям, к сфере услуг нематериального характера. В медицине сочетаются товарно-материальная и духовно-информационная деятельность. В этом смысле здравоохранение можно называть «отраслью сохранения и производства здоровья», вкладывая в это понятие широкий смысл, и рассматривать его как сохранение и укрепление здоровья людей посредством использования большой совокупности медицинских, общеоздоровительных, эпидемиологических методов и средств.

 

С учетом сказанного закономерно встают такие проблемы, как:

· стоимостная оценка здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста государства;

· цена отдельной медицинской услуги и стоимость видов медицинской помощи в целом;

· оценка ресурсного потенциала здравоохранения и поиск новых источников его формирования;

· эффективность функционирования отрасли здравоохранения и развития экономических отношений в условиях перехода к рынку.

 

Даже этот весьма краткий перечень экономических проблем здравоохранения подтверждает, что ни одна из сформировавшихся наук не в состоянии исследовать их в полном объеме. Нужна «стыковка» самых разных областей знаний и создание на их основе по сути новой научной дисциплины – экономики здравоохранения. Это наука призвана изучать экономические проблемы здравоохранения в тесной связи с медико-биологическими и социальными аспектами.

Развитие экономики здравоохранения должно осуществляться прежде всего в направлении совершенствования планирования и финансирования отрасли, обеспечения многоканального финансирования. Это особенно актуально с учетом того, что в настоящее время деньги на здравоохранение поступают из разных источников: бюджетов всех уровней, обязательного и добровольного медицинского страхования, средств благотворительных организаций и спонсоров, личных средств граждан, доходов от предпринимательской и другой не запрещенной законодательством деятельности организаций здравоохранения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 573.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...