Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформирование экономики на основе перехода к рыночным отношениям




 

При рассмотрении хода реформ в странах Восточной Европы нелегко выявить расклад достижений и потерь. Очевидно, что достигнут немалый прогресс в трансформировании централизованно-планируемой экономики в демократическую рыночную систему. Тем не менее экономические и социальные издержки перехода оказались гораздо выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и благосостояния - все это привело к разочарованию и нарастающей политической напряженности.

Резкий дисбаланс между ожиданиями и реальностью, видимо, и стал основным фактором резкой смены социально-политического климата в Восточной Европе. Практически единодушно признается, что спад оказался гораздо глубже, чем изначально планировалось, и что трансформация все еще не обеспечила многих из казавшихся очевидными благ в 6 странах региона (Чехии, Словакии, Польше, Венгрии, Болгарии и Румынии). История и текущая экономическая ситуация в этих государствах определяются набором сходных факторов, отличающих их от стран, образовавшихся на территориях бывших СССР и Югославии.

Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер, институциональных перемен и структурной политики, в том числе приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию, восстановить финансовое равновесие, обеспечить предпосылки создания стабильной макроэкономической ситуации. Либерализация внешних связей должна была помочь выйти на оптимальный уровень цен и внести на внутренний рынок необходимую дозу конкуренции.

Предполагался также перелив ресурсов из убыточных предприятий в прибыльные сферы деятельности, развиваемые и управляемые прежде всего вновь нарождающимся частным предпринимательством. При этом средний уровень благосостояния должен был расти, особенно в секторах, имевших и при плановой системе преимущества (тяжелое машиностроение, металлургия, добыча полезных ископаемых, управленческий аппарат). Причем издержки приспособления должны были остаться достаточно ограниченными - частично благодаря прямым иностранным инвестициям, которые, как ожидалось, хлынут в страны с переходной экономикой с их низкой стоимостью рабочей силы и неосвоенными рынками. Страны с переходной экономикой предприняли также усилия для интеграции в мировой рынок: существенная часть их внешней торговли приходится на развитые страны, их внешнеэкономические связи углубляются за счет притока прямых и портфельных иностранных инвестиций. Появилось немало новых рыночных институтов, таких как биржи, кредитные инструменты, антимонополистическое регулирование, законодательство о банкротствах и т.д.

Невозможно обнаружить и какой-то единой модели влияния бюджетного дефицита: в Венгрии и Словакии при более крупном дефиците инфляция была ниже, чем в Польше и Румынии. Во всех странах рост заработной платы находился под контролем, в целом отставая от роста цен. Даже «умеренная» инфляция, составляющая от 10-12% в Чехии и Словакии, оказывает чрезвычайно негативное воздействие на страны с переходной экономикой. В таких условиях сохраняется высокий уровень номинальных и реальных процентных ставок, что ограничивает кредит и мешает экономическому оживлению, служит источником неуверенности для бизнеса и из-за нежелательных эффектов в распределении доходов может вызвать социальную напряженность.

 

Становление многопартийной системы в Украине

 

1) Выдающаяся роль в достижении независимости Украины, развитии демократии в украинском обществе и становлении политического плюрализма в государстве принадлежит Народному руху Украины. Организация «Народное движение Украины за перестройку» («Рух») как массовое политическое движение возникла осенью 1988 г. из представителей различных творческих союзов. В начале своей деятельности «Рух» не шел на конфронтацию с КПУ. Но уже осенью 1989 г. ситуация изменилась. На учредительном съезде «Руха» прозвучало предложение создать на его базе несколько партий. «Рух» был одним из инициаторов политического плюрализма, многопартийной системы. На базе «Руха» впоследствии образовались многие народно-демократические, национально-патриотические, либеральные партии.

2) Образование «Руха» как массовой общественно-политической организации знаменовало утрату монополии Компартии Украины на политическую деятельность. В Украине началось формирование многопартийности. Этот процесс активизировался после февральского (1990) пленума ЦК КПСС, который под давлением обстоятельств согласился исключить из Конституции СССР печально известную Статью 6, которая закрепляла руководящую роль партии в советском обществе.

3) Другим источником многопартийности в Украине, хотя это и звучит парадоксально, стала Компартия, в рядах которой нарастали непримиримые противоречия. Группа коммунистов-реформаторов объявила о создании Демократической платформы. Своей главной целью они объявили преобразование КПСС в демократическую партию парламентского типа. Убедившись в невозможности демократизации КП Украины, в конце 1990 г. Демплатформа выделилась в отдельную политическую партию - Партию демократического возрождения Украины. Другая группа коммунистов образовала Марксистскую платформу, которая упорно продолжала исповедовать идеологию неосталинизма.

4) За короткий исторический период (1989-1991) о начале своей политической деятельности заявили Украинская христианско-демократическая партия (УХДП, январь 1989), Украинская национальная партия (УНП, октябрь 1990), Украинская республиканская партия (УРП, апрель 1989), Народная партия Украины (НПУ, сентябрь 1989), Либерально-демократическая партия Украины (ЛДПУ. ноябрь 1989), Социалистическая партия Украины (СПУ. октябрь 1990) и другие.

5) Для формирования многопартийной политической системы большое значение имел внеочередной III Съезд народных депутатов СССР (март 1990), на котором были внесены изменения в Конституцию Советского Союза. Статья 6-я о руководящей роли КПСС в обществе отменялась. 17 октября 1990 г. под давлением демократических сил сессия Верховного Совета УССР приняла закон о политических партиях и общественных организациях в УССР. После этого процесс провозглашения новых партий в Украине приобрел высокие темпы. Все без исключения политические партии поддержали волеизъявление украинского народа о независимости, сделанное им на референдуме 1 декабря 1991 г. Но в дальнейшем в их видении конкретных политических вопросов сохранились значительные различия. Особенно это проявлялось во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...