Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Распад СССР. Образование Содружества Независимых Государст (СНГ) декабрь 1991 года




 

События осени 1991 г. ясно показали, что нужна замена всей И старойсистемы, смена вкономических и политических форм жизни, рефорМйров&йие всего Многонационального государства. В этих условиях оказалось невозможным сохранить прежний Союз ССР. ПРИЧИНЫ РАСПАДА СССР -1. Политические:невозможность преодолеть унитарный характер прежней федерации; монополизм партийно-бюрократических структур; медлительность в подготовке реформ политической системы («во-во-огаревский» процесс); . утрата КПСС своей функции «ядра политической системы»; кризис идеологии «демократического социализма». 2. Экономические; неудовлетворенность республик своим экономическим положением в Союзе (споры о том, «кто кого кормит»); прогрессирующая депрессия в экономике; разрыв нормальных экономических связей между республиками; кризис финансовой системы (резкое обесценивание рубля, галопи­рующая инфляция рубля, введение полуденег — купонов); борьба ВПК за сохранение своегомонопольного положения в эко­номике. 3. Национальные: рост национального самосознания народов; недовольство национальной политикой Центра, воспринимаемой как политика русификации; запаздывание в разрешении возникающих" национальных конфлик­тов (Карабах, Южная Осетия, Приднепровье); надежда разрешить в самостоятельных национальных государствах сразу все проблемы.ОБРАЗОВАНИЕ СНГВо второй половине декабря 1991 г. в Беловежской Пуще ' (Бело­руссия) собрались руководители 3-х государств: России, Украины и Бе­лоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. Шушкевич). На этом совещании было принято решение о роспуске СССР и соз­дании нового объединения — Содружества Независимых Государств (СНГ). Действует Совет глав государств и Совет глав правительств СНГ. Ведется разработка соглашений об укреплении едивого экономического пространства, подписан договор о военно-политическом союзе (май 1992 г. — 6 государств). Некоторые государства (Украина) высказывают сомнения в жизне­способности СНГ; На Украине Рух и Украинская Республиканская пар­тия выдвинули требования уйти из СНГ.  \ Противоречия между государствами СНГ возникли на почве деле-аса экономического достояния СССР, золотого и валютного запаса. Во второй половине 1991 г. возникла возможность реализации третьего исторического шанса — восстановление государственного су­веренитета и независимости Украины. Но идея национально-государственного самоопределения неминуемо привела к формальномуобособлению республик. В сфере унификации принципов таможенного, налогового, бюджетного, валютного законода­тельства и денежно-кредитного регулирования представители РСФСР тре-бовали принять только российский образец. Однако республики не со­глашались с предоставлением им банком России кредитов сроком на пол­года при более 200% годовых. Отсюда — неизбежный крах с попыткой "создания «рублевой зоны нового типа».ПЕРВЫЕ ИТОГИ И УРОКИ НЕЗАВИСИМОСТИСамопроизвольный, неконтролируемый развал СССР поставил перед независимым государством много серьезных проблем: — разрыв хозяйственных связей больно ударил по Украине, так    \ \ как 80% ее торгового оборота приходилось на Россию;  \ — обладание 600-тысячной армией, имеющей на вооружении 1100 самолетов (в том числе 37 тяжелых бомбардировщиков), 4080 танков и 5040 БТР,существенным бременем легло на бюджет; — процесс инфляции достиг галопирующей отметай—3000%, за год, что' обесценило украинский купоно-карбованец почти втрое по отно­шению к русскому рублю; —либерализация цен с января 1992 г., проведенная вслед за Россией, остро выявила несовершенство системы социальных гарантий низкооплачиваемым семьям; — информационный- вакуум (отсутствие необходимых типографских мощностей, дефицит бумаги, невозможность содержания зарубежных кор­респондентов "и т. п.) создает благоприятные возможности для поли­тического манипулирования общественным мнением. В октябре 1992 г. после напряженной борьбы в украинском парла­менте и вне его стен был направлен в отставку премьерправительства В. Фокин. Его преемник Л. Кучма — бывший руководитель крупнейшего в Европе ракетно-космичеосого комплекса поставил на 1993 г. задачу: уменьшить инфляцию на 4%, дефицит бюджета, достигший 36% от ва­лового национального продукта, — довести до 6%.                      «» Наличие на Украине 176 межконтинентальных баллистических ра- , кет создало дополнительные трудности, ибо Украина автоматически оказалась второй в Европе ядерной державой. Правительство республики, не присоединяясь к договору «Старт-1», заключенному между США и Россией в сфере ограничения ядерных вооружений, предлагало:— дать гарантии безояасйостй, которые бы позволили Украиае йе-замедлительнореализовать провозглашенный ею статус безъядерного го­сударства; —выделить не менее 1,5 млрд.. долларов для ликвидации имею­щихся зарядов. 75) Первые шаги и уроки независимости Украины. Конституция Украины.

 

Самопроизвольный, неконтролируемый развал СССР поставил перед 1 / независимым государством много серьезных проблем: — разрыв хозяйственных связей больно ударил по Украине, так \ \ как 80% ее торгового оборота приходилось на Россию— обладание 600-тысячной армией, имеющей на вооружении 1100 самолетов (в том числе 37 тяжелых бомбардировщиков), 4080 танков и 5040 БТР, существенным бременем легло набюджет; — процесс инфляции достиг галопирующей отметай—3000%, за год, что' обесценило украинский купоно-карбованец почти втрое по отно­шению к русскому рублю; — либерализация цен с января 1992 г., проведенная вслед за Россией, остро выявила несовершенство системы социальных гарантий низкооплачиваемым семьям; — информационный- вакуум (отсутствие необходимых типографских мощностей, дефицит бумаги, невозможность содержания зарубежных кор­респондентов "и т. п.) создает благоприятные возможности для поли­тического манипулирования общественным мнением. В октябре 1992 г. после напряженной борьбы в украинском парла­менте и вне его стен был направлен в отставку премьер правительства В. Фокин. Его преемник Л. Кучма — бывший руководитель крупнейшего в Европеракетно-космичеосого комплекса поставил на 1993 г. задачу: уменьшить инфляцию на 4%, дефицит бюджета, достигший 36% от ва­лового национального продукта, — довести до 6% Наличие на Украине межконтинентальных баллистических ракет создало дополнительные трудности, ибоУкраина автоматически оказалась второй в Европе ядерной державой. Правительство республики, не присоединяясь к договору «Старт-1», заключенному между США и Россией в сфере ограничения ядерных вооружений, предлагало: — дать гарантии безояасйостй, которые бы позволили Украиаейе-замедлительно реализовать провозглашенный ею статус безъядерного го­сударства; — выделить не менее 1,5 млрд.. долларов для ликвидации имею­щихся зарядов. •ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИУКРАИНЫ  Возникла в период предвыборной • кампании ноября 1989—марта 1990 гг., когда вопрос оее разработке как атрибута, суверенности под­няли участники диссидентскогодвижения 60-х — 80-х гг. В июне 1991 г. Верховный Совет Украины одобрил концепцию новой Конститу­ции, однако к 1992 г. она устарела не только политически, но TI мо­рально. Созданная под руководством Президента Л. Кравчука Конституцион­ная комиссияразработала ее проект и вынесла на обсуждение Верхов­ного Совета. Своим решением от 1 июля 1992 г. Украинский парламент вынес проект новой Конституции на всенародное обсуждение. Из содержания 258 статей вытекает, что: — Украина провозглашаетсяде-юре демократическим, правовым, социальным государством; — предлагается полупрезидентская или смешанная форма прав­ления, а форма государственного строя — унитарная (в отличие от фе­деративной или земельной); — в первом варианте организации законодательной власти через Национальное собрание Украины предлагается двухпалатность: наличие Совета депутатов и Совета послов, во втором варианта—однопалатаость. После завершения процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует три принципиально разных подхода к этому документу, рав­но как и к механизму его принятия: — доработка и утверждение проекта как основы Конституции Ук­раины; — принятия временнойКонституции на переходный период, а пос--ле достижения политической и экономической стабилизации — разработ­кА нового Основного Закона; — принятие любого документа подобного рода. преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава Верховного Совета. Дискуссии, которые проходят в регионах Украины, показывают, что весной 1993 г. общественные настроения наиболее политизированы в таких вопросах деряавотворчества, как: — целесообразность федеративно-земельного устройства государст­ва; — двойногогражданства и двуязычия; — отношения к системе Совета» как рудименту или жизнеспособ­ному организму.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...