Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Театр XX –XXI веков.




Тесная связь театра с обществом в период между мировыми войнами как следствие идеологического грехопадения, материальной и психологической нестабильности. Ограничение влияния культурных традиций, имевших глубокие исторические корни. Разрыв сценической драмы и представляющей ее формы. Поиски своего, неповторимого, национального пути театрами новых независимых стран Восточной Европы. Достижения техники как толчок развитию театральной техники и технологий, что привело к усилению роли режиссера в 1920-е годы.

Франция.

Театральный авангард. Диапазон театрального авангарда Франции от теоретика и практика сюрреализма А. Арто до создателей «Картеля».

 Антонен Арто (1896 –1948) и Театр Жестокости. Сборник «Театр и его двойник» (1938).

1920 – открытие Фирменом Жемье Национального народного театра (TNP) (национальный народный театр), поддержка и развитие TNP Жаном Виларом в 50-е, Роже Планшоном – в 70-е годы ХХ века.

Деятельность коммерческого театра в послевоенной Франции: ориентация на «хорошо сделанную пьесу». «Комеди Франсез» как оплот традиционных принципов сценического воплощения классического репертуара.

Сюрреализм как ведущее направление в искусстве Франции. Эстетические суждения Г. Аполлинера: в предисловии к сюрреалистической драме «Груди Тиресия» и в статье «Дух нового времени и поэты» (1918). Увлечение сюрреализмом Ж. Кокто, А. Салакру.

1927 – возникновение творческого объединения «Картель четырех», основанного учениками и последователями А. Антуана и Ж. Копо режиссерами Шарлем Дюлленом, Гастоном Бати, Луи Жуве, Жоржем Питоевым.

Развитие традиции проблемного, интеллектуального театра в 30-40-е годы ХХ века. Экзистенциализм. Особенности французского экзистенциализма. Философский трактат «Бытие и ничто» Жана-Поля Сартра (1943). Философское эссе Альбера Камю «Миф о Сизифе» (1940–1941). Характер экзистенциалистской драматургии. философско-нравственных проблем. Интеллектуальная драма. Эволюция интеллектуальной драматургии в творчестве А. Салакру, Ж. Кокто, Ж. Жироду, Ж. Ануйя.

Арман Салакру (1899–1972). Творческое сотрудничество с Шарлем Дюлленом.  1938 год – премьера пьесы «Земля кругла» (постановщик и исполнитель роли Савонаролы Ш. Дюллен,  Сильвио – Ж.-Л. Барро). Постановка Ж.-Л. Барро в 1946 г. драмы «Ночи гнева». Постановка Ш. Дюлленом комедии «Архипелаг Ленуар».

 Жан Кокто (1889–1963) Разрушение всех привычных установок – социальных, моральных, религиозных, эстетических в творчестве поэта на рубеже 20–30-х годов прошлого века. Обращение к мифологии. Переосмысление мифологического сюжета, насыщение его современными мотивами как новое направление в интерпретации мифа и  характерная черта французской драматургии 30–40-х годов XX века (творчество Ж. Жироду и Ж. Ануя). Сотрудничество с Ш. Дюлленом, П. Пикассо при постановке «Антигоны» (адаптация Ж. Кокто пьесы Софокла); «Эдипа царя» по Софоклу (1925) Проблема личности художника в образе Орфея (постановка трагедии «Орфей» Ж. Питоевым). Разработка мифологических и легендарных сюжетов в драмах: «Адская машина», «Рыцари Круглого стола», «Рено и Армида», «Двуглавый орел», «Вакх». Драмы на современном материале: «Ужасные родители», «Идолы», «Пишущая машинка» создаются параллельно.

Жан Жироду (1882–1944).Антивоенная направленность первых  пьес: «Зигфрид», «Амфитрион-38», «Юдифь» »Интермеццо». Постановщик «Юдифь» «Интермеццо» – Л. Жуве. «Гуманизация» мифа. Постановка режиссером Л. Жуве драм Ж. Жироду: «Тесса» «Добавление к путешествию Кука», «Троянской войны не будет», «Электра», «Песнь песней». Острая сатира в пьесе «Безумная из Шайо».

Жан Ануй (1910–1987). Тесная связь с авангардными течениями в театральном искусстве. Совершенное владение опытом театральной практики и методом создания «хорошо сделанной пьесы». Образ Терезы – открытие  галереи нравственно чистых героинь («Дикарка»). Первый сборник «Черные пьесы»: «Горностай, «Пассажир без багажа», «Дикарка», «Эвридика». Сборник «Розовые пьесы» : «Бал воров», «Леокадия», «Ужин в Санлисе». Трагедия «Антигона» –  символ антифашистской борьбы. Сборник «Новые черные пьесы»: «Антигона», «Иезавель», «Ромео и Жанетта», «Медея». 1951 – сборник «Блестящие пьесы». Пьеса «Жаворонок» – вершина творчества Ануя. 1956 – сборник «Колючие пьесы».  1962  – сборник «Костюмные пьесы».

Германия.

Период с 10-х годов по начало 40-х ХХ века – один из самых драматических в истории Германии. Экспрессионизм в литературе и искусстве. Возникновение философски напряженного «эпического театра». Успехи реалистического театра и зарождение новой его формы – социалистического реализма.

Характер драматургии экспрессионизма. «Драма крика» как выражение  экспрессионистской эстетики. В. Газенклевер, Э. Толлер, Г. Кайзер, Ф. Унру и другие.

 Драматургия Эрнста Толлера (1893–1939): пьесы «Превращение», «Человек-масса», «Гоп-ля, мы живем!». Творчество Георга Кайзера (1878–1945) – выявление внутренних противоречий экспрессионизма. Мастер сатирического гротеска: «Граждане Кале»,  «С утра до полуночи», «Ад-путь-земля», «Коралл», «Газ».

Плакатность и однозначность символики экспрессионистского театра. Берлинский, период экспрессионистской режиссуры –  обострение социальных и политических идей. Ведущие режиссеры-экспрессионисты: Леопольд Йесснер (1978–1945), Карлхайнц Мартин (1888–1948). Актеры-экспрессионисты: Эрнст Дойч, Фриц Кортнер, Элизабет Бергнер. «Пластический диалог»: нервно-напряженный, ломаный ритм внутренней жизни; существование в роли на грани срыва в истерику; умение обнажать душевные раны и заходиться на сцене отчаянным криком.

 

Творчество Бертольта Брехта (1898–1956) – одна из вершин мирового театра ХХ века. Теория эпического театра. «Эффект очуждения» – многообразные способы переключения сознания зрителей из одной действительности в другую. Апелляция не к чувству, а к разуму зрителя. «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана», «Жизнь Галилея», «Карьера Артуро Уи», «Кавказский меловой круг» – знаменитые пьесы-параболы, пьесы-притчи.

Рубеж 10–20-х годов XX века – развитие «тотального театра». М. Рейнгарт, Э. Пискатор.

Создание агитационного театра Эрвина Пискатора (1893–1966). Театр Трибунал в Кенигсберге, Пролетарский театр в Берлине. Документальность постановок. Постановка «Похождения бравого солдата Швейка» по роману Я. Гашека. Введение  Пискатором понятия «эпический театр».

Италия.

Авангардистские эксперименты авторов «театра гротеска» («сумеречники», «интимисты» и футуристы). Поиски новых форм «сумеречниками» и «интимистами» в практике итальянского театра. Луиджи Пиранделло (1867–1936) как один из создателей интеллектуального театра ХХ века. Комедии «озорного треугольника»: «Лиола», «Это так, если вам так кажется», «Дурацкий колпак». Лучшие пьесы: «Шесть персонажей в поисках автора», «Генрих IV», «Обнаженные одеваются», «Каждый по-своему», «Сегодня мы импровизируем». Актеры гротескной манеры: М. Абба, Л. Пикассо, П. Борбони, М. Мелато, М. Бенасси, С. Рандоне, Р. Чаленте. Творчество великого эксцентрика Этторе Петролини.

 Испания.

Студенческая Резиденция под Мадридом – демократическое учебное заведение, в котором в 20-е годы учились Федерико Гарсиа Лорка, Луис Бунюэль, Сальвадор Дали.

Федерико Гарсиа Лорка (1898–1936). Естественное стремление человека к свободе гармонии физического и духовного начала – основные темы драмы «Мария Пинеда», пьес «Чудесная башмачница» и «Любовь дона Перлимплина».

 «Крестьянские трагедии» Лорки: «Кровавая свадьба», «Йерма», «Дом Бернарды Альба». Сращивание метафоры и мифа. Творчество выдающейся актрисы Маргариты Ксиргу. Театр Ла Баррака и работа в нем Ф.Г. Лорки.

Театр США.

 

Юджин О`Нил (1888–1953). Сложное переплетение экспрессионизма и реализма в творчестве драматурга, влияние этих процессов на любимый жанр Бродвея – семейную камерную драму. Экспрессионистские пьесы Ю. О`Нила: «Император Джонс», «Косматая обезьяна». Основная социально-философская тема творчества Юджина О`Нила – «какая польза человеку в том, что он получит весь мир и потеряет душу свою?». Драмы: «Анна Кристи», «Любовь под вязами», «Крылья даны всем детям человеческим», «Траур – участь Электры». 

Движение внебродвейских театров. Театры «Провинстаун плейерз» и актеры Вашингтон-сквера. Театр Гилд – лаборатория актерского мастерства. Алла Назимова, Алфред Лант, Линн Фонтанн. Влияние гастролей театра «Старой голубятни» Жака Копо на американский театр 20-х годов ХХ века. Переворот эстетического мироощущения деятелей американского театра в 1923 году как следствие гастролей МХТ. Джон Барримор – лидер актеров в 20-е годы ХХ века. Образ Гамлета, созданный  Барримором, влияние на него трактовок М. Чехова и Д. Гилгуда. Режиссерские искания Ли Страсберга и Гарольа Клёрмена. Стелла Адлер и ее деятельность по распространению учения К.С. Станиславского.

Теннеси Уильямс (1911–1983). Сценическая законченность пьес, отказ от старых форм реалистического театра. Развитие лучших традиций социально-психологической драматургии в США. «Поэтический реализм», концепция «пластического театра» в пьесе «Стеклянный зверинец». Два противоположных типа сознания в пьесе «Трамвай «Желание».

Артур Миллер   (1915–2005). Пьеса "Человек, которому так везло" (1944) и роман "Фокус" (1945) как квинтэссенция художнических интересов Миллера: нравственное достоинство рядового человека, поведение и психология личности в общественной среде. Ироническая коллизия между имманентной греховностью человека и поисками нравственного абсолюта в основе комедии «Сотворение мира и другие дела». Социальная природа человеческой трагедии в обществе – основная тема наиболее известных пьес А. Миллера: «Смерть коммивояжера», «Суровое испытание» (или «Сейлемские колдуньи»), «Вид с моста», «Цена», «После грехопадения», «Случай в Виши».

Режиссерское искусство второй половины XX века – начала XXI века.

Питер  Брук (р. 1925) – великий  английский режиссер, теоретик и практик театра, новатор, кинорежиссер. Первая постановка «Доктор Фауст» К. Марло. Работа в Бирмингемском репертуарном театре. Постановки: «Адская машина Кокто», «Пигмалион», «Человек и сверхчеловек» Шоу. Мемориальный королевский шекспировский театр в Стрэдфоде- на- Эйвоне: постановки - «Бесплодные усилия любви», «Зимняя сказка», «Король Лир», «Гамлет», «Сон в летнюю ночь и др. В театрах Европы и Америки: «Братья Карамазовы» по Достоевскому; «Жаворонок» Ж. Ануя; «Марат / Сад» П. Вайса; «US»(«Мы»). 1971 – создание в Париже Международного центра театральных исследований, показ спектаклей центра в Африке. Театр «Буфф-дю-Нор» в Париже. Спектакли: «Диспут птиц», «Оргхаст», «Махабхарата», «Счастливые дни» Беккета,  «Трагедия Гамлета» Шекспира и др. Книга Брука «Пустое пространство».

Джорджо  Стрелер (1921–1997) – великий итальянский режиссер, теоретик театра. Поэт театра, творец красоты, одухотворяющий сценическое пространство. Создание «Пикколо театро ди Милано» (театр «Пикколо») – театр для всех людей, независимо социального положения и уровня культуры. Обращение к истокам итальянского театра – комедии дель арте. 1947 – постановка «Слуги двух господ» К. Гольдони. Шекспировские постановки режиссера: «Король Лир». Обращение к творчеству А.П. Чехова: «Чайка», «Вишневый сад». Увлеченность Стрелера драматургией Б. Брехта. Книга «Театр для людей».

Ежи Гротовский (1933–1999) – польский режиссер, педагог, теоретик театра. Имя Гротовского связывают со второй театральной реформой (первую – с именем В. Мейерхольда). Начало пути – работа в театре «13 рядов» в г. Опполе (Польша). Постижение актерского ремесла через системность и методологию. Постановки: «Каин» Байрона, «Мистерия-Буфф» Маяковского, «Сакунтала» Калидасы, «Акрополь» С. Выспянского. С 1965 года – работа в г. Вроцлав. Изучение мирового театра – индийский театр, пекинская опера, японские театры «Но», «Кабуки». Метод физических действий по Станиславскому, биомеханика Мейерхольда, трагический гротеск Вахтангова. Вроцлавский театр-лаборатория. Постановки: вариант «Акрополя», несколько вариантов «Стойкого принца» Кальдерона, «Apocalipsis cum figures»(«Апокалипсис в лицах»). Книга «По направлению к бедному театру». Занятия лекторской, исследовательской, преподавательской деятельностью в Польше, Восточной Европе, Америке. 1985 – творческая мастерская в г. Понтедеро. Работа с международными актерскими группами над программой «Ритуальные искусства».

Ариана Мнушкина (р. 1939) – французский театральный режиссер. 1964 – создание  театра «Дю Солей» (Театр Солнца). Первый спектакль театра – «Мещане» по пьесе М. Горького. Основа театра – идея коллективного существования; метод – коллективная импровизация как на основе литературного текста («1789», «1793»,»Двенадцатая ночь»), так и на документальном материале («Золотой век», «Последний караван-сарай». «Мимолетности»).

Роберт Уилсон (р. 1941) – всемирно признанный американский театральный и оперный режиссер, скульптор, сценограф. Первая постановка – «Взгляд глухого» (1971) семичасовой спектакль по фантазиям глухонемого мальчика. Проект «Гора Ка и Сторожевая трасса» в Ширазе (Иран). «Персефона» Г. Клейста. «Игра снов» А. Стриндберга. Размывание сюжетов и содержания, торжество изысканного визионерства и совершенство формы. По Р. Уилсону:  «Актер – совершеннейший кладезь для пластических экзерсисов».

Киристофер Марталер (р. 1951) швейцарский музыкант, режиссер (театр Шаушпильхаус в Цюрихе). Сочинение музыки к драматическим спектаклям, постановка на базельском вокзале представления «Место прибытия». Постановки в театрах Гамбурга, Берлина, Франкфурта, Зальцбурга: «Фауст»-фрагменты», «Убей европейца», «Час ноль или искусство сервировки», «Три сестры». Оперные постановки 90-х годов XX века: «Пелеас и Мелиссанда», «Луиза Миллер» и др. Особенности режиссерской эстетики Марталера – особая роль музыки, подавляющее, замкнутое (пусть огромное) пространство, наличие символики тоталитарной власти, отказ от обыденной логики, неожиданные смещения, абсурдность существования странных персонажей, наличие двух разнонаправленных линий – видимой и слышимой.

Франк Касторф (р. 1951) – руководитель берлинского театра «Фольксбюне», немецкий режиссер-новатор. Известен как специалист по русской культуре: на его счету три спектакля по Достоевскому «Бесы», «Униженные и оскорбленные», «Идиот»), три – по Булгакову («Бег», «Зойкина квартира», «Мастер и Маргарита»), а так же как провокатор и разрушитель текстов. Особенности режиссерской манеры Касторфа – размывание четких линий в понятиях, предметах, идеях, дерзость в сочетании театральных приемов различных эпох. Отстраненная позиция актеров в спектаклях, свобода владения телом напоминает эксцентрическую школу. Спектакли: «Психопаты», «Терродром».

Пина Бауш (Филиппине) (1940–2009) – одна из крупнейших хореографов мира, с именем которой связан расцвет нового жанра – театра танца. Театр танца «Вупперталь» (Германия). Новаторство сценического языка Пины Бауш, замена классических па глубоко символичными, (но обыденными внешне) жестами и движениями. Использование элементов оперы, кино, драмы. Выстраивание пластического эквивалента мира, драматизм постановок. Спектакли: «Гвоздики», «Кафе Мюллер», «Мойщик окон», «Луговая земля» («Wiesenland»), «Мазурка Фого», «О, Дидо», «Агуа, или Бразильский спектакль».

Тадеши (Тадаси) Судзуки (р. 1931) – режиссер, окончил факультет политехнических наук в токийском университете Васэда. В 1966 году открывает театр «Шо гекио»», который становится центром театрального авангарда в Японии. Создание театра «Того», постановки Еврипида («Троянки», «Вакханки»), Шекспира («Король Лир»), Чехова («Три Сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»). Разработка методаподготовки актеров. Школа Судзуки в Того (театральная деревня). Создание первого в Японии Международного театрального фестиваля в Того. Основание Центра исполнительских искусств Шизуока. Выдающиеся постановки: «Сирано де Бержерак» Ростана, «Царь Эдип» Софокла, опера «Король Лир».

Михаэль Тальхаймер(р.1965(?) – главный режиссер Дойчес театра (Берлин). Начинал свою театральную карьеру как актер. В качестве режиссера он дебютировал в 1997 году в Хемниц-театре. Постановки в театрах Базеля (Швейцария), Лейпцига и Фрайбурга (Германия). Широкую театральную известность получил в 2000 году, поставив спектакли «Лилиом» Ф. Мольнара в Талиа-театре в Гамбурге и «Празднование» в Дрезденском драматическом театре (в 2001 года оба спектакля – в Дойчес-театре в Берлине). Дебют в Дойчес театре в 2001 году – спектакль по пьесе Лессинга «Эмилия Галотти». Другие спектакли: «Три сестры» А.П. Чехова; «Одинокие» Г. Гауптмана; «Фауст» Гете (Части 1 и 2); «Орестея» Эсхила; «Сон» Йона Фоссе; «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Сотрудничает с Александринским театром.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 668.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...