Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 3. Подходы к исследованию систем управленияСтр 1 из 21Следующая ⇒
Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем Система - организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели. Свойства системы могут быть условно разделены: - на свойства I ряда - свойства, имеющие непосредственное системное происхождение: - целостность - система представляет собой организационное сложное целое; - делимость - система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы; - множественность - каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей); - целеустремленность - каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели; - свойства II ряда - свойства, которые обеспечивают работоспособность системы: - гомогенность (однородность) - система должна иметь хотя бы одно общее свойство; - гетерогенность (разнородность) - в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов; - самоорганизованность - самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться; - иерархичность - система - это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии; - централизованность - в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии; - эмерджентность - свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов. Системы можно классифицировать: - по способу образования: - естественные - системы, созданные природой без вмешательства человека; - искусственные - системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей; - сущности: - космические; - биологические; - технические; - социальные; - экономические; - экологические; - политические и др.; - отношению к целевому назначению: - целенаправленные - системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей; - целеустремленные - поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов; - наличию центрального ведущего элемента: - централизованные - системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль; - децентрализованные - системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами; - размеру. - малые (включают менее 30 элементов); - средние (включают до 300 элементов); - большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие); - степени сложности: - простые - системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем; - сложные - системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми; - отношению к изменениям во времени: - относительно статичные - системы, имеющие одно возможное и заданное состояние; - динамичные (изменяются с течением времени); - продолжительности функционирования: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные; - специализации: - специализированные - системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги; - комплексные - выполняют все функции при производстве продукции; - предсказуемости поведения: - детерминированные - результаты деятельности, которые могут быть предсказаны; - стохастические - результаты деятельности, которые определены вероятностью; - взаимодействию с внешней средой: - изолированные - при функционировании не имеют связей с внешней средой; - закрытые - функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство); - открытые - взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние. Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления Системный подход - методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь. Эмпирический подход - подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д. Анализ межличностных отношений и группового поведения - подход, основой которого является изучение внутренних связей в организации, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучаемой организации. Формирование корпоративной культуры - традиции, ценности, символы, убеждения, формальные и неформальные правила поведения членов организации. Социотехнические системы - подход, который создает условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эффективности производства и сокращения времени, затрачиваемого на производство. Теория принятия решений и эффективные коммуникации - подход соответствия информационной и организационной структур. При данном подходе лица, которые принимают решения, должны обладать всей необходимой информацией. Для эффективности принятия решений информаиия должна обладать свойствами: - достоверности; - ясности; - своевременности; - полноты; - оперативности; - надежности. В организационных структурах должны быть эффективные коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерархии о принятых решениях наверху. Моделирование - подход построения модели организации, в которой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации. Операциональный подход - подход, в котором выделяются функции и работы для анализа процесса управления, оценка трудозатрат и затрат ресурсов. Ситуационный подход - подход принятия решений при быстротечном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т. д. При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могут быть использованы для достижения целей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется. - когда одни и те же ситуации часто повторяются, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время; - при возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стандартных и не имеют готовых решений. Процессный подход - подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных между собой работ и общих функций управления. Процесс исследования - совокупность функций и действий исследователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы (исследуемый объект) в выходы (результат исследования). Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требований заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств и т. д. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами (материальными, техническими, транспортными и т. д.) для осуществления процесса исследования. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |