Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления




Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем

Система - организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.

Свойства системы могут быть условно разделены:

- на свойства I ряда - свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:

- целостность - система представляет собой организационное сложное целое;

- делимость - система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;

- множественность - каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);

- целеустремленность - каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;

- свойства II ряда - свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:

- гомогенность (однородность) - система должна иметь хотя бы одно общее свойство;

- гетерогенность (разнородность) - в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;

- самоорганизованность - самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;

- иерархичность - система - это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;

- централизованность - в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;

- эмерджентность - свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.

Системы можно классифицировать:

- по способу образования:

- естественные - системы, созданные природой без вмешательства человека;

- искусственные - системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;

- сущности:

- космические;

- биологические;

- технические;

- социальные;

- экономические;

- экологические;

- политические и др.;

- отношению к целевому назначению:

- целенаправленные - системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;

- целеустремленные - поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;

- наличию центрального ведущего элемента:

- централизованные - системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;

- децентрализованные - системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;

- размеру.

- малые (включают менее 30 элементов);

- средние (включают до 300 элементов);

- большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);

- степени сложности:

- простые - системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;

- сложные - системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;

- отношению к изменениям во времени:

- относительно статичные - системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;

- динамичные (изменяются с течением времени);

- продолжительности функционирования:

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные;

- специализации:

- специализированные - системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;

- комплексные - выполняют все функции при производстве продукции;

- предсказуемости поведения:

- детерминированные - результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;

- стохастические - результаты деятельности, которые определены вероятностью;

- взаимодействию с внешней средой:

- изолированные - при функционировании не имеют связей с внешней средой;

- закрытые - функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);

- открытые - взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.

Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления

Системный подход - методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

Эмпирический подход - подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

Анализ межличностных отношений и группового поведения - подход, основой которого является изучение внутренних связей в организации, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучаемой организации.

Формирование корпоративной культуры - традиции, ценности, символы, убеждения, формальные и неформальные правила поведения членов организации.

Социотехнические системы - подход, который создает условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эффективности производства и сокращения времени, затрачиваемого на производство.

Теория принятия решений и эффективные коммуникации - подход соответствия информационной и организационной структур.

При данном подходе лица, которые принимают решения, должны обладать всей необходимой информацией. Для эффективности принятия решений информаиия должна обладать свойствами:

- достоверности;

- ясности;

- своевременности;

- полноты;

- оперативности;

- надежности.

В организационных структурах должны быть эффективные коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерархии о принятых решениях наверху.

Моделирование - подход построения модели организации, в которой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации.

Операциональный подход - подход, в котором выделяются функции и работы для анализа процесса управления, оценка трудозатрат и затрат ресурсов.

Ситуационный подход - подход принятия решений при быстротечном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т. д. При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могут быть использованы для достижения целей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется.

- когда одни и те же ситуации часто повторяются, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;

- при возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стандартных и не имеют готовых решений.

Процессный подход - подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных между собой работ и общих функций управления. Процесс исследования - совокупность функций и действий исследователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы (исследуемый объект) в выходы (результат исследования). Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требований заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств и т. д. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами (материальными, техническими, транспортными и т. д.) для осуществления процесса исследования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...