Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Промышленная модернизация в Казахстане: трудности и особенности ее осуществления.




Некоторые шаги были сделаны в восстановлении тяжелой промышленности. Более быстрыми темпами возрождались нефтяные промыслы Эмбы и Доссора. Уже в 1925 году они превысили уровень 1913 года. Успешно шла техническая реконструкция производства. Для добычи применялись глубинные насосы, развертывалась электрификация промыслов, обновлялось оборудование, применялись геофизические методы разведки. Успешно работала и полиграфическая промышленность, быстро достигая довоенного уровня, благодаря чему резко расширилось издание газет на казахском и русском языках.

Рабочие Риддера восстанавливали шахты, рудники, обогатительные фабрики, электростанции, железные дороги и другие объекты. Но из-за недостаточности оборудования и денежных средств эти предприятия были переведены на положение технической охраны и только в 1925 г. возобновились дальнейшие работы по восстановлению. Бездействовали Карагандинские и Экибастузские копи, Спасский завод, Успенский рудник и другие горнодобывающие и горнозаводские предприятия. Лишь в конце 1925 г. начались работы по восстановлению Карсакпайского медеплавильного завода и его узкоколейной железной дороги Байконур—Карсакпай—Джезказган.

Особое внимание уделялось транспорту, без налаживания успешной работы которого нельзя было осуществить главную задачу НЭПа — восстановление экономических связей между городом и деревней, между промышленными предприятиями и сельским хозяйством.

Основной железнодорожной артерии республики — Оренбургско-Ташкентской магистрали выделялось значительное число паровозов, вагонов, топлива, различных материалов по развитию НКПС. Сюда направлялись высококвалифицированные железнодорожные командиры транспортного хозяйства и т. д. Строились и новые, особенно «хлебные линии», как продолжение сооружения Семиреченской железной дороги до станции Луговая и далее до ст. Пишпек, дорога Петропавловск — Кокчетав, а также линия Славгород — Кулунда — Павлодар — Южно-Сибирской магистрали и т. д. Первые две линии служили для вывоза хлеба из Семиречья и Северного Казахстана в голодающие регионы страны, а последняя — для вывоза соли из Коряковских промыслов.

Самым же важным объектом строительства в Казахстане в годы индустриализации была Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб). Решение союзного правительства о строительстве было принято 3 декабря 1926 года. При СНК РСФСР был создан Комитет содействия строительства Турк-сиба под председательством Т. Рыскулова. По его рекомендации при разработке проекта и строительства Турксиба активное участие принимал крупный специалист, в 1906 г. окончивший Петербургский институт инженеров транспорта, М. Тынышпаев.

В апреле 1927 года одновременно с севера (Семипалатинск) и юга (ст. Луговая) началось сооружение дороги. Строительство магистрали приняло всенародный характер. К октябрю 1927 года на трассе работало более 2000 рабочих, в т. ч. свыше 800 казахов. В те же годы развернулось строительство железнодорожной линии Гурьев — Доссор. Однако по уровню развития железных дорог Казахстан еще отставал от многих республик.

 

 

Индустриализация в Казахстане

Процесс индустриализации по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928-1932 гг.). Слабо были развиты средства связи и транспорт. Прежде всего, предстояло решить технико-экономическую отсталость края. Требовалось формирование рабочего класса путём широкого привлечения представителей коренного населения.

Индустриализация в Казахстане началась с изучения природных ресурсов. Автор проекта индустриализации в Казахстане Ф.И.Голощёкин, он назвал его - «Малый Октябрь». Ф.И.Голощёкин возглавлял Казахстан в 1925-1933 годы, в условиях некапиталистического развития он был проводником жестокого курса Сталина, идеи регионального вождизма. Политику « Малого Октября» поддержал сам Сталин, он называл её« единственно правильной». С.Садвакасов и Ж. Мынбаев высказались против политики «Малого

Октября». Оппозиция высказывала идею приближения промышленности к источникам сырья.

В годы индустриализации ударными темпами осваивались источники сырья. Академик И.М.Губкин пришёл к выводу, что богатейшие нефтяные запасы сосредоточены в Урало-Эмбенском районе. К.Сатпаев исследовал Джезказганскую медь. Н .С.Курнаков доказал, что Центральный Казахстан -сплошная металлогеническая провинция Советского Союза. В 1927-1930 гг. строился Турксиб. В январе 1931 года Турксиб был сдан в эксплуатацию. Комиссию содействия строительства Турксиба возглавлял от республики -Н.Нурмаков. Комитет содействия постройке Турксиба при правительстве РСФСР возглавлял Т.Рыскунов. Турскиб был построен за три года вместо намеченных пяти. 28 апреля на станции Айнабулак сомкнулись участки пути. Дорога соединила Среднюю Азию с районами Сибири, повлияла на подъём экономики и культуры восточных районов страны. Турксиб дал путёвку в жизнь многим известным людям. Например, Д.Омаров прошёл путь от рабочего до начальника Турксиба.

В годы индустриализации нефтяную Эмбу называли « вторым Баку». Гигантским промышленным комплексом в период индустриализации и годы довоенных пятилеток вместе с предприятиями цветной металлургии Балхаша и Джезказгана была угольная Караганда. Преимущественное развитие получили добывающая и химическая отрасли. Ведущее положение в СССР по производству цинка, меди, свинца и других стратегических металлов занимал треугольник Урал-Сибирь-Казахстан. Сырьевой регион Центрального Казахстана, снабжающий промышленные предприятия Южного Урала окончательно сложился в предвоенные годы. Выделить значительные средства для укрепления финансовой системы страны в годы индустриализации позволило развитие золотодобывающей промышленности. Всё более возрастала индустриальная мощь столицы и юга Казахстана. Квалифицированные кадры завозились извне: из Россини Украины. Первыми шефство над промышленностью Казахстана взяли рабочие Москвы и Московской области. Шахтёры Донбасса взяли шефство над Карагандой. Первым стахановцем Казахстана стал Тусуп Кузембаев. Первый слёт передовиков цветной промышленности состоялся в декабря 1935г. С.Садвакасов, тем не менее, говорил: «Казахстан был и остался колонией».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 644.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...