Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическое и экономическое устройство Древнерусского государства. «Русская Правда».




Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты феодальной и первобытнообщинной формаций. Политическое устройство носило своеобразный характер (во многом из-за переходного состояния). Русь была федерацией княжеств, которой управлял совместно род Рюриковичей. Его члены занимали столы в городах по принципу старшинства, получая их во временное владение. При этом все Рюриковичи считались равными между собой, именуя киевского князя «старшим братом». Государство возглавлял великий князь киевский, получавший власть по наследству как старший потомок Рюрика. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани.

Находясь в Киеве, князь назначал в другие центры государства своих посадников, которые следили за соблюдением порядка, судили местное население, собирали дань и пошлины. Часть собранных средств шла на содержание посадники и его дружины. Постепенно посадниками становились ближайшие родственники князя (сыновья, братья, племянники). При князьях и посадниках существовали должностные лица, выполнявшие различные функции: тиуны, данщикии др.

Власть князя была монархической, но ограничивалась участием в ней старшей дружины и городского вече. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе (в гриднице), пировали вместе с князем, участвовали в походах, собирали и делили дань и военную добычу. Отношения князя с дружиной не всегда носили характер подданства: князь советовался с дружиной по всем делам. Вместе с тем и князь был нужен дружине не только как военный предводитель, но и как символ государственности.

Дружина делилась на старшую («бояре»,«мужи») имладшую («гриди», «отроки»). Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составляли постоянный совет князя («дума») и выступали в роли воевод. У некоторых из них могли быть свои дружины. Младшие дружинники выступали в качестве профессиональной военной силы и исполняли обязанности административных агентов князя: мечников, вирников, мытников, пятенщиков и др. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, а с X в. наделяемая землей на вотчинном праве, представляла собой нарождающийся класс феодалов.

Появление дружина означало, что началось изживание характерного родоплеменному строю всеобщего вооружения народа. Однако незрелость феодальных отношений проявлялась в том, что важную роль продолжало играть народное ополчение («вои»), которое часто более активно участвовало в военных действиях, чем дружинники, которых князь берег.

Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного самоуправления. Вече как народное собрание активно действовало весь период существования Киевской Руси. Оно участвовало в решении всех важнейших вопросов, в том числе иногда в передаче власти конкретному князю (14 киевских князей были приглашены вече). Народные старейшины («старцы градские») участвовали в княжеской думе, и без их согласия, вероятно, было трудно принимать важнейшие решения. Роль вече постепенно падала на протяжении IX-XI вв. по мере усиления княжеской власти и укрепления его аппарата, оно собиралось все реже и лишь в экстраординарных условиях, когда князь нуждался в дополнительной опоре. Однако вече продолжало существовать, а в некоторых регионах (Новгородская земля) сохранило сильные позиции.

Внутренний рынок в данный период времени был развит достаточно плохо. Среди основных экономических функций древнерусского государства в этот отрезок времени можно выделить сбор дани для князей практически всех уровней.

Отдельное внимание необходимо уделить дани, название которой «Полюдье». Удивляет тот факт, что дань такого типа собирали сами князья, которых охраняла дружина.

Великому князю в то время принадлежала вся власть в государстве. Резиденция такого князя находилась, конечно же, в Киеве. Стоит отметить, что именно к 9-12 векам относятся следующие атрибуты власти: великий князь, вече, а также военная дружина. Основную часть населения составляли свободные крестьяне, которых защищали военные дружины. За это крестьяне, конечно же, платили дань. Именно это и отличает древнерусское государство в 9-12 в. от иного времени.

Если говорить об общинах, то она выплачивали дань государству, в основном, в денежной форме. Существенно усилило государственную власть христианство, которое приняли на Руси в 988 году. Если точнее, то христианство стало идеологической основой древнерусского государства.

Русская правда- — сборник правовых норм Киевской Руси.

Связана с Ярославом Мудрым.

Первооткрывателем Русской Правды является В. Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию.

Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

 

 

4.Внутренняя и внешняя политика великих киевских князей в IX-XII вв. (на примере деятельности Владимира Святославича и Владимира Всеволодовича Мономаха).

Внутренняя политика. (Владимир Святославович)
- Владимир усмирил желание варягов брать дань с Киева, т. к. они помогли захватить его.
- Языческая реформа 980-981 гг. (Л. М. Пятецкий) . Владимир систематизировал языческих богов, выделив шесть. Главный – Перун, затем Хорс, Даждьбог, Стрибог, Смаргла и Мокоша. Правда современные историки считают, что укрепить язычество в данном виде не очень-то удалось, ремесленники, например, все равно больше чтили Сварога, купцы – Велеса и т. д. Перуну, как главному богу, в большей части поклонялась дружина.
- Крещение Руси в 988 году.

Внешняя политика.
- 982 г. - Повторный поход на Вятичей (в районе р. Сож) , была возложена большая дань.
- 983 г. – захват земель ятвягов (граничили с Полоцким княжеством – областью между средним течением р. Неман и верховьем р. Нарев, т. н. Судовией)
- 985 г. – победоносный поход на Болгарию, после чего был завершен мир.

Владмир Всеволодович (Мономах)

В. Мономах вступил в Киев 20 апреля. В считанные дни этот опытный военный и государственный деятель навел разумный порядок. По его инициативе совет феодалов принял расширенный и обновленный вариант «Русской правды» , который сразу стали называть «Устав Владимира Мономаха» . Главное в этом документе – статьи, которые облегчали условия займа денег под проценты и резко ограничивали возможности превращения смердов, закупов и рядовичей в холопов. Эти положения «Устава» одновременно спасали бояр, церковнослужителей, дружинников, купцов от народного гнева.
Все историки единодушны в выводе, что В. Мономах проводил мудрую, взвешенную внутреннюю и внешнюю политику. При нем практически прекратилась междоусобица, поскольку он умел найти подход к самым разным по характеру и поведению князьям и боярам, но вместе с тем карал беспощадно мятежников.
Соседи Киевской Руси тоже почувствовали решительность и твердость В. Мономаха. В 1116 году его войска разгромили половцев, обеспечив надолго спокойствие на южных границах. Под угрозой нашествия русских дружин византийский император согласился в 1122 году женить своего сына на внучке великого киевского князя, что придало отношениям двух сильных государств более безопасный и предсказуемый характер. Международный авторитет Киевской Руси при В. Мономахе заметно вырос. Этот князь стал образцом для подражания для многих поколений властителей нашей страны. «Память о Владимире Мономахе, – отмечает академик Б. Рыбаков, непревзойденный знаток истории древнерусского государства, – в самых поэтических формах сохранялось и в начале XII в. («Слово о полку Игореве») , и в начале XIII в. (Ипатьевская летопись и «Слово о погибели земли Русской») . Даже в XV - XVI вв. во время создания Российского централизованного государства вспоминали «старого Владимира» . Иван III венчал своего внука на царство «шапкой Мономаха» (изготовленной в конце XV в.) ; а Иван Грозный украсил свое царское место в Успенском соборе сценами из военной и государственной деятельности Владимира Мономаха.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 571.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...