Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова (1645-1676).




Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший[1] (19 (29) марта 1629 — 29 января (8 февраля) 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 — 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.

В первые годы царствования Алексея Михайловича властью фактически распоряжался боярин Б. И. Морозов. В 1646 году были введены пошлины на соль, в результате продукты поднялись в цене, стали недоступными горожанам. У торговцев между тем гнил залежавшийся товар. В 1647 году соляной налог отменили, но, чтобы возместить потери, решили сократить жалованье служилым людям. Это вызвало Соляной бунт (1648). Правительство вынуждено было пойти на уступки, взимание недоимок было прекращено. Помимо Соляного бунта в Москве городские восстания в 1648 году произошли в Томске, Соли Вычегодской, Устюге Великом, в 1650 — в Пскове и Новгороде. Во исполнение пожеланий дворянства и торговых людей в сентябре 1649 года Земский собор утвердил свод законов — Уложение, подготовленное комиссией князя Н. И. Одоевского, и, как считается, при участии Алексея Михайловича.
Уложение, представлявшее собой новый для России уровень законодательной практики, включало специальные статьи, регулировавшие правовое положение отдельных социальных групп населения. Был увеличен поместный оклад служилых людей, обедневшие помещики получили дополнительные земельные владения. По Уложению крепостное состояние крестьян становилось наследственным, сыск беглых крестьян — бессрочным. Таким образом, был завершен процесс законодательного оформления крепостного права. Насильственное обращение крестьян в холопов было запрещено. «Белые» слободы были включены в тягло, что удовлетворяло требованиям посадских людей, облегчало жизнь посада в целом. Уложение закрепило понятие государственного преступления, каковым считались измена, заговор против государя и преступный умысел на «государьское здоровье» . Отдельные правовые нормы Соборного уложения 1649 года действовали до начала 19 века.
С начала 1650-х годов молодой царь сам начинает принимать значительное участие в делах государственного управления. При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной власти царя, во второй половине 17 века земские соборы не созывались. Созданный царем Приказ тайных дел (1654-1676) подчинялся непосредственно Алексею Михайловичу и осуществлял контроль над центральными и местными учреждениями государственной власти. Роль Боярской думы в управлении государством уменьшилась. Существенные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы «служилого города» . Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества. Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы защищали русских купцов от иностранных конкурентов. На службу в Россию стали приглашать иностранных специалистов, создание полков «иноземного строя» .
Алексей Михайлович — один из инициаторов церковной реформы, проводимой с 1652 года патриархом Никоном. В 1666-1667 годах церковный собор проклял «староверие» и обязал «градские власти» сжигать всякого, кто «возложит хулу на Господа Бога» .
Алексеем Михайловичем были подавленны бунт в Москве (1662) и казачье восстание под предводительством С. Т. Разина, которые стали следствием кризиса в социальной сфере.

20.Раскол в русской православной церкви в XVII в. Патриарх Никон.

Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности.

О Расколе писали многие. Историки - каждый по-своему - толковали его причины и разъясняли последствия (большей частью весьма неудовлетворительно и поверхностно) . Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов.

За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия» . Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев) , к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос о об их объединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против посольских поработителей, приобрел в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными православными церквями.

При поддержке Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды, и т. д.) . Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе шел выпуск исправленных или вновь переведенных богослужебных книг1.

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти изменения получили значение большого события. К тому же выяснилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызвали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру» выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия» : Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Неронов и другие идеологи Раскола подверглись жестоким преследованиям.

Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения, названного Расколом. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру» , протестовала против увеличения гнета со стороны церковной верхушки.

К Расколу примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы – коломенский Павел, вятский Александр и другие) , некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку и в среде высшей светской знати. Но наибольшую часть сторонников Раскола составляли крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнета и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 689.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...