Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТОТАЛЬНАЯ МИЛИТАРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 6 страница




Программа «обратного курса» была разработана предста­вителями американской монополии — банкирами Дж. Доджем и К. Шоупом. Реформированию в годы оккупации (1946—1952) подвер­гались все стороны жизни: общественный строй, государствен­ное устройство. Было реорганизовано правительство, через которое действовала оккупационная администрация во главе с американским генералом Д. Макартуром (1880—1964). Главной из реформ стал роспуск дзайбацу (1947—1948 гг.), т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных кон­цернов. Были разукрупнены промышленные и торговые ком­пании. Акции пущены в свободную продажу. Благодаря разук­рупнению образовались новые фирмы. Антимонопольным за­коном 1947 г. были запрещены холдинги, введен контроль над слияниями фирм, ограничено взаимное держание акций. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики.

Земельная реформа (1947—1950 гг.) состояла в выкупе госу­дарством помещичьей земли с последующей продажей ее арен­даторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались 1 га. К 1950 г. крестьянам перешло 80% всей арендной земли. В Японии сформировался слой свободных мелких фермеров. Дво­рянство как класс перестало существовать. В Японии типич­ным стало частное крестьянское хозяйство на своей соб­ственной земле. Земельная реформа способствовала увеличе­нию емкости внутреннего рынка, высвободила значитель­ные трудовые ресурсы. В 1950 г. была осуществлена радикальная бюджетная рефор­ма. Вводились принципы строгого балансирования статей бюд­жета и его бездефицитности. Были прекращены выплаты ком­пенсации военным заводам за конверсию. Убыточным пред­приятиям не предоставлялись субсидии. Денежная эмиссия ста­вилась под контроль. Был принят единый фиксированный ва­лютный курс (без обратимости иены). Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на внешнем рынке.

Преобразования включали структурную перестройку эко­номики. Поскольку Япония, располагая большим трудовым потенциалом, оказалась изолированной от мировой экономики, при­ создании многоотраслевой комплекс всех современных перерабатывающих отраслей с учетом обеспечения экспорта (замещение импорта). При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля и активной роли правительства в фор­мировании структуры промышленности. В Японии сочетались механизмы рыночного хозяйства с государственной поддерж­кой частного накопления. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над со­ставом конкурентов в отраслях. По мере развития структурной перестройки отраслевые приоритеты менялись. В 50-е годы в центре находились базовые отрасли: металлургия, химия, гид­роэнергетика, судостроение, торговый флот. В начале 60-х го­дов — автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия. В конце 60-х годов — электроника. Структурная перестройка прошла при сверхвысоких темпах — за 1955—1970 гг. среднегодовой прирост ВНП превышал 11%, норма валово­го накопления приближалась к 35% и была самой высокой из ведущих капиталистических стран.

В рамках реформы Доджа действовал полный государствен­ный контроль над всей системой внешнеэкономических свя­зей: распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами; ограничение при­тока иностранных капиталовложений и поощрение импорта технологий. Контроль государства охранял промышленность от внешней конкуренции, ограждал от разрушительных валют­ных дефицитов и расстройства денежной системы. Контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года, его «либерализация» длилась 10 лет. Она включала поэтапную от­мену ограничений на импорт продукции конкурентоспособ­ных отраслей. Только в 1971 г. была введена полная обратимость иены.

За тридцать послевоенных лет Япония, бедная, с гиперт­рофированной военной индустрией страна, превратилась в ве­ликую экономическую державу. Она занимает одно из первых мест в мире по развитию производительных сил, научно-тех­ническому потенциалу, накопленному материальному богат­ству и уровню жизни населения. Большую роль сыграли и другие реформы. Принятие Кодекса о труде, легализация профсоюзных свобод, реформа школьного обучения помогли подготовить квалифицированную рабочую силу. Формировался современный средний класс, куда вошли свободные предприниматели, менеджеры, инженерно» техническая интеллигенция, квалифицированные рабочие ц служащие. Огромную роль сыграло развитие производства, рас. считанного на массовое потребление.

«Японское экономическое чудо» позволило стране к 70-м годам выйти на второе место в мире. Японская экономика пре­одолела нефтяной кризис и перешла на умеренные темпы ро­ста — на уровне 4—5% в год. В 1988 г. ВНП на душу населения Японии превысил соответствующий американский показатель, за 1990 г. его прирост составил 5—6% против 0,9% США. Япония — пример проведения гибкой государственной по­литики, постепенно смягчающейся и перешедшей в 80-е годы к «дерегулированию».

На протяжении 80-х — начала 90-х гг. во всех развитых капи­талистических странах экономическую политику, теоретической основой которой было неокейнсианство, вытеснила экономи­ческая политика, базирующаяся на неоклассицизме. Основны­ми постулатами неокейнсианства, бывшего господствовавшим направлением немарксистской экономической мысли в разви­тых странах капитализма, были: а) тезис о неспособности пре­одоления циклического характера развития экономики и обес­печения устойчивого экономического роста механизмами рыноч­ной конкуренции; б) тезис о необходимости государственного вмешательства в экономическую жизнь и регулирования через механизмы государственного бюджета совокупного рыночного опроса; в) тезис об определяющем значении потребительского спроса для динамики экономического развития. Но экономичес­кая политика, опиравшаяся на рекомендации неокейнсианства, способствовавшая преодолению экономической разрухи, порож­денной Второй мировой войной, и восстановлению экономи­ки, оказалась не в состоянии предотвратить или существенно смягчить циклические экономические кризисы 60—70 годов. В поисках путей выхода из значительно ухудшавшихся условий воспроизводства правительства развитых капиталистических стран обратились к концепции противоборствовавшего с неокейнсианством — неоклассического (неоконсервативного) направления немарксистской экономической мысли. Неокейнсианской кон­цепции спроса неоклассицизм противопоставил концепцию сбе­режения. Основными идеями неоклассицизма (неоконсерватиз­ма) являются выдвижение на первый план задач рационализа капитала. Научно-техническая революция объективно требовала и стимулировала значительные структурные преобразования, создание отраслей высокой технологии, коренную переквалификацию кадров и новый подход к решению экологи­ческих и социальных проблем. Идеи неоклассицизма (неоконсерватизма) нашли наибо­лее полное отражение в экономических реформах, осуществ­ленных республиканским правительством Р. Рейгана (США) и консервативным правительством М. Тэтчер (Великобритания).

 

 

Лекция № 10. Экономика в конце 20 века.

 

 Экономическая реформа Р. Рейгана 1981-1988 гг. в США («рейганомика»)

 

В 1980—1982 гг. экономику США охватил экономический кризис. Экономическая программа администрации Р. Рейгана

содержала:

1. Сокращение налога на корпорации и личных подоходных

налогов.

2. Сокращение расходов госбюджета на социальные про­граммы.

3. Жесткую кредитно-денежную политику как средство пре­дотвращения и преодоления инфляции.

В обрабатывающей промышленности бездействовали 30% производственных мощностей. Особенно значительно кризис поразил автомобильную промышленность, жилищное строи­тельство, отрасли, выпускающие предметы потребления. Без­работица составила более 10% рабочей силы. Первым шагом экономической политики Рейгана стало сокращение налогов. Закон, принятый Конгрессом, устанав­ливал снижение подоходных налогов на 25% в течение трех лет и сокращение федеральных расходов на социальные услуги.

В соответствии с концепцией неоклассицизма правитель­ство Р. Рейгана рассчитывало на то, что снижение налоговых ставок увеличит инвестиции в производство, создаст новые Рабочие места, увеличит национальный продукт и налоговую и тем самым увеличит доходы бюджета. Одновременно была выдвинута программа «нового феде­рализма», которая разделяла функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительствам штатов передава­ясь благотворительные программы — помощь многодетным семьям и социальные программы и талоны на питание. Феде­ральное правительство отвечало только за медицинскую по­мощь бедным и создание фонда для их дополнительного фи­нансирования в течение четырех лет.

К концу первого срока правления администрации Рейгана были достигнуты некоторые экономические успехи. Инфляция упала до 4%. Федеральная резервная система США ослабила политику сдерживания денежных средств и несколько снизила процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась с 10 до 8% рабочей силы, однако снижение налоговых ставок не привело к ожида­емому росту инвестиций в экономику. Значительно вырос де­фицит государственного бюджета. Основные цели внутренней политики Рейгана — сократить сферу деятельности федерального правительства, в особенно­сти в социальной области, уменьшить подоходные налоги оставались неизменными и во время второго срока его пребы­вания в Белом доме.

   Закон о подоходном налоге 1986 г. снизил наиболее вы­сокую ставку личного подоходного налога с 50 до 28%, а налога на прибыли корпораций — с 46 до 34%. Закон освобо­дил 6 млн граждан с низкими доходами от уплаты федераль­ных налогов. Новый закон подрывал принцип прогрессивно­го налогообложения, предусматривая, что лица с высокими доходами будут платить больший процент, чем лица с низ­кими доходами. Были установлены только две ставки: 15% -низшая и 28% — высшая. В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем. Он проходил в условиях структурной перестройки экономики, связанной с научно-технической революцией. Реальные инве­стиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) воз­растали ежегодно в среднем на 13%. В итоге реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили уровень 1979 г. почти на 28%, объем личного потребления вырос на 1/3, с увеличением численности заня­тых, было создано более 17 млн рабочих мест, главным обра­зом в отраслях сферы услуг. Уровень безработицы снизился до 5%. Потребительский спрос явился стимулом хозяйственного подъема. Стабилизация курса доллара на сравнительно низком уров­не относительно валют других стран позволила привлечь огромные финансовые ресурсы других стран. Вместе с тем за период 1980-1989 гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвоились, а у 70% американцев возросли в гораздо меньшей степени.

Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х годов са­мый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойдены 10 странами. Средняя заработная плата американцев к началу 90-х годов находилась на самом низком уровне за последние тридцать лет. Ослабли конкурентные позиции США в мировой эконо­мике. США потеряли статус чистого кредитора, сохранявший­ся с 1917 г., и стали чистым должником.

В конце 80-х годов экономика США вступила в период рез­кого замедления темпов роста. За 1989—1992 гг. среднегодовой прирост реального объема ВВП составил около 1% против 3,8% в среднем за 1982-1988 гг.

Экономика США стала испытывать перегрузки в связи с обслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность на­селения, государства, корпораций составила около двух объе­мов ВНП. Все это сказалось на ослаблении потребительского спроса. Спад с октября 1990 г. по март 1991 г. привел к сокраще­нию промышленного производства на 2%. В 1991 г. в автомо­бильной промышленности объем производства сократился по сравнению с 1988 г. на 14,3%, в металлургической промышлен­ности за тот же период — на 9,7%, продукция деревообработки сократилась на 10%, металлоконструкций - на 6,4%, бытовой техники, ковровых изделий и мебели — на 27%. Вместе с тем вывоз оборудования возрастал ежегодно на 12%, обеспечивая общие высокие темпы роста экспорта. В то же время рост им­порта США замедлился. В 1991 г. дефицит торгового баланса уменьшился до 74 млрд долл. против 159,7 млрд в 1987 г. Пла­тежный баланс был сведен с минимальным за десятилетие Дефицитом. Началось сокращение занятости в сфере услуг, сред­няя норма безработицы достигла 7,3% рабочей силы. Острой экономической проблемой начала 90-х годов стал дефицит государственного бюджета, что привело к сокраще­нию инвестиционной активности в стране, вытеснению частныx заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.

 

Экономическая реформа консервативного

правительства М. Тэтчер 1979-1990 гг.

в Великобритании («тэтчеризм»)

 

   Во второй половине 60—70 годов экономика Великобрита­нии находилась в крайне сложном положении. Бурно росли мо­нополии в наиболее современных отраслях производства, с дру­гой стороны, увеличился государственный сектор, охвативший в основном старые традиционные отрасли производства, и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР. Попытки сокращения социальных расходов вызывали бурный протест со стороны могущественного профсоюзного движения. Жестокая конкуренция со стороны США и Японии заста­вила Англию вступить в ЕЭС, но этот шаг не разрешил всех накопившихся проблем. Таким образом, в 70-е годы Великобритания превратилась в застойное общество. Все ее главные соперники быстрее ухо­дили вперед.

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила М. Тэтчер.

М. Тэтчер намеревалась остановить прогресс долговремен­ного спада экономики путем политики «монетаризма»:

а) сокращение расходов и налогообложения;

б) отказ в субсидиях обанкротившимся предприятиям;

в) «приватизация» принадлежавших государству отраслей промышленности.

Одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили права профсоюзов на объявление забастовок. В 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы против забастовочных движений (забас­товки шахтеров в 1984-1985 гг., печатников в 1986 г. и др.).

В 1979 г. на долю национализированных отраслей промыш­ленности приходилось 10% валового национального продукта. Одним из важнейших элементов программы М. Тэтчер была приватизация ранее обобществленного сектора.

С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело продажу акций нефтя­ной компании «Бритиш петролеум», следующими отраслями национализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение.

Государственным компаниям, которые не стали предме­том приватизации, были предоставлены большая хозяйствен­ная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государства с такими компаниями строились на основе кон­трактов. Цены на произведенные ими товары и услуги опреде­лялись условиями рынка.

Важным направлением в экономической программе кон­серваторов стал упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяй­ства Великобритании.

Правительство активно поддерживало и защищало транс­национальные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Специфической особенностью английской экономики была высокая степень «интернационализации» в ведущих отраслях производства. Только химическая и аэрокос­мическая отрасли опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. Остальные отрасли были связаны с международными корпорациями.

Следствием экономической политики М. Тэтчер был эко­номический рост страны в 80-е годы в среднем на уровне 3— 4% в год. За 80-е годы производительность труда в среднем росла на 2,5% в год. Англия, кроме Японии, была единствен­ной из развитых стран, где показатель роста эффективности использования основного капитала — капиталоотдача возрос по сравнению с 70-ми годами.

Важнейшими мероприятиями правительства М. Тэтчер были законы о снижении стандартной ставки подоходного налога, сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание.

Центральные министерства были сведены к минимуму. Сре­ди них практически не было отраслевых. Государство устраня­лось от прямого вмешательства в решение сугубо хозяйствен­ных задач.

Борьба с инфляцией привела к снижению ее с 16% (1980 г.) до 4% (1983 г.), а в последующие годы она колеба­лась в пределах 6%.

Подъем экономики начался с середины 1985 г.: потреби­тельские расходы населения выросли на 6,5%, частные капи­таловложения — до 10,3%. Быстро росло производство в базис­ных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышленнос­ти а также в жилищном строительстве. Наибольший прирост капиталовложений в 1988 г. был за­фиксирован в автомобилестроении и в целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслях.

В годы подъема усилился дисбаланс внешней торговли. Q 1985 г. темпы роста объема импорта товаров в 3 раза опережали рост экспорта. Повышение курса фунта стерлингов на 5,2% в 1988 г. ухудшило конкурентоспособность английских экспорте­ров и способствовало импорту готовых товаров. Это в итоге привело к дефициту платежного баланса.

Занятость в экономике возросла на 1,2%. Подавляющее большинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сокра­тилась. Безработица снизилась с 9,8% (декабрь 1987 г.) до 6,8% (февраль 1989 г.).

Социально-экономическая политика правительства М. Тэт­чер вызывала, в то же время, разочарование и раздражение у многих англичан. В результате экономической политики прави­тельства в обществе усилилась социальная поляризация.

Правительство М. Тэтчер полностью отвергло концепцию «государства всеобщего благоденствия», которая исходила из высокого уровня налогообложения, прогрессивных ставок на­логообложения и включала такие компоненты, как бесплатное образование, медицинское обслуживание, система государствен­ных пенсий и т.п. Эта концепция разделялась всеми послевоен­ными правительствами Великобритании. Консервативное прави­тельство М. Тэтчер решительно разрушило концепцию соци­альных гарантий «для всех» и заменило ее новой шкалой ценно­стей — индивидуалистской — «каждый за себя».

Сокращалась численность рабочего класса, занятого непос­редственно на производстве, расширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась социальная группа высокоопла­чиваемых менеджеров среднего уровня.

В 1990 г. М. Тэтчер подала в отставку, но новый премьер практически не изменил экономической программы М. Тэтчер. Тэтчеризм применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Британская модель неоконсерватизма подтвердила, что капитализм оказался гибкой системой, спо­собной приспосабливаться к изменяющимся социально-эконо­мическим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

 

 

МИРОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ

И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, АЗИИ И АМЕРИКИ

В 40-Х-80-Х ГОДАХ XX СТОЛЕТИЯ

 

Конспект Мировая социалистическая система хозяйства. Возникновение мировой социалистической системы

Конспект Экономическое развитие Болгарской Народной Республики

Конспект Экономическое развитие Венгерской Народной Республики

Конспект Экономическое развитие Социалистической Республики Вьетнам

Конспект Экономическое развитие Германской Демократи­ческой Республики

Конспект Экономическое развитие Польской Народной Республики

Конспект Экономическое развитие Корейской Народно-Демократической Республики

Конспект Экономическое развитие Китайской Народной Республики

Конспект Экономическое развитие Республики Куба

Конспект Экономическое развитие Социалистической Республики Румыния

Конспект Экономическое развитие Чехословацкой Социа-, листической Республика

 

Конспект лекции Мировая социалистическая система хозяйства.

Возникновение мировой социалистической системы

 

На путь строительства социализма вступили народы Алба­нии Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Рес­публики, Вьетнама, Китая, Корейской Народно-Демократи­ческой Республики, Польши, Румынии, Чехословакии, Юго­славии, а еще раньше — Монголии. Сложилась мировая соци­алистическая система хозяйства.

В 1959 г. победила народная революция на Кубе. Была со­здана Республика Куба. В 1975 г. была провозглашена Лаосская Народно-Демократическая Республика, вставшая на путь стро­ительства социализма.

Образование мировой системы социализма — результат прежде всего внутреннего развития этих стран.

Важной предпосылкой образования мировой социалисти­ческой системы явилось то, что Советская Армия принесла освобождение от фашистского ига народам многих стран.

Советский Союз стал ядром формирующейся социалисти­ческой системы мирового хозяйства. Оказывая экономическую помощь странам народной демократии, он содействовал быс­трому восстановлению их народного хозяйства и успешному строительству социализма.

В развитии мировой системы социализма, социалистичес­кого содружества может быть выделено несколько этапов.

Первый этап (1944—1948 гг.) характеризуется укреплением народно-демократического строя в странах, отпавших от сис­темы империализма. В большинстве стран к концу этого пери­ода на первый план выдвигаются задачи социалистического этапа революции. В государствах, входящих в мировую систе­му, складывается однотипная политическая основа. Положено также начало формирования нового типа международных эко­номических отношений.

Второй этап (1949—1959 гг.) характеризуется осуществле­нием коренных социалистических преобразований, обеспечив­ших утверждение социалистических производственных отноше-ний, создание промышленных предприятий, транспорта, бан­ков, проведение индустриализации, кооперирования сельского хозяйства.

Болгария, Польша, Румыния, Венгрия превратились из а    в индустриально-аграрные. Чехословакия и ГДР, имевшие и прежде развитую промышленность, освоили новые современные отрасли. Социалистические страны стали однотип­ными в экономическом отношении.

Третий этап (60-е годы) отмечен тем, что многие страны завершили создание основ социализма.

Расширяется сфера международных социалистических про-изводственных отношений. Страны СЭВ начинают проведение экономических реформ, совершенствуют системы планирова­ния и управления народным хозяйством.

Четвертый этап (70-е годы—начало 80-х годов) характе­ризуется переходом к социалистической экономической ин­теграции, разработкой и принятием Комплексной программы углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.

Мировая система социализма — это социальное, экономи­ческое и политическое содружество свободных, суверенных народов, объединенных общностью интересов и целей, тесны­ми узами международной социалистической солидарности.

Важное место в укреплении этого содружества играли эко­номические связи социалистических стран, представлявшие но­вый тип межгосударственных экономических отношений. Эко­номическое сотрудничество социалистических стран, его фор­мы постоянно развивались, совершенствовались.

В первые послевоенные годы преимущественное значение имело военно-политическое сотрудничество. Сотрудничество в экономической области служило целям укрепления социалис­тических форм и восстановления разрушенного войной народ­ного хозяйства этих стран.

Большое значение для успешного решения этих задач име­ли договоры о дружбе и сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные еще в годы войны и в первые послевоенные годы между СССР и другими социалистическими странами.

В начале второго этапа развития мировой социалистичес­кой системы большое значение имело создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Учредителями СЭВ были Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Советский Союз, Че­хословакия. В феврале 1949 г. в СЭВ была принята Албания, в октябре 1960 г. — Монголия. С 1964 г. Социалистическая Феде­ративная Республика Югославия сотрудничает в рамках СЭВ по вопросам, представляющим взаимный интерес для страН-членов СЭВ и СФРЮ в области внешней торговли, валютно взнсовых отношений, черной и цветной металлургии, ма-иностроения, химической промышленности, в координации учных и технических исследований. С 1972 г. Республика Куба тала членом СЭВ, а с июня 1978 г. — Социалистическая Рес­публика Вьетнам. В качестве наблюдателей на основе соглаше­ний в работе органов СЭВ принимали участие КНДР, ЛНДР и НДРЙ. Многосторонние связи были установлены с Народной республикой Анголой и Социалистической Эфиопией.

СЭВ была открытой организацией, и в ней могли прини­мать участие страны, которые разделяли цели и принципы Со­вета и были согласны принять на себя обязательства, содержа­щиеся в Уставе СЭВ. СЭВ активно сотрудничал на основе спе­циальных соглашений с Финляндией (с 1973 г.), Ираком (с 1975 г.), Мексикой (с 1975 г.).

Экономическое сотрудничество социалистических стран выступало в различных формах: совместной плановой деятель­ности, производственного кооперирования и специализации, научно-технического сотрудничества, совместного сооружения и эксплуатации промышленных и транспортных объектов, то­варообмена и международных расчетов.

Ведущую роль в планомерной организации социалистичес­кой системы мирового хозяйства играли сотрудничество в об­ласти плановой деятельности, и прежде всего координация на­роднохозяйственных планов, согласованное планирование и прогнозирование, консультации по вопросам экономической политики, совершенствование методов планирования и управ­ления хозяйством, особенно в части, направленной на интен­сификацию международного сотрудничества.

В рамках всемирного хозяйства сложилось новое социалис­тическое международное разделение труда.

Разделение труда в мировой системе социализма принци­пиально отличалось от капиталистического разделения труда между странами. Добровольное сотрудничество и взаимопомощь равноправных и суверенных государств на основе международ­ного социалистического разделения труда создавали условия для развития нового мирового хозяйства, отвечающего инте­ресам всех социалистических стран. Коренной чертой междуна­родного социалистического разделения труда являлся планоный характер его развития.

Мировой социалистический рынок. Мировой социалистичес­ки рынок принципиально отличался от мирового капиталисче    рынка. На нем не было стихийного движения товарных масс и постоянных колебаний цен. Торговые отношения основывались на принципах эквивалентности и взаимной вы­годы.

Внешняя торговля являлась монополией государства. Цены на социалистическом рынке складывались не стихийно, а ус­танавливались в плановом порядке, с учетом экономических интересов всех участников товарооборота.

Кредиты, предоставлявшиеся социалистическими страна­ми друг другу, являлись формой взаимной братской помощи и направлялись на подъем их экономики. Предоставление креди­тов являлось важным элементом взаимного согласования на­роднохозяйственных планов. Кредиты предоставлялись на ос­нове полного равноправия или на льготных для стран-заемщи­ков условиях.

С 1964 г. начала действовала новая система многосторонних расчетов между странами-членами СЭВ. Эти расчеты произво­дились на основе коллективной валюты — переводного рубля. Операции по этим расчетам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МВЭС), который по своей форме являлся акционерным банком. С 1 января 1970 г. был образован Международный инвестиционный банк (МИБ).

В начале 70-х годов страны-члены СЭВ перешли к новому этапу развития — социалистической экономической интегра­ции.

Социалистическая экономическая интеграция — новый этап в развитии межгосударственных производственных отношений на основе более широкой и глубокой координации народнохо­зяйственных планов, совместного планирования, устойчивых и всесторонних международных отношений обмена и т.д.

В Комплексной программе было определено, что основ­ным методом организации, сотрудничества и углубления меж­дународного социалистического разделения труда являлось со­трудничество в области плановой деятельности, и особенно координации планов.

Координация народнохозяйственных планов позволяла положительно решать проблемы обеспечения топливно-энер­гетическими, сырьевыми ресурсами, машинами и оборудова­нием, а также рынками сбыта продукции.

В Комплексной программе важное место занимал раздел о научно-техническом сотрудничестве.

Велись работы по проблеме охраны природы и рациональ­ного использования природных ресурсов.

Комплексная программа научно-технического прогресса тран СЭВ помогла сосредоточить усилия на основных решаю­щие направлениях развития техники — электронике, произ­водстве средств автоматизации, включая гибкие автоматизи­рованные системы, атомной энергетике, создании новых ви­дов материалов и технологий, биотехнологии.

Объективным процессом развития мировой социалисти­ческой системы являлись сближение уровней и выравнива­ние темпов экономического развития братских стран. Мно­гие европейские страны из аграрных превратились в индуст­риально-аграрные.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...