Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТОТАЛЬНАЯ МИЛИТАРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 6 страница
Программа «обратного курса» была разработана представителями американской монополии — банкирами Дж. Доджем и К. Шоупом. Реформированию в годы оккупации (1946—1952) подвергались все стороны жизни: общественный строй, государственное устройство. Было реорганизовано правительство, через которое действовала оккупационная администрация во главе с американским генералом Д. Макартуром (1880—1964). Главной из реформ стал роспуск дзайбацу (1947—1948 гг.), т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Были разукрупнены промышленные и торговые компании. Акции пущены в свободную продажу. Благодаря разукрупнению образовались новые фирмы. Антимонопольным законом 1947 г. были запрещены холдинги, введен контроль над слияниями фирм, ограничено взаимное держание акций. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики. Земельная реформа (1947—1950 гг.) состояла в выкупе государством помещичьей земли с последующей продажей ее арендаторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались 1 га. К 1950 г. крестьянам перешло 80% всей арендной земли. В Японии сформировался слой свободных мелких фермеров. Дворянство как класс перестало существовать. В Японии типичным стало частное крестьянское хозяйство на своей собственной земле. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, высвободила значительные трудовые ресурсы. В 1950 г. была осуществлена радикальная бюджетная реформа. Вводились принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности. Были прекращены выплаты компенсации военным заводам за конверсию. Убыточным предприятиям не предоставлялись субсидии. Денежная эмиссия ставилась под контроль. Был принят единый фиксированный валютный курс (без обратимости иены). Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на внешнем рынке. Преобразования включали структурную перестройку экономики. Поскольку Япония, располагая большим трудовым потенциалом, оказалась изолированной от мировой экономики, при создании многоотраслевой комплекс всех современных перерабатывающих отраслей с учетом обеспечения экспорта (замещение импорта). При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля и активной роли правительства в формировании структуры промышленности. В Японии сочетались механизмы рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. По мере развития структурной перестройки отраслевые приоритеты менялись. В 50-е годы в центре находились базовые отрасли: металлургия, химия, гидроэнергетика, судостроение, торговый флот. В начале 60-х годов — автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия. В конце 60-х годов — электроника. Структурная перестройка прошла при сверхвысоких темпах — за 1955—1970 гг. среднегодовой прирост ВНП превышал 11%, норма валового накопления приближалась к 35% и была самой высокой из ведущих капиталистических стран. В рамках реформы Доджа действовал полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей: распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами; ограничение притока иностранных капиталовложений и поощрение импорта технологий. Контроль государства охранял промышленность от внешней конкуренции, ограждал от разрушительных валютных дефицитов и расстройства денежной системы. Контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года, его «либерализация» длилась 10 лет. Она включала поэтапную отмену ограничений на импорт продукции конкурентоспособных отраслей. Только в 1971 г. была введена полная обратимость иены. За тридцать послевоенных лет Япония, бедная, с гипертрофированной военной индустрией страна, превратилась в великую экономическую державу. Она занимает одно из первых мест в мире по развитию производительных сил, научно-техническому потенциалу, накопленному материальному богатству и уровню жизни населения. Большую роль сыграли и другие реформы. Принятие Кодекса о труде, легализация профсоюзных свобод, реформа школьного обучения помогли подготовить квалифицированную рабочую силу. Формировался современный средний класс, куда вошли свободные предприниматели, менеджеры, инженерно» техническая интеллигенция, квалифицированные рабочие ц служащие. Огромную роль сыграло развитие производства, рас. считанного на массовое потребление. «Японское экономическое чудо» позволило стране к 70-м годам выйти на второе место в мире. Японская экономика преодолела нефтяной кризис и перешла на умеренные темпы роста — на уровне 4—5% в год. В 1988 г. ВНП на душу населения Японии превысил соответствующий американский показатель, за 1990 г. его прирост составил 5—6% против 0,9% США. Япония — пример проведения гибкой государственной политики, постепенно смягчающейся и перешедшей в 80-е годы к «дерегулированию». На протяжении 80-х — начала 90-х гг. во всех развитых капиталистических странах экономическую политику, теоретической основой которой было неокейнсианство, вытеснила экономическая политика, базирующаяся на неоклассицизме. Основными постулатами неокейнсианства, бывшего господствовавшим направлением немарксистской экономической мысли в развитых странах капитализма, были: а) тезис о неспособности преодоления циклического характера развития экономики и обеспечения устойчивого экономического роста механизмами рыночной конкуренции; б) тезис о необходимости государственного вмешательства в экономическую жизнь и регулирования через механизмы государственного бюджета совокупного рыночного опроса; в) тезис об определяющем значении потребительского спроса для динамики экономического развития. Но экономическая политика, опиравшаяся на рекомендации неокейнсианства, способствовавшая преодолению экономической разрухи, порожденной Второй мировой войной, и восстановлению экономики, оказалась не в состоянии предотвратить или существенно смягчить циклические экономические кризисы 60—70 годов. В поисках путей выхода из значительно ухудшавшихся условий воспроизводства правительства развитых капиталистических стран обратились к концепции противоборствовавшего с неокейнсианством — неоклассического (неоконсервативного) направления немарксистской экономической мысли. Неокейнсианской концепции спроса неоклассицизм противопоставил концепцию сбережения. Основными идеями неоклассицизма (неоконсерватизма) являются выдвижение на первый план задач рационализа капитала. Научно-техническая революция объективно требовала и стимулировала значительные структурные преобразования, создание отраслей высокой технологии, коренную переквалификацию кадров и новый подход к решению экологических и социальных проблем. Идеи неоклассицизма (неоконсерватизма) нашли наиболее полное отражение в экономических реформах, осуществленных республиканским правительством Р. Рейгана (США) и консервативным правительством М. Тэтчер (Великобритания).
Лекция № 10. Экономика в конце 20 века.
Экономическая реформа Р. Рейгана 1981-1988 гг. в США («рейганомика»)
В 1980—1982 гг. экономику США охватил экономический кризис. Экономическая программа администрации Р. Рейгана содержала: 1. Сокращение налога на корпорации и личных подоходных налогов. 2. Сокращение расходов госбюджета на социальные программы. 3. Жесткую кредитно-денежную политику как средство предотвращения и преодоления инфляции. В обрабатывающей промышленности бездействовали 30% производственных мощностей. Особенно значительно кризис поразил автомобильную промышленность, жилищное строительство, отрасли, выпускающие предметы потребления. Безработица составила более 10% рабочей силы. Первым шагом экономической политики Рейгана стало сокращение налогов. Закон, принятый Конгрессом, устанавливал снижение подоходных налогов на 25% в течение трех лет и сокращение федеральных расходов на социальные услуги. В соответствии с концепцией неоклассицизма правительство Р. Рейгана рассчитывало на то, что снижение налоговых ставок увеличит инвестиции в производство, создаст новые Рабочие места, увеличит национальный продукт и налоговую и тем самым увеличит доходы бюджета. Одновременно была выдвинута программа «нового федерализма», которая разделяла функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительствам штатов передаваясь благотворительные программы — помощь многодетным семьям и социальные программы и талоны на питание. Федеральное правительство отвечало только за медицинскую помощь бедным и создание фонда для их дополнительного финансирования в течение четырех лет. К концу первого срока правления администрации Рейгана были достигнуты некоторые экономические успехи. Инфляция упала до 4%. Федеральная резервная система США ослабила политику сдерживания денежных средств и несколько снизила процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась с 10 до 8% рабочей силы, однако снижение налоговых ставок не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику. Значительно вырос дефицит государственного бюджета. Основные цели внутренней политики Рейгана — сократить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоходные налоги оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме. Закон о подоходном налоге 1986 г. снизил наиболее высокую ставку личного подоходного налога с 50 до 28%, а налога на прибыли корпораций — с 46 до 34%. Закон освободил 6 млн граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Новый закон подрывал принцип прогрессивного налогообложения, предусматривая, что лица с высокими доходами будут платить больший процент, чем лица с низкими доходами. Были установлены только две ставки: 15% -низшая и 28% — высшая. В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем. Он проходил в условиях структурной перестройки экономики, связанной с научно-технической революцией. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали ежегодно в среднем на 13%. В итоге реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили уровень 1979 г. почти на 28%, объем личного потребления вырос на 1/3, с увеличением численности занятых, было создано более 17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Уровень безработицы снизился до 5%. Потребительский спрос явился стимулом хозяйственного подъема. Стабилизация курса доллара на сравнительно низком уровне относительно валют других стран позволила привлечь огромные финансовые ресурсы других стран. Вместе с тем за период 1980-1989 гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвоились, а у 70% американцев возросли в гораздо меньшей степени. Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х годов самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойдены 10 странами. Средняя заработная плата американцев к началу 90-х годов находилась на самом низком уровне за последние тридцать лет. Ослабли конкурентные позиции США в мировой экономике. США потеряли статус чистого кредитора, сохранявшийся с 1917 г., и стали чистым должником. В конце 80-х годов экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. За 1989—1992 гг. среднегодовой прирост реального объема ВВП составил около 1% против 3,8% в среднем за 1982-1988 гг. Экономика США стала испытывать перегрузки в связи с обслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населения, государства, корпораций составила около двух объемов ВНП. Все это сказалось на ослаблении потребительского спроса. Спад с октября 1990 г. по март 1991 г. привел к сокращению промышленного производства на 2%. В 1991 г. в автомобильной промышленности объем производства сократился по сравнению с 1988 г. на 14,3%, в металлургической промышленности за тот же период — на 9,7%, продукция деревообработки сократилась на 10%, металлоконструкций - на 6,4%, бытовой техники, ковровых изделий и мебели — на 27%. Вместе с тем вывоз оборудования возрастал ежегодно на 12%, обеспечивая общие высокие темпы роста экспорта. В то же время рост импорта США замедлился. В 1991 г. дефицит торгового баланса уменьшился до 74 млрд долл. против 159,7 млрд в 1987 г. Платежный баланс был сведен с минимальным за десятилетие Дефицитом. Началось сокращение занятости в сфере услуг, средняя норма безработицы достигла 7,3% рабочей силы. Острой экономической проблемой начала 90-х годов стал дефицит государственного бюджета, что привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению частныx заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.
Экономическая реформа консервативного правительства М. Тэтчер 1979-1990 гг. в Великобритании («тэтчеризм»)
Во второй половине 60—70 годов экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. Бурно росли монополии в наиболее современных отраслях производства, с другой стороны, увеличился государственный сектор, охвативший в основном старые традиционные отрасли производства, и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР. Попытки сокращения социальных расходов вызывали бурный протест со стороны могущественного профсоюзного движения. Жестокая конкуренция со стороны США и Японии заставила Англию вступить в ЕЭС, но этот шаг не разрешил всех накопившихся проблем. Таким образом, в 70-е годы Великобритания превратилась в застойное общество. Все ее главные соперники быстрее уходили вперед. Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила М. Тэтчер. М. Тэтчер намеревалась остановить прогресс долговременного спада экономики путем политики «монетаризма»: а) сокращение расходов и налогообложения; б) отказ в субсидиях обанкротившимся предприятиям; в) «приватизация» принадлежавших государству отраслей промышленности. Одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили права профсоюзов на объявление забастовок. В 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы против забастовочных движений (забастовки шахтеров в 1984-1985 гг., печатников в 1986 г. и др.). В 1979 г. на долю национализированных отраслей промышленности приходилось 10% валового национального продукта. Одним из важнейших элементов программы М. Тэтчер была приватизация ранее обобществленного сектора. С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело продажу акций нефтяной компании «Бритиш петролеум», следующими отраслями национализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Государственным компаниям, которые не стали предметом приватизации, были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государства с такими компаниями строились на основе контрактов. Цены на произведенные ими товары и услуги определялись условиями рынка. Важным направлением в экономической программе консерваторов стал упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Специфической особенностью английской экономики была высокая степень «интернационализации» в ведущих отраслях производства. Только химическая и аэрокосмическая отрасли опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. Остальные отрасли были связаны с международными корпорациями. Следствием экономической политики М. Тэтчер был экономический рост страны в 80-е годы в среднем на уровне 3— 4% в год. За 80-е годы производительность труда в среднем росла на 2,5% в год. Англия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где показатель роста эффективности использования основного капитала — капиталоотдача возрос по сравнению с 70-ми годами. Важнейшими мероприятиями правительства М. Тэтчер были законы о снижении стандартной ставки подоходного налога, сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. Центральные министерства были сведены к минимуму. Среди них практически не было отраслевых. Государство устранялось от прямого вмешательства в решение сугубо хозяйственных задач. Борьба с инфляцией привела к снижению ее с 16% (1980 г.) до 4% (1983 г.), а в последующие годы она колебалась в пределах 6%. Подъем экономики начался с середины 1985 г.: потребительские расходы населения выросли на 6,5%, частные капиталовложения — до 10,3%. Быстро росло производство в базисных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности а также в жилищном строительстве. Наибольший прирост капиталовложений в 1988 г. был зафиксирован в автомобилестроении и в целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслях. В годы подъема усилился дисбаланс внешней торговли. Q 1985 г. темпы роста объема импорта товаров в 3 раза опережали рост экспорта. Повышение курса фунта стерлингов на 5,2% в 1988 г. ухудшило конкурентоспособность английских экспортеров и способствовало импорту готовых товаров. Это в итоге привело к дефициту платежного баланса. Занятость в экономике возросла на 1,2%. Подавляющее большинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сократилась. Безработица снизилась с 9,8% (декабрь 1987 г.) до 6,8% (февраль 1989 г.). Социально-экономическая политика правительства М. Тэтчер вызывала, в то же время, разочарование и раздражение у многих англичан. В результате экономической политики правительства в обществе усилилась социальная поляризация. Правительство М. Тэтчер полностью отвергло концепцию «государства всеобщего благоденствия», которая исходила из высокого уровня налогообложения, прогрессивных ставок налогообложения и включала такие компоненты, как бесплатное образование, медицинское обслуживание, система государственных пенсий и т.п. Эта концепция разделялась всеми послевоенными правительствами Великобритании. Консервативное правительство М. Тэтчер решительно разрушило концепцию социальных гарантий «для всех» и заменило ее новой шкалой ценностей — индивидуалистской — «каждый за себя». Сокращалась численность рабочего класса, занятого непосредственно на производстве, расширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась социальная группа высокооплачиваемых менеджеров среднего уровня. В 1990 г. М. Тэтчер подала в отставку, но новый премьер практически не изменил экономической программы М. Тэтчер. Тэтчеризм применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Британская модель неоконсерватизма подтвердила, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям, перестраиваться и модернизироваться.
МИРОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, АЗИИ И АМЕРИКИ В 40-Х-80-Х ГОДАХ XX СТОЛЕТИЯ
Конспект Мировая социалистическая система хозяйства. Возникновение мировой социалистической системы Конспект Экономическое развитие Болгарской Народной Республики Конспект Экономическое развитие Венгерской Народной Республики Конспект Экономическое развитие Социалистической Республики Вьетнам Конспект Экономическое развитие Германской Демократической Республики Конспект Экономическое развитие Польской Народной Республики Конспект Экономическое развитие Корейской Народно-Демократической Республики Конспект Экономическое развитие Китайской Народной Республики Конспект Экономическое развитие Республики Куба Конспект Экономическое развитие Социалистической Республики Румыния Конспект Экономическое развитие Чехословацкой Социа-, листической Республика
Конспект лекции Мировая социалистическая система хозяйства. Возникновение мировой социалистической системы
На путь строительства социализма вступили народы Албании Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Вьетнама, Китая, Корейской Народно-Демократической Республики, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, а еще раньше — Монголии. Сложилась мировая социалистическая система хозяйства. В 1959 г. победила народная революция на Кубе. Была создана Республика Куба. В 1975 г. была провозглашена Лаосская Народно-Демократическая Республика, вставшая на путь строительства социализма. Образование мировой системы социализма — результат прежде всего внутреннего развития этих стран. Важной предпосылкой образования мировой социалистической системы явилось то, что Советская Армия принесла освобождение от фашистского ига народам многих стран. Советский Союз стал ядром формирующейся социалистической системы мирового хозяйства. Оказывая экономическую помощь странам народной демократии, он содействовал быстрому восстановлению их народного хозяйства и успешному строительству социализма. В развитии мировой системы социализма, социалистического содружества может быть выделено несколько этапов. Первый этап (1944—1948 гг.) характеризуется укреплением народно-демократического строя в странах, отпавших от системы империализма. В большинстве стран к концу этого периода на первый план выдвигаются задачи социалистического этапа революции. В государствах, входящих в мировую систему, складывается однотипная политическая основа. Положено также начало формирования нового типа международных экономических отношений. Второй этап (1949—1959 гг.) характеризуется осуществлением коренных социалистических преобразований, обеспечивших утверждение социалистических производственных отноше-ний, создание промышленных предприятий, транспорта, банков, проведение индустриализации, кооперирования сельского хозяйства. Болгария, Польша, Румыния, Венгрия превратились из а в индустриально-аграрные. Чехословакия и ГДР, имевшие и прежде развитую промышленность, освоили новые современные отрасли. Социалистические страны стали однотипными в экономическом отношении. Третий этап (60-е годы) отмечен тем, что многие страны завершили создание основ социализма. Расширяется сфера международных социалистических про-изводственных отношений. Страны СЭВ начинают проведение экономических реформ, совершенствуют системы планирования и управления народным хозяйством. Четвертый этап (70-е годы—начало 80-х годов) характеризуется переходом к социалистической экономической интеграции, разработкой и принятием Комплексной программы углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ. Мировая система социализма — это социальное, экономическое и политическое содружество свободных, суверенных народов, объединенных общностью интересов и целей, тесными узами международной социалистической солидарности. Важное место в укреплении этого содружества играли экономические связи социалистических стран, представлявшие новый тип межгосударственных экономических отношений. Экономическое сотрудничество социалистических стран, его формы постоянно развивались, совершенствовались. В первые послевоенные годы преимущественное значение имело военно-политическое сотрудничество. Сотрудничество в экономической области служило целям укрепления социалистических форм и восстановления разрушенного войной народного хозяйства этих стран. Большое значение для успешного решения этих задач имели договоры о дружбе и сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные еще в годы войны и в первые послевоенные годы между СССР и другими социалистическими странами. В начале второго этапа развития мировой социалистической системы большое значение имело создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Учредителями СЭВ были Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Советский Союз, Чехословакия. В феврале 1949 г. в СЭВ была принята Албания, в октябре 1960 г. — Монголия. С 1964 г. Социалистическая Федеративная Республика Югославия сотрудничает в рамках СЭВ по вопросам, представляющим взаимный интерес для страН-членов СЭВ и СФРЮ в области внешней торговли, валютно взнсовых отношений, черной и цветной металлургии, ма-иностроения, химической промышленности, в координации учных и технических исследований. С 1972 г. Республика Куба тала членом СЭВ, а с июня 1978 г. — Социалистическая Республика Вьетнам. В качестве наблюдателей на основе соглашений в работе органов СЭВ принимали участие КНДР, ЛНДР и НДРЙ. Многосторонние связи были установлены с Народной республикой Анголой и Социалистической Эфиопией. СЭВ была открытой организацией, и в ней могли принимать участие страны, которые разделяли цели и принципы Совета и были согласны принять на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СЭВ. СЭВ активно сотрудничал на основе специальных соглашений с Финляндией (с 1973 г.), Ираком (с 1975 г.), Мексикой (с 1975 г.). Экономическое сотрудничество социалистических стран выступало в различных формах: совместной плановой деятельности, производственного кооперирования и специализации, научно-технического сотрудничества, совместного сооружения и эксплуатации промышленных и транспортных объектов, товарообмена и международных расчетов. Ведущую роль в планомерной организации социалистической системы мирового хозяйства играли сотрудничество в области плановой деятельности, и прежде всего координация народнохозяйственных планов, согласованное планирование и прогнозирование, консультации по вопросам экономической политики, совершенствование методов планирования и управления хозяйством, особенно в части, направленной на интенсификацию международного сотрудничества. В рамках всемирного хозяйства сложилось новое социалистическое международное разделение труда. Разделение труда в мировой системе социализма принципиально отличалось от капиталистического разделения труда между странами. Добровольное сотрудничество и взаимопомощь равноправных и суверенных государств на основе международного социалистического разделения труда создавали условия для развития нового мирового хозяйства, отвечающего интересам всех социалистических стран. Коренной чертой международного социалистического разделения труда являлся планоный характер его развития. Мировой социалистический рынок. Мировой социалистически рынок принципиально отличался от мирового капиталисче рынка. На нем не было стихийного движения товарных масс и постоянных колебаний цен. Торговые отношения основывались на принципах эквивалентности и взаимной выгоды. Внешняя торговля являлась монополией государства. Цены на социалистическом рынке складывались не стихийно, а устанавливались в плановом порядке, с учетом экономических интересов всех участников товарооборота. Кредиты, предоставлявшиеся социалистическими странами друг другу, являлись формой взаимной братской помощи и направлялись на подъем их экономики. Предоставление кредитов являлось важным элементом взаимного согласования народнохозяйственных планов. Кредиты предоставлялись на основе полного равноправия или на льготных для стран-заемщиков условиях. С 1964 г. начала действовала новая система многосторонних расчетов между странами-членами СЭВ. Эти расчеты производились на основе коллективной валюты — переводного рубля. Операции по этим расчетам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МВЭС), который по своей форме являлся акционерным банком. С 1 января 1970 г. был образован Международный инвестиционный банк (МИБ). В начале 70-х годов страны-члены СЭВ перешли к новому этапу развития — социалистической экономической интеграции. Социалистическая экономическая интеграция — новый этап в развитии межгосударственных производственных отношений на основе более широкой и глубокой координации народнохозяйственных планов, совместного планирования, устойчивых и всесторонних международных отношений обмена и т.д. В Комплексной программе было определено, что основным методом организации, сотрудничества и углубления международного социалистического разделения труда являлось сотрудничество в области плановой деятельности, и особенно координации планов. Координация народнохозяйственных планов позволяла положительно решать проблемы обеспечения топливно-энергетическими, сырьевыми ресурсами, машинами и оборудованием, а также рынками сбыта продукции. В Комплексной программе важное место занимал раздел о научно-техническом сотрудничестве. Велись работы по проблеме охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Комплексная программа научно-технического прогресса тран СЭВ помогла сосредоточить усилия на основных решающие направлениях развития техники — электронике, производстве средств автоматизации, включая гибкие автоматизированные системы, атомной энергетике, создании новых видов материалов и технологий, биотехнологии. Объективным процессом развития мировой социалистической системы являлись сближение уровней и выравнивание темпов экономического развития братских стран. Многие европейские страны из аграрных превратились в индустриально-аграрные. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |