Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТОТАЛЬНАЯ МИЛИТАРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 7 страница
Страны Варшавского договора выдвинули ряд конструктивных предложений, направленных на оздоровление международной обстановки, развитие международных экономических отношений, обеспечение экономической безопасности. Концентрированное выражение эти предложения получили в декларации стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи «Сохранение мира и международное экономическое сотрудничество». На основе осуществления социалистической экономической интеграции страны социалистического содружества достигли выдающихся успехов.
Конспект Экономическое развитие Болгарской Народной Республики
До победы социалистической революции (1944 г.) Болгария являлась аграрно-сырьевым придатком развитых европейских капиталистических государств. Основную часть национального дохода накануне Второй мировой войны 1939—1945 гг. давало низкотоварное сельское хозяйство. По последней довоенной переписи 1934 г. в сельском хозяйстве было занято 79,7%, в промышленности и кустарном производстве — 8,3%, на транспорте и связи — 1,2%, в торговле и финансах — 2,3% самодеятельного населения. В 1939 г. в промышленности было занято 112 тыс. человек, а в кустарном производстве — около 146 тыс. человек. Обрабатываемая земля была собственностью примерно 1 млн земледельческих хозяйств. 9 сентября 1944 г. в стране была установлена народно-де мократическая власть. Объем буржуазно-демократических пре-образований, которые предстояло провести в Болгарии, был незначительным в связи с отсутствием в стране помещичьего землевладения и почти полным уничтожением феодальных порядков при освобождении Болгарии от османского ига. Главной задачей было в короткие сроки ликвидировать экономическую базу капитализма в стране и заложить основы социалистического общества, попутно решая общедемократические задачи. Правительство Отечественного фронта провело ряд коренных демократических преобразований. Были преданы народному суду фашисты и военные преступники, конфисковано их имущество, распущены фашистские организации, полиция, создана народная милиция. Была проведена чистка государственного аппарата от профашистских элементов, ликвидированы частные монополии, введено новое трудовое законодательство, объявлена война фашистской Германии. Части болгарской армии участвовали в операциях по освобождению Югославии, Венгрии и Австрии. 18 ноября 1945 г. были проведены выборы в Народное Собрание страны. Оно приняло ряд законов: о трудовой земельной собственности (аграрная реформа, 12 марта 1946 г.), о прогрессивно-подоходном налоге (27 сентября 1946 г.) и др. 8 сентября 1946 г. был проведен всенародный референдум о форме правления. В результате его была ликвидирована монархия и провозглашена Болгарская Народная Республика (15 сентября 1946 г.). 4 декабря Великое народное собрание утвердило конституцию НРБ. В конце декабря 1947 г. народно-демократическое правительство осуществило национализацию промышленных предприятий, шахт и частных банков, установило государственную монополию внешней и оптовой внутренней торговли. В результате выполнения двухлетнего народнохозяйственного плана (1947—1948 гг.) была решена задача восстановления народного хозяйства. Утвержденный пятилетний народнохозяйственный план (1949—1953 гг.) предусматривал индустриализацию и электрификацию страны, кооперирование и механизацию ее сельского хозяйства, определял главные задачи строительства основ социализма. В области промышленности план был выполнен за 3 года и 10 месяцев; были созданы предпосылки для превращения Болгарии из отсталой аграрной в развитую индустриально-аграрную страну. В 1949—1952 гг. было реконструировано и введено в эксплуатацию свыше 700 промышленных предприятий. Выпуск промышленной продукции в 1952 г. возрос более чем в 2 раза по сравнению с 1948 г. и более чем в 4 раза по сравнению с довоенным 1939 г. Созданы новые промышленные районы и поселения (Цимит-ровград, Мадан, Рудозем). Значительные успехи были достигнуты в области сельского хозяйства: кооперирование проводилось без предварительной наиионализации земли, в форме трудовых кооперативных земледельческих хозяйств (ТКЗХ). Они объединили к концу 1952 г. более 50% крестьянских хозяйств, 60% обрабатываемых площадей. В результате выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства (1953—1957 гг.) Болгария превратилась в социалистическую индустриально-аграрную страну с крупным кооперированным и механизированным сельским хозяйством. К 1958 г. ТКЗХ охватывали 92% обрабатываемой площади. Социалистическая перестройка экономики привела к коренным изменениям в классовой структуре Болгарии. В стране стало два дружественных класса: рабочие и крестьяне — члены кооперативов и связанная с ними народная интеллигенция. Третий пятилетний план (1958—1962 гг.) был выполнен по основным показателям за 3 года. В 1960 г. общий объем промышленной продукции по сравнению с 1957 г. возрос на 68%, а сельского хозяйства — на 21,2%. По сравнению с 1948 г. национальный доход увеличился в 1960 г. почти в 3 раза. Была ликвидирована неграмотность населения в возрасте до 50 лет; обучением в начальных школах охвачены почти все дети школьного возраста. Были реконструированы старые и созданы новые отрасли болгарской промышленности (машиностроение, энергетика, химическая промышленность и др.). Установилось взаимовыгодное сотрудничество с СССР и другими странами, входящими в СЭВ. За период 4-й пятилетки (1961—1965 гг.) основные производственные фонды возросли на 75%, общественный продукт — На 51%( а национальный доход — на 38%. Быстро развивались отрасли тяжелой промышленности — энергетика, чер-ая и цветная металлургия, машиностроение и химическая пРомышленность. В 1964 г. начала внедряться новая система, ориентированная на повышение эффективности производства путем максимального использования экономических стимулов и возрастания роли хозяйственного расчета. После победы в Болгарии социалистической революции народной властью были осуществлены коренные социально-экономические преобразования. За годы социалистическою строительства Болгария превратилась из отсталой аграрной в индустриально-аграрную страну с развитой современной промышленностью и крупным кооперированным и механизированным сельским хозяйством. За 1939-1969 гг. доля экономически активного населения, занятого в промышленности, увеличилась до 30%, а занятого в сельском хозяйстве — сократилась до 38%. В 1969 г. по сравнению с довоенным уровнем объем промышленной продукции возрос в 33 раза, объем сельскохозяйственной продукции — в 2 раза. В совокупном общественном продукте промышленности и сельского хозяйства доля промышленности увеличилась с 25 до 79,6%. Для промышленности Болгарии оставалась характерной значительная роль сельскохозяйственного сырья. На темпы развития, отраслевую и территориальную структуру хозяйства благотворное воздлействие оказывало широкое участие Болгарии в международном социалистическом разделении труда. На этой основе особенно быстро развивались металлургия, машиностроение, топливно-энергетическая и химическая промышленность, интенсифицировались старые отрасли промышленности и сельское хозяйство. Болгария выступала на мировом рынке уже не только поставщиком сельскохозяйственных товаров и продуктов их переработки, но все больше как поставщик машиностроительной, электротехнической и химической продукции.
Экономическое развитие Венгерской Народной Республики
В 1947 г. в собственность государства перешли банки, часть тяжелой промышленности, остававшаяся до этих пор в частной собственности, и важнейшие транспортные предприятия. Позднее, в марте 1948 г., в общенародную собственность перешли все предприятия, на которых было занято 100 и более рабочих. Победа социалистической революции в Венгрии открыла для социалистических преобразований в стране. Полностью была ликвидирована безработица. Банковская система, внешняя и оптовая торговля к концу 1049 г- стали государственными. В период после 1956 г. промыш-енное производство увеличивалось из года в год высокими темпами (8—14%). Венгрия из отсталой аграрной страны превратилась в индустриально-аграрную. Большое развитие получила угольная промышленность. Если в 1938 г. выработка электроэнергии составила 1,4 млрд кВт-ч, то в 1965 г. — 11,2 млрд кВт-ч. На базе имеющихся запасов бокситов (по запасам которых Венгрия занимает одно из первых мест в мире, по добыче — пятое место в мире) получила быстрое развитие алюминиевая промышленность: если в 1938 г. было произведено 6,7 тыс. т глинозема и 1,3 тыс. т алюминия, то в 1965 г. производство глинозема составило 267 тыс. т, а выплавка алюминия — 58,1 тыс. т. В 1958 г. выпуск продукции машиностроительной промышленности был в 3 с лишним раза больше, чем в 1949 г. Если же взять индекс машиностроения и металлообработки в 1950 г. равным 100, то в 1955 г. он составил 199, а в 1965 г. — 485. В Венгрии были созданы новые отрасли машиностроения — станкостроение, производство автобусов, строительное машиностроение, освоено производство шарикоподшипников. Большие успехи были достигнуты в транспортном машиностроении и электротехнической промышленности. Значительная часть продукции машиностроения шла на внешний рынок. Одной из ключевых отраслей народного хозяйства Венгрии являлась химическая промышленность. За годы народно-демократической власти значительные успехи были достигнуты в развитии легкой и пищевой промышленности. В 1945 г. в Венгрии возникли первые объединения крестьян по совместной обработке земли. В 1959 г. и в начале 1960 г. в области социалистического преобразования сельского хозяйства были достигнуты значительные успехи: в 4419 кооперативах объединялось 881,8 тыс. человек, и эти кооперативы обрабатывали 60,6% всей пахотной земли. Удельный вес социалистического сектора в сельскохозяйственной площади в 1960 г. составлял 90%. В конце 1956 г. и в начале 1957 г. в Венгрии была отменена система обязательных государственных поставок и обязательного страхования посевов, прекращено детальное, излишне централизованное планирование посевных площадей под разными культурами. В 1958—1960 гг. валовая продукцИя сельского хозяйства на 15—20% превысила довоенный ур0. вень. Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур в 1982 г достиг 15 069 тыс. т, т.е. более чем в 2 раза превысил среднегодовой их сбор за 1961—1965 гг., который составлял 6905 тыс. т. XIII съезд ВСРП (март 1985 г.) определил дальнейшие задачи экономической политики на предстоящий период, которые состояли в продолжении строительства социалистического общества, укреплении его материально-технической базы. С учетом этих требований была разработана концепция индустриальной политики и внешнеэкономической стратегии. С середины 60-х годов в Венгрии, как и в ряде других социалистических стран, велись поиски путей совершенствования планирования, управления и всего хозяйственного механизма с целью перехода экономики на интенсивный путь развития. Хозяйственная реформа стала проводиться с 1 января 1968 г. путем одновременного введения ряда взаимосвязанных мероприятий в области совершенствования планирования, активизации экономических рычагов управления, изменения порядка материально-технического снабжения, усиления прямых связей между предприятиями. Экономический механизм, действовавший в Венгрии с 1968 г., сводился к следующему: сохранение определяющей роли народнохозяйственного плана и централизованного планирования как главного метода ведения социалистического хозяйства, в реализации плана значительное место было отведено системе экономических рычагов. Система планового руководства в ВНР сочетала централизованное планирование с широкой хозяйственной самостоятельностью предприятий. В сельском хозяйстве одним из главных факторов увеличения урожайности полей и продуктивности животноводства являлось развитие объединений, в том числе индустриальных производственных систем (ИПС). ИПС представляли собой своеобразные межхозяйственные организации, способствовавшие усилению концентрации сельскохозяйственного производства, внедрению индустриальных методов хозяйствования. К началу 1983 г. национальный доход Венгрии по сравнению с периодом до освобождения увеличился более чем в за период с 1960 по 1982 гг. — в 2,9 раза. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в государственном и коллективном секторах народного хозяйства с 1960 по 1982 гг.возросла в 9,3 раза, затраты на развитие здравоохранения, образования, культуры и пенсионное обеспечение ежегодно возроастали. Весь товарооборот в 1982 г. по сравнению с 1960 г. вырос в 6 раз. Для экономической жизни ВНР важное значение имела внешняя торговля. По размеру оборота внешней торговли, приходящемуся на душу населения, Венгрия занимала в СЭВ третье место после Чехословакии и ГДР. СССР был крупнейшим поставщиком топлива и сырья, необходимых для экономики ВНР. Он удовлетворял 61,2% ее импортных потребностей в топливе и электроэнергии и более 40% потребностей в сырьевых товарах. Из СССР в Венгрию поступало 22,3% машин и оборудования, закупаемых ею за рубежом. В свою очередь Венгрия поставляла в СССР машиностроительную продукцию — автобусы «Икарус», АТС, технологические линии для различных отраслей промышленности, суда, дизельные поезда, сельскохозяйственные лаборатории, изделия электроники и радиопромышленности. Широко были известны венгерские товары народного потребления — обувь, трикотаж, швейные изделия, медицинские приборы и лекарства, свежие фрукты, консервы. Венгрия торговала и с капиталистическими странами, преимущественно с европейскими (ФРГ, Австрией, Италией, Англией, Францией, Швейцарией, Голландией). Из развивающихся стран наиболее важными торговыми партнерами Венгрии являлись ОАР и Индия. До Второй мировой войны самый большой удельный вес в венгерском экспорте занимали сельскохозяйственные и продовольственные товары (на их долю приходилось 70% всего экспорта страны, а на долю машин и оборудования в готовой промышленной продукции — 19%). В послевоенный же период в экспорте Венгрии ведущее место занимали машины, оборудование и транспортные средства: на их долю и долю других промышленных товаров приходилось 48,8% всего венгерского экспорта. Значительное место в венгерском экспорте занимали сы-Рье и материалы, алюминиевый прокат и сырье для алюминиевой промышленности, черные металлы (чугун, прокат, тРУбы), различные химические товары, цемент, табак и др.
Конспект Экономическое развитие Социалистической Республики Вьетнам
Вьетнам начиная со II в. и по X в. н. э. был одной из провинций Китая. Вассальная зависимость от Китая сохранялась д0 захвата Вьетнама французскими колонизаторами, которые навязали ему в 1787 г. первый кабальный договор. Однако захватить страну им удалось лишь во второй половине XIX в. Народы Вьетнама оказывали упорное сопротивление захватчикам. В период французского господства страна была аграрно-сырьевьм придатком Франции. Отсталое сельское хозяйство основывалось на примитивной технике. Производились главным образом рис и кукуруза. Часть обрабатываемой площади была занята под плантациями каучука, который по своей стоимости занимал ведущее место в экспорте. В период Второй мировой войны территория Индокитая была оккупирована японскими войсками. Широкое национально-освободительное движение вьетнамского народа (1930—1945 гг.) привело в августе 1945 г. к победе революции. 2 сентября 1945 г. была обнародована Декларация независимости и официально провозглашена Демократическая Республика Вьетнам. В марте 1946 г. Франция признала независимость Вьетнама, однако в декабре того же года она начала против него колониальную войну, которая закончилась в 1954 г. победой вьетнамского народа. В годы антиколониальной войны (войны Сопротивления) народная власть стала осуществлять социально-экономические преобразования в стране, была ликвидирована монархия, а государственно-административный аппарат очищен от феодальных элементов и старых колониальных чиновников. 4 декабря 1953 г. Национальное собрание приняло закон об аграрной реформе, которая получила особое развитие после установления мира в 1954 г. В итоге реформы помещики были ликвидированы как класс, крестьяне получили землю. По решению Женевского совещания (1954 г.) территория Вьетнама временно была поделена на две части (северную и южную). Американские империалисты, вытеснив французских колонизаторов в Южном Вьетнаме, превратили его в колонию нового типа и военную базу США. Героическую борьбу вьетнамский народ развернул против американского империализма и марионеточного сайгонского режима. В июне 1969 г. в ос-296 - ^денной зоне Южного Вьетнама была создана республика ый Вьетнам. ный После подписания Женевских соглашений (1954 г.) сразу же тали задачи мирного экономического и культурного развития. Р^дарственный социалистический сектор народного хозяйства 1957 г. стал давать 23,4% общей стоимости промышленной продукции. Были восстановлены и реконструированы основные промышленные предприятия (угольные шахты, цементный завод, текстильный комбинат и др.). В государственный сектор входили весь железнодорожный транспорт, все банки и капитальное строительство. На его долю приходилось в оптовой торговле 61%, в розничной — 36%, во внешней торговле — 97%. С конца 50-х годов страна переходит к плановому развитию экономики. В декабре 1958 г. был принят трехлетний план развития народного хозяйства страны на 1958—1960 гг. В 1960 г. трехлетний план был успешно завершен. Объем валовой продукции тяжелой промышленности в 1960 г. (по сравнению с 1957 г.) увеличился в 2,5 раза. Существенное развитие получила легкая и пищевая промышленность. На основе аграрной реформы и кооперирования в сельском хозяйстве в 1959 г. в сравнении с 1955 г. валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 52,4%. В сентябре 1960 г. был принят проект первого пятилетнего плана развития народного хозяйства ДРВ на 1961—1965 гг. Показатели пятилетнего плана успешно выполнялись. Быстро развивались металлургия и машиностроение, электроэнергетическая, топливная, химическая промышленность. В годы господства колонизаторов на территории ДРВ имелось 41 промышленное предприятие, а в 1964 г. их было уже 1000, причем 200 были крупными современными производствами. Большую помощь ДРВ в создании промышленности оказывали СССР, Чехословакия и другие социалистические страны. Советский Союз на 1 января 1968 г. помогал строить в ДРВ 180 предприятий, сооружений и других народнохозяйственных объектов. Наряду со строительством новых промышленных предприятий осуществлялась реконструкция старых заводов и мастерских. В пятилетнем плане уделялось большое внимание развитию транспорта: железнодорожного, шоссейного и водного. Были сДеланы первые шаги в развитии гражданской авиации и осво-ении морских путей дальнего плавания. В августе 1964 г. началась империалистическая агрессия США. еРоическая борьба народа Южного и Северного Вьетнама завершилась победой демократических, миролюбивых сил. В со, ответствии с Парижскими соглашениями 1973 г. вооруженная агрессия была прекращена. В трудных условиях народ Северного Вьетнама залечивал раны войны, восстанавливал и разви-вал экономику и культуру, в то же время постоянно оказывал материальную помощь населению Южного Вьетнама. 1975 г. оз. наменовался не только освобождением Сайгона и Южною Вьетнама, но и успешным выполнением задач послевоенного восстановления хозяйства в ДРВ. К концу 1975 г. валовая продукция промышленности в среднем выросла на 200% по сравнению с 1961—1965 гг. Восстанавливалось сельское хозяйство. В северной части страны валовая продукция сельского хозяйства в 1975 г. возросла на 18% по сравнению с довоенным уровнем. В Южном Вьетнаме была национализирована собственность бывшей правящей верхушки, реакционно настроенных помещиков. В руки государства перешли промышленные предприятия, принадлежавшие ранее империалистам и их приспешникам, бежавшим из страны. Были национализированы банки. Открыто более 10 тыс. общеобразовательных школ. За годы народной власти на севере страны был подготовлен крупный отряд квалифицированных специалистов для всех отраслей народного хозяйства. Высокими темпами велась подготовка квалифицированных рабочих кадров. В ходе выполнения второго пятилетнего плана (1976—1980 гг.) валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 19%. Производство промышленной продукции возросло на 13%, в том числе продукции производства средств производства — на 20%. В стране были построены сотни новых промышленных предприятий и других народнохозяйственных объектов. Несмотря на три крайне неблагоприятных года, предшествовавших 1980 г., за период с 1975 г. по 1983 г. вся валовая продукция сельского хозяйства выросла на 36%, продукция растениеводства — на 36%, продукция животноводства — на 38%. В настоящее время в стране в основном завершается перестройка частного капиталистического сектора экономики. В сентябре 1976 г. правительство СРВ приняло постановление о политике в отношении частнокапиталистической промышленности и .торговли. Сравнительно крупные и средние предприятия национальной буржуазии подлежали постепенному преобразованию в государственно-капиталистические. Шире применялись низшие формы государственного капитала - государство обеспечивало собственника предприятия топливом и закупало готовую продукцию. Владельцы предприятий уплачивали налог с фиксированной нормы при-й щи которая в промышленности составляла 15—25%. Кроме того 'с 17 июля 1976 г. был введен налог на сверхплановую прибыль. К концу 1978 г. всего на юге страны было преобразовано 1500 крупных и средних частнокапиталистических предприятий. В процессе ликвидации капиталистического сектора происходило укрупнение предприятий. Из 1500 указанных предприятий было образовано 650 объектов государственного и смешанного секторов. Промышленное производство на мелких предприятиях и ремесленное производство играло важную роль в экономике страны: в 1980 г. на их долю приходилось 42,4% обшей стоимости промышленной продукции страны, что на 23,4% больше, чем в 1975 г. Вьетнам решал проблемы организации управления, планирования в условиях низкого исходного уровня развития производительных сил, аграрного перенаселения и дефицита внутренних источников накопления, необходимости проведения индустриализации и т.п. Формирование организационных основ создания новой системы управления началось в конце 60-х — начале 70-х годов. Но в масштабах всей страны эта задача стала решаться в 1975— 1976 гг. В 70-е годы была взята линия на укрепление хозяйственных министерств и отраслевого метода управления и планирования. В 80-е годы началось создание объединений (комбинаты и объединения предприятий — ОП). Предприятия — члены ОП сохраняли полную самостоятельность, но непосредственно подчинялись управленческому аппарату ОП. В стране играла большую роль мелкая, кустарная промышленность. Общее руководство ею осуществляла Федерация кооперативов мелкой и кустарной промышленности. В годы второй пятилетки произошли важные изменения в механизме управления сельским хозяйством. Крестьяне сдавали зерно государству по линии натурального продналога и обязательных поставок, за что получали необходимые промышленные товары. Абсолютный объем натурального налога и за-кУп°к определялся на пять лет и оставался неизменным вне авИсимости от роста производства. За период с 1975 по 1983 гг. произведенный национальной доход увеличился на 44%. За это же время среднегодовая численность рабочих и служащих в государственном секторе выросла на 40%. Около 1,5 млн человек были направлены в новые экономические зоны, где осуществлялись мелиоративные и другие работы. Большое внимание уделялось развитию образования, здравоохранения, культуры и искусства. Практически ликвидирована вековая неграмотность в Южном Вьетнаме. Улучшилось здравоохранение. Вьетнам получал постоянную помощь и поддержку со стороны Советского Союза и других стран социалистического содружества. При содействии СССР было восстановлено, реконструировано и построено около 200 народнохозяйственных объектов. СССР оказывал техническое содействие в развитии ведущих отраслей промышленности страны: электроэнергетики, горнодобывающей, металлургической, машиностроительной, химической промышленности, в капитальном строительстве, в развитии транспорта, ряда отраслей сельскохозяйственного производства. Объекты, построенные в СРВ при советском содействии, давали 89% добываемого угля, 76% станков, 35% всей вырабатываемой электроэнергии, 100% суперфосфата, апатита и металлорежущих инструментов, 25% кофе. Оказывалась помощь в подготовке квалифицированных кадров специалистов и рабочих. В 1983 г. в 150 вузах и 33 городах Советского Союза обучалось около 5 тыс. вьетнамских студентов. Расширялись торговые связи СССР и СРВ. В 1981—1985 гг. СССР и СРВ концентрировали внимание на развитии топливно-энергетических отраслей промышленности и транспорта, на обеспечении роста взаимного товарооборота за счет увеличения поставок из СССР машин, оборудования и ряда сырьевых товаров, а из СРВ в Советский Союз — некоторых видов продукции сельского хозяйства (каучук, чай, кофе, свежие и консервированные овощи и фрукты), а также продукции легкой промышленности. В 1983 г. была подписана долгосрочная программа развития экономического и научно-технического сотрудничества между СССР и СРВ. В 1981 г. было подписано генеральное соглашение о многостороннем сотрудничестве заинтересованных стран-членов СЭВ по содействию в ускоренном развитии науки и техники СРВ на период до 1990 г.
Конспект Экономическое развитие Германской Демократической Республики
Демократические преобразования в Восточной Германии формирование социалистических производственных отношений начались после Потсдамской конференции. При помощи и поддержке советской военной администрации в Германии были заново созданы органы юстиции, финансов, введено прогрессивное рабочее законодательство. Было проведено в жизнь решение о роспуске фашистской партии и ее военных формирований, и развернули деятельность антифашистские демократические партии. В 1946 г. коммунистическая и социалистическая партии объединились в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ)- В 1945 г. в Восточной Германии были приняты законы о проведении демократической земельной реформы. Были конфискованы все земли и сельскохозяйственный инвентарь военных преступников и активных нацистов, а также все помещичье юнкерское землевладение размером свыше 100 га. Эти земли образовали фонд земельной реформы, в который была включена также значительная часть государственной земли. С 1945 по 1950 гт. было конфисковано около 1/3 всей полезной сельскохозяйственной площади Восточной Германии, которую получили 500 тыс. крестьянских хозяйств. На части конфискованной земли были созданы государственные хозяйства — народные имения. Не стало больше помещиков-юнкеров. Школьная реформа и демократизация высшего образования (в 1946 г.) открыли путь к образованию детям рабочих и крестьян. На основе решений Потсдамской конференции 1945 г. советская военная администрация в Германии конфисковала собственность монополистов, военных и нацистских преступников. Судьбу конфискованной собственности должен был решить сам немецкий народ. Был принят закон о передаче собственности монополий, нацистских и военных преступников в народную собственность. 7 октября 1949 г. в Восточной Германии была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР). К моменту капитуляции Восточная Германия находилась в катастрофическом состоянии. В особенно тяжелых условиях оказалась про-ь1Шленность. В 1948 г. был разработан, а затем утвержден Немецкой экономической комиссией двухлетний план восстаной ления и развития экономики в 1949—1950 гг. План предусматривал достижение к концу 1950 г. уровня производства довоец. ного 1936 г., а по некоторым важнейшим отраслям — бурОу_ гольной, энергетической, машиностроительной — значительное его превышение. Задания двухлетнего плана были выполнены досрочно, к 1 августа 1950 г., на 106,8%. Уровень промышленного производства в конце 1950 г. составил 103% по отношению к уровню 1936 г. (вместо предусмотренного планом 81%). Производство электроэнергии превысило довоенный уровень почти на 46% добыча бурого угля — на 36%. Численность рабочих и служащих народных предприятий с 1946 по 1950 гг. увеличилась в 4 раза. В деревне были созданы 524 государственные машинно-тракторные станции. К 1950 г. размеры посевных площадей и урожайность достигли довоенного уровня. Национальный доход за 1946—1950 гг. вырос более чем в 2 раза. Успешное восстановление народного хозяйства ГДР и ее сотрудничество с социалистическими странами создали предпосылки для перехода ее на новый этап общественно-политического развития — этап создания основ социализма. Особенностью строительства социализма в ГДР являлись высокий исходный уровень индустриального развития и наличие высококвалифицированного рабочего класса, что позволило в короткий период восстановить промышленный потенциал, значительно облегчило социалистическую реконструкцию промышленности, дало возможность в больших объемах направлять средства на развитие сельского хозяйства. Важнейшим условием роста сельскохозяйственного производства явилось производственное кооперирование, развернувшееся со второй половины 1952 г. и в основном завершенное к началу 60-х годов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 279. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |