Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Московское государство: особенности возникновения и развития.




Предмет и задачи курса истории в ВУЗе. Место России в мировой цивилизации.

(факторы самобытности)

Основные точки зрения на проблему особенностей русской истории
В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории.
Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех стадии, движутся по одному, общему для всех пути. Сторонники второгоподхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация.Третьягруппа авторов пытается примирить оба указанных подхода.
Факторы самобытности:
1) природно-климатический;
2) геополитический;
3) конфессиональный (религиозный);
4) социальной организации.Природно-климатический:В течение, по крайней мере, 400 лет русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота... Находясь в таком жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции. Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль в выработке в русском человеке легкости к перемене мест, извечной тяге к “подрайской землице”, к “беловодью” и т.п С другой стороны, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества опасности пауперизации дали почву для развития у русского человека необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования. Геополитический:Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница; оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли); благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий.Религиозный:И Запад, и Россия суть страны христианские, однако христианство попало сюда через разных посредников: на Запад – через Рим, в Россию – через Византию. В результате того, что Россия и Запад получили христианство через разных посредников, особенности христианского воспитания у них кардинально различались. Социальная организация. Ее основные элементы следующие:
1. первичная хозяйственно-социальная ячейка – корпорация (община, артель, товарищество, колхоз, кооператив, концерн и т. д.), а не частнособственническое образование, как на Западе;
2. государство – не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а становой хребет, порой даже демиург (творец) гражданского общества;
3. государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна (“смута”);
4. государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны, соборны;
5. государственность опирается на корпорацию служилой знати (дворянство, номенклатура и т.д.).













Киевская Русь.

(Норманнская и антинорманская теория создания государства).

По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 2 теории:1.    Норманская ( о завоевании Руси варягами)2. АнтинорманскаяСуществуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Норманнская теория:Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.Антинорманская теория:Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.Суть:Восточные славяне сами сформировали гос-во, а варяги не имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва

 

 

Московское государство: особенности возникновения и развития.

Особое Московское княжество начало существовать со второй половины XIII в. Москва была основана князем Юрием Долгоруким. Впервые Москва в источниках упоминается в 1147 г. Первоначально Москва являлась крепостью на южных рубежах Суздальской земли от посягательств Рязанского и Черниговского княжеств. Изначально Москва не составляла особого княжества и принадлежала владимирским князьям. На рубеже XIII – XIV в.начинается возвышение Владимирского княжества, территория которого включала плодородные земли , а великокняжеский престол служил гарантией незыблемости границ. Москов­ское — в 70-х гг. XIII в.младший сын Александра Невского Даниил.Московское княжество было одним из самых небольших, но Даниилу Александровичу удалось его значительно расширить. В 1301 г. он отвоевал у Рязани Коломну. Затем ему удалось фактически присоединить Переяславское княжество. Тем самым в руки московских князей попала густо населенная территория с развитым феодальным землевладением. Сын Даниила Юрий (1303—1325) отвоевал у Смоленского княжества Можайск и вступил в борьбу за великое княжение.Юрий Данилович заручился поддержкой хана Узбека, на сестре которого Кончаке (Агафье) он был женат, обещал ему больше дани и получил ярлык на великое княжение. Великокняжеский престол был тогда в руках тверского князя Михаила Ярославича, который не подчинился приказу хана и начал войну с Юрием. Юрий потерпел поражение, причем в плен попала княгиня Агафья. На беду она скоро умерла в Твери. Юрий ловко обвинил Михаила Ярославича в том, что он «уморил» ханскую сестру. Михаила вызвали в Орду и казнили. Впрочем, ярлык на великое княжение достался не Юрию: в Орде стремились натравливать друг на друга русских князей, не оставлять надолго великокняжеский престол в руках одной княжес­кой ветви. Поэтому ярлык получил сын казненного Михаила Ярос­лавича Дмитрий Грозные Очи. Видно, прозвище не было случайным: встретив в Орде виновника гибели своего отца, Дмитрий не сдержался и убил Юрия Даниловича. Хан приказал его казнить. Впрочем, ярлык остался у Твери:  был дан брату Дмитрия — Александру Михайловичу.Московским князем стал брат Юрия Иван Данилович Калита, (1325—1340).Его прозвище было, вероятно, связано с богатств и скопидомством князя: калитой называли кошель для денег который привязывали к поясу. Иван Калита усиливал свое княжество при помощи Орды. 1327г. в Твери вспыхнуло восстание против ордынцев. Князь Александр Михайлович, пытавший отговорить горожан от восстания, вынужден был примкнуть к ним. Иван Калита взял на себя подавление народного движения. Вместе с ордынским войском он пошел на Тверь. Вся земля была опустошена, города и села сожжены, люди уведены в рабство. Александр бежал во Псков, но митрополит Феогност, союзник Калиты, проклял псковичей и отлучил их от церкви. Александру Михайловичу пришлось бежать в Великое княжество Литовское. Через несколько лет он все же вернулся на Русь, а затем вызван в Орду и там казнен (1339).В награду за подавление восстания Иван Калита получил ярлык на великое княжение. Главным сборщиком дани стал Иван Калита.При Иване Калите Московское княжество стало самым сильным на Руси. Великое княжение у него уже никто не решался оспаривать. Сбор дани давал ему возможность, утаивая часть «выхода» значительно разбогатеть. Церковь поддержала удачливого: митрополит Пётр сделал Москву своим постоянным местопребываниемванием. При нём от ростовских князей на сторону Москвы стали переходить воеводы со своими землями. В нарушение норм тогдашнего права Калита покупал села в других княжествах, нередко отдавал во владение своим людям. Так он создавал опорные пункты в чужих землях. После своей смерти завещал престол старшему сыну. Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья – Симеон Гордый (1340 – 1353) и Иван Красный (1353 – 1359). В их время начали выделяться уделы внутри самого Московского княжества. В 1359 г.умер 33-летний Иван, оставив 9-летнего наследника Дмитрия. Ребёнок ещё ни разу не получал ярлык на княжение. Суздальский князь Дмитрий Константинович попытался воспользоваться ситуацией, чтобы получить ярлык в Орде. Но московское боярство твёрдо стояло на московской династии. Они не хотели превратиться из великокняжеских бояр в обычные при Дмитрии Константиновиче. Московское боярство поддержал митрополит Алексей, умный и дальновидный политик его крёстным отцом был сам Иван Калита. Алексей имел поддержку в Орде. В 1362 г.усилия Алексея и московского боярства увенчались успехом: 12-летний Дмитрий Иванович получил ярлык на власть.Но борьба продолжалась. В Орде в это время развернулась борьба за власть. Вскоре ярлык получил Дмитрий Константинович. Однако в 1366 г.он, видя силу Москвы, отказался навсегда от великокняжеского престола и даже выдал свою дочь за Дмитрия Ивановича.Оставался главный соперник - тверской князь. Однако прежде чем вступать с ним в открытую борьбу, Дмитрию надо было укрепить могущество Москвы. В 1367 г.в невероятно короткий срок — меньше чем за два года — было закончено строительство нового Московского Кремля — из белого камня-известняка. Его строительство выделяло Москву из всех остальных городов. Тверской князь пользовался поддержкой великого князя литов­ского Ольгерда, который дважды осаждал Москву, но безрезультат­но. В 1371 г. тверской князь Михаил Александрович получил ярлык на великое княжение. Но оказалось, что жители Владимира уже привыкли к власти московских князей и не впустили Михаила. Не повиновался Орде и Дмитрий, заявив: «К ярлыку не еду, а в землю на княжение на великое не пущаю». Михаил Александрович побо­ялся скомпрометировать себя и отказался от войска Орды, чтобы сесть на владимирский стол. Хан признал сложившееся положение, ярлык получил Дмитрий. Дмитрий собрал силы для открытого противоборства с Тверью. 7 сентября 1380 г. на берегу Дона состоялся военный совет. По предложению Дмитрия, было решено переправиться на противо­положный берег Дона и там принять бой. Тогда в случае поражения путь к отступлению был бы отрезан: ведь переправа в боевой обстановке почти невозможна. Таким образом, русское войско было готово сражаться до последнего. В ночь с 7 на 8 сентября по быстро наведенным мостам полки переправились через Дон, на Куликово полевозле впадения в Дон реки Непрядвы.Куликовская битва, казалось, должна была покончить с ордынским игом. Однако получилось иначе. Скомпрометирован­ного тяжелым поражением Мамая сверг с престола Тохтамыш, один из потомков Чингисхана. Мамай бежал в Крым и был там убит. Тохтамыш потребовал от русских князей дани: он утверждал, что на Куликовом поле проиграла битву не Золотая Орда, а узурпатор Мамай. В самом деле, темник Мамай, хотя и породнившийся с Чингизами, не принадлежал к ханскому роду, следовательно, незаконно захватил власть. Иное дело — Тохтамыш, законный наследник владык Золотой Орды. Это обсто­ятельство внесло определенный раскол в среду князей, к тому же недовольных возвышением Дмитрия Ивановича. Все эти обстоя­тельства сильно затруднили организацию отпора Тохтамышу, кото­рый в 1382г. двинулся походом на Русь. Суздальско-нижегородские князья, опасаясь за свою судьбу, присоединились к нему. Дмитрий Донской отправился собирать войска, но Тохтамыш дошел до Москвы раньше. Митрополит Киприан, великая княгиня и многие бояре бежали. Оборону города взяли в свои руки сами москвичи. Будучи не в силах взять Москву, Тохтамыш прибег к обману. Нижегородские князья убеждали жителей, что хан удовлетворится только выражением покорности. Когда ворота города были откры­ты, враг подверг столицу погрому и сжег ее. Были разграблены Владимир и города Московского княжества. Для войны с Тохтамышем сил у Руси не было. Ордынское иго было вос­становлено. Наследником Дмитрия был его старший сын Василий. Вероятно, это имя было дано не случайно. Ведь в московском княжеском доме до сих пор Василии почти не встречались. В переводе с греческого это имя означает «царь». Юрием, т. е. Георгием, победоносцем, назвал Дмитрий другого сына. Власть и оружие, единство страны и вооруженная борьба против ордынского ига,— вот завет Дмитрия своим сыновьям, выраженный в их именах.Причины возвышения Москвы:

1) удачливая политика московских князей (Иван Калита)

2) привлечение на сторону Москвы церкви, имевшую большие материальные ценности и авторитет

3) победа Москвы над Тверью

4) борьба за власть в Орде привела к её ослаблению. Она вовремя не смогла разглядеть опасного соперника

5) политическая и моральная победа Дмитрия на Куликовом поле

6) стремление боярства к сильному и удачливому князю.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 750.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...