Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Россия в эпоху дворцовых переворотов XVIII века




Методические рекомендации по изучению темы

С 1725 г. после смерти Петра I и до прихода к власти в 1762 г. Екатерины II на престоле сменилось шесть монархов. Эта смена не всегда проходила мирным и законным путем, вот почему данный период В. Ключевский образно назвал эпохой дворцовых переворотов. Основная причина дворцовых переворотов − борьба за власть придворных группировок. При этом каждая из них отстаивала свои сословные интересы и привилегии. Движущей силой переворотов выступала гвардия, которую Петр воспитал как привилегированную опору власти. Отчужденность народных масс от политики и их пассивность служили благоприятной почвой дворцовых интриг и переворотов. Перевороты были спровоцированы нерешенностью проблемы престолонаследия по Указу 1722 г.

В экономической жизни сохранялась система крепостного права. Правители жаловали дворянству вместе с землями сотни тысяч государственных крестьян, что ухудшало положение последних. Дворянство же от каждого правителя получало все новые льготы. Мощный импульс, данный Петром Великим развитию страны, продолжал действовать в течение многих лет, но страна нуждалась в дальнейших реформах.

Задание 2.Выполните не менее трех из семи заданий для самостоятельной работы по теме модуля № 3.

 

Контрольная работа № 16

Задание 1. Составьте в соответствии с алгоритмом письменную характеристику исторических событий, процессов по теме: «Просвещенный» абсолютизм Екатерины II

Методические рекомендации по изучению темы

Просвещенный абсолютизм − одна из форм государственной политики многих стран Европы, которая формировалась под влиянием идей философов-просветителей, осуждавших феодальные порядки и обосновывавших естественные права человека на свободу, равенство, частную собственность, а также принцип разделения властей и верховенство закона. Они полагали, что «просвещенные монархи» с либеральными взглядами, проводя реформы смогут добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.

В России Екатерины II провозгласила основой своей государственной политики идеи просветителей, что было вызвано стремлением верховной власти привести систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени, курепление международного положения России. Политика «просвещенного абсолютизма» была вызвана также остротой социальных противоречий и необходимостью принятия мер для смягчения недовольства низов. Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещённость основной массы дворянства, патриархальность и невежество сельского населения) приводила к тому, что политика «просвещённого абсолютизма» носила поверхностный характер.

Основными вехами деятельности Екатерины II на государственном поприще стали: во внутренней политике − работа Уложенной комиссии (1767-1768), губернская реформа (1775), Жалованные грамоты дворянству и городам (1785).

Задание 2.Выполните не менее трех из семи заданий для самостоятельной работы по теме модуля № 3.

 

Контрольная работа № 17

Задание 1. Составьте в соответствии с алгоритмом письменную характеристику исторических событий, процессов по теме:

Внешняя политика России в эпоху Екатерины II

Методические рекомендации по изучению темы

Значительных результатов Екатерина II добилась в сфере внешней политики, задачи которой сводились к следующему: а) обеспечение выхода к Черному морю с целью решения проблем экономического развития, укрепления безопасности России на южных рубежах; б) присоединения Правобережной Украины и Белоруссии, находившихся в составе Польши, что было вызвано исторической потребностью возвращения исконных русских земель и стремлением укрепить влияние России в Восточной и Центральной Европе; в) сохранение завоеваний Петра I и укрепление позиций в Прибалтике; д) борьба с революционной Францией, недопущение распространения идей французской революции.

В результате успешных Русско-турецких войн (1768-1774; 1787-1791) и блестящих побед русских войск под командованием П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушаков и др. Россия получила огромные территории в Северном Причерноморье. К ней отошли Крым, Кабарда, под её протекторат переходила Грузия. У России появился Черноморский флот и право выхода в Средиземное море.

На западном направлении Россия совместно с Австрией и Пруссией приняла участие в разделах ослабевшей Речи Посполитой (1772; 1793; 1795). К России отошли вся Белоруссия, Правобережная Украина, Волынь, Литва и Курляндия. Россия участвовала в борьбе европейских монархов против Французской революции, своим «вооруженным нейтралитетом» помогла добиться независимости от Англии Соединенным Штатам Америки.

Задание 2.Выполните не менее трех из семи заданий для самостоятельной работы по теме модуля № 3.

 

Контрольная работа № 18

Задание 1. Составьте в соответствии с алгоритмом письменную характеристику исторических событий, процессов по теме:

Культура России XVIII века

Методические рекомендации по изучению темы

Рассматривая развитие культуры, следует выявить её достижения в таких областях как наука и образование, искусство (архитектура и живопись, музыка и театр, художественная литература и публицистика), положение церкви и религии в обществе.

Реформы Петра I способствовали сближению отечественной и европейской культуры. Новый импульс получил процесс обмирщения культуры. В культуре утвердилось светское направление. Происходило дальнейшее углубление индивидуализации творческой деятельности. Россия осваивала и перерабатывала опыт западноевропейских стран в различных областях жизнедеятельности. Вместе с тем, формировалась ориентированная на западноевропейские ценности элитарная дворянской культура, которая все более отрывалась от народной, сохранившей национальные традиции.

Во второй половине XVIII в. развитие культуры проходило под влиянием идей Просвещения. В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, к проблемам предназначения человека, его естественных прав и его внесословной ценности. Это способствовало развитию общественно-политической мысли и росту ее влияния в обществе.

Задание 2.Выполните не менее трех из семи заданий для самостоятельной работы по теме модуля № 3.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...