Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция государственно-политического строя в XVIIв.




Методические рекомендации по изучению темы

Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно-представительной монархии. При молодом царе Михаиле Федоровиче (1613–1645) власть в свои руки захватила Боярская дума.Однако для укрепления централизованной власти в государстве требовалась постоянная поддержка дворянства и верхушки городского посада. Поэтому Земский собор с 1613 по 1619 г. заседал почти беспрерывно. Роль и компетенция Земских соборов несомненно возросла (при царе Михаиле собор собирался не менее 10 раз). Дело в том, что активная работа Земских соборов была обусловлена временной потребностью нового правительства преодолеть последствия Смуты. Состав собора был изменчив, лишен устойчивой организации, поэтому называть его всесословным органом нельзя. Постепенно к концу XVII в. соборная деятельность прекратилась.

В 1619 г. из польского плена возвращается отец царя Михаила Филарет (Федор Никитович Романов), в свое время реально претендовавший на царский престол. Принимаются меры к укреплению самодержавия. Меняется облик и значение Боярской думы. За счет думных дворян и дьяков увеличивается ее численность с 35 человек в 30-е гг. до 94 к концу века.

С ограничением полномочий Боярской думы усилилось значение приказов — число их постоянно росло и временами доходило до полусотни. В местном же управлении произошли перемены, которые свидетельствовали об усилении централизаторского начала: земские выборные органы, появившиеся в середине XVI в., стали постепенно заменяться более жестким управлением из центра через воевод.

Монархия Алексея Михайловича по-прежнему сохраняла черты сословно-представительной, но самодержавная власть царя усилилась. После собора 1654 г., решившего вопрос о воссоединении с Украиной, Земские соборы не собирались до конца царствования Алексея. Сложившаяся еще при последних Рюриковичах система органов власти с приказами и Боярской думой осталась непоколебима.Из состава Боярской думы выделились Ближняя дума и Расправная палата, решавшие текущие судебные и административные дела.Не желая полностью зависеть от Боярской думы и руководства приказов, Алексей Михайлович создал своего рода личную канцелярию — Приказ тайных дел (он стоял выше всех остальных, так как мог вмешиваться в дела всех государственных учреждений).

Таким образом, во второй половине XVII в. начинается формирование основных элементов абсолютной монархии. Абсолютизм — такая форма правления, когда законодательная, исполнительная и судебная власть полностью сосредоточена в руках монарха, а последний опирается на назначаемый и контролируемый исключительно им разветвленный чиновничье-бюрократический аппарат.

Задание 2.Выполните не менее трех из семи заданий для самостоятельной работы по теме модуля № 2.

 

Контрольная работа № 12

Задание 1.Составьте в соответствии с алгоритмом письменную характеристику исторических событий, процессов по теме:

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVIIв.

Методические рекомендации по изучению темы

Среди успехов российской внешней политики — освоение Сибири и Дальнего Востока. В XVI в. русские люди завоевали Западную Сибирь, а к середине XVII в. покорили значительную часть Восточной Сибири. Гигантское пространство от Енисея до Охотского моря было «пройдено» казаками-первопроходцами за 20 лет.

Из междуречья Оби и Енисея русские землепроходцы двинулись на юго-восток в Прибайкалье, к Амуру и южным дальневосточным землям, а также на восток и северо-восток в бассейн реки Лены — в Якутию, на Чукотку и Камчатку.

Между Обью, Енисеем и Нижней Тунгуской в те времена обитали ненцы (которых русские называли самоедами), ханты (остяки), манси (вогулы) и эвенки (тунгусы). Эти народы стали выплачивать России дань.

С 1632 г. России стала платить ясак Якутия, завоеванная с помощью пищалей и пушек. Русские казаки, основавшие Якутск, стали новыми хозяевами края.

Бурятские племена вошли в состав России в начале 50-х гг. XVII в. Главным городом Прибайкалья, куда свозился бурятский ясак, стал построенный в 1652 г. Иркутск. Столицей же всех российских владений в Западной и Восточной Сибири оставался Тобольск.

Утверждение русских в середине века на реке Лене и в Прибайкалье открыло возможность движения первопроходцев и переселенцев далее на восток, северо-восток и юго-восток (экспедиции С.И. Дежнева на Чукотку, Е.П. Хабарова в Приамурье). Приамурье вошло в состав России, что вызвало недовольство правителей Маньчжурии. Нерчинский договор 1689 г. установил границу между владениями Китая и России по Амуру и его притокам.

Москва установила в Сибири свою власть достаточно прочно. Сибирь, по словам историка А.А. Зимина, являлась своеобразным клапаном, в который уходили силы непримирившегося и непокоренного народа. Сюда устремились не только торговые и служилые люди, но и беглые холопы, крестьяне, посадские. Здесь не было ни помещиков, ни крепостного права. Налоговый гнет в Сибири был мягче, чем в центре России.

Русские поселенцы получали от назначенных царем воевод хлеб, порох, свинец и прочую помощь и поддерживали порядок. В пользу казны переселенцы платили налоги, коренные жители — пушной ясак. И не напрасно Москва поощряла труды землепроходцев и промышленников: в XVII в. доходы от сибирской пушнины составляли четвертую часть всех государственных доходов.

Задание 2.Выполните не менее трех из семи заданий для самостоятельной работы по теме модуля № 2.

 

Контрольные работы №№ 13-18

МОДУЛЬ ТРЕТИЙ:

Рождение Российской империи и её развитие в XVIII веке

Задания для самостоятельной работы по теме модуля №3:

1. Составьте словарь понятий и терминов по теме «Россия при Петре I и Екатерине II: достижения и противоречия».

2. Составьте хронологическую таблицу «Российские императоры и императрицы XVIII века».

3. Составьте биографическую справку о выдающихся политиках, полководцах и церковных деятелях России XVIII века.

4. Подготовьте презентацию на тему (по выбору) «Реформы Петра Великого», «Северная война (1700-1721)», «Дворцовые перевороты», «Золотой век российского дворянства», «Участие России в разделе Речи Посполитой».

5. Подготовьте подборку отрывков из документов о пребывании и деятельности Петра I на Воронежской земле.

6. Составьте тестовые задания по теме «Российское государство и общество XVIII века».

7. Составьте справку об иерархии служебных разрядах в Российской империи по Табели о рангах 1722 г.

Список рекомендованной литературы

для изучения темы модуля №3

Основная литература

История для бакалавров: учебник / П.С. Самыгин и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

Кириллов В.В. История России: учеб.пособие / В.В. Кириллов.− 3-е изд., перераб. и доп. − М: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.

Дополнительная литература

Учебная литература

Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России/ Н.Г. Георгиева, В.А. Георгиев– М.: ТК Велби, 2008.

Орлов А.С. и др. История России / А.С. Орлов. – М., 2010.

Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / А.С. Орлов. – М., 2006.

Пащенко Н.В. История: Учебно-методическое пособие / Н.В. Пащенко. – Борисоглебск, 2012. – 138 c.

Научная литература

Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в: Борьба за наследие Петра / Е. В. Анисимов. – М, 1986.

Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая / П.К. Борзаковский. – М., 1991.

Буганов В.И. Петр Великий и его время / В.И. Буганов. – М., 1989.

Валишевский К. Петр Великий / К. Валишевский. – М., 1994.

Валишевский К. Роман императрицы. Екатерина II / К. Валишевский. – М., 1994.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиция и модернизация / А.Б. Каменский. – М., 1999.

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в.: Опыт целостного анализа / А.Б. Каменский. – М.,2000.

Корецкий В.П. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России / В.П. Корецкий. – М., 1975.

Лаптева Л.В. Земские учреждения в России. 1762-1917 гг./ Л.В. Лаптева. – М., 1995.

Павленко Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. – М., 1999.

Павленко Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко. – М., 1994.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова / Н.И. Павленко. – М., 1994.

 

Контрольная работа № 13

Задание 1.Составьте в соответствии с алгоритмом письменную характеристику исторических событий, процессов по теме:

Реформы Петра I

Методические рекомендации по изучению темы

Раскрывая основное содержание реформ Петра I, что их главным итогом было утверждение абсолютизма. Обратите внимание на то, что государство, осознавая военно-техническое и экономическое превосходство Запада, постепенно поворачивает огромную страну в русло «догоняющей модернизации»: внедряет мануфактурную промышленность, новую систему управления и организации вооруженных сил, светскую науку и образование. Однако западные идеи и процессы попали на не готовую для их восприятия социокультурную почву.

При Петре и в последующие эпохи укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны. Россия совершила крупный шаг в развитии, но полностью преодолеть социально-экономическую и культурную отсталость не смогла,

Сложность, противоречивость развития России в период правления Петра I определили и противоречивость осуществлённых им реформ. Обратите внимание на неоднозначную оценку его деятельности в исторической науке. Попытайтесь выяснить, какова роль личности царя-преобразователя в истории России.

Задание 2.Выполните не менее трех из семи заданий для самостоятельной работы по теме модуля № 3.

 

Контрольная работа № 14

Задание 1.Составьте в соответствии с алгоритмом письменную характеристику исторических событий, процессов по теме:

Внешняя политика России в правление Петра Великого

Методические рекомендации по изучению темы

Основные направления внешней политики ПетраI– северо-западное и южное – определялись, прежде всего, необходимостью борьбы за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции; а также стремлением укрепить безопасность границ. Северная война (1700-1721 г.) стала самым крупным внешнеполитическим и военным успехом петровской эпохи. Раскройте ее причины, этапы, итоги.

В 1721 г. был подписан Ништадтский договор, по которому Россия приобрела Ингрию, Эстляндию, Лифляндию, Карелию. Историческое значение победы в Северной войне следует рассмотреть с нескольких сторон: а) Россия получила выход к морю и порты, что означало решение важнейшей внешнеполитической задачи страны; б) появились благоприятные предпосылки для развития экономических, культурных, и политических связей со странами Западной Европы, что позволило преодолеть изоляцию России и сократить отставание; в) вырос международный авторитет России. Победа укрепила самодержавную власть монарха, получившего от Сената титул «императора всероссийского». Россия стала империей.

Задание 2.Выполните не менее трех из семи заданий для самостоятельной работы по теме модуля № 3.

           

Контрольная работа № 15

Задание 1. Составьте в соответствии с алгоритмом письменную характеристику исторических событий, процессов по теме:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 465.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...