Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственный и общественный строй Древней Спарты.




Спарта- древнегреческий город занимавший южную часть пелопоннеса.Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII в. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (установление илотии, укрепление влияния общины Спарты путем уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.Должности и органы власти:Апелла — народное собрание (все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста).Цари СпартыСпартой правили всегда два царя из двух династий: Агиадов и Эврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте.Эфоры — выборные должности, в руках которых сосредоточивалась судебная власть (всего было 5 эфоров, два из которых в случае войны сопровождали царя в походе)Герусия — высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. Герусия состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя).Наварх — одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы чисто военных (Аристотель называл власть наварха «почти второй царской властью»). Навархом был, например, один из наиболее известных спартанских полководцев —Лисандр.Гиппагреты и корпус 300 всадников.

 

Возникновение Римского государства. Реформы Сервия Туллия

Историческая традиция связывает основание города Рима, а значит, и Римского государства Ромулом и Ремом с 753 г. до н.э.Население города составили две основные группы: патриции и плебеи. Первые были полноправными гражданами. Они составляли три племени. Каждое племя состояло из 100 родов, каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали народное собрание римской общины – куриатные комиции. Оно принимало или отвергало предложенные законопроекты, избирало высших должностных лиц, объявляло войны, было высшей судебной инстанцией. Совет старейшин – сенат, состоящий из представителей 300 родов, вырабатывал законопроекты, заключал мир, руководил непосредственным управлением. Военное предводительство, верховное жречество и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий “царю”, которого называли “рексом”. Плебеи были лично свободны, занимались ремеслом, торговлей, земледелием, несли наравне с патрициями военную службу и платили налоги. Но были устранены от участия в управлении и не имели права на землю. Это вызывало глубокие социально-политические конфликты и длительную борьбу плебеев за равноправие. Реформы Сервия Туллия.Одним из важнейших этапов этой борьбы стали реформы рекса Сервия Туллия(приблизительно VI в. до н.э.), в результате которых старый родовой строй потерял свое значение, а в основу организации общества были положены имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима было разделено на 5 имущественных разрядов. Кроме того, из первого разряда выделялась специальная категория граждан – всадники, обладавшие особо крупными состояниями. Кроме того, в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских округов, которые назывались трибы. В них входили как патриции, так и плебеи. Трибы имели самоуправление и некоторые политические права (трибутные комиции). Хотя реформы Сервия Туллия и допускали плебеев к участию в народных собраниях, но не ликвидировали всех ограничений. В 451-450 гг. до н.э. издаются законы XII таблиц, что ограничивает возможность произвольной трактовки права патрицианскими магистратами.

 

Правовое положение населения в Древнем Риме в период республики

 В 509 г. до н.э. в Риме, после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого, устанавливается республика. В Римской республике существовали три вида народных собраний –центуриантные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания. В их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных лиц – консулов, преторов, цензоров, объявление войны, апелляция на смертные приговоры. Трибутные собранияизбирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и т.д.), плебейских трибунов, рассматривали апелляции по штрафным санкциям. Куриатные собранияпосле реформы Сервия Туллия потеряли свое значение и были заменены собранием тридцати представителей курий – ликторов, которые формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями. Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, которые определяли вопросы, подлежащие решению, могли прекратить или перенести собрание. Важную роль играл сенат. Сенат контролировал законодательную деятельность и избрание должностных лиц народными собраниями, первоначально утверждая уже принятые решения, а с III в. до н.э. выражая предварительное согласие. К компетенции сената относились вопросы налогообложения и государственные расходы, постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу, вопросы внешней политики, заключение мира, набор в армию и распределение легионов между командующими. В чрезвычайных обстоятельствах сенат мог установить диктатуру.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...