Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Древний Китай. Государственный строй и общественные отношения в период династии Хань.




История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с правлением определенной династии: 1) Инь (Шан) - XVI-XI вв. до н.э.; 2) Чжоу – XI в. до н.э. – III в. до н.э.; 3) Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.Образование Древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племенем Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренного населения активизировала процесс складывания государства.Государственный строй первого Древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся средоточием высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники. Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии. Основную часть населения составляли свободные общинники. В XII веке государство Инь (Шан) переживает глубокий кризис. В то же время укрепляет свои силы одно из племен – Чжоу, находившееся под контролем государства Шан. В 1076 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение войскам Шан. На смену империи Шан пришло государство, основанное племенами Чжоу. Правление династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и “воюющих царств”, которые последовательно сменяли друг друга. Верховная власть в государстве находилась в руках царя (вана). Вся территория страны делилась на области во главе с правителями, назначенными царем. Однако по существу это были отдельные царства. Централизованного государственного аппарата в течение всего периода Чжоу не существовало. В V в. до н.э. страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу. В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится царство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньской империи имели реформы Шан Яна - сановника Циньского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, была узаконена свободная продажа и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя, военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 207 г. до н.э. циньской монархии. Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бан, стал основателем новой династии Хань. Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце I в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.

 

Особенности развития права в Древнем Китае.

Правовая система Древнего Китая развивалась под воздействием двух противоборствующих философских учений: конфуцианства и легизма (фацзя). Общей чертой этих учений была их политическая направленность, стремление организовать китайское общество на “рациональных” и справедливых принципах. Однако каждая из школ понимала эти принципы по-своему. Конфуцианство.Основателем этого учения был великий китайский мыслитель Конфуций, живший в VI-V вв. до н.э. Одним из основных положений конфуцианства была идея гармонии как главного условия всеобщего порядка, равновесия в мире и счастья людей. Важнейшим элементом гармонии были отношения между людьми, их поведение, которое должно было соответствовать “естественному порядку”, т.е. морали и добродетели. Конфуцианство отводило первостепенную роль в поддержании порядка нормам морали ( «ли»),а не закону. Следование традициям соблюдения “меры” во всем должно было, по их мнению, побуждать человека к уступкам и компромиссам. В основе отношений в обществе должен быть принцип (“сяо”) - сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих начальников. Само же общество Конфуций рассматривал как большую семью, где правитель играет роль главы. Легисты.Оформление легизма относят к VII-V вв. до н.э. Одним из основателей этого течения считается Гуань Чжэнь, который впервые выделил концепцию управления страной на основе закона, строго исполняемого всеми: правителем, чиновником, простолюдином. Окончательное оформление легизма происходит в III в. до н.э. и связано прежде всего с именем Шан Яна. Шан Ян считал невозможным существование людей вне рамок жесточайших наказаний, обязательным – применение превентивных мер и коллективной ответственности, поскольку они обеспечивают “хорошее управление”. Основой общества он считал абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного и не подлежащего обсуждению закона руководит жизнью подданных. Малейшее нарушение приказов царя должно жестоко караться. Встав во главе Циньской империи, легисты попытались насильственно организовать общество по своим принципамВ последующий период происходит слияние легизма и конфуцианства в так называемое ортодоксальное конфуцианство. В основе этого учения лежала идея неравенства людей в силу социальных, сословных, ранговых различий, положения в семье, пола, возраста. Незыблемость этих различий должна поддерживать тщательная регламентация поведения людей в обществе и семье официальным ритуалом и жесткими моральными нормами “ли”. Отказ от их соблюдения сурово карался законом “фа”, который отождествлялся с уголовной и административной нормами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 545.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...