Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные преобразования. Аграрная реформа. Кооперирование




 

Вторая сессия ПК в июле 1959 г. приняла решение о проведении социальных преобразований [Уао Zhao Liu, 1999, р. 18-19]. Намечалось на первом этапе организовать движение «против трех» (против мятежа, повинности ула, системы личной зависимости) и движение «за два снижения» (арендной платы и ссудного процента). На втором этапе предполагалось провести аграрную реформу. Земля и другие средства производства, принадлежавшие участникам антиправительственных выступлений, конфисковывались, а принадлежавшие феодалам, не участвовавшим в движении, выкупались государством [Smith, 1996, р. 471]. Конфисковывались земли тибетского правительства, прежних правительственных чиновников, большинства аристократических семей и земли монастырей. Конфискованные земли и средства производства перераспределялись среди крестьян. Аграрная реформа практически началась уже весной 1959 г. и была завершена к осени 1960 г. К октябрю 1960 г. общая площадь конфискованных и выкупленных земель составила более 186 тыс. га [Богословский, 1978, с. 98; 5пи1п, 1996, р. 253]. Почти вся эта конфискованная пахотная земля прежде была разделена на наделы, на которых трудились крепостные крестьяне — жители имений. Таким образом, перераспределение земли реально заключалось в официальном утверждении прав крестьян на эти наделы. В то же время крестьяне освобождались от личной зависимости и выплаты ренты в пользу бывших владельцев имений. Была отменена вся прошлая задолженность крестьян, за {281}исключением задолженности за 1959 г. со сниженным ссудным процентом. Право на землю получили 800 тыс. бывших «рабов» и «крепостных», т.е. более 2/з всего населения (численность населения ТАР в 1965 г. оценивалась в 1 млн. 200 тыс.). Таким образом, в среднем каждый крестьянин получил чуть более 0,233 га земли [Уао Zhao Liu, 1999, р. 26]. Как уже говорилось, у землевладельцев, не принимавших участия в мятеже, земля, скот, дома и сельскохозяйственные орудия, имевшиеся «сверх нормы», выкупались. Большинство выкупленных землевладений находилось в округе Шигацэ. Здесь было выкуплено 712 дворов духовных и светских феодалов. К февралю 1961 г. 1300 семей прежних землевладельцев получили удостоверение о выкупе у них излишков земли, домашних животных и орудий производства [ibid., р. 26-27]. Одновременно был произведен обмен прежних тибетских денег на народный юань КНР, и последний объявлен единственной валютой, имеющей хождение в Тибете [Smith, 1999, р. 472].

Зимой 1959/60 г. в Тибете были созданы первые бригады взаимопомощи. Кооперирование проводилось очень быстрыми темпами, как правило непосредственно вслед за проведением аграрной реформы. К февралю 1961 г. в земледельческих районах 140 тыс. крестьянских дворов (90%) оказались объединены в 13 тыс. бригад. Различались временные бригады (совместная пахота и уборка урожая) и постоянные (общая земля, тягловый скот и сельскохозяйственные орудия).

Высшей формой кооперации являлись бригады «высшего типа», где бьша кооперирована и рабочая сила. Ускоренное кооперирование без учета местных условий вызвало недовольство значительной части крестьян. Производство зерна сократилось. Серьезный ущерб был нанесен скотоводству. В январе 1961 г. ЦК КПК проанализировал ситуацию и принял новый курс: в Тибете не создавать кооперативы и не проводить социалистические преобразования в течение ближайших пяти лет. Бригады «высшего типа» были ликвидированы. Большинство бригад (18 тыс. из 22 тыс. в 1964 г.) превратились во временные бригады. И после проведения кооперирования тибетское сельское хозяйство оставалось технически отсталым и не могло обеспечить потребности снабжения населения городов и армии. {282}

 

Реформа буддийской церкви

 

По китайским сведениям, на территории будущего ТАР в начале 60-х годов находилось 2469 монастырей с 110 тыс. монахов и послушников [Тsering Shakya, 1999, р. 253]. Численность населения Тибета составляла в 1959 г. 1180 тыс. [ibid., р. 501]. В вооруженных выступлениях 1959 г. приняли участие тысячи монахов. В 1959 г. указом Госсовета КНР были распущены все органы управления тибетской буддийской церкви. После подавления движения большинство монастырей было закрыто, многие разрушены, тысячи монахов были репрессированы, бежали в Индию или погибли. Власти конфисковали сокровища монастырей, связанных с вооруженным движением. На землях монастырей бьша проведена аграрная реформа. Под эгидой властей развернулась массовая кампания за выход монахов из монашеской общины и возвращение их «в мир». Так, в одном из храмов монастыря Дэпун из 301 монаха 281 снял монашеское одеяние. В целом в Дэпуне из 8-10 тыс. монахов осталось только 700.

Панчен-лама выдвинул лозунг: «Пусть Конституция войдет под своды храмов и монастырей». В монастырях стали создаваться Комитеты демократического управления. 9 июля 1961 г. Госсовет КНР распустил и «Совет каньбу» при Панчен-ламе. В Ташилунпо, собственном монастыре Панчен-ламы, в 1959-1961 гг. число монахов уменьшилось вдвое, с 4 тыс. до 1980 человек[24] [Smith, 1996, р. 523-524; Преобразования в Тибете, 2001, с. 165].

После принятия ЦК КПК в январе 1961 г. нового курса в Тибете положение несколько стабилизировалось. В апреле 1961 г. 5-я сессия ПК по созданию ТАР провозгласила пять принципов дальнейшей работы: 1) устранение эксплуатации и гнета; 2) осуществление демократического управления в монастырях и храмах; 3) соблюдение Конституции в монастырях и храмах, исполнение декретов правительства; 4) участие лам в труде; 5) решение правительством вопросов материального обеспечения старых и слабых физически лам, а также лам-знатоков канонов. Некоторое число представителей высшего ламства вновь было привлечено к работе в администрации. Так, 3-я сессия тибетского отделения Всекитайского общества буддистов осенью 1963 г. избрала правление отделения в составе 117 человек и президента Тубтэн Кунга, который одновременно являлся заместителем председателя ПК по образованию ТАР. {283}

В 1964 г. правительство КНР решило отказаться от попыток установить взаимоприемлемые отношения с высшими иерархами тибетской буддийской церкви. В августе 1964 г. на сессии ПК по созданию ТАР Панчен-лама был подвергнут критике и осуждению, затем арестован и отправлен в Пекин, где находился в заключении до 1974 г. и под домашним арестом до его реабилитации в 1978 г. Только в июле 1982 г. он смог вернуться в Лхасу. После бегства Далай-ламы XIV в Индию в 1959 г. власти КНР неоднократно заявляли, что его увезли насильно. В декабре 1964 г. Далай-лама XIV был официально снят со всех еще сохранившихся за ним постов.

В результате реформ 1959-1965 гг. было ликвидировано теократическое государство (буддийская монархия), существовавшее в Тибете с середины XVII в. Исчезли церковное землевладение и политическое господство ламства. Резко сократилась численность сангхи — буддийской монашеской общины. Все эти явления сами по себе имели прогрессивный характер, способствовали освобождению тибетских крестьян и скотоводов от феодального гнета и открывали дорогу развитию тибетского общества и дальнейшей интеграции Тибета в состав КНР и в современный мир.

Вместе с тем, реформы проводились в тяжелых условиях подавления вооруженного сопротивления и устранения всех потенциальных противников реформ. Задача «нейтрализации» и привлечения к реформаторской деятельности представителей тибетской элиты и выходцев из низов старого общества оставалась исключительно важной проблемой в течение всех 60-х годов.

 

«Великая пролетарская культурная революция» и Тибет в 1966-1969 гг.

 

В ходе дальнейшей интеграции Тибета в состав КНР общекитайские общественные процессы стали оказывать все большее влияние на положение в Тибете как по содержанию, так и по форме. Центральные власти КНР попытались, в частности, развернуть в Тибете так называемую «культурную революцию». Власти Китая стремились в ходе этого масштабного движения создать в Тибете крепкий военно-административный аппарат, организовать «народные коммуны» и вытеснить из сознания широких народных масс тибетцев старые религиозные представления путем пропаганды «идей Мао Цзэ-дуна». {284}

Однако реальных сил в самом Тибете для того, чтобы развернуть «великую пролетарскую культурную революцию», оказалось мало. В середине 1965 г. в Тибете было всего лишь 700 учащихся средних школ, и, разумеется, мало кто из них готов был разрушать монастыри, разбивать статуи будд и бодхисатгв и т.п. Еще менее к этому были готовы представители тибетских низов. Молодых тибетцев-рабочих было опять-таки немного. Молодые китайцы на территории ТАР являлись по преимуществу солдатами, а роль НОАК в период «культурной революции» заключалась, по плану организаторов этого движения, в том, чтобы «направлять» действия молодых хунвэйбинов («красных охранников») и цзаофаней («бунтарей»), обеспечивать их «успех», но самой оставаться «в тени». Армия непосредственно не «громила» оппозиционные курсу Мао Цзэ-дуна организации, группы и слои населения, а обеспечивала хунвэйбинам возможность делать это.

Первые хунвэйбины появились в вузах Пекина в мае 1966 г. После этого из столицы в разные районы страны выезжали их отряды для организации движения. Армия создавала специальные пункты по приему хунвэйбинов, центры связи, кормила их, предоставляла им транспорт, типографии, финансы. Так было в центральных провинциях Китая. В Тибет же с самого начала движения, в мае 1966 г., из Пекина было направлено около 500 хунвэйбинов. В августе 1966 г. учащиеся лхасской средней школы и тибетского колледжа по подготовке учителей сформировали первые отряды местных хунвэйбинов [Тsering Shakya, 1999, р. 320]. Был создан комитет по проведению «культурной революции» в Тибете во главе с Ван Ци-мэем. На тибетском языке были отпечатаны 28 тыс. экземпляров «красной книжки» — сборника цитат из речей Мао Цзэ-дуна [Богословский, 1978, с. 133]. Начиная с мая и до декабря 1966 г. хунвэйбины проводили в Тибете широкую кампанию по искоренению «четырех старых» — идей, культуры, привычек и обычаев [Тsering Shakya, 1999, р. 317]. Они уничтожали статуи, книги, разрушали монастырские строения и стелы, ломали «старую» мебель, отрезали у женщин косы и т.д. Нападкам хунвэйбинов подверглись тибетцы — председатель Народного комитета ТАР Нгапо Нгаван Джигме, председатель Народного комитета Лхасы Цого Дондуб Цэрин и др.

22 декабря 1966 г. по инициативе пекинских хунвэйбинов в Тибете был организован Главный штаб лхасских революционных цзаофаней (цзаоцзунов) [ibid., р. 327]. В январе цзаоцзуны захватили радиостанцию Лхасы и помещение газеты «Сицзан жибао» {285} (ежедневная газета «Тибет»). Затем они разогнали Народный комитет ТАР. В феврале 1967 г. начались нападки на китайцев-руководителей Рабочего комитета КПК ТАР и тибетского военного округа: Чжан Го-хуа, Чжан Цзин-у, Ван Ци-мэя и др. Их обвиняли в покровительстве реакции, стремлении восстановить старые порядки и власть реакционного духовенства. Однако в начале 1967 г. в Тибете появилась новая организация цзаофаней — ганьцзунов, которая называлась «Главный штаб пролетарских революционеров, бунтующих на основе большого единения ТАР» (Сицзан — цзычжицюй учань-цзецзи гэминь даляньхэ цзунчжихуйбу; далее — «Главный штаб»). Состоявшая в основном из кадровых работников-китайцев, организация «Главный штаб» выступила в защиту партийных и военных руководителей ТАР. «В Тибете студентов мало, революция должна идти вперед в опоре на кадровых работников учреждений, — объяснял несколько позже Чжан Го-хуа, — в Тибете обстановка особая, здесь надо опираться на низшие и средние слои кадровых работников» [Богословский, 1978, с. 136].

Начались столкновения между цзаоцзунами и ганьцзунами. Заявив о необходимости навести порядок, партийные и военные руководители ТАР ввели в Лхасу войска и заняли все государственные учреждения. Пекинских хунвэйбинов выпроводили из Тибета. Цзаоцзуны на время притихли. Однако начиная с июня 1967 г. вновь обострилось соперничество цзаоцзунов и ганьцзунов. Цзян Цин и другие крайние экстремисты в Пекине натравливали цзаоцзунов на руководителей ТАР. На улицах Лхасы, Шигацэ и других городов происходили многодневные бои с применением пулеметов. Гибли тысячи людей. По некоторым неофициальным оценкам, в декабре 1967 г. организация цзаоцзунов насчитывала 20 тыс. человек, организация ганьцзунов — 50 тыс. [Тsering Shakya, 1999, р. 513]. В августе 1968 г. ЦК КПК посылает в Тибет специальную комиссию с задачей прекратить вооруженную борьбу. 5 сентября 1968 г. было объявлено о создании Революционного комитета ТАР во главе с бывшим заместителем командующего Тибетским военным округом Цзэн Юн-я. Из 13 его заместителей оказалось 8 китайцев и 5 тибетцев, а среди 27 членов ревкома 12 человек являлись представителями массовых организаций, 10 — армии и 5 — представителями старых кадровых работников. Среди 27 членов ревкома было только четверо тибетцев [ibid, р. 342]. Среди пяти заместителей-тибетцев Цзэн Юн-я были Пасан и Цэрин Лхамо (обе руководили цзаоцзунами), Ян Дун-шэн (бывший секретарь Народного комитета ТАР), Нгапо Нгаван Джигме (бывший председатель Народного {286}комитета ТАР) и Тубтэн Ньима (бывший заместитель секретаря Тибетского союза комсомола) [Богословский, 1978, с. 190, примеч. 6]. Среди китайцев-заместителей Цзэн Юн-я оказалось трое военных. Таким образом, ревком ТАР был создан по общему правилу формирования новых органов власти, основанных на соединении «трех сторон»: представителей хунвэйбинов и цзаофаней, военных и старых кадров.

Однако создание местных ревкомов в Тибете проходило крайне медленно, встречало пассивное, а то и активное сопротивление населения и «левых революционеров», не получивших всей полноты власти. Так, 2 октября 1968 г. произошло вооруженное нападение на ревком Шигацэ, повлекшее за собой многочисленные жертвы. 3 августа 1969 г. имело место вооруженное столкновение между солдатами гарнизона Лхасы и более чем 10 тыс. цзаофаней, прибывших из других районов Тибета. В эти годы власти направляли солдат и офицеров на все предприятия и в учреждения для организации там ревкомов и руководства ими. Военное командование полностью взяло власть в Тибете в свои руки, а создание ревкомов узаконило этот процесс. Китайцы составляли большинство среди членов ревкомов, а среди их руководителей — подавляющее большинство.

16 января 1969 г. в статье в газете «Жэньминь жибао» заместитель председателя Ревкома ТАР Цэрин Лхамо призвала к повсеместному созданию «народных коммун». «Коммуны» состояли из нескольких производственных бригад; членам коммуны выдавали 12 кг продовольствия в месяц на человека. Они привлекались для освоения целинных земель, строительства ирригационных сооружений, уборки урожая с земель, принадлежавших воинским частям. В эти годы в Тибете широко развернулось строительство военных объектов, на котором применялся принудительный труд тибетских крестьян. Имели место случаи реквизиции солдатами зерна после уборки крестьянами урожая. Все эти действия, разумеется, вызывали недовольство крестьян.

В начале июня 1968 г. восстали более 3 тыс. тибетцев в Софу, Чумае, Цзянба и других местах, было убито более 200 кадровых работников. В середине июня в результате нападения тысяч тибетцев на воинские части в Гэцзы и Цаламо погибло более 300 солдат. В начале августа тибетцы атаковали войска в Южном Тибете, в конце 1968 г. — в скотоводческих областях Чжагэ и Ванрин. Китайские военные власти, пытаясь изолировать повстанцев, с июня 1968 г. запретили тибетцам жить в 100-мильной полосе вдоль границы {287}с Индией и Непалом [там же, с. 149]. Но вооруженные нападения на сборщиков налогов, продовольственные склады, воинские части и учреждения продолжались.

1 мая 1970 г. отряд численностью в 200 всадников разгромил и сжег автостанцию в Мацзянцзуне; была перерезана телеграфная линия между Лхасой и Шигацэ. 8 лет, начиная с 1962 и до декабря 1970 г., в районах, пограничных с Сиккимом, Бутаном и Индией, действовал небольшой отряд тибетцев. Они совершали нападения на отдельные китайские воинские части. Вооруженные столкновения имели место во многих районах Тибета. В Лхасе, Динри и некоторых других тибетских городах действовали подпольные группы. Усилилась эмиграция тибетцев за границу.

На выступления тибетцев китайские власти ответили массовыми арестами, публичными судилищами и казнями. В 1970 г. митинги-суды имели место в Лхасе, Шигацэ, Пари, в области Дромо. Смертные приговоры исполнялись на месте.

Таким образом, годы «культурной революции» стали черными годами в истории Тибета. Ликвидация конституционных органов власти, преследования многих руководителей-тибетцев, массовые репрессии и гонения на национальную религию и культуру, переход всей полноты власти в руки военных — главные характерные черты обстановки в Тибете в эти годы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...