Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Создание Подготовительного комитета по образованию Тибетского автономного района




 

После вступления частей НОАК в Тибет по инициативе китайских военных властей в отдельных деревнях и районах, в основном вокруг Лхасы, появились миман-цзондю — народные советы, куда помимо местных крестьян вошли многие бывшие солдаты тибетской армии. Однако в некоторых миман-цзондю проявились антикитайские настроения. Весной 1952 г. участники движения миман-цзондю стали организовывать митинги и демонстрации, подавали петиции с требованием ухода китайских войск из Тибета. 31 марта {270}1952 г. представители деревни Чушул недалеко от Лхасы пришли в столицу и подали петицию в Кашаг, а также петицию из шести пунктов — лично Чжан Го-хуа. В тот же день более тысячи тибетцев окружили дом Чжан Го-хуа, требуя немедленного ухода китайских войск. 1 апреля был обстрелян дом Нгапо Нгаван Джигме. Охрана отогнала нападавших [Тsering Shakya, 1999, р. 103, 106]. Представитель правительства КНР в Лхасе Чжан Цзин-у потребовал и добился смещения с постов первых министров Луканва и Лосан Таши, имевших контакты с организаторами беспорядков.

6 апреля 1952 г. ЦК КПК издал директиву о работе в Тибете, в которой, в частности, говорилось: «Наша точка зрения: в настоящее время не следует реорганизовывать тибетскую армию, также не следует создавать военный подокруг, не следует учреждать военно-административный комитет. Временно — все по-старому, событий не форсировать. Когда спустя год или два наша армия действительно сможет добиться самообеспечения и получит поддержку народных масс, тогда можно будет вновь обсудить эти вопросы» [ibid., р. 107; Богословский, 1978, с. 51].

В результате в Тибете так и не был создан военно-административный комитет, а в октябре 1952 г. сама система военно-административных комитетов в КНР была упразднена. После смещения двух первых министров этот пост был вообще ликвидирован. «Ликвидация промежуточной инстанции лишала Далай-ламу функции верховного судьи, низводила его роль до исполнения обычных функций председателя правительства, тем более „местного"», — отмечал В. А. Богословский [Богословский, 1978, с. 62].

В январе 1953 г. был реорганизован Кашаг. Четко разграничивались функции калонов и подчиненных каждому из них чиновников. Все чиновники получали зарплату. Дзонпёны отныне должны были назначаться только на три года; точно устанавливалась сумма налогов с каждого района, и всю эту сумму дзонпёны обязаны были передавать в центр. Начальникам уездов запрещалось взимать какие-либо дополнительные налоги, а также поручать владельцам имений взимать налоги с крестьян, живших в их имениях. Все эти меры, разумеется, вызвали недовольство со стороны тибетской знати, владельцев имений и дзонпёнов.

15 сентября 1954 г. в Пекине открылась первая сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), которая 20 сентября единогласно приняла Конституцию КНР. На сессию по приглашению правительства КНР прибыла представительная делегация Тибета во главе с Далай-ламой. В составе делегации находились {271}члены семьи Далай-ламы, два его наставника, три калона, руководители всех крупнейших монастырей. Во главе отдельной группы выехал в Пекин и Панчен-лама. Представители Тибета участвовали в заседаниях ВСНП и принятии Конституции. Таким образом, правительству КНР удалось добиться того, чего безуспешно пытались достичь правительства Китайской Республики в течение нескольких десятилетий. Далай-лама и Панчен-лама встречались с Мао Цзэ-дуном и другими высшими руководителями Китая. На сессии Далай-лама был избран заместителем председателя постоянного комитета ВСНП, а Панчен-лама — его членом. Для тибетских представителей были организованы поездки по стране, чтобы показать им достижения в развитии КНР. В феврале 1955 г. делегация Тибета встречала тибетский Новый год в Пекине.

19 января 1955 г. в Пекине Далай-лама XIV и Панчен-лама X подписали Соглашение об улаживании спорных вопросов между ними (споры велись по вопросам распределения налогов, трудовой повинности, о расходах на армию и т.п.). 9 марта Госсовет КНР принял постановление об образовании Подготовительного комитета (ПК) по созданию Тибетского автономного района (ТАР). На заседании Госсовета присутствовали Далай-лама, Панчен-лама, Нгапо Нгаван Джигме, Суркан Лушар и другие тибетские руководители. Подготовительному комитету был придан статус органа государственной власти на тех тибетских территориях, которые предполагалось включить в ТАР, т.е. на территориях, находившихся под управлением Далай-ламы, Панчен-ламы и НОК Чамдо. Сам же ПК подчинялся непосредственно Госсовету КНР. В ведение комитета передавались многочисленные функции по руководству общественной и хозяйственной жизнью Тибета. В его составе создавались соответствующие отделы и комиссии.

Председателем ПК был назначен Далай-лама XIV, его заместителями — Панчен-лама X и Чжан Го-хуа. Ответственным секретарем комитета стал Нгапо Нгаван Джигме. В состав комитета вошли 55 человек: председатель и два его заместителя, по 10 представителей от местного правительства в Лхасе, от «Совета каньбу» при Панчен-ламе и от НОК района Чамдо, пять китайских кадровых работников и 17 представителей-тибетцев от различных местных организаций и монастырей. Таким образом, решение Госсовета от 9 марта 1955 г., а также декрет Председателя КНР Мао Цзэ-дуна от 26 сентября 1955 г. приравнивали статус правительства Далай-ламы к статусу «Совета каньбу» и НОК района Чамдо и ставили Тибет под руководство нового правительственного органа. {272}

Финансовый отдел ПК постепенно взял в свои руки сбор налогов. Отдел юстиции взял на себя функции судебных органов и руководствовался при этом, разумеется, законами КНР.

Чтобы представить в полном объеме права и функции ПК, приведем здесь подробное перечисление всех его отделов и комиссий. «В конце сентября 1956 г. были созданы следующие отделы и комиссии Подготовительного комитета: 1) канцелярия, в ведении которой находятся делопроизводство и редактирование различных документов и другие вопросы; 2) финансово-экономическая комиссия, которая путем консультаций с аналогичными органами местного правительства, советом настоятелей при Панчен-ламе, Народно-освободительным комитетом района Чамдо планирует местное экономическое строительство в рамках единой централизованной финансово-экономической системы; 3) отдел гражданской администрации, в компетенцию которого входит содействие разрешению социальных вопросов, гражданских споров и т.д.; 4) финансовый отдел, ведающий местными доходами и расходами, составлением бюджетов и отчетов об их исполнении; 5) отдел строительства, руководящий городским строительством, организацией и распределением рабочей силы, регулированием заработной платы; 6) отдел культуры и просвещения, который руководит работой в области культуры и просвещения, издательским делом, научно-исследовательскими и другими учреждениями; 7) отдел здравоохранения; 8) отдел общественной безопасности, осуществляющий охрану порядка и общественной безопасности в Тибете; 9) отдел сельского и лесного хозяйства, который руководит ирригационным строительством, делом улучшения сельскохозяйственного производства, охраной лесов и насаждением деревьев; 10) отдел животноводства, который разрабатывает мероприятия по развитию скотоводства, предотвращению эпизоотии и т.д.; 11) отдел промышленности и торговли, занимающийся развитием местной торговли и строительством промышленных объектов; 12) отдел коммуникаций; 13) отдел юстиции, выполняющий впредь до создания соответствующих судебных и прокурорских органов их функции; 14) комиссия по делам религии, которая занимается разрешением религиозных вопросов, сплочением различных религиозных сект Тибета, проверяет осуществление политики свободы вероисповедания» [Валиахметов, 1958, с. 37-38].

Деятельность ПК постоянно расширялась. В июле 1956 г. Постоянное бюро ПК постановило создать канцелярии ПК во всех округах, а к концу 1956 г. — уездные канцелярии во всех уездах. Создавшееся {273}положение усилило недовольство части тибетской элиты, группировавшейся вокруг Далай-ламы, что выразилось, в частности, в бойкоте первого заседания ПК 30 октября 1955 г., для участия в котором явились лишь 40 членов комитета. Только 22 апреля 1956 г. открылось первое пленарное заседание комитета, в котором приняли участие 1083 делегата. Начали работать секретариат и отделы комитета. 26 сентября 1956 г. Госсовет КНР утвердил краткое положение о деятельности Подготовительного комитета по созданию ТАР.

К августу 1957 г. отделения ПК уже были созданы в 50 уездах и восьми особых округах Тибета [Богословский, 1978, с. 68-69].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...