Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Великий Тибет. Правление Сонцэн Гампо




 

В VII в. Тибетское государство вышло на мировую арену, всего за несколько десятилетий став одной из решающих сил в Центральной Азии. Завершался процесс консолидации тибетских племен. Тибетское нагорье было в основном освоено. Развивались и укреплялись, взаимно дополняя друг друга, две основные отрасли хозяйства Тибета — земледелие и скотоводство. Районы Конпо, Ньянгпо и Дагпо, в которых выкристаллизовалась тибетская цивилизация в ее ранних формах, были особенно удобны для земледелия. В долинах раскинулись поля, в горах зеленели альпийские луга и шумели девственные леса. С глубокой древности земледелие поддерживалось водами тающих снегов, потоками, стекающими с ледников. Чтобы сильные весенние ветры не сдували плодородный слой почвы, тибетские крестьяне с осени поливали поля и тем самым как бы «цементировали» землю. В Конпо, Ньянгпо и Дагпо в лесных районах издревле разводили большие стада свиней. У тибетских божеств дома и очага была голова свиньи. Главный злак Тибета — ячмень происходил из этих же районов Юго-Восточного Тибета.

Борьбу за объединение Тибета начал еще дед Сонцэн Гампо — Тагри Ньенсиг и продолжал его отец — Намри Сонцэн (570-620). К 607 г. Намри Сонцэн покорил тибетцев, живших по южному берегу р. Цанпо. По преданию, численность его армии достигала ста тысяч человек и он совершал походы на север, до владений тюрок, и на юг, до пределов Центральной Индии.

К 613 г., вероятному году рождения Сонцэн Гампо (есть и другая дата — 617 г.), пределы Тибетского государства на севере достигли хребта Ньэнчентанглха, на юге — Гималаев, на востоке — верховьев р. Дричу (Янцзы) и на западе — горы Кайлас. {33}

Завоевательные походы Намри Сонцэна, может быть, жесткое управление покоренными вызвали восстания. В Дуньхуанской хронике сообщается, что «подданные его (отца Сонцэн Гампо. — Е.К.) возмутились, подданные его матери восстали» [Васоt, Thomas, Toussaint, 1940-1946, р. 111]. Возможно, что Намри был убит восставшими. Престол унаследовал юный Сонцэн Гампо. Если он родился в 613 г., то ему было 16 лет (он принял правление в 629 г.). Намри покинул долину Ярлун и перенес ставку и столицу в долину р. Кьичу, в поселение, которое именовалось Раса (Огороженное место). Здесь на горе Марпори, возможно уже при Сонцэн Гампо, был выстроен замок-дворец, а поселение переименовано в Лхаса (Земля богов).

Сонцэн Гампо подавил восстания и получил в наследство, как пишет Э. Хаар, «не крошечное государство, а империю, протянувшуюся на 2000 км с востока на запад». Э. Хаар полагает, что в те времена население Тибета было «гораздо большим» и что «материальная и экономическая мощь центрального Тибетского государства, которая оказалась способной поднять его до великой державы Центральной Азии, ни в коей мере не может быть измерена настоящим состоянием материального богатства или бедности тибетского народа» [Haart, 1969, р. 12].

Внутренняя политика Сонцэн Гампо бьша направлена на дальнейшее формирование и укрепление тибетской государственности. К сожалению, сведения о ней достаточно скудны. Бьша разработана (или упорядочена) система землевладения и землепользования. Во всех областях Тибета были созданы фонды государевых (государственных) земель (джешин). Земли жаловали служилой знати за службу вместе с прикрепленными к ним крепостными крестьянами (трэн), такие земли именовались кхол-юл. Вся территория страны бьша поделена на шесть провинций, во главе каждой провинции был поставлен губернатор (кхонпон). Кхонпоны производили переделы земли среди подчиненного им населения. За административную единицу была принята тысяча семей, каждую такую тысячу возглавлял начальник-тысячник. Это была военно-административная организация, каждый кхонпон одновременно являлся губернатором провинции и командующим армией. Каждая из шести армий (крыльев, знамен) имела свою форменную одежду, отличавшуюся цветом, знамя и кавалерийские корпуса, различавшиеся мастью коней. Основной армейской единицей также была тысяча. Центральное правительство состояло из: {34}

— великого государственного канцлера (чабсиги лото ченпо, или лончен, тиб. Сhab srid kyi blon chen po; bkon chen),

— государственного канцлера — заместителя командующего армией (кунлон, тиб. Gung blon),

— министра внутренних дел (наклон, тиб. Nang blon),

— канцлера-администратора (гогэл, или гогэл чоппа),

— инспектора-надзирателя (чанченпо, тиб. Spyang chen ро),

— министра внешних (иностранных) дел (чилон, тиб. Phui blоп),

— министра по налогам и доходам (нгэнпён, тиб. Mngan blon),

— военного министра — главнокомандующего войсками (мачоги лон, тиб. Dmag go chog gi blon),

— секретаря (каритинлон, тиб. Bkari phrin blon),

— министра наказаний (юстиции) (шэлчепа ченпо, тиб. Zhal ce pa chen ро).


Министры и приближенные лица образовывали Государственный совет, состоявший из советников (тогпа), которые подразделялись на советников, участвовавших в решении внутренних дел, внешних дел и просто советников [Wang, Chen, 1996, с. 82-85].

В составе местной администрации в текстах упоминаются: управляющий земледелием, управляющий орошением земель, налоговый инспектор, надзиратель за пастбищами, ответственный за оборону региона, комендант города (крепости), снабженец армии, начальник гарнизона, переводчик и т.д. [ibid., р. 86-89].

Бьша разработана система уголовных наказаний. За преступления против личности были определены композиции (откуп). Откуп за убийство составлял от 15 до 1000 лан золота в зависимости от социального положения как убитого, так и убийцы. На низком уровне откуп производился скотом.

Штраф золотом брался за прелюбодеяние, если неверную жену или неверного мужа заставали на месте преступления. За причинение ранения также бьша установлена композиция в зависимости от тяжести ранения и того, чем это ранение причинено (ножом, мечом, камнем, палкой и т.п.), и социального статуса лица, причинившего ранение, и того лица, которому ранение было причинено [Сицзан гудай фадянь сяньпянь, 1994, с. 77].

В судопроизводстве и установлении виновности большое место отводилось ордалиям — вытаскиванию белого (невиновен) или черного (виновен) камня из мутной воды, молока, кипящего молока или кипящего масла. По преданию, первые тибетские законы были заимствованы от тюрков и уйгуров [Stein, 1981, р. 31]. {35}

Функционирование органов государственной власти было связано с делопроизводством, а оно требовало создания письма. Создание и введение в употребление письма наряду с социально-административными преобразованиями в обществе, может быть, являются наиболее знаковыми событиями перехода общества к состоянию государственности. Дуньхуанские хроники сообщают: «Прежде в Тибете никогда не было письма. Но оно было изобретено в царствование этого цэнпо, и с тех пор со времен цэнпо Тхисонгцэна (Сонцэн Гампо) появились все блестящие тексты об обычаях тибетцев, науках и великих законах, иерархии министров, власти над старшими и младшими, наградах за добрые дела и наказаниях за дурные дела и злоупотребления, переписи коней для пастбищ и упряжек для полей, уравнивании в праве использования вод, взимании податей фиксированными объемами» [Васоt, Thomas, Toussaint, 1940-1946, р. 161].

Согласно «Голубым анналам», в 632 г. в Кашмир был отправлен Тонми Самбхота, который и создал тибетское письмо на основе письма нагари.

В «Красных анналах» сообщается: «Тонми был послан в Индию. Он учился в школе брахманов... и у пандита Лхариг Сенге письму, грамматике, а также гимнам. Когда он вернулся в Тибет, он переработал пятьдесят букв индийского алфавита в тридцать тибетских и представил это письмо королю, а также научил его министров. ...Он написал много книг, таких, как сутра по грамматике» [Тucci, 1976, р. 145-146].

В другом источнике говорится: «Был министр в Ньял, звавшийся Самбхота, сын Тонми Ану... ему король сделал подарки и приказал идти в Индию и изучать письмо. ...Он изучил 364 вида письма... грамматику Панини:

 

Все, что мы сказали министру Тонми,

Он запомнил,

Он отправился в Индию

И встретил вас, пандита.

 

Он вернулся в Тибет. Король и министр заточили себя на три года во дворце Мару, и король предпринял усилия для изучения письма и грамматики. ...Он зафиксировал тибетский алфавит в четырех гласных и тридцати согласных» [Аhmad, 1995, р. 18-19].

Таким образом, сам Сонцэн Гампо участвовал в создании письма. Вместе с Тонми Самбхота он заперся в замке Мару, и там они изобрели письмо и написали грамматику тибетского языка. Эта{36} версия скорее отражает признательность цэнпо за заботу о создании письма, чем его реальное участие в этом непростом деле. Более того, считается, что попытки создания письма предпринимались и ранее. По заключению Ю.Н. Рериха, «письмо, выработанное Тонми Самбхотой и его школой, не было единственным письмом, созданным в Тибете. Тибет знал несколько других писем, не получивших, однако, распространения. Традиция сохранила названия пяти таких систем письма, ставших известными по именам изобретателей» [Рерих, 19586, с. 109].

Одновременно с проведением важнейших преобразований, связанных с формированием тибетской государственности, происходило расширение пределов Тибетского государства и укрепление внешнеполитического могущества Тибета. Завоевательная активность Сонцэн Гампо была направлена на север, на подчинение тибетских кочевых и полукочевых племен, и на юго-восток, восток и северо-восток, на подчинение и включение в состав Тибетского государства родственных тибетцам тибето-бирманских по языку народов. Центральная власть привела в покорность тибетцев-кочевников докпа, предков нынешних голоков, обитающих в верховьях р. Хуанхэ и к югу от этого региона, в современной Западной Сычуани; панака, живущих у оз. Кукунор и в восточной части Цайдама; хорпа, обитающих к северу от хребта Ньэнчентанглха. С первой половины VII в. началась ассимиляция тибетцами цянов сумпа, аша и других племен Северо-Восточного Тибета.

В современной Северо-Западной Сычуани, в районе Сунпань, расселялись дансяны, предки будущих тангутов государства Си Ся. Часть их еще с конца VI в. была в контакте с властями китайской династии Суй. Позднее, при династии Тан, их отдельные правители признавали свою зависимость от Тан или от сяньбийского государства Тугухунь (основано в 313 г.), которое в пору расцвета занимало юг современной пров. Ганьсу, северо-западные районы современной Сычуани-и большинство областей современной Цинхай. На западе владения Тугухунь достигали пределов пров. Синьцзян, на севере — гор Циляньшань и района Хэси. Тугухунь стал первым внешнеполитическим соперником Тибетского государства до его контактов с Китаем и тюрками. В 634 г. тибетцы впервые атаковали дансянов, часть которых была зависима от Тугухунь. В момент возвышения Тибета могущество Тугухунь было уже на излете. Еще в 608 г. тугухуни потерпели сильное поражение от тюрков, а затем их ослабили войны с Китаем. После смены в Китае власти династии Суй на власть династии Тан (618 г.) тугухуни стали еще большим {37} препятствием для продвижения китайских войск по Ганьсуйскому коридору в Западный край. В 627 г. в Тугухунь прибыло китайское посольство с целью предостеречь Тугухунь от нападений на пограничные области Тан. Тугухуньский каган Фу Юнь был приглашен к танскому двору. Фу Юнь не доверял китайцам, поехать в Чанъань он отказался и выдвинул встречную просьбу: заключить мир и дать в жены его сыну танскую принцессу, т.е. заключить договор хэ цинъ — «о мире и родстве», хорошо известный в практике международных связей Китая с внешним миром со II в. до н.э., во времена сношений Хань с сюнну.

Как раз в это время в 634 г. к танскому двору прибыло первое тибетское посольство. За ним последовало ответное китайское посольство в Лхасу во главе с Фэн Дэ-цзя. Танский двор мог рассчитывать на использование тибетцев против Тугухунь. Это позволило тибетцам, уже достаточно осведомленным о состоянии дел танско-го Китая с Тугухунь и тюрками, также просить у танского двора в жены Сонцэн Гампо принцессу. По сведениям «Красных анналов», «король, когда ему исполнилось 16, послал своих министров просить в жены Тицун, дочь короля Непала... Это было начало карми-ческой связи, благодаря которой буддийское учение появилось в Тибете. Когда ему исполнилось 18, он послал своего министра Тара и прочих с сотней всадников привезти ему в жены Лхачиг уншин Конджо, дочь китайского короля Сенге-цэнпо. Когда они достигли места Зимшин, они поднесли дары, посланные королем, и объяснили причины, по которым Лхачиг должна быть отдана в жены королю. Китайский император не хотел отдавать дочь. Тогда король сказал: „Я пошлю армию в пятьсот тысяч человек... убью тебя, силой возьму принцессу и покорю целую страну"» [Тucci, 1976, р. 146-147]. В 637г. танский двор принял решение заключить договор хэ цинъ с тугухунями и тюрками. Китайская принцесса Хун-хуа была отправлена в Тугухунь, а принцесса Хэ-нян — в жены тюркскому кагану. Однако тибетцам отказали. Можно думать, что отказ был обусловлен не столько тем, что тибетцы воспринимались как менее сильный и значительный противник в делах с западными и юго-западными соседями Китая, а тем, что принцессу отдавали замуж по договору «о мире и родстве». А предмета для заключения такого договора между танским Китаем и Тибетом не было: между двумя государствами отсутствовало состояние войны, после которого заключался мир (хэ). Мир венчал брак (цинъ). Не было состояния войны — не было и переговоров о заключении мира. Не имело место заключение мира — отсутствовало и важнейшее условие для {38} получения иноземным правителем в жены принцессы из китайского правящего дома.

Отказ послужил причиной начала войны. 12 сентября 638 г. тибетские войска вторглись в населенный дансянами округ Сунчжоу (совр. г. Сунпань, пров. Сычуань). Военный демарш был подкреплен дипломатическим. Прибывший в Чанъань тибетский посол от имени своего господина без обиняков заявил: «Если Великое государство не даст мне в жены принцессу, то я буду вынужден вторгаться в его пределы и разорять его земли!» [Цзю Тан шу, с. 1629].

Условия заключения мира хэ цинъ к этому времени были выполнены. Стороны обменялись военными экспедициями. Ни та ни другая не добились военного перевеса, и следовало заключить мир. 12 декабря 640 г. в Чанъань прибыл тибетский сановник Гар с пятью тысячами лянов золота и несколькими сотнями драгоценных вещей. Соглашение было достигнуто. 2 марта 641 г. китайская принцесса Вэньчэн и сановник Гар отбыли из Чанъани в Лхасу.

К сожалению, мало известно о политической ситуации внутри Тибета во второй половине 30-х — начале 40-х годов VII в. В окружении цэнпо находились влиятельные сановники, представители сильных и, очевидно, на каких-то этапах союзных ему кланов. Хорошо известна семья Гар, представитель которой Тонцэн Юлсун только что упоминался как посол Тибета в Китай. Тонцэн Юлсун и китайская принцесса не спешили в Лхасу, где, кажется, происходили важные события. По разным сведениям, путь от Чанъани до Лхасы занял не то два, не то три года. За это время Вэньчэн родила от Тонцэн Юлсуна ребенка, который умер около Цзонги, близ современного Гартока. Ребенка сочли демоном и похоронили под черным чортенем, который стоит и поныне [Маrion, 1964, р. 251]. Возможно, принцесса Вэньчэн не была женой Сонцэн Гампо еще более долгий срок, до шести лет.

Известна точная дата смерти Сонцэн Гампо — 649 год. Дуньхуан-ские хроники сообщают, что Вэньчэн была женой тибетского цэнпо три года, т.е. стала таковой в 646 г. [Васоt, Thomas, Toussaint , 1940-1946, р. 29]. В течение примерно пяти лет Сонцэн Гампо был отстранен от власти. По данным Шакабпы, сын Сонцэн Гампо от его тибетской жены Монса Тичам по имени Гунсонг Гунг усилиями его сторонников по достижении 13-летнего возраста по старому обычаю сел на отцовский престол. Он правил пять лет и скончался {39} в 18-летнем возрасте, после чего трон был возвращен Сонцэн Гампо[3] [Shakabpa, 1967, р. 28]. Отстранение Сонцэн Гампо от власти, возможно, было связано с борьбой цэнпо против его советника Тунсе Зуце из клана Кьюнпо. Сонцэн Гампо советника одолел, но трона на время лишился. Вернув себе власть, цэнпо жестоко расправился со своими противниками: «выколотые глаза, отрезанные головы, конечности и другие части тел людей беспрерывно появлялись у подножия Железного холма в Лхасе» [Богословский, 1962, с. 41].

Последние год-полтора жизни Сонцэн Гампо связаны с походом в Индию в союзе с непальцами. В 648 г. китайское посольство во главе с Ван Сюань-цэ прибыло к правителю Индии Канауджа Харша Шильдитье. К моменту прибытия посольства Харша умер, а власть захватил некий Арджуна, который китайское посольство полностью истребил. Один Ван Сюань-цэ бежал, и именно он побудил непальские и тибетские войска вторгнуться в Индию и разграбить северные районы страны.


Буддизм и бон в первой половине VII в.

 

Согласно буддийской традиции, буддизм проник в Тибет при правителе Лхатотори Ньенцэне. Сонцэн Гампо был пятым правителем после него. Все предшествующие считаются «правителями без дхъяны», т.е. без буддийского учения. Последующие правители — это правители «счастливых поколений». В жизнеописании Атиши, составленном Дромтонпой[4], сообщается, что «священный закон получил начало в Тибете при жизни Лхатотори Ньенцэна, перевоплощенца Самантабхадры. Затем через пять поколений, при правителе Сонцэн Гампо, перевоплощенца Авалокитешвары, жизнь священного закона была прочной» [Haart, 1969, р. 83]. В хронике Далай-ламы V говорится: «...светлое воплощение Самантабхадры Лхатотори Ньенцэн было рождено. При жизни этого правителя с неба на крышу [замка] Юмбулаган упали священные тексты, золотая {40}ступа и шесть букв священной мантры Ом-мани-падме-хум. „После пяти поколений появится Единственный, кто поймет их значение" — такие слова предсказания были произнесены с неба» [ibid., р. 85]. По более подробной версии «Падма катан»: «Однажды великий Лхатотори сидел на балконе своего прекрасного дворца. Вдруг с высоты синего неба к его ногам упал сундук, в котором были четыре предмета: один изображал две руки, сложенные молитвенно, второй был золотой ступой, длиной от кончиков пальцев до локтя, третий — шкатулкой, отделанной драгоценностями, на ее крышке была начертана божественная, обладающая чудодейственной силой шестисложная формула „ом мани падме хум"; четвертым была священная книга „Карандавьюха-сутра" на священном языке Индии — санскрите. Одновременно с падением сундука с неба раздался звучный голос, который объявил, что значение и правила употребления этих вещей станут известны и понятны только пятому цэнпо после Лхатотори. Но Лхатотори захотел сам узнать, что это за предметы. Он созвал служителей религии бон и придворных, но те не смогли понять смысл и употребление волшебным образом появившихся предметов. Никто не смог прочесть и „Карандавыоха-сутру". Цанпо приказал отнести все предметы в подземелье, где они были небрежно брошены и хранились вперемешку с разными старыми вещами».

На страну обрушились неурожаи, начался падеж скота, голод и болезни. Тогда перед Лхатотори появились «пять благородных мужчин» прекрасной внешности и сказали: «Как же ты мог допустить, о великий и мудрый правитель, чтобы эти священные предметы были небрежно брошены в темное подземелье?» Затем они таинственно исчезли. Лхатотори понял свою ошибку и приказал поместить таинственные предметы там, где их могли видеть все подданные. Люди проявляли к этим вещам почтительность и смиренное благоволение; голод, падеж скота и прочие бедствия прекратились, и в стране воцарилось благополучие [Кычанов, Савицкий, 1975, с. 200-201].

Э. Хаар уверен, что эти рассказы, зафиксированные во многих источниках, отражают тот факт, что «несомненно... буддийские письмена и священные предметы были принесены в Тибет за несколько поколений до Сонцэн Гампо, но оставались нечитаемыми и неосмысленными до его времени» [Haart, 1969, р. 85].

Сонцэн Гампо захотел узнать смысл и значение упавших с неба предметов. Снова были приглашены служители бон, и снова их усилия оказались тщетными. Тогда цэнпо отправил семь знатных людей {41} в Индию, чтобы изучить индийскую письменность. Однако все семь человек ушли и не вернулись. Сонцэн Гампо послал в Индию еще 16 молодых людей во главе с Тонми Сабхота. Таким образом, создание тибетского письма увязывается в этой группе источников с желанием Сонцэн Гампо и его приближенных ознакомиться с буддизмом.

По традиции (и, думается, в известной мере реально) в укоренении буддизма при дворе Сонцэн Гампо сыграли роль его непальская жена Бхрикути и китайская жена Вэньчэн, однако какую конкретно, неизвестно. Тибетские сочинения апокрифического характера «Мани камбум» и «Какхол какхолма», авторство которых приписывается самому Сонцэн Гампо, изображают цэнпо как царя веры, воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары, в статуе которого, умирая, и растворился Сонцэн Гампо. Обе его супруги-буддистки — непальская Бхрикути и китайская Вэньчэн — позже были провозглашены женскими ипостасями бодхисаттвы Авалокитешвары: Бхрикути — Зеленой Тарой, а Вэньчэн — Белой Тарой. И непальская, и китайская жены привезли с собой буддийские реликвии. Эти реликвии были помещены в специально выстроенном для них храме Тилнан (на берегу озера, будущий храм Джокан), а также в храме Рамоче. По традиционному толкованию тибетских историков, Сонцэн Гампо «укротил» Тибет, цивилизовал его жителей, ввел буддизм и создал государство с центром в Лхасе. По оценкам позднейших историков веры, самой великой его заслугой было введение буддизма.

Но, разумеется, успехи буддизма в Тибете в годы правления Сонцэн Гампо были еще весьма скромными. Старые аутентичные источники, например Дуньхуанские хроники, составленные не позднее IХ-Х вв., вообще не сообщают о каких-либо действиях цэнпо, связанных с введением буддизма. Китайский паломник Хуй Чжао, посетивший Тибет в 729 г., утверждал, что «никаких храмов в Тибете не было», а правители и народ равнодушно относились к буддизму [Stein, 1981, р. 35].

Отечественный историк Тибета В.А. Богословский писал: «При Сонгцэн Гампо и длительное время после него буддизм был чужд тибетскому народу» [Богословский, 1962, с. 40]. По заключению Э. Хаара, «буддизм не играл никакой роли ни в подъеме Тибетского королевства, ни в превращении его в империю», в итоге он стал лишь «бедствием, разрушившим династию» [Нааrt, 1969, р. 12].

В процессе формирования Тибетского государства государственной религией настолько, насколько она могла исполнять эту функцию, становится религия бон — комплекс верований шаманского {42} толка, уходящих своими корнями в первобытно-общинный строй. Тибетский исследователь Норбу Намкай полагает, что термин «бон» «обязан своим происхождением практике древних бон-ских жрецов. Все люди, которые выполняли различные обряды и практиковали магические действия до введения буддизма в Тибете, были известны как бонпо, а их практика — как бон» [Norbu Namhai, 1984, р. 14]. Э. Хаар настаивает на том, что «с момента основания династии религия бон появляется как государственная религия» [Haart, 1969, р. 318].

Роль бон в жизни Тибетского государства была сходной с той, которую шаманы и шаманские верования играли в государствах древних тюркских народов, в государстве чжурчжэней, у монголов в эпоху Чингис-хана и т.д. Религиозный статус цэнпо был основан на бонской традиции, бонские священнослужители участвовали в официальных государственных жертвоприношениях и церемониях. Цэнпо ежегодно совершал клятвенное жертвоприношение (малое), когда в жертву приносили баранов, собак и обезьян. И раз в три года совершалось большое жертвоприношение. Оно осуществлялось ночью, и в жертву приносили людей, лошадей, рогатый скот и ослов. Приносимым в жертву ломали ноги, вспарывали животы, из них доставали внутренности, которые раскладывали отдельно. Бонский священнослужитель произносил: «Да будет так же с клятвопреступниками, что и со скотами» [Бичурин, 1833, с. 66].

В современной науке бытуют версии индо-буддийского и иран-ско-западного, юэчжийского происхождения бон [Бураев, 1998, с. 31-57]. В верования тибетцев западная струя пришла задолго до воцарения Сонцэн Гампо. Как сообщают источники, при восьми первых правителях династии Ярлун появились «бонпо-могилыцики», знавшие обряды погребения убитых мечом (кинжалом); они пришли из Кашмира, Гилгита и Шаншуна. Второй импульс верований с запада связан с многочисленными легендами о Шэнрабе, родившемся в местности Олмо-рунрин (Олмо-ру) страны Шаншун. Это место помещается некоторыми источниками

 

Перед снежной горой Тисе (Кайлас),

Рядом с бирюзовым озером Манханг (Манасаровар),

 

или в стране Тазиг, отождествляемой с Ираном. Жизнеописание Шэнраба имеет много общего с таковым Будды Шакьямуни, Падма-самбхавы, Заратуштры. Это жизнеописание — позднее бонское творение, само понятие «Тазиг» не могло появиться в тибетском языке ранее VIII в. [там же, с. 49-50]. {43}

Самтен Кармай, современный тибетский ученый, бонский лама и знаток бон, отмечает, что название места Олмо-ру могло появиться только в X в. [Каrmat Samten, 1975, р. 174].

По преданию, появление Шэнраба в Тибете приветствовали божества Лха и Дре и принесли ему жертвы. Обитая в складках горных пород на склонах снежных гор, они смотрели в лицо Учителя, что служило знаком уважения с их стороны. Шэнраб, в свою очередь, повелел бонпо заклинать Лха и приносить жертвы Дре [Haart, 1969, р. 320]. Приход Шэнраба датируют легендарным временем Пуде Гунгьяла. Таким образом, по преданию получается, что до воцарения Сонцэн Гампо бон уже прошла три стадии: старая бон, бон могильщиков и бон Шэнраба (иногда ее еще именуют «свастика бон»). В 645 г. Шаншун был завоеван Сонцэн Гампо.

Комплекс преданий и верований бон идеологически и ритуально обслуживал династию, обеспечивал харизматическую легитим-ность ее правителей. Существовали школы бонпо. Известно, что Сонцэн Гампо пригласил ко двору некоего Лхадема, создавшего школу, в которой обучали мастерству изгнания демонов. На бон опиралась не только центральная власть, но и клановая знать, у кланов имелись свои божества и свои комплексы верований бонского толка.

Бонский Тибет был окружен буддийскими странами: Непал и государства Северной и Северо-Западной Индии, города-государства Западного края (Си юй, совр. Синьцзян), Китай. Можно думать, что буддизм в той или иной форме проник в Тибет уже в конце VI в. Сонцэн Гампо проявлял к буддизму известный интерес, о котором говорилось ранее. Буддизм «уцепился» за двор тибетских цэнпо, за династию. С момента рождения Тибетского государства среди его правящей верхушки со все большим ожесточением стала разворачиваться борьба сторонников бон и сторонников буддизма. Несмотря на то что бон до середины IX в., до гибели династии, оставался главным верованием страны, борьба сторонников бон и буддизма превратилась в основное противоречие в правящем клане и группировках Тибетского государства У1-1Х вв. Цэнпо и его ближайшее окружение, заинтересованные в создании единого и сплоченного Тибетского государства, будут выступать за проповедь и введение новой веры, ибо буддизм, как и другие мировые религии, служил идеологической основой для укрепления и созидания единого государства. Эта идеология освящала социальное неравенство методами более гибкими и изощренными, {44} чем примитивные верования. Сторонники децентрализации — представители знатных тибетских кланов, вожди местных племен — будут, опять же не все, придерживаться старой религии бон.

 



Правление клана Гар

 

По одной из версий, Сонцэн Гампо умер во время очередной эпидемии, обрушившейся на Тибет. По буддийскому поверью, он растворился в чудесном свете, испускаемом статуей Авало-китешвары.

Тары были сильным кланом, стоявшим близко к цэнпо, оказывавшим влияние на все стороны жизни государства. Как мы знаем, именно Тонцэн Юлсун Гару (ум. в 667 г. от лихорадки) было поручено доставить в Лхасу китайскую принцессу Вэньчэн. Тонцэн Юлсун управлял центральными районами Тибета. Когда умер Сонцэн Гампо, он был на границе, и именно ему было пбручено, срочно прибыв из пограничной местности, спеть ушедшему из жизни цэнпо хвалу на похоронах. Еще два представителя семьи оказали большое влияние на жизнь Тибета до конца VII в. Это Ценъя Донбу Гар (время правления 667-685 гг.) и Тидин Цэндо Гар (время правления 685-698 гг.), который покончил жизнь самоубийством после свержения власти Гаров.

С прибытием в Лхасу принцессы Вэньчэн стали активно устанавливаться мирные (и немирные) контакты с Китаем. Как полагают, благодаря Китаю тибетцы познакомились с бумагой и тушью, возможно, с мельничным жерновом. Китайские авторы обычно увязывают с деятельностью Вэньчэн начало тибетского земледелия, что неверно. Рисоводство, производство вина из риса, шелководство не прижились в Тибете, для этого просто не подходили климатические условия.

С 650 по 676 г. цэнпо был внук Сонцэн Гампо — Мансон Ман-цэн. В 654 г. под руководством Тонцэн Юлсун Тара был создан Государственный совет. Активизируется внешняя политика Тибета. В 655-663 гг. между Тибетом и танским Китаем вспыхнуло соперничество за территорию государства Тугухунь. Танский Китай считал Тугухунь своим вассалом, а Тонцэн Юлсун Гар заявлял, что владения Тугухунь — это древние пограничные земли Тибета [Чжоу Вэй-чжоу, 1984, с. 102]. Атакованные тибетцами, тугухуни просили помощи у танского двора, но император Гао-цзун им в этой помощи отказал [там же]. Это, безусловно, был просчет, хотя подобные {45} действия Китая объяснялись тем, что он был связан войной на Корейском полуострове.

К тибетцам бежал Сохэгуй, тугухуньский сановник, родственник правящего дома. Он известил тибетцев о положении в Тугуху-не и о том, что тугухуньцы в данный момент не могут рассчитывать на китайскую помощь. В 663 г. тибетские армии вторглись в Тугу-хунь. В генеральном сражении на берегу р. Хуанхэ тугухуни были разбиты. Правитель Тугухунь — Жогэбо и его китайская жена Хун-хуа гунчжу бежали в Китай, в г. Лянчжоу. Император Гао-цзун приказал «умиротворить враждебные отношения двух государств», но было уже поздно. Тугухунь в 663 г. погибло, его территория вошла в состав Тибетского государства и, по подсчетам китайских историков, находилась в его составе в течение 350 лет [там же, с. 103] (подробнее см. [Кычанов, 2004, с. 111-127]).

В 665 г. в Чанъань прибыло тугухуньское посольство, которое просило танский двор восстановить отношения хэ цинъ с уже не существующим государством, а тибетцам в компенсацию за уступки с их стороны отдать пастбища по р. Чишуй. Тибетцы не отказались от завоеванного, и в результате Тибет стал граничить с тан-ским Китаем и непосредственно угрожать Си юй (Западному краю), областям Хэси и Лунъю.

В 667-670 гг. тибетцы начали уничтожать цзими (фактически вассальные, но не входившие в состав территории Тан округа и уезды), созданные ранее китайцами на поставленных от них в зависимость цянских землях пров. Сычуань. В 670 г. в союзе с тюрками тибетцы вторглись на территорию Таримского оазиса. В ответ на это в августе того же года 100-тысячная китайская армия под командованием Сюэ Жэнь-гуя вступает в район оз. Кукунор, имея целью восстановить государство Тугухунь. Тибетские войска под командованием Тидина Гара нанесли китайцам поражение у р. Дафэй (Бухайн-гол). События 670 г. снова связаны с корейскими. В этом году в Когурё происходит восстание, в результате которого было восстановлено правление корейского королевского дома.

Еще в 656 г. тибетцы перенесли военные действия далеко на запад. Они покорили Вахан и поставили под свой контроль Болор. Наряду с атакой тибетцев на Тугухунь это также послужило предпосылкой развязавшейся тибетско-китайской войны. К 670 г., вероятно, тибетцы овладели по крайней мере двумя из четырех основных китайских гарнизонов в современном Синьцзяне (Куча, Карашар, Кашгар, Хотан) — Хотаном и Кашгаром. Они также контролировали Аксу и часть западных тюрков. Если не весь, то в значительной {46} своей части Кашгар остается в руках тибетцев до 692 г. В этот период тибетцы не создавали в этих областях своей администрации и довольствовались контролем над местными правителями. В конце 70-х годов, возможно в 677 г., все четыре гарнизона были оставлены китайцами и Тибет установил свой протекторат над всем бассейном р. Тарим и горными районами к юго-западу от него. Успехи тибетцев на западных границах Китая вынудили китайцев в 678 г. отказаться от постоянного вмешательства в корейские дела.

Желая указать Тибету его место, китайцы переносят военные действия на его северо-восточные границы, и летом 678 г. китайская армия терпит очередное поражение в районе оз. Кукунор.

На западе в 682 г. тюрки восстали против китайцев, и хотя вначале восстание было подавлено, но через короткое время тюрки восстали снова. В это же время был восстановлен второй Восточно-тюркский каганат под управлением Элътериш-кагана. Одновременно на крайнем западе появляется новая сила, приближающая свои владения к тибетцам, китайцам и тюркам, — Арабский халифат.

Внутренние неурядицы на время ослабили внешнеполитическую активность и приостановили столкновения трех держав. В Тибете скончался цэнпо Мансон Манцэн, власть перешла к цэнпо Дуйсон Манцэну, который родился через месяц после смерти отца, — это только усилило власть и без того могущественной семьи Гаров. В Халифате после смерти халифа Йазида в 683 г. началась гражданская война. В Китае в последние дни 683 г. скончался император Гао-цзун и к власти пришла императрица У-хоу.

Крупные военные действия возобновились в 687 г. Тибетцы атаковали г. Куча, находившийся под контролем западных тюрков, которые признавали свою вассальную зависимость от Тан. Китайцы выслали на подмогу тюркам экспедиционный корпус, который тибетцы наголову разгромили летом 689 г. Через короткое время китайский двор направил в Западный край новую армию под командованием Ван Сяо-цзе. В итоге Китай вернул под свою власть Куча, Хотан, Кашгар и Суяб. Возможно, это была не только военная победа. А.Г. Малявкин высказывал предположение, что испытывая внутренние трудности или по каким-то неясным другим причинам тибетцы покинули Кашгарию [Малявкин, 1992, с. 73].

Китайский сановник Цуй Жун подал императрице доклад, касающийся западной политики Тан. Этот любопытный документ полностью переведен на русский язык А.Г. Малявкиным [там же, {47} с. 81-83]. После исторического экскурса Цуй Жун отмечал, что император Тай-цзун простер власть династии до Памира, «построил укрепленные гарнизоны, установленные вышки для сигнальных огней были одна в виду другой. Тибет не смел с пренебрежением относиться к Срединному государству». В правление Гао-цзуна «власти были нерадивы», оставили «четыре гарнизона, не будучи в состоянии владеть ими». Тибет усилился, и «его войска проникли в районы к западу от Карашара». Ван Сяо-цзе вернул четыре гарнизона, и их следует удерживать, чтобы не позволять соединиться варварам севера (тюркам) и тибетцам и помешать им «создать опасность для Хэси» (т.е. Ганьсуйского коридора). Аргументация Цуй Жуна исходила целиком из военно-политических нужд империи, в ней нет ни слова об экономическом значении удержания Западного края, ни о торговых и культурных контактах, ни о пресловутом Шелковом пути.

Как уже упоминалось, в Тибете произошла смена власти. Сын и наследник покойного цэнпо Дуйсон Манцэн — младенец. Вся власть в стране оказалась в руках Ценья Донбу Гара, который силой подавил восстания и сопротивление недовольных и правил до 685 г. Когда он скончался, правление страной перешло к другому Гару, Тидин Цэндо. Однако подраставший Дуйсон Манцэн давно тяготился властью Гаров. Он с детства ненавидел своих опекунов и готовился к войне с ними. Еще когда Дуйсону было всего восемь лет, Тары пытались избавиться от него и посадить на престол младшего брата Дуйсона. С тех пор страх цэнпо и его недоверие к Тарам, хотя и ведущим Тибет от победы к победе вне страны, стали постоянными. Успехи Гаров на далеких границах были для них надежной защитой, хотя страна уже стала ощущать тяготы постоянной войны. Но в 680 г. северо-восточные и восточные границы Тибета проходили по линии от Лянчжоу (Увэй) до Сунчжоу (Сун-пань) — Маочжоу (Маовэнь) и у оз. Дали. На западе тибетцы контролировали Западный край.

Сбор разведывательной информации в Китае всегда почитался важнейшим делом. При танском дворе знали о подлинных отношениях Дуйсона и Гаров, понимали, что держаться у власти Тарам помогают военные победы тибетцев. Китайцы решают активизировать военные действия против Тибета, но поначалу не добиваются успеха. На кашгарском направлении терпит поражение армия Вэй Ши-цчя. Командующий армией обезглавлен. У Лянчжоу армия развалилась, даже не начав сражения. Командующий Цэнь Чан-цин и его пять сыновей казнены. В 692 г. армия Ван Сяо-цзе наносит удар {48} по Кашгару, и, как уже говорилось выше, до сих пор неясно, то ли тибетцы были разбиты, то ли Дуйсон приказал отвести войска, которые стали нужны ему самому для борьбы с Тарами. Но утерю Кашгара цэнпо сразу же поставил в вину Тарам.

В 693 и 694 гг. тибетцы потерпели от китайцев ряд поражений на своей северо-восточной границе и также на западе, где они выступали против китайцев в союзе с тюрками. Но в 695 г. они нанесли китайцам ответный удар в направлении на Лянчжоу. Победа была настолько убедительной, что в 697 г. в Чанъань прибыло тибетское посольство с предложением начать переговоры о заключении мира. В случае несогласия Тан тибетские послы угрожали нанесением удара в направлении Лянчжоу-Ганьчжоу с целью перерезать Ганьсуйский коридор и полностью лишить китайцев связей с Западным краем. Танский двор, осведомленный о противоречиях тибетского цэнпо с правящей страной семьей Тар, затягивал переговоры. Отказаться же от переговоров полностью было невозможно. С севера в направлении того же г. Лянчжоу по Китаю ударили тюрки Капаган-кагана, а на крайнем северо-востоке империи восстали кидани.

В переговорах были заинтересованы и Тары. Тибетцы выдвигали в качестве условия заключения мира отказ китайцев от Западного края. Но понимая, что Китай на это не пойдет, Тары приготовили вторую линию для обсуждения: Яркенд, Кашгар, Куча и Хотан не должны подчиняться ни Китаю, ни Тибету, а должны управляться только их собственными правителями.

Китайцы же со своей стороны выдвигали требования, которые были нереальны, но затягивали переговоры, верно рассчитав, что неудача переговоров все-таки в конце концов погубит Гаров. Их надежды оправдались. В 698 г. цэнпо Дуйсон, опираясь на преданные ему войска, напал на Гаров и арестовал до двух тысяч человек из их клана и его сторонников. Всех их незамедлительно казнили. Тидин Цэндо Гар бежал к оставшимся верными ему войскам и пытался организовать сопротивление. Начавшаяся скоротечная гражданская война завершилась тем, что войска цэнпо разгромили Гаров и Тидин Цэндо покончил с собой. Его брат и сыновья бежали в Китай.

 

Договор 730 г.

Китайцы, однако, ошибались, надеясь, что отстранение Гаров от власти прекратит войну. В 700 г. тибетцы атакуют Лянчжоу, в 701 г. повторяют это нападение в союзе с тюрками. На северо-{49} востоке возобновляются военные действия в районе Сунчжоу-Таочжоу. Но уже в следующем году цэнпо Дуйсон направляет посольство к танскому двору для переговоров о мире. Свою «мирную инициативу» он подкрепляет личным походом на Сичжоу, но как полководец терпит поражение. Тогда он вновь начинает переговоры и просит у танского двора в жены китайскую принцессу. Переговоры постоянно перемежаются военными действиями. В 703 г. они вспыхивают в районе г. Маочжоу. Одновременно против тибетцев начались восстания в Непале и Гималайской Индии, к восставшим примыкают предки современных мосо. Дуйсон, который вновь лично становится во главе войск, отправленных на подавление восстаний, в 704 г. погибает в сражении против дзанг (мосо) из района Мьява в государстве Наньчжао. Смена власти в Тибете совпадает с таковой и в Китае. Императрица У-хоу скончалась, и вместо нее к власти приходит император Чжун-цзун. Обе стороны заинтересованы в прекращении войны. Переговоры 706 г. дают первые результаты. Был составлен проект «клятвенного союза годов под девизом царствования Шэнь-лун», по которому разграничивались два государства — танский Китай и Тибет. В следующем, 707 г. китайская сторона дала согласие на то, чтобы договор был квалифицирован как хэ цинь — договор о мире и установлении родственных отношений, и в 710 г. в Тибет была отправлена принцесса Цзинь-чэн [Сицзан цзяньши, 1993, с. 38].

Неясно, чьей она стала женой, особенно первоначально. После смерти Дуйсона на трон был посажен его сын Лха Балпо. Однако вскоре он был лишен власти в пользу Меагцома (Тидэ Цуггэна). Но Лха Балпо не был убит, и полагают, что именно он первоначально получил в жены принцессу Цзинь-чэн. За Цзинь-чэн в приданое тибетцам были дарованы земли Хэси цзюцюй, района к востоку от оз. Кукунор и по обеим берегам верхнего течения р. Хуанхэ [тати же, с. 39]. Куда делся Лха Балпо, неясно, но только с 713 г. принцесса Цзинь-чэн стала женой Тидэ Цуггэна.

Тидэ Цугтэн (официальные годы правления 704-754), вошедший в историю Тибета под прозвищем Меагцом — Седовласый, был любимцем вдовствующей государыни, его бабушки Тимало. Именно бабушка организовала его приход к власти. С самого детства Меагцом был свидетелем ожесточенной борьбы за власть, которая то тайно, то явно велась при дворе цэнпо. Сообщается, что ему было 17 лет, когда принцесса Цзинь-чэн стала его женой. Танский двор поставил перед принцессой одну задачу — приостановить {50} нашествия тибетской конницы на Китай. В Лхасе ей жилось плохо. Она не обнаружила расцвета буддизма в стране, даже статуя Будды, привезенная ее предшественницей принцессой Вэнъчэн, все еще стояла замурованной за дверью храма («в период трех поколений статуя владыки находилась в темнице»), и только по просьбе Цзинь-чэн статую извлекли из заточения и поместили в храме. Принцесса страдала от ревности тибетских жен цэнпо. Жизнь ее, таким образом, была нелегкой, а ее пребывание в Лхасе практически бесполезным для Китая. Она хотела бежать из Лхасы, но помочь ей в этом было некому.

В 714 г. война Тибета с Китаем разгорелась с новой силой. Она возобновилась большим рейдом тибетских армий на Линътао-Ланьчжоу с выходом на р. Вэй. В 716-717 гг. тибетцы атакуют границы Тан на территориях нынешних провинций Сычуанъ и Ганъ-су. В это время на западе они действуют заодно с арабами. Они помогают арабскому полководцу Кутейбу ибн Муслиму захватить Фергану. Правитель Ферганы Башак бежал ко двору Тан. Гибель Кутейбы и рейд китайских войск на Фергану, возможно, вернули Башаку на время власть над Ферганой. Американский исследователь Ч. Беквит пишет: «Значение того, что случилось в 715 г., не было понято в то время. С точки зрения китайцев династии Тан, арабы были ещё очень далеким и поэтому сравнительно незначительным народом. Арабы, кажется, понимали, что они достигли границ империи Тан, но в тех обстоятельствах они не отдавали себе отчет в том, что это значит. К сожалению, фрагментарность источников не позволяет нам даже приблизительно догадываться о том, как тибетцы смотрели на эти события. Но невзирая на неспособность этих стран понять их значение, события 715 г. ясно показали, что был достигнут верстовой столб евразийской истории. Арабы с запада, китайцы с востока и тибетцы с юга — эти три великих экспансионистских государства ранней средневековой Азии сошлись в одной точке».

В 724-727 гг. война разгорелась с новой силой, несмотря на попытки цэнпо Меагцома в 716, 718 и 719 гг. заключить с Китаем мир. Сохранилось письмо Меагцома к танскому императору Сюань-цзуну, в котором тибетский цэнпо, в частности, обещал прекратить совместные действия с тюрками против Тан. В связи с этим Ч. Беквит пишет, что на этот раз возобновление военных действий было начато китайцами, а не тибетцами. Интересно, что одновременно тибетцы проявляют интерес к исламу. Они просят арабов прислать к ним проповедника, который объяснил бы им, что такое {51} ислам [Весkwith, 1993, р. 88]. (Кстати сказать, в период этих контактов с арабами от тибетцев в мусульманский мир попал мускус.)

В 726 г. тибетцы нападают на Ганьчжоу. Отходящие оттуда тибетские войска в районе оз. Кукунор внезапно атакуют китайские отряды генерала Ван Цзюнь-чу, и тибетцы терпят поражение. Стоял февраль 727 г., были сильные морозы, и много тибетцев, особенно раненых и больных, замерзли. Ван сжег траву, и тибетские кони падали от бескормицы. В отместку в сентябре 727 г. тибетцы снова атаковали Ганьчжоу и взяли в плен отца Ван Цзюнь-чу — Ван Шоу, а сам Ван Цзюнь-чу в ноябре попал в засаду, устроенную в районе Ганьчжоу уйгурами, и погиб. Осенью следующего, 728 г. произошли новые столкновения — тибетцы снова напали на Ганьчжоу, а китайцы опять подкараулили их у Кукунора и разбили. Тибетцы пытались склонить на свою сторону тюркского Бильге-кагана, но тот на союз с тибетцами не согласился, более того, известил китайский двор о тибетских происках. Это привело к тому, что тюркско-ти-бетской солидарности в совместных действиях против Тан был нанесен серьезный удар. В апреле 729 г. тибетцы терпят еще одно поражение от китайцев, но затем берут реванш, нанеся серьезный урон китайским войскам. Прошедшие сражения привели к той ситуации, которая была определена китайским сановником Чжан Юэ «как наличие примерного равенства в победах и поражениях» [Малявкин, 1992, с. 140] китайцев и тибетцев. Обе стороны обвиняли в развязывании военных действий «пограничных военачальников» и говорили об извечном стремлении сторон к миру с одной целью — облегчить страдания народа.

В 730 г. закончилась вторая 60-летняя тибетско-китайская война (670-730). Был заключен мир, в чем большую роль сыграли принцесса Цзинь-чэн и тибетский посол, именуемый в китайской передаче Миншиле, человек, хорошо владевший китайским языком. Известно, что в процессе переговоров из Китая в Тибет были посланы пять китайских классических книг, конфуцианское «Пятикнижие» («У цзин»). К великому сожалению, текст договора 730 г. не сохранился. Он известен только в изложении. Обе стороны согласились, что границей между государствами станет горный хребет Чилин (ныне отождествляется с горами Жиюешань в уезде Хуанъюань совр. пров. Цинхай [Цзанцзу цзяныпи, 1985, с. 40]), по-монгольски Улан-Дабан, и хребет Ганьсунлин (в пределах совр. уезда Сунпань, пров. Сычуань). В горах Чилин (Красные горы) надлежало устраивать рынки, а вдоль хребта должны были быть поставлены стелы с памятными надписями о заключении мирного {52} договора. Стороны обязывались не нападать друг на друга, произошел обмен дарами.

Внимательно изучив все китайские источники о заключении мира 730 г., А.Г. Малявкин высказал предположение, что демаркация границы по хребту Чилин и другим не состоялась. В октябре 734 г. один из местных китайских военачальников, Ли Цюань, был «послан в район хребта Чилин, чтобы с тибетцами произвести разграничение и установить стелы». Как писал А.Г. Малявкин, «скорее всего, данное мероприятие, предусмотренное соглашением 730 г. и застрявшее на несколько лет на стадии» уточнения и согласования деталей, «не было доведено до конца» [Малявкин, 1992, с. 148]. «Эти две нации остались разделенными и равными, даже в глазах китайцев» — так резюмирует исход мирных переговоров 730 г. Ч. Беквит [Весkwith, 1993, с. 106]. 60-летняя война закончилась в 730 г., чтобы через семь лет разразиться вновь, положив начало третьей тибетско-китайской войне, которая продолжалась сорок шесть лет.

 

Падение Чанъани

 

В 736 г. тибетцы атаковали Гилгит, небольшое владение в долине р. Гилгит, притоке р. Инд, Кашмир. В ответ в 737 г. танские войска напали на тибетцев в районе оз. Кукунор. В 738-740 гг. военные действия перекинулись в Хэси, районы к западу от излучины Хуанхэ, и в Сычуань на берега р. Миньцзян. Смерть принцессы Цзинь-чэн в 741 г. на время приостановила войну. Произошел обмен посольствами с выражением соболезнования, но переговоров о мире не было. Более того, в ходе предшествовавших боевых действий были разрушены и те пограничные столбы, которые успели поставить по хребту Чилин [Сицзан цзяньши, 1993, с. 41]. В 736-737 гг. тибетцы вместе с тюрками-тюргешами воюют против арабов. Однако к 740 г. тюргешская конфедерация тюркских племен распалась. Тибетцы потеряли своего союзника на западе. В это время арабы стремились овладеть Ташкентом и Ферганой. И Ташкент, и Фергана поддерживали контакты с танским двором. Чтобы не сталкиваться в открытую с Китаем, арабы отправили в Чанъань посольство во главе с Хэша. Посол был принят с почестями, получил китайский генеральский чин и щедрые подарки, но договориться арабы и китайцы не смогли.

Тибетцы ежегодно совершали осенью рейды в пограничные районы Тан во время уборки урожая. Местные китайские власти {53} были не в силах оказывать сопротивление налетчикам, и люди называли эти районы «тибетской житницей», так как китайцы выращивали хлеб, а урожай доставался тибетцам. Осенью 745 г. китайцы понесли большие потери в борьбе за пограничную крепость Шибао. В 747 г. танский двор отправил на запад армию под командованием генерала Гао Сянь-чжи, корейца на китайской службе. Китайский отряд достиг Вахана и уничтожил местный тибетский гарнизон. После этого тибетцы без боя оставили г. Гилгит, столицу Болора. Генерал Гао пленил правителя Гилгита, и он и его тибетская жена были доставлены в Чанъань. В 749 г. китайцы взяли реванш на востоке, они заняли крепость Шибао и создали там специальную армию Шэньу для борьбы с тибетцами. К 750 г. китайцы, развивая свои успехи на западе, поставили под свой контроль все города-государства Таримского бассейна, а также Гилгит и Вахан, союзницей Тан была Фергана. Вражда правителей Ташкента и Ферганы стала поводом к столкновению арабов и китайцев. Правитель Ташкента Чабиш был пленен Гао Сянь-чжи, привезен в столицу Тан и там казнен. Сын же Чабиша бежал в Самарканд. Получив сведения о военных приготовлениях арабов, возможно направленных против Тан, при поддержке тюрков-карлуков и Ферганы он выступил против арабов. В конце июля 751 г. китайская и арабская армии сошлись у Таласа. В битве китайские войска потерпели поражение, Гао Сянь-чжи едва не попал в плен. Арабы захватили много пленных китайцев, и есть версия, что именно из числа этих пленных бьши те, кто наладили производство бумаги у арабов.

В 751-752 гг. тибетцы устанавливают контроль над своим юго-восточным соседом — государством народа ицзу — Нанъчжао. Однако в войне с Китаем события развивались не в пользу тибетцев. Их влияние в Западном крае оказалось существенно подорванным, и на восточных границах в сражениях с китайскими войсками удача сопутствовала китайцам. И неизвестно, что было бы в дальнейшем, если бы не два обстоятельства: в танском Китае вспыхнуло восстание Ань Лу-шаня, а в Тибете погиб цэнпо Меащом. По одной версии, он упал с лошади и разбился, по другой — был убит своими министрами.

Смерть Меащома скорее была связана с его внутриполитическими действиями. Он стал склоняться к буддизму. К югу от Лхасы бьши построены три буддийских храма: Дагмар Динсан, Чимпу Намрэл и Дагмар Керу. Меащом пригласил монахов-отшельников с горы Кайлас. Монахи в Лхасу не поехали, но прислали тибетскому{54} двору тексты сутр. Кажется, эти действия Меащома вызвали недовольство приверженцев бон при дворе. Меащом был убит. Его преемник Тисон Дэцэн (правил в 755-797 гг.) с момента своего восшествия на престол оказался в конфликте с могущественными министрами, сторонниками бон.

Пользуясь смутой в Китае, тибетцы оккупировали обширные районы Танской империи в нынешних провинциях Сычуань и Ганьсу. Владетели Западного края, лишившись китайской поддержки, заспешили с данью к тибетскому двору. Тибетцы вошли в сговор с уйгурами, и оба эти народа фактически установили свое господство в Центральной Азии. И тибетцы, и уйгуры предложили китайским властям помощь в подавлении мятежа Ань Лу-шаня и требовали за эту помощь заключения мира хэ цинъ. Танский двор согласился дать принцессу в жены уйгурскому кагану, и каган получил принцессу Нин-го, а тибетцам вновь отказали, несмотря на то что тибетская конница стояла в 200 км от столицы Тан. Тибетский цэнпо был оскорблен, и его двор высказался «за начало войны Тибета с Китаем против столицы китайского императора г. Кенгшир. Для ведения войны против Кенгшира бьши назначены два командующих — Шанчим Гьялсиг Шултен и Тактра Лукон. Они напали на Кенгшир и сразились с китайцами в великой битве на р. Чиочи. Китайцы бьши обращены в бегство, и многие из них убиты. Китайский император Ван Пэн-ван покинул крепость в Кенгшире и бежал в Шанчжоу» [Shakabpa, 1967, р. 40—41]. Так в специальной надписи на камне бьши запечатлены события, связанные со взятием тибетцами столицы Тан. Надпись была свидетельством того, что тибетские генералы, взявшие Чанъань, и их потомки освобождались от смертной казни и других уголовных наказаний за любые проступки, которые они совершат, кроме измены цэнпо.

Итак, 18 ноября 763 г. тибетские войска вступили в столицу Тан г. Чанъань. Город подвергся разграблению. Но все прочие действия тибетцев бьши тщательно спланированы и имели целью посадить на китайский трон если не своего вассала, на что тибетцы все-таки вряд ли рассчитывали, то хотя бы обязанного им императора. Тибетцы возвели на китайский трон Ли Чэн-хуна, правнука императора Гао-цзуна. Был объявлен новый девиз царствования Да-шу (Великое прощение). Очевидно, что тибетцы хотели смены власти в Китае, но не рассчитывали на развал империи. Долго, однако, в столице Тан тибетцы удержаться не сумели, и через 15 дней их войска покинули Чанъань. {55}

В Западном крае тибетцы оказались потесненными уйгурами. К уйгурам отошли Бэйтин (Бешбалык) и Аньси. Но тибетцы постепенно завладели Хамийским оазисом и районом, прилегающим к Дуньхуану. В 764 г. тибетцы заняли г. Лянчжоу, в 766 г. — города Ганьчжоу и Сучжоу, в 781 г. — г. Гуанчжоу. Ганьсуйский коридор оказался целиком в их власти, и танский Китай лишился важнейшей дороги на запад. В такой обстановке велись переговоры о мире, завершившиеся заключением в 783 г. мирного договора в Циншуе.

По Цишнуйскому договору устанавливалось: «Ныне границей, которой придерживаются правительства, является западная оконечность ущелья Ганьчжэн (верховья р. Цзиншуй, близ Пинляна) к западу от Цзинчжоу, уезд Циншуйсянь (Цинчжоу) к западу от Фэнчжоу и Западные горы (Сишань, горы к западу от котловины Чэнду, Сычуань), река Дадушуй от Цзяньнаня. Все, что к востоку от этого, является границей Китая. Тибет содержит гарнизоны в Лань, Вэй, Юань и Хуй, достигая на западе до Линь и Тао, а на востоке до Чэнчжоу и простирая свои владения на мосо и другие маньские племена на западных границах Цзяньнаня. К юго-западу от р. Дадушуй — тибетская граница. К северу от Желтой реки, от бывшей Синьцюаньцзюнь (к северо-востоку от современного Цинъюаня) прямо на север к Великой пустыне (Дацзи) и на юг до хребта Лотолин (Верблюжьего, в южной оконечности гор Хэлань-шань). В горах Хэланьшань пролегает пограничный район, который является нейтральной территорией. Что касается пунктов, которые не упомянуты в договоре, то те из них, в которых находятся тибетские гарнизоны, удерживаются тибетцами, а те, в которых находятся китайские гарнизоны, удерживаются китайцами. В местах, в которых ранее гарнизонов не было, новые гарнизоны размещать запрещается. Запрещается обносить стенами города, строить крепости и обрабатывать землю» [Li Fang-kuei,1956, р. 7-8].

Территориальные уступки Тан были огромны: все Прианьшанье, регион Кукунора, земли к западу от г. Баочжоу и р. Дадухэ. По оценке современных китайских историков, договор устанавливал, что «район Хэланьшань к северу от Хуанхэ выделялся в качестве нейтральных земель. Пограничная линия проводилась к югу от Хуанхэ по горам Люпаньшань, в Лунъю, вдоль реки Миньцзян, реки Дадухэ и на юг до мосо и всех маней (современный район Лицзян, пров. Юньнань). Все, что к востоку от нее (этой пограничной линии), принадлежало Тан, все к западу — Тибету» [Сицзан цзяныпи, 1993, с. 47]. {56}

Танская империя тем самым «теряла контроль над Западным краем и официально признавала фактическое господство тибетцев над регионом Хэлун» [там же].

Неудивительно, что мир продержался только три года и уже в 786 г. началась новая 36-летняя война (786-822).

После заключения мира тибетцы помогают танским войскам подавлять мятеж китайского сановника Чжу Цы. Уйгуры же, наоборот, оказывают помощь мятежнику, тем не менее тибетские войска наносят восставшим поражение. Танские власти обещали тибетцам передать им в управление Аньси и Бэйтин, но своего обещания не сдержали. Это и послужило поводом для начала новой войны. Тибетцы атакуют территории Тан в Ордосе, в 787 г. тибетская конница вновь появляется под стенами Чанъани. Тибетская угроза расценивается танским двором в качестве основной. Сановник и военачальник Ли Ми предлагает императору заключить мир с уйгурами, взять в союзники арабов и государства северо-востока Индии, договориться с Наньчжао и общими силами обрушиться на Тибет. Известно, что военные действия между тибетцами и арабами начались как раз в правление известного халифа Харун ар-Рашида. В 787 г. тибетцы занимают Дуньхуан (Шачжоу). В Западном крае, закрепившись в районе к югу от пустыни Такла-Макан, они продвигаются к Лобнору, а оттуда в Бэйтин и Куча. Район еще контролировался уйгурами, возможно, кое-где оставались еще и китайские гарнизоны. Но в 790-791 гг. тибетцы вытесняют уйгуров из Западного края, овладевают Хотаном, и все эти территории оказываются под тибетским господством. Тибетско-уйгурское соперничество разворачивается за район Хочжо. В этом районе, где-то в Восточном Таньшане, проходила граница между уйгурскими и тибетскими владениями. Кажется, в борьбе за Восточный Туркестан победу в конечном счете одержали уйгуры [Камалов, 2001, с. 149-165]. По мнению авторов «Кембриджской истории Китая», 791 год стал концом китайской администрации в Восточном Туркестане почти на тысячу лет [Тhe Cambridge History of China, 1979, р. 610].

Рубеж VIII-1Х вв. был, вероятно, пиком внешнеполитического могущества Тибета. Предполагают, что в начале IX в. вассалом Тибета был шах Кабула, тибетцы удерживали свои позиции на Памире и на территории Кашмира. Как раз в эти годы много вероучителей Индии попали через Кашмир в Центральный Тибет, в том числе знаменитый Падмасамбхава. Есть неясные сведения о том, что обеспокоенные успехами тибетцев в Восточном Туркестане {57} арабы при Харун ар-Рашиде пытались заключить союз с китайцами против тибетцев [Нitti, 1956, р. 208-209]. Во второй половине VIII в. тибетцы успешно действовали на южных и юго-восточных рубежах. В 750 г. они заключили союз с тайцами. Правитель тайцев Колофэн в договоре о дружбе был назван «младшим братом» тибетского цэнпо. В итоге в 754 г. тибетцы и тайцы совместно выступили против Наньчжао, а в 778 г. — против Тан на территории Сычуани. Тибетцы совершили успешный поход в Индию, в Бихар [Wood,1926, р. 33].

 

Введение буддизма

 

Тисон Дэцэн вошел в историю как первый цэнпо, могущественный покровитель буддизма. Поэтому он, как и его отец в последние годы своей жизни, столкнулся в первые же месяцы правления с сильной оппозицией, которую возглавили члены правительства Машан Домпа Кье и Тактра Лугой. Цэнпо одержал верх, и оба противника новой веры оказались «живыми мертвыми», т.е. были отправлены доживать свой век у могилы покойного цэнпо. Хотя есть версия, что Машан Домпа Кье был просто похоронен заживо — он посетил гробницу, выход из которой после того, как он в нее зашел, закрылся сам собой. Машану и Тактра Лугону историки приписывают намерение вернуть в Индию статую Будды, привезенную ранее в Тибет непальской принцессой. Но было явлено чудо: статую, как ни старались, не могли сдвинуть с места. Тогда ее зарыли в землю.

Цэнпо действовал решительно. Рукописи бон были уничтожены. Из Индии пригласили проповедника Ананду для перевода священных книг на тибетский язык и проповеди учения. На страну обрушились бедствия и эпидемии, засухи и неурожаи, и, поскольку полагали, что это за дело взялись свирепые демоны бон, Ананду пришлось удалить. В Непал поехал сановник Ба Сэлнан и пригласил для проповеди учения и борьбы со злыми духами бон учителя Шантиракшиту.

Шантиракшита тоже не имел успеха. На этот раз бонские духи ответили штормовой погодой и наводнениями. Начались народные волнения. Шантиракшита был вынужден признать, что умеет только предаваться созерцанию и размышлениям и не владеет зна-ниямц и технологией магических заклинаний, чтобы усмирить духов бон. Возвращаясь в Непал, он порекомендовал учителя Падмасамбхаву из страны Уджана на севере Индии, который мог {58} бы справиться со злыми силами Тибета во имя торжества учения. Падмасамбхава был широко известен как знаток тантры. Ба Сэлнан снова поехал в Непал, где в это время находился Падмасамбхава.

Тибетское сочинение «Падма Катан» подробно рассказывает о тех трудностях, которые встретились Падмасабхаве на пути в Тибет и затем в самом Тибете. Любопытно описание двора цэнпо, который увидел Рожденный в лотосе (Падмасамбхава). Толпа придворных в своих бело-серых одеяниях, окружавшая цэнпо, походила на стаю голубей. Две супруги цэнпо были в шелковых одеждах, украшенных вышитыми яркими цветами. Тут же были певцы, танцоры в масках, барабанщики. Встал вопрос, который ставился и китайскими буддистами в IV—V вв. н.э.: должен ли вероучитель-монах кланяться светскому правителю или первым должен был сделать это Тисон Дэцэн? Цэнпо считал, что он повелитель всего народа Тибета и гуру должен поклониться первым. Словно прочитав его мысли, Падмасамбхава спел песню о своей магической силе. Тисон Дэцэн понял свое заблуждение, первый приветствовал гуру и просил простить ему его прегрешения. Гуру простил и повелел соорудить пять ступ.

Тантрист Падмасамбхава сумел подчинить бонских духов, включив многих из них в буддийский пантеон.

Магия и тантризм более подошли тибетцам. Поддержать Падмасамбхаву в Тибет вернулся и Шантиракшита. За 12 лет в двух днях пути от Лхасы был построен монастырь Самье (уезд Чанан, где находится монастырь Самье, в 137 км от Лхасы, и сейчас область с развитым земледелием и скотоводством). Самье был сооружен по образцу монастыря Одантапури, который представлял собой модель вселенной. В Самье поселились первые монахи-тибетцы, их было семеро, все они получили наставления в вере от Шантирак-шиты. Была открыта школа по изучению санскрита, и началась переводческая деятельность. Открытие храма сопровождалось большим празднеством, на котором сам цэнпо спел песню, в которой воспел красоту храма:

 

Золото, серебро, медь, свинец и железо —

Пять металлов, добытых в этой стране горных разработок,

Горчица, ячмень, горох, бобы и пшеница —

Пять плодов, которые привыкли здесь есть.

Здесь климат не жаркий и не холодный,

В этой стране, цэнпо которой я являюсь,

Великим трудом я собрал эти сокровища,

И я счастлив, что могу без меры тратить время {59}

На распространение учения Будды, учения,

Собранного по крупицам из страны Индия.

В царствование Лхатотори Нъецэн

Впервые пришло это сокровенное учение,

Переведенное на наш язык во времена Сонцэн Гампо.

Молитвенные флаги этого храма так прекрасны,

Что даже солнце выражает недовольство,

Что его яркость не столь сияет.

А птицы протестуют, что они не могут летать так высоко,

Как вздымаются ввысь флаги на храме!

Ведь этот храм сам по себе из нашей священной земли.

[Shakabpa, 1967, р. 38-39].

 

Подобные же песни спели его сыновья, придворные и монахи. Цэнпо повелел переводить на тибетский язык буддийский канон. Была основана большая община монахов. В 779 г. в Самье открыли школу для изучения санскрита.

Одновременно с приглашенными из Индии учителями в Тибете трудились и китайские буддисты. В 781 г. два китайских буддийских проповедника были приглашены в Тибет. В этом же, 781 г. указом цэнпо буддизм был объявлен государственной религией Тибета. Текст указа был вырезан на камне, и стела с текстом установлена в монастыре Самье. Две жены цэнпо и триста других лиц были обращены в новую веру. Они получили социальные привилегии и обещание постоянных пожертвований. Начались преследования наиболее рьяных приверженцев бон, противников буддизма. Книги бон заточали в пещеры, часть сожгли, а часть — утопили.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 447.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...