Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мировой хозяйственной системы на экономическую науку




Оглавление

Предисловие..........................................

Влияние современных тенденций развития мировой хозяйственной системы на экономическую науку (вместо введения)                                4

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Глава 1.Институционализм: от Т. Веблена до сегодняшних дней   5

1. Институционализм и основные направления экономической науки в XX веке

2. Американский институционализм конца XIX — начала XX вв  .

2.1.............................. Торстейн Веблен 

2.2................................. Джон Коммонс 

2.3................................. Уэсли Митчелл 

3. Развитие институционализма в XX веке

Учебно-методические материалы

Глава 2. Неоинституциональная теория: предпосылки анализа и основные направления                                                                                18

1. Методологические основы неоинституционализма       

1.1. Принцип «методологического индивидуализма»

1.2............... Базовые единицы анализа

1.3.............. Круг изучаемых вопросов

2. Основные направления неоинституциональной теории

Учебно-методические материалы

Глава 3. Институты и их роль в жизни общества                             29

1...... Сущность и понятие «института»

2.............. Институциональная матрица

3. Формальные и неформальные правила       

3.1. Определение «формальных»и «неформальных» правил

4.1. Согласование формальных правил и неформальных норм

4.2. Возможные пути развития новых институтов в рамках революционной зависимости

5. Организации.........................

Влияние институтов на эффективность экономической системы        

Учебно-методические материалы......... ......

Глава 4. Теория трансакционных издержек                                     47

1..................... Подход Коуза-Уильямсона......

2......................................... Подход Норта......         

3. Проблема измерения трансакционных издержек

Учебно-методические материалы.............

Глава 5. Теория прав собственности                                                      68

1.................. Основные положения теории

2...................................... Перечень Оноре

3......................................... Теорема Коуза

4. Проблема спецификации прав собственности

Учебно-методические материалы.............

Глава 6. Институциональные аспекты государственного регулирования                                                                                          76

1. Институциональная природа государства

2... Сущность и определение государства

3.............................. Функции государства

4. Государство и экономические результаты

5.Установление «status quo» в обществе..

6. Проблема «безбилетника»,«дилемма наказания»

7. Роль системы наказания (механизмов принуждения)

8. Контрактная и эксплуататорская концепции государства

9. Теория «оседлого бандита» М. Олсона

Из работы Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651)

Учебно-методические материалы

Глава 7. Теория общественного выбора                                                  94

1. Теория общественного выбора как одно из направлений неоинституциональной теории

2.Теория бюрократии

3. Бюрократия и поиск бюрократической ренты     

4.Механизм принятия решения государственными чиновниками . -

4.1.Объективные факторы

4.2.Субъективные факторы

5.Конституция экономической политики........         

6.Проблема коррупции

7.Методы борьбы с коррупцией

7.1.Совершенствование законодательной и нормативной базы       7.2.Совершенствование судебной системы

7.3.Изменение системы государственного надзора и контроля

Из работы Т. Веблена «Теория праздного класса»

Учебно-методические материалы

Глава 8. Теневая экономика в мировой хозяйственной системе. Неформальная экономика                                                                   119

1. Классификация видов теневой экономики по Файгу

2. Определение теневого сектора в российской экономической Литературе

3.Неформальная экономика

4. Методы измерения теневой экономики

5.Теневая экономика в мире

6.Теневая экономика в России

7. Институциональные причины теневой экономики         

7.1. Высокие трансакционные издержки легального бизнеса

7.2.Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности

7.3. Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов

8.Структура теневого бизнеса

Учебно-методические материалы

Раздел 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ

Глава 9. Институциональные технологии и экономический рост 145

1. Понятие институциональных технологий

2.Импорт институтов

3. Институциональное планирование и стратегии заимствования институтов

4. Негативные шцгшедощда импорта институтов

5. Инсштуциональные ловушки

Глава 10. Институциональные проблемы переходного периода в России

                                                                                                                     169

1.Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования 

2. Сценарии перехода от командной к рыночной системе институтов

2.1.Неоклассический вариант

2.2.Неоинституциональный вариант.....

3.Особенности импорта институтов в России 

4. Роль государства в проведении институциональных реформ. Формирование отдельных институтов в переходной экономике (на примере института рекламы)

Учебно-методические материалы

Глава 11.Формирование основных экономических институтов в переходной России                                                                                 195

1. Преобразования в сфере собственности      

2.Структурные реформы

3.Инвестиционные процессы

4.Финансовые институты

5. Роль неформальных институтов в российской экономике      

Учебно-методические материалы

Глава 12. Барьерный характер государственного регулирования в переходной экономике                                                                         224

1. Институциональные причины «барьерного» характера российской экономики

2.Барьеры и трансакционные издержки

3.Методы борьбы с административными барьерами       

3.1. Схема воспроизводства административного барьера

3.2.Разрушение административного барьера

4.Дебюрократизация экономики

Учебно-методические материалы Терминологический словарь Ответы на тесты

Влияние современных тенденций развития

мировой хозяйственной системы на экономическую науку

(вместо введения)

 

Последнее десятилетие прошлого века было связано с ради­кальными изменениями в институциональной системе целой группы стран, осуществляющих переход от командно-адми­нистративной системы к рыночной. Проводимые здесь рефор­мы охватили все сферы общества — политическую, правовую, экономическую, социальную и затронули интересы каждого.

Экономический кризис, сопровождающий трансформа­цию, еще раз заставил взглянуть на экономическую науку как на основу для разработки экономической политики и поднять вопрос об ответственности ученых за происходящие события. Он прямо поставил вопрос и о выборе экономического курса, и о состоятельности неоклассической экономической теории, на которой во многом основывались рекомендации по прове­дению реформ.

Неоклассическая экономическая теория подробно изучает механизм «невидимой руки», описанный еще Адамом Сми­том и прочно утвердившийся как базовый институт рыночной экономики. Однако традиционной экономической теорией не рассматриваются следующие вопросы: «Почему этот механизм не всегда действует в интересах большинства членов общества?» Как данный механизм используется для достижения целей не­большого числа влиятельных лиц или групп?» и, наконец, «По­чему существуют неэффективные экономические системы?»

Институт частной собственности считается «незыблемым», «не критикуемым» столпом рыночной экономики. Однако не всегда частная собственность используется с большей отдачей для общества, чем государственная, многочисленные примеры можно наблюдать, к сожалению, и в нашей стране.

Несомненно, неоклассика является важнейшей составной частью экономической науки, и ее инструменты используются при изучении других дисциплин. Неоклассическую эконо­мическую теорию изучать необходимо, поскольку эта наука формировалась веками и в учебники по экономической теории вошли модели, проверенные временем. Однако применять эти модели нужно в странах с идентичной институциональной средой, то есть имеющих много общего в культурных, исто­рических, политических, структурных особенностях. В иной институциональной среде эти модели работают совершенно непредсказуемо и могут привести к глубочайшему кризису во всех сферах общества.

Как показывает практика, некоторые, на первый взгляд, ры­ночные законы, эффективно действующие в развитых странах и импортируемые в переходные экономики, дают обратный эффект, отдаляя тем самым процесс развития страны на пути к рынку. Во многом этому способствует неподготовленный импорт того или иного института, то есть отсутствие адаптационных условий в су­ществующей институциональной среде, или лоббистское влияние отдельных групп, преследующих свои личные интересы.

Реформы в нашей стране еще раз доказали необходимость более осторожного подхода к решению подобных задач и осу­ществления комплексных реформ во всех сферах общества. На первый план в экономической науке выдвигаются подходы, ос­нованные на единстве/целостности составных частей общества. В противоположность неоклассической экономической теории на современном этапе динамично развивающимся направле­нием экономической науки является неоинституциональная экономическая теория, изучающая экономику не в вакууме, а в неразрывной связи с общественными процессами.

Экономическая наука переходит на качественно новый уровень, объединяя воедино основные элементы целого ряда наук — права, социологии, политологии, истории и даже фи­лософии, психологии и других. Так и построено настоящее учебное пособие.

Пособие базируется на уже получивших мировое призна­ние трудах зарубежных ученых Т. Веблена, Р. Коуза, Д. Норта, О. Уильямсона. Т. Эггертссона. Нельзя не отметить вышедшие в течение последних десяти—пятнадцати лет работы россий­ских ученых, вклад которых в развитие неоинституциональной теории является очень весомым и благодаря которым получили развитие принципиально новые направления исследований большей частью применительно к странам с переходной эконо­микой. Речь идет, прежде всего, о работах С. Авдашевой, А. Ауза- на, Е. Балацкого, В. Вольчика, Р. Капелюшникова, С.Кирдиной, Г.Клейнера, П.Крючковой, ЮЛатова, А. Ляско, А. Нестеренко, Р. Нуреева, А. Олейника, В. Полтеровича, В. Радаева, О. Суха­рева, В. Тамбовцева, А. Шаститко и других.

Автор надеется, что настоящее издание будет с интересом воспринято как студентами, так и преподавателями.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...