![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мировой хозяйственной системы на экономическую наукуСтр 1 из 38Следующая ⇒
Оглавление Предисловие.......................................... Влияние современных тенденций развития мировой хозяйственной системы на экономическую науку (вместо введения) 4 Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Глава 1.Институционализм: от Т. Веблена до сегодняшних дней 5 1. Институционализм и основные направления экономической науки в XX веке 2. Американский институционализм конца XIX — начала XX вв . 2.1.............................. Торстейн Веблен 2.2................................. Джон Коммонс 2.3................................. Уэсли Митчелл 3. Развитие институционализма в XX веке Учебно-методические материалы Глава 2. Неоинституциональная теория: предпосылки анализа и основные направления 18 1. Методологические основы неоинституционализма 1.1. Принцип «методологического индивидуализма» 1.2............... Базовые единицы анализа 1.3.............. Круг изучаемых вопросов 2. Основные направления неоинституциональной теории Учебно-методические материалы Глава 3. Институты и их роль в жизни общества 29 1...... Сущность и понятие «института» 2.............. Институциональная матрица 3. Формальные и неформальные правила 3.1. Определение «формальных»и «неформальных» правил 4.1. Согласование формальных правил и неформальных норм 4.2. Возможные пути развития новых институтов в рамках революционной зависимости 5. Организации......................... Влияние институтов на эффективность экономической системы Учебно-методические материалы......... ...... Глава 4. Теория трансакционных издержек 47 1..................... Подход Коуза-Уильямсона...... 2......................................... Подход Норта...... 3. Проблема измерения трансакционных издержек Учебно-методические материалы............. Глава 5. Теория прав собственности 68 1.................. Основные положения теории 2...................................... Перечень Оноре 3......................................... Теорема Коуза 4. Проблема спецификации прав собственности Учебно-методические материалы............. Глава 6. Институциональные аспекты государственного регулирования 76 1. Институциональная природа государства 2... Сущность и определение государства 3.............................. Функции государства 4. Государство и экономические результаты 5.Установление «status quo» в обществе.. 6. Проблема «безбилетника»,«дилемма наказания» 7. Роль системы наказания (механизмов принуждения) 8. Контрактная и эксплуататорская концепции государства 9. Теория «оседлого бандита» М. Олсона Из работы Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651) Учебно-методические материалы Глава 7. Теория общественного выбора 94 1. Теория общественного выбора как одно из направлений неоинституциональной теории 2.Теория бюрократии 3. Бюрократия и поиск бюрократической ренты 4.Механизм принятия решения государственными чиновниками . - 4.1.Объективные факторы 4.2.Субъективные факторы 5.Конституция экономической политики........ 6.Проблема коррупции 7.Методы борьбы с коррупцией 7.1.Совершенствование законодательной и нормативной базы 7.2.Совершенствование судебной системы 7.3.Изменение системы государственного надзора и контроля Из работы Т. Веблена «Теория праздного класса» Учебно-методические материалы Глава 8. Теневая экономика в мировой хозяйственной системе. Неформальная экономика 119 1. Классификация видов теневой экономики по Файгу 2. Определение теневого сектора в российской экономической Литературе 3.Неформальная экономика 4. Методы измерения теневой экономики 5.Теневая экономика в мире 6.Теневая экономика в России 7. Институциональные причины теневой экономики 7.1. Высокие трансакционные издержки легального бизнеса 7.2.Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности 7.3. Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов 8.Структура теневого бизнеса Учебно-методические материалы Раздел 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ Глава 9. Институциональные технологии и экономический рост 145 1. Понятие институциональных технологий 2.Импорт институтов 3. Институциональное планирование и стратегии заимствования институтов 4. Негативные шцгшедощда импорта институтов 5. Инсштуциональные ловушки Глава 10. Институциональные проблемы переходного периода в России 169 1.Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования 2. Сценарии перехода от командной к рыночной системе институтов 2.1.Неоклассический вариант 2.2.Неоинституциональный вариант..... 3.Особенности импорта институтов в России 4. Роль государства в проведении институциональных реформ. Формирование отдельных институтов в переходной экономике (на примере института рекламы) Учебно-методические материалы Глава 11.Формирование основных экономических институтов в переходной России 195 1. Преобразования в сфере собственности 2.Структурные реформы 3.Инвестиционные процессы 4.Финансовые институты 5. Роль неформальных институтов в российской экономике Учебно-методические материалы Глава 12. Барьерный характер государственного регулирования в переходной экономике 224 1. Институциональные причины «барьерного» характера российской экономики 2.Барьеры и трансакционные издержки 3.Методы борьбы с административными барьерами 3.1. Схема воспроизводства административного барьера 3.2.Разрушение административного барьера 4.Дебюрократизация экономики Учебно-методические материалы Терминологический словарь Ответы на тесты Влияние современных тенденций развития мировой хозяйственной системы на экономическую науку (вместо введения)
Последнее десятилетие прошлого века было связано с радикальными изменениями в институциональной системе целой группы стран, осуществляющих переход от командно-административной системы к рыночной. Проводимые здесь реформы охватили все сферы общества — политическую, правовую, экономическую, социальную и затронули интересы каждого. Экономический кризис, сопровождающий трансформацию, еще раз заставил взглянуть на экономическую науку как на основу для разработки экономической политики и поднять вопрос об ответственности ученых за происходящие события. Он прямо поставил вопрос и о выборе экономического курса, и о состоятельности неоклассической экономической теории, на которой во многом основывались рекомендации по проведению реформ. Неоклассическая экономическая теория подробно изучает механизм «невидимой руки», описанный еще Адамом Смитом и прочно утвердившийся как базовый институт рыночной экономики. Однако традиционной экономической теорией не рассматриваются следующие вопросы: «Почему этот механизм не всегда действует в интересах большинства членов общества?» Как данный механизм используется для достижения целей небольшого числа влиятельных лиц или групп?» и, наконец, «Почему существуют неэффективные экономические системы?» Институт частной собственности считается «незыблемым», «не критикуемым» столпом рыночной экономики. Однако не всегда частная собственность используется с большей отдачей для общества, чем государственная, многочисленные примеры можно наблюдать, к сожалению, и в нашей стране. Несомненно, неоклассика является важнейшей составной частью экономической науки, и ее инструменты используются при изучении других дисциплин. Неоклассическую экономическую теорию изучать необходимо, поскольку эта наука формировалась веками и в учебники по экономической теории вошли модели, проверенные временем. Однако применять эти модели нужно в странах с идентичной институциональной средой, то есть имеющих много общего в культурных, исторических, политических, структурных особенностях. В иной институциональной среде эти модели работают совершенно непредсказуемо и могут привести к глубочайшему кризису во всех сферах общества. Как показывает практика, некоторые, на первый взгляд, рыночные законы, эффективно действующие в развитых странах и импортируемые в переходные экономики, дают обратный эффект, отдаляя тем самым процесс развития страны на пути к рынку. Во многом этому способствует неподготовленный импорт того или иного института, то есть отсутствие адаптационных условий в существующей институциональной среде, или лоббистское влияние отдельных групп, преследующих свои личные интересы. Реформы в нашей стране еще раз доказали необходимость более осторожного подхода к решению подобных задач и осуществления комплексных реформ во всех сферах общества. На первый план в экономической науке выдвигаются подходы, основанные на единстве/целостности составных частей общества. В противоположность неоклассической экономической теории на современном этапе динамично развивающимся направлением экономической науки является неоинституциональная экономическая теория, изучающая экономику не в вакууме, а в неразрывной связи с общественными процессами. Экономическая наука переходит на качественно новый уровень, объединяя воедино основные элементы целого ряда наук — права, социологии, политологии, истории и даже философии, психологии и других. Так и построено настоящее учебное пособие. Пособие базируется на уже получивших мировое признание трудах зарубежных ученых Т. Веблена, Р. Коуза, Д. Норта, О. Уильямсона. Т. Эггертссона. Нельзя не отметить вышедшие в течение последних десяти—пятнадцати лет работы российских ученых, вклад которых в развитие неоинституциональной теории является очень весомым и благодаря которым получили развитие принципиально новые направления исследований большей частью применительно к странам с переходной экономикой. Речь идет, прежде всего, о работах С. Авдашевой, А. Ауза- на, Е. Балацкого, В. Вольчика, Р. Капелюшникова, С.Кирдиной, Г.Клейнера, П.Крючковой, ЮЛатова, А. Ляско, А. Нестеренко, Р. Нуреева, А. Олейника, В. Полтеровича, В. Радаева, О. Сухарева, В. Тамбовцева, А. Шаститко и других. Автор надеется, что настоящее издание будет с интересом воспринято как студентами, так и преподавателями.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 399. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |