Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовная культура казахов в XVII-XVIII вв.




Основной религией, исповедовавшейся казахами был ислам. Центрами его распространения стали южные города, именно там находились мусульманские святыни Казахстана – мавзолеи Арстанбаб, Хазрет Султан, Айша-биби и т.д. Однако, наряду с исламом продолжали верить духу предков, неба, земли, воды. Сохранялись культы покровителей овец – Шопан ата, лошадей - Камбар ата и т.д. Огонь, как и в доисламские времена воспринимался очищающей субстанцией.
Широко развивалось устное народное творчество, многообразное по жанрам и тематике. К наиболее распространенным в 16-18 веках жанрам оратуры можно отнести: 1. толгау – наставительные песни-размышления о жизни и смерти, о настоящем и будущем, 2.обрядовые песни (жар-жар, жоктау и т.д.), 3. пословицы и поговорки, 4. Сказки, 5. эпосы, делившиеся на героические («Ер-Таргын», «Ер-Кокше», «Камбар-батыр», «Кобланды» и т.д.) и лирические («Козы-Корпеш – Баян-сулу», «Кыз-жибек», «Сулушаш» и т.д.). Исполнителями произведений устного народного творчества были акыны, салы, сере, но доминирующая роль в 16-18 веках принадлежала жырау. Письменная литература распространялась в виде книг религиозного, исторического характера, в письменном виде хранились часто родословные-шежире и бейты-летописи. Важнейшим источником по истории казахов XV-XVI веков стал труд бия из Старшего жуза Кадыргали Жалаири. Сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-тауарих» состоит из трех частей. В первой он описывает историю воцарения и правления Бориса Годунова, во второй и третьей содержатся данные по родословной и истории чингизидов. Книга Жалаири не утеряла своей ценности до сегодняшнего дня. Интересными сочинениями являются труды Мухаммеда Хайдара Дулати (XVI век), писавшего под псевдонимом Аяз. В своих сочинениях «Тарих-и Рашиди», «Джахан-намэ» Дулати пишет об откочевке Жанибека и Керея, о ранних годах Казахского ханства, его взаимоотношениях с другими государствами. Как видно из вышесказанного, казахское общество в XVI - начале XVIII веков пережило этапы взлетов и падений, централизации и раздробленности, но при всех правителях, при всех поворотах истории казахский народ осознавал себя монолитной единой общностью с собственной историей, традициями, культурой.


Определите, как политика освоение целинных и залежных земель повлияла на демографическую структуру Казахстана.

Наиболее крупный миграционный поток в республику произошел в связи с освоением целинных и залежных земель, которое по времени совпало с крупными промышленными стройками. В период освоения целинных и залежных земель Казахстану отводилась главная роль в борьбе за быстрый подъем зернового хозяйства, в связи с чем в республике стала расширяться материально-техническая база сельскохозяйственного производства. В этой связи остро встала задача укрепить колхозы и МТС квалифицированными кадрами. Всего на освоение целинных и залежных земель в Казахстан в 1954-1962 гг. прибыло около 2 млн. человек, в основном из европейской части страны. Почти во всех областях создавались крупные промышленные объекты. Так, только за период с 1954 по 1958 гг. было построено и введено в эксплуатацию 730 новых промышленных предприятий. Высокие темпы развития народного хозяйства, интенсивное использование естественных ресурсов при огромном дефиците рабочей силы вызвали массовое перемещение людских ресурсов из других районов страны в создаваемые промышленно-территориальные комплексы. По республиканскому организованному набору рабочей силы для промышленности, строительства и транспорта в 1954-1965 гг. прибыло почти 0,5 млн. человек, что составляет почти 80% всего оргнабора республики. Миграция сказалась на росте сельского населения, особенно в областях северного Казахстана - центре целины. Механический прирост населения в 1955 г., по сравнению с 1953 г. в Целиноградской области увеличился в 96 раз, в Кустанайской - в 23 раза.В целом, согласно переписи населения 1959 г. сельское население республики увеличилось на 19%, а в Целинном крае за это же время - на 83%. (70, 46) В то же время удельный вес сельского населения в общей численности населения Казахстана снизился до 56,3%. Казахи оставались аграрным этносом, хотя их доля в составе жителей сельских населенных пунктов стала меньше половины - 40,4%.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 561.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...