Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Алгоритм оценки физического развития




 

1. Определить возрастную группу ребенка

2. Провести антропометрические измерения по общепринятым методикам (масса, рост, окружность груди, окружность головы)

3. Найти положение полученных измерений в дентальных интервалах по таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста и пола ребенка. При необходимости использовать дополнительную дентальную таблицу для определения соответствия массы тела данному росту.

4. Оценивают ГАРМОНИЧНОСТЬ физического развития: находят разность между max и min номерами коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и окружности груди относительно возраста. Если разность равна 0 либо 1 – физическое развитие гармоничное, если разность равна 2 – физическое развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более физическое развитие считают резко дисгармоничным.

5. При гармоничном развитии определяют СОМАТОТИП: находят сумму номеров коридоров для массы, роста, окружности груди.

Если    Е = 11 – 15 – мезосоматотип

            Е ≤ 10               – микросоматотип

            Е > 15               – макросоматотип

Соматотип означает темповую характеристику роста, определяет ТЕМП физического развития. При миросоматотипе говорят о замедленном темпе роста (физическое развитие низкое или ниже среднего), при мезосоматотипе – средний темп роста (физическое развитие среднее), при макросоматотипе. – об ускоренном темпе роста (физическое развитие выше среднего или высокое).

Соматотип определяют ТОЛЬКО при гармоничном физизическом развитии, т.к. если развитие не гармоничное, когда, например, рост изменяется в одном темпе, а масса тела в другом, нельзя говорить об общем темпе физического развития.

6. При негармоничном физическом развитии (дисгармоничном или резко дисгармо­ничном) определить, за счет какого критерия обусловлена дисгармония (т.е. отмечается наиболее отклоняющийся признак).

7. Если по всем эмпирическим формулам основные показатели (масса, рост, окружность груди) укладываются в результаты расчетов (с учетом ПДК), можно считать, что физическое развитие ребенка соответствует возрасту. По сути дела, в эмпирических формулах дается величина измерения показателя в возрастном интервале. Однако, дети, которые по всем параметрам соответствуют эмпирическим формулам встречаются редко, тогда следует переходить к оценке физического развития по дентальным таблицам.

С помощью эпирических формул (используя ПДК) или центильных таблиц находят возрастную шкалу, где показатели ребенка займут положение между 25 и 75 центилями близко к возрастной медиане ( 50-ый центиль).

8. Определяют, на сколько возрастных интервалов данный показатель (масса, рост, окружность груди) отстает или опережает паспортный возраст. Считается нормой, если величина признака не выходит за пределы 1 возрастного интервала, и признак можно принять за патологический, если он попадает в значения, отклоняющиеся от возраста ребенка более чем на 2 возрастных интервала.

Возрастные интервалы в таблицах стандартов:

от рождения до 1 года     – 1 мес.

от 1 года до 3-ех лет – 3 мес.

от 3-ех до 7 лет                 – 6 мес.

от 7 до 17 лет                    – 1 год

Если дисгармония идет за счет изменения массы тела, указывают, каков процент отставания или превышения массы обследуемого ребенка от табличного стандарта (или рассчитанного по эмпирическим формулам), норма ± 10%.

В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы измерения, отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центиля. Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 6 интервалов (кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в группу "наблюдения" участкового педиатра и отнесения ко II группе здоровья. Положение показателей в зонах 1 и 7 интервалов свидетельствует о необходимости углубленного исследования для дифференцировки возможных заболеваний (оценивая физическое развитие детей, необходимо помнить, что любые резкие отклонения параметров физического развития являются показателем для углубленного изучения состояния здоровья ребенка и включения его, как минимум, во II группу здоровья). Расположение и динамика показателей физического развития в зонах 3, 4, 5 позволяет уловить более ранние и тонкие сдвиги в развитии и питании ребенка при повторных измерениях. Ребенок может быть отнесен в группу "наблюдения" в случае, если один из параметров (масса тела или рост) переходят при последующем наблюдении более чем через 1 центильный интервал или в группу "диагностики" при переходе одного из параметров через границу двух центильных интервалов. Если показатели длины и массы тела ребенка находятся во 2-ой зоне или один из этих параметров в первой зоне, или масса тела в 6-ой зоне при любой длине тела, то этих детей относят к группе "внима­ния" (Д" группа, у участкового педиатра).

 

Форма итоговой записи антропометрического исследования

Рекомендуется записывать следующие данные:

1. Дата измерения.

2. Дата рождения.

3. Паспортный возраст ребенка.

4. Возрастная группа.

5. Результат каждого измерения в см и кг, а рядом с этими результатами скобках – номера дентальных зон, к которым они относятся в таблица стандартов.

6. Для массы тела рекомендуется записывать и вторую оценку – по соответствию ее длине тела.

7. Формулируется общая оценка антропометрических данных:

а) степень гармоничности физического развития;

б) темп физического развития (или соматотип);

в) при негармоничном развитии отмечается наиболее отклоняющийся при знак с указанием – на сколько возрастных интервалов он отстает или опережает паспортный возраст ребенка.

 

Примеры конкретных оценок

 

1. Ребенок Н., девочка, возраст на момент обследования 7 лет 11 месяцев, возрастная группа – 8 лет. Длина тела – 136 см, окружность груди – 69 см, масса тела - 34,5 кг. Длина тела по таблице попадает в "коридор" № 6, оценивается как "высокий". Окружность груди по таблице – "коридор" № 6,оценка "высокая".

Таким образом, у девочки Н. развитие гармоничное, т.к. все ее оценки равны 6, и разность между ними равна 0. При гармоничном развитии оценивается соматотип. Ребенок имеет сумму номеров коридоров 18 баллов, т.е. должен быть отнесен к макросоматотипу.

Итак: Рост                                                    –     136 см (6)

Вес                                                 –     34,5 кг (6)

Окружность груди           –     69 см (6)

Заключение: физическое развитие гармоничное, макросоматотип.

2. Ребенок Л., мальчик, возраст 1 год 8 месяцев. Возраст ребенка приравнивается к ближайшей возрастной группе 1 год 9 месяцев (21 месяц). Длина тела – 76 см, окружность груди – 50 см, масса тела – 10,6 кг. Величина 76 см попадает в "коридор" № 1 (менее 3 центиля) и соответственно оцениваете как "очень низкая" по таблице. Масса тела по таблице - "коридор" № 3, расценивается "ниже средней". Окружность груди по таблице – "коридор" № 4, соответствует "средним" величинам.

Итак: у мальчика Л. физическое развитие резко дисгармоничное, т.к. разность оценок роста и окружности груди составляет 3. Наиболее отклоняющимся признаком является рост ребенка, который соответствует 12 месяцам, т.е. отстает от паспортного возраста на 3 возрастные интервала, т.к. с 1 года до 3-х лет возрастной интервал составляет 3 месяца.

Форма записи:

Рост – 76 см (1)

Вес – 10,6 кг (3)

Окружность груди – 50 см (4)

Заключение: физическое развитие резко дисгармоничное, рост отстает от паспортного на 3 возрастных интервала.

Учитывая низкие показатели роста, следует решать вопрос об обследовании мальчика.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 441.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...