Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Алгоритм оценки физического развития
1. Определить возрастную группу ребенка 2. Провести антропометрические измерения по общепринятым методикам (масса, рост, окружность груди, окружность головы) 3. Найти положение полученных измерений в дентальных интервалах по таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста и пола ребенка. При необходимости использовать дополнительную дентальную таблицу для определения соответствия массы тела данному росту. 4. Оценивают ГАРМОНИЧНОСТЬ физического развития: находят разность между max и min номерами коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и окружности груди относительно возраста. Если разность равна 0 либо 1 – физическое развитие гармоничное, если разность равна 2 – физическое развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более физическое развитие считают резко дисгармоничным. 5. При гармоничном развитии определяют СОМАТОТИП: находят сумму номеров коридоров для массы, роста, окружности груди. Если Е = 11 – 15 – мезосоматотип Е ≤ 10 – микросоматотип Е > 15 – макросоматотип Соматотип означает темповую характеристику роста, определяет ТЕМП физического развития. При миросоматотипе говорят о замедленном темпе роста (физическое развитие низкое или ниже среднего), при мезосоматотипе – средний темп роста (физическое развитие среднее), при макросоматотипе. – об ускоренном темпе роста (физическое развитие выше среднего или высокое). Соматотип определяют ТОЛЬКО при гармоничном физизическом развитии, т.к. если развитие не гармоничное, когда, например, рост изменяется в одном темпе, а масса тела в другом, нельзя говорить об общем темпе физического развития. 6. При негармоничном физическом развитии (дисгармоничном или резко дисгармоничном) определить, за счет какого критерия обусловлена дисгармония (т.е. отмечается наиболее отклоняющийся признак). 7. Если по всем эмпирическим формулам основные показатели (масса, рост, окружность груди) укладываются в результаты расчетов (с учетом ПДК), можно считать, что физическое развитие ребенка соответствует возрасту. По сути дела, в эмпирических формулах дается величина измерения показателя в возрастном интервале. Однако, дети, которые по всем параметрам соответствуют эмпирическим формулам встречаются редко, тогда следует переходить к оценке физического развития по дентальным таблицам. С помощью эпирических формул (используя ПДК) или центильных таблиц находят возрастную шкалу, где показатели ребенка займут положение между 25 и 75 центилями близко к возрастной медиане ( 50-ый центиль). 8. Определяют, на сколько возрастных интервалов данный показатель (масса, рост, окружность груди) отстает или опережает паспортный возраст. Считается нормой, если величина признака не выходит за пределы 1 возрастного интервала, и признак можно принять за патологический, если он попадает в значения, отклоняющиеся от возраста ребенка более чем на 2 возрастных интервала. Возрастные интервалы в таблицах стандартов: от рождения до 1 года – 1 мес. от 1 года до 3-ех лет – 3 мес. от 3-ех до 7 лет – 6 мес. от 7 до 17 лет – 1 год Если дисгармония идет за счет изменения массы тела, указывают, каков процент отставания или превышения массы обследуемого ребенка от табличного стандарта (или рассчитанного по эмпирическим формулам), норма ± 10%. В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы измерения, отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центиля. Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 6 интервалов (кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в группу "наблюдения" участкового педиатра и отнесения ко II группе здоровья. Положение показателей в зонах 1 и 7 интервалов свидетельствует о необходимости углубленного исследования для дифференцировки возможных заболеваний (оценивая физическое развитие детей, необходимо помнить, что любые резкие отклонения параметров физического развития являются показателем для углубленного изучения состояния здоровья ребенка и включения его, как минимум, во II группу здоровья). Расположение и динамика показателей физического развития в зонах 3, 4, 5 позволяет уловить более ранние и тонкие сдвиги в развитии и питании ребенка при повторных измерениях. Ребенок может быть отнесен в группу "наблюдения" в случае, если один из параметров (масса тела или рост) переходят при последующем наблюдении более чем через 1 центильный интервал или в группу "диагностики" при переходе одного из параметров через границу двух центильных интервалов. Если показатели длины и массы тела ребенка находятся во 2-ой зоне или один из этих параметров в первой зоне, или масса тела в 6-ой зоне при любой длине тела, то этих детей относят к группе "внимания" (Д" группа, у участкового педиатра).
Форма итоговой записи антропометрического исследования Рекомендуется записывать следующие данные: 1. Дата измерения. 2. Дата рождения. 3. Паспортный возраст ребенка. 4. Возрастная группа. 5. Результат каждого измерения в см и кг, а рядом с этими результатами скобках – номера дентальных зон, к которым они относятся в таблица стандартов. 6. Для массы тела рекомендуется записывать и вторую оценку – по соответствию ее длине тела. 7. Формулируется общая оценка антропометрических данных: а) степень гармоничности физического развития; б) темп физического развития (или соматотип); в) при негармоничном развитии отмечается наиболее отклоняющийся при знак с указанием – на сколько возрастных интервалов он отстает или опережает паспортный возраст ребенка.
Примеры конкретных оценок
1. Ребенок Н., девочка, возраст на момент обследования 7 лет 11 месяцев, возрастная группа – 8 лет. Длина тела – 136 см, окружность груди – 69 см, масса тела - 34,5 кг. Длина тела по таблице попадает в "коридор" № 6, оценивается как "высокий". Окружность груди по таблице – "коридор" № 6,оценка "высокая". Таким образом, у девочки Н. развитие гармоничное, т.к. все ее оценки равны 6, и разность между ними равна 0. При гармоничном развитии оценивается соматотип. Ребенок имеет сумму номеров коридоров 18 баллов, т.е. должен быть отнесен к макросоматотипу. Итак: Рост – 136 см (6) Вес – 34,5 кг (6) Окружность груди – 69 см (6) Заключение: физическое развитие гармоничное, макросоматотип. 2. Ребенок Л., мальчик, возраст 1 год 8 месяцев. Возраст ребенка приравнивается к ближайшей возрастной группе 1 год 9 месяцев (21 месяц). Длина тела – 76 см, окружность груди – 50 см, масса тела – 10,6 кг. Величина 76 см попадает в "коридор" № 1 (менее 3 центиля) и соответственно оцениваете как "очень низкая" по таблице. Масса тела по таблице - "коридор" № 3, расценивается "ниже средней". Окружность груди по таблице – "коридор" № 4, соответствует "средним" величинам. Итак: у мальчика Л. физическое развитие резко дисгармоничное, т.к. разность оценок роста и окружности груди составляет 3. Наиболее отклоняющимся признаком является рост ребенка, который соответствует 12 месяцам, т.е. отстает от паспортного возраста на 3 возрастные интервала, т.к. с 1 года до 3-х лет возрастной интервал составляет 3 месяца. Форма записи: Рост – 76 см (1) Вес – 10,6 кг (3) Окружность груди – 50 см (4) Заключение: физическое развитие резко дисгармоничное, рост отстает от паспортного на 3 возрастных интервала. Учитывая низкие показатели роста, следует решать вопрос об обследовании мальчика.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 441. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |