Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие детей.




Методическая разработка практических занятий для студентов

 

Практическое занятие №2

Тема: " Физическое развитие детей: понятие, законы роста детей. Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие. Основные критерии, закономерности изменения и способы расчета антропометрических параметров (масса, рост, окружность головы, окружность груди) в возрастном аспекте. Методы оценки физического развития. Понятие пубертата. Парафизиологические состояния в подростковом периоде".

 

Цель занятий:на основании знаний закономерностей изменения основных антропометрических параметров в возрастном аспекте и закономерностей полового созревания научить студентов правильно оценивать и выявлять причины отклонения в физическом развитии и половом развитии детей.

 

 

Базисные знания:

1. значение врачебной оценки физического развития (Пропедевтика детских болезней / Под редакцией А.А. Баранова. – М.: Медицина, 1998; Пропедевтика детских болезней: Учебник для вузов / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин – 3-ье издание дополненное и переработанное. – СПб: Фолиант, 2009)

2. становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных взаимосвязей в онтогенезе (Нормальная физиология. Учебник для вузов. / Под редакцией академика РАМН Б.И. Ткаченко. – 2-ое издание исправленное и дополненное. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005 – 920с.; Физиология плода и детей/ А.С. Батуев, В.Д. Глебовский, В.А. Жданов и др. Под редакцией В.Д. Глебовского М.: Медицина, 1988 – 224с.)

 

Продолжительность занятий:4  часа.

 

Место проведения занятий: МУЗ ДГКБ № 7,8.

 

Методическое и материально-техническое оснащение:

- Методическая разработка практического занятия;

- Больные для курации в отделении;

- Граф-логические структура на тему: «Физическое развитие детей»;

- Схемы:

 

- физическое развитие детей до 1 года;

- физическое развитие детей старше года;

- ежемесячная прибавка массы и длины тела детей 1-го года жизни;

- центильные таблицы для оценки физического развития детей;

- таблицы для оценки массы тела по длине тела;

- алгоритм оценки физического развития ребенка;

- алгоритм оценки полового развития ребенка;

- группы здоровья, критерии Громбаха;

- стадии развития вторичных половых признаков;

-  стадии полового развития по Таннеру;

- степени полового оволосения и увеличения грудных желез у девочек (Tanner J.);

- оценка стадии полового развития у девочек (Tanner J.);

- размеры наружных половых органов у мальчиков;

 

- степени полового оволосения и развития половых органов у мальчиков-подростков (Таппег J.);

- оценка стадии полового развития у мальчиков (Tanner J.);

- стандарты полового созревания девочек (по М.В. Максимовой);

- стандарты полового созревания мальчиков (по М.В. Максимовой);

 

- Набор ситуационных задач;

- Тест-контроль для студентов;

- Набор слайдов по физическому развитию.

 

Хронокарта занятия.

Этапы занятия Длительность этапов
Вступительное слово преподавателя 7 минут
Контроль исходного уровня 15 минут
Закрепление знаний, коррекция исходного уровня 10 минут
Опрос студентов по вопросам к занятию 20 минут
Показ преподавателем методики исследования больного 25 минут
Микрокурация и запись дневников курации 40 минут
Совместный обход и обсуждение больных 60 минут
Итоговый контроль (решение ситуационных задач 3-4 уровня) 20 минут
Заключительное слово преподавателя. Задание на дом. 5 минут

 

 

Содержание темы– приложение №1

 

Студент должен знать

  1. значение врачебной оценки физического развития;
  2. становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных взаимосвязей в онтогенезе.
  3. понятие физического развития;
  4. законы роста детей;
  5. факторы, оказывающие влияние на физическое развитие;
  6. основные критерии физического развития;
  7. закономерности изменения и способы расчета основных антропометрических параметров (масса, рост, окружность головы, окружность груди) в возрастном аспекте;
  8. методы оценки физического развития;
  9. виды пола;
  10. закономерности полового развития;
  11. методы оценки полового развития;
  12. понятие пубертата;

13. парафизиологические состояния в подростковом периоде.

 

Студент должен уметь

1. проводить антропометрические измерения детей различного возраста;

2. оценить физическое развитие;

3. оценить половое развитие;

4. выявить факторы, влияющие на физическое и половое развитие;

5. выявить отклонения в физическом и половом развитии.

 

 

Учебная карта занятия

 

а) контрольные вопросы по теме занятий:

  1. значение врачебной оценки физического развития;
  2. становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных взаимосвязей в онтогенезе.
  3. понятие физического развития;
  4. законы роста детей;
  5. факторы, оказывающие влияние на физическое развитие;
  6. основные критерии физического развития;
  7. закономерности изменения и способы расчета основных
    антропометрических параметров (масса, рост, окружность головы,
    окружность груди) в возрастном аспекте;
  8. методы оценки физического развития;
  9. виды пола;
  10. закономерности полового развития;
  11. методы оценки полового развития;
  12. понятие пубертата;

26. парафизиологические состояния в подростковом периоде.

 

 

б) самостоятельная работа во внеаудиторное время:

1. вопросы по теме для самостоятельного изучения;

2. работа в библиотеке с литературой;

3. подготовка реферативных сообщений;

4. решение тестовых заданий и ситуационных задач из сборника.

 

в) самостоятельная работа в аудиторное время (инструкции для самостоятельной работы):

1. - получают инструкцию по самостоятельной работе в устной форме

2. - студентам выдаются схемы сбора анамнеза и обследования больного

3. - самостоятельно осуществляют курацию больных

4. - образцы ведения документации.

5. - студенты заполняют дневники микрокурации с оценкой

6. проводится оформление заключения по итогам оценки физического и полового развития

 

 



Г) форма контроля самостоятельной работы студентов

1. Выполнение тестовых заданий – приложение №2

2. Решение ситуационных задач приложение № 3

3. Доклад реферативных сообщений

4. Отчет по курации больных

 

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

1. Особенности изменения основных антропометрических данных у детей, родившихся с малым весом.

2. Биологический возраст.

3. Понятие об индексах физического развития.

4. Прогнозирование окончательного роста.

5. Темпы полового созревания.

 

 

Вопросы по теме, выносимые на экзамены:

1. Основные критерии физического развития детей. Закономерности изменения и способы расчета антропометрических параметров (масса, рост, окружность головы, окружность груди) в возрастном аспекте.

2. Понятие физического развития. Факторы, влияющие на физическое развитие. Методы оценки физического развития детей в возрасте после 1 -ого года.

3. Понятие пубертата. Парафизиологические состояния в подростковом периоде детей.

 

Практические навыки:

1. провести антропометрические измерения детей различного возраста;

2. оценить физическое развитие;

3. оценить половое развитие;

4. выявить факторы, влияющие на физическое и половое развитие;

5. выявить отклонения в физическом и половом развитии.

 

Темы для реферативных сообщений:

1. Клинические и антропометрические методы в оценке достаточности или недостаточности питания у детей.

2. Проблемы акселерации.

3. Семиотика изменения массы тела и роста.

4. Нарушения полового развития: преждевременное половое развитие и задержка полового развития

 

 

Список литературы по теме

Основная:

1. Шабалов Н.П. Педиатрия. - СПб., 2003.

2. Шабалов Н.П. Детские болезни.- СПб., 2000. - с. 63-72.

3. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - СПб., 2000. - С.82-134.

4. Исаева Л.А. Детские болезни. - М., 1987, 1994.

5. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - М., 1985. - С.29-47, С.293-303.

Дополнительная:

1. Узунова А.Н., Лопатина О.В., Зайцева М.Л. Физическое развитие детей: учебно-методическое пособие. - Челябинск, 1998. - 76с.

2. Узунова А.Н., Зайцева М.Л. Половое развитие детей: учебно-методическое пособие. - Челябинск, 1999. - 60с.

3. Дедов И.И., Петеркова В.А., Фофанова О.В. и др. Атлас «Соматотропная недостаточность и другие формы нарушения роста у детей». - М., 1997.

4. Зернов Н.Г., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. - Л., 1984. - С.97-125.

5. Методы исследования физического статуса детей: В помощь педиатру / Сост. Н. Каширская, Н. Капранов, О. Нетребенко. - М., 1999. - 24с.

6. Руководство по педиатрии. Общие вопросы: развитие, питание, уход за ребенком / Под ред. Р.Е. Бермана, В.К. Вогана. - М., 1987. - С.38-111.

7. Усов И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск, 1994.-446с.

8. Хазанов А.И. Недоношенные дети. - Л., 1987. - 240с.

9. Касаткина Э.П. Дифференциальная диагностика и лечение гермафродитизма. - М., 1992.

10. Князев Ю.А., Картелишев А.В. Ожирение у детей. - М., 1982. - 80с.

 

Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры от « 28 августа 2009г. ( протокол № 1 )

 

Зав. кафедры пропедевтики детских

болезней и педиатрии д.м.н., проф. _________________А.Н. Узунова

 

Термин "физическое развитие" в клинической педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др. и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства.

Физическое развитиеэто совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания в каждый данный момент времени.

Под физическим развитием понимается не какое-либо статистическое состояние ребенка, а постоянно изменяющийся процесс, поэтому при определении основных параметров физического развития в конкретный момент пра­вильнее говорить о "физическом состоянии".

 

Основные законы роста.

1. Закон абсолютного роста (рост отражение системного процесса развития).

2. Закон неуклонного торможения энергии роста (замедление скорости роста с возрастом).

3. Закон скачкообразного изменения скорости роста (неравномерность изменений скорости роста).

4. Закон краниокаудального градиента роста.

5. Закон полового диморфизма в росте (половая специфичность темпа роста).

6. Закон лево-правой осевой асимметрии роста (асимметрия роста).

7. Закон чередования направлений роста.

В отношении чередования периодов роста существует периодизация роста по Штратцу:

1 период – тип грудного ребенка (грудной возраст)

2 период – тип маленького ребенка, период округления (1-4 года)

3 период – период первого вытяжения 4 (5) – 7 (8) лет в среднем

4 период – период второй полноты (8-10 лет)

5 период – период второго ростового сдвига, период второго вытяжения

 

Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие детей.

I. Генетические факторы:

1. 1-ая генетическая подпрограмма (1-ый семейный фактор) – определяет регуляцию роста до пубертатного периода

2. 2-ая генетическая подпрограмма (2-ой семейный фактор) – определяет время наступления пубертатного сдвига и темп развития ребенка именно в этот период.

К генетически наследуемым факторам относятся эндокринологические влияния.

II. Средовые факторы:

1. Фактор питания.

2. Режим

а) адекватный сон

б) правильно организованный режим бодрствования

3. Психоэмоциональная стимуляция.

4. Климатогеографические условия.

III. Трудноклассифицируемые факторы.

К ним можно отнести такие, как порядковый номер беременности и родов, срок наступления родов, масса плода (новорожденного) к моменту его рождения, возраст матери, и в меньшей степени отца, сезон рождения ребенка.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 679.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...