Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие детей.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Методическая разработка практических занятий для студентов
Практическое занятие №2 Тема: " Физическое развитие детей: понятие, законы роста детей. Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие. Основные критерии, закономерности изменения и способы расчета антропометрических параметров (масса, рост, окружность головы, окружность груди) в возрастном аспекте. Методы оценки физического развития. Понятие пубертата. Парафизиологические состояния в подростковом периоде".
Цель занятий:на основании знаний закономерностей изменения основных антропометрических параметров в возрастном аспекте и закономерностей полового созревания научить студентов правильно оценивать и выявлять причины отклонения в физическом развитии и половом развитии детей.
Базисные знания: 1. значение врачебной оценки физического развития (Пропедевтика детских болезней / Под редакцией А.А. Баранова. – М.: Медицина, 1998; Пропедевтика детских болезней: Учебник для вузов / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин – 3-ье издание дополненное и переработанное. – СПб: Фолиант, 2009) 2. становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных взаимосвязей в онтогенезе (Нормальная физиология. Учебник для вузов. / Под редакцией академика РАМН Б.И. Ткаченко. – 2-ое издание исправленное и дополненное. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005 – 920с.; Физиология плода и детей/ А.С. Батуев, В.Д. Глебовский, В.А. Жданов и др. Под редакцией В.Д. Глебовского М.: Медицина, 1988 – 224с.)
Продолжительность занятий:4 часа.
Место проведения занятий: МУЗ ДГКБ № 7,8.
Методическое и материально-техническое оснащение: - Методическая разработка практического занятия; - Больные для курации в отделении; - Граф-логические структура на тему: «Физическое развитие детей»; - Схемы:
- физическое развитие детей до 1 года; - физическое развитие детей старше года; - ежемесячная прибавка массы и длины тела детей 1-го года жизни; - центильные таблицы для оценки физического развития детей; - таблицы для оценки массы тела по длине тела; - алгоритм оценки физического развития ребенка; - алгоритм оценки полового развития ребенка; - группы здоровья, критерии Громбаха; - стадии развития вторичных половых признаков; - стадии полового развития по Таннеру; - степени полового оволосения и увеличения грудных желез у девочек (Tanner J.); - оценка стадии полового развития у девочек (Tanner J.); - размеры наружных половых органов у мальчиков;
- степени полового оволосения и развития половых органов у мальчиков-подростков (Таппег J.); - оценка стадии полового развития у мальчиков (Tanner J.); - стандарты полового созревания девочек (по М.В. Максимовой); - стандарты полового созревания мальчиков (по М.В. Максимовой);
- Набор ситуационных задач; - Тест-контроль для студентов; - Набор слайдов по физическому развитию.
Хронокарта занятия.
Содержание темы– приложение №1
Студент должен знать
13. парафизиологические состояния в подростковом периоде.
Студент должен уметь 1. проводить антропометрические измерения детей различного возраста; 2. оценить физическое развитие; 3. оценить половое развитие; 4. выявить факторы, влияющие на физическое и половое развитие; 5. выявить отклонения в физическом и половом развитии.
Учебная карта занятия
а) контрольные вопросы по теме занятий:
26. парафизиологические состояния в подростковом периоде.
б) самостоятельная работа во внеаудиторное время: 1. вопросы по теме для самостоятельного изучения; 2. работа в библиотеке с литературой; 3. подготовка реферативных сообщений; 4. решение тестовых заданий и ситуационных задач из сборника.
в) самостоятельная работа в аудиторное время (инструкции для самостоятельной работы): 1. - получают инструкцию по самостоятельной работе в устной форме 2. - студентам выдаются схемы сбора анамнеза и обследования больного 3. - самостоятельно осуществляют курацию больных 4. - образцы ведения документации. 5. - студенты заполняют дневники микрокурации с оценкой 6. проводится оформление заключения по итогам оценки физического и полового развития
Г) форма контроля самостоятельной работы студентов 1. Выполнение тестовых заданий – приложение №2 2. Решение ситуационных задач приложение № 3 3. Доклад реферативных сообщений 4. Отчет по курации больных
Вопросы для самостоятельного изучения студентами: 1. Особенности изменения основных антропометрических данных у детей, родившихся с малым весом. 2. Биологический возраст. 3. Понятие об индексах физического развития. 4. Прогнозирование окончательного роста. 5. Темпы полового созревания.
Вопросы по теме, выносимые на экзамены: 1. Основные критерии физического развития детей. Закономерности изменения и способы расчета антропометрических параметров (масса, рост, окружность головы, окружность груди) в возрастном аспекте. 2. Понятие физического развития. Факторы, влияющие на физическое развитие. Методы оценки физического развития детей в возрасте после 1 -ого года. 3. Понятие пубертата. Парафизиологические состояния в подростковом периоде детей.
Практические навыки: 1. провести антропометрические измерения детей различного возраста; 2. оценить физическое развитие; 3. оценить половое развитие; 4. выявить факторы, влияющие на физическое и половое развитие; 5. выявить отклонения в физическом и половом развитии.
Темы для реферативных сообщений: 1. Клинические и антропометрические методы в оценке достаточности или недостаточности питания у детей. 2. Проблемы акселерации. 3. Семиотика изменения массы тела и роста. 4. Нарушения полового развития: преждевременное половое развитие и задержка полового развития
Список литературы по теме Основная: 1. Шабалов Н.П. Педиатрия. - СПб., 2003. 2. Шабалов Н.П. Детские болезни.- СПб., 2000. - с. 63-72. 3. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - СПб., 2000. - С.82-134. 4. Исаева Л.А. Детские болезни. - М., 1987, 1994. 5. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - М., 1985. - С.29-47, С.293-303. Дополнительная: 1. Узунова А.Н., Лопатина О.В., Зайцева М.Л. Физическое развитие детей: учебно-методическое пособие. - Челябинск, 1998. - 76с. 2. Узунова А.Н., Зайцева М.Л. Половое развитие детей: учебно-методическое пособие. - Челябинск, 1999. - 60с. 3. Дедов И.И., Петеркова В.А., Фофанова О.В. и др. Атлас «Соматотропная недостаточность и другие формы нарушения роста у детей». - М., 1997. 4. Зернов Н.Г., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. - Л., 1984. - С.97-125. 5. Методы исследования физического статуса детей: В помощь педиатру / Сост. Н. Каширская, Н. Капранов, О. Нетребенко. - М., 1999. - 24с. 6. Руководство по педиатрии. Общие вопросы: развитие, питание, уход за ребенком / Под ред. Р.Е. Бермана, В.К. Вогана. - М., 1987. - С.38-111. 7. Усов И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск, 1994.-446с. 8. Хазанов А.И. Недоношенные дети. - Л., 1987. - 240с. 9. Касаткина Э.П. Дифференциальная диагностика и лечение гермафродитизма. - М., 1992. 10. Князев Ю.А., Картелишев А.В. Ожирение у детей. - М., 1982. - 80с.
Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры от « 28 августа 2009г. ( протокол № 1 )
Зав. кафедры пропедевтики детских болезней и педиатрии д.м.н., проф. _________________А.Н. Узунова
Термин "физическое развитие" в клинической педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др. и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания в каждый данный момент времени. Под физическим развитием понимается не какое-либо статистическое состояние ребенка, а постоянно изменяющийся процесс, поэтому при определении основных параметров физического развития в конкретный момент правильнее говорить о "физическом состоянии".
Основные законы роста. 1. Закон абсолютного роста (рост отражение системного процесса развития). 2. Закон неуклонного торможения энергии роста (замедление скорости роста с возрастом). 3. Закон скачкообразного изменения скорости роста (неравномерность изменений скорости роста). 4. Закон краниокаудального градиента роста. 5. Закон полового диморфизма в росте (половая специфичность темпа роста). 6. Закон лево-правой осевой асимметрии роста (асимметрия роста). 7. Закон чередования направлений роста. В отношении чередования периодов роста существует периодизация роста по Штратцу: 1 период – тип грудного ребенка (грудной возраст) 2 период – тип маленького ребенка, период округления (1-4 года) 3 период – период первого вытяжения 4 (5) – 7 (8) лет в среднем 4 период – период второй полноты (8-10 лет) 5 период – период второго ростового сдвига, период второго вытяжения
Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие детей. I. Генетические факторы: 1. 1-ая генетическая подпрограмма (1-ый семейный фактор) – определяет регуляцию роста до пубертатного периода 2. 2-ая генетическая подпрограмма (2-ой семейный фактор) – определяет время наступления пубертатного сдвига и темп развития ребенка именно в этот период. К генетически наследуемым факторам относятся эндокринологические влияния. II. Средовые факторы: 1. Фактор питания. 2. Режим а) адекватный сон б) правильно организованный режим бодрствования 3. Психоэмоциональная стимуляция. 4. Климатогеографические условия. III. Трудноклассифицируемые факторы. К ним можно отнести такие, как порядковый номер беременности и родов, срок наступления родов, масса плода (новорожденного) к моменту его рождения, возраст матери, и в меньшей степени отца, сезон рождения ребенка.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 679. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |