Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ




МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1.Овладеть следующими знаниями:

а) требования стандарта и школьной программы по обучению грам­матической стороне устной речи и чтения;

б) грамматический минимум и принципы отбора грамма­тического материала;

в) понятия «активная и пассивная грамматика»;

г) методическая типология грамматического мате­риала;

д) принципы обучения грамматике;

е) этапы овладения грамматическим материалом;

ж) пути организации ознакомления с новым граммати­ческим материалом. Факторы, влияющие на выбор способа ознакомления с новой грамматикой;

з) упражнение как основная единица обучения, его структура, требования к упражнению;

и) типология упражнений;

к) особенности формирования рецептивных грамматических навыков.

2.Сформировать следующие умения:

а) анализировать грамматический материал с целью выделения объектов усвоения, потенциальных трудно­стей овладения материалом (формы, значения, упот­ребления);

б) определять психолого-педагогические факторы обу­чения, влияющие на выбор способа ознакомления с новым грамматическим материалом;

в) определять способы и приемы, используемые для организации ознакомления, тренировки и примене­ния грамматического материала с точки зрения тео­рии обучения.

 

                                          ЛИТЕРАТУРА

1.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки) // Методическая мозаика. – 2004. –№4.

2. Примерные программы по иностранным языкам //Иностранные языки в школе. – 2005. - №5; 2005. - №6; 2005. - №7.

3. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С. 102-107, 149-162.

4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязыч­ному говорению. - М.: Просвещение, 1985. - С. 108-124.

5. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное особие/Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.305-318.

6. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. - С. 24-30, 108-120.

7. Теоретические основы методики обучения иностран­ным языкам в средней школе. - М.: Педагогика, 1981. - С. 372-402.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения француз­скому языку. - М.: Просвещение, 1990. - С. 121-133.     

2. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения анг­лийскому языку на начальном этапе в средней школе. - М: Просвещение, 1988. - С. 206-208.

3. Мильруд Р.П. Комуникативность языка и обучение разговор-ной грамматике (упрощенным предложениям) //Иностранные языки в школе. – 2002. - № 2. – С.21.

4. Цетлин В.С. Как облучать грамматически правильной речи//Иностранные языки в школе.–1998. - № 1 –С.18.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранныс языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов/Е.Н. Соловова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2003. – С.101-123.

 

ЗАДАНИЯ ПО РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ

1. Изучите стандарт и примерную программу по иностранным языкам и выясните, какие требования предъявляются к грамматическим навыкам учащихся. Выпишите в тетрадь объем активного (репродук­тивного) и пассивного (рецептивного) грамматического мате­риала, подлежащего усвоению в V-IX и Х-XI классах.

2. Прочитайте в учебнике С.Ф. Шатилова и Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез вопрос об отборе грамматического мини­мума и объясните:

а) что такое «продуктивный» (активный) и «рецептивный» (пассивный) грамматический минимум;

б) каковы принципы отбора продуктивного и рецептивного грамматического минимумов.

3. Прочитайте § 3 в учебнике Н.Д.Гальсковой и Н.И.Гез о трудностях усвоения грамматики иностранного языка, вызванных межъязыковой грамматической интерференцией.

Выясните определение понятий «межъязыковая и внутриязыковая интерференция».

4. Прочитайте § 6 в учебнике И.Л.Бим и выясните:

а) на каких принципах основано использование приемов обучения грамматике;

б) что автор понимает под аппроксимацией в обучении грамматической стороне речи. Возможна ли в усло­виях средней школы абсолютная грамотность по ино­странному языку.

5. Прочитайте в учебнике Шатилова С.Ф. и Бим И.Л. разделы об этапах формирования грамматиче­ских навыков речи. Выпишите, какие этапы выделяют авторы. Можно ли соотнести между собой эти этапы? Охарактеризуйте каждый этап.

6. Прочитайте в § 3 в учебнике Н.Д.Гальсковой и Н.И.Гез об организации ознакомления с новым грамматическим материалом (С.312-315) и выясните:

а) какие два пути используются для ознакомления с грамматическим материалом. Охарактеризуйте каждый из них;  

б) какие факторы влияют на выбор способа ознаком­ления с грамматикой.

7. Прочитайте в учебнике И.Л.Бим раздел об упражнении как средстве обучения и объясните:

а) почему упражнение рассматривается автором как основная единица обучения;

б) какова структура упражнения;

в) каким требованиям должно отвечать упражнение).

8. Вопрос о типологии грамматических упражнений изу­чите в книге Е.И.Пассова «Коммуникативный метод обуче­ния...». При этом обратите внимание на следую­щее:

а) в чем суть условно-речевых упражнений (УРУ) в отли­чие от речевых;

б) каковы принципы организации УРУ;

в) какие виды УРУ выделяет автор, запишите их образ­цы в тетрадь;            

г) изучите образцы уроков, посвященные ознакомле­нию и тренировке грамматического материала, и обратите внимание на технологию проведения УРУ;

д) обратитеособое внимание на комбинирование, ибо на этой стадии происходит специальное, целенаправ­ленное, управляемое «сталкивание» усвоенной в про­цессе восприятия, имитации, подстановки, трансфор­мации и репродукции грамматической структуры с усвоенными ранее ;

е) каково соотношение имитативных и подстановочных упражнений, с одной стороны, и трансформационных, репродуктивных и совмещающих, с другой . Перенесите схему 11 в тетрадь.

9. Прочитайте в «Методике обучения...» Шатилова С.Ф. (с. 118-119), вопрос об особенностях формирования грамматических навыков чтения и установите:

а) на какие два вида делятся рецептивные граммати­ческие навыки?

б) как, на основе чего формируются первый и второй виды рецептивных грамматических навыков?

в) с помощью каких способов (индукции, дедукции) и приемов осуществляется ознакомление и тренировка рецептивного грамматического материала?

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Английский язык

1. Проведите методический анализ речевых образцов. Выделите в них особенности формы, грамматического значения и употребления. Установите возможные трудности их усвоения с точки зрения межъязыковой и внутриязыковой интерференции

а) Look! He is playing in the yard (Present Progressive);

    б) It was very cold yesterday. We didn’t go swimming. (Past Simple);

в) How many books by this writer have you read. (Present Perfect);

г) Hi, I have been waiting for you for an hour. (Present Perfect Progressive);

д) She is just 6. She doesn’t go to school. (Present Simple);

       е) You are good at math. You will do well at the exam (Future Simple).

2. Проанализируйте фрагмент урока, посвященный ознакомлению с Past Simple и Present Perfect в 5 классе (В.П.Кузовлев, Unit VI). Какой способ ознакомления с новыми видовременными формами используют авторы?

T: Look at the pictures

It’s 8 a.m. Kate is painting the ceiling.

It’s 10 a.m. Kate has painted the ceiling.

It’s 2 p.m. Kate painted the ceiling the morning.

T: Look at Mike. Will you stand up, Mike and go to the door (мальчик выполняет действие).

Is he going to the door?

P1: Yes, he is.

T: Look, he has come to the door. He is standing at the door now. He came up to the door a minute ago.

T: Have you seen the new film in the “October?”

P1: Yes, I have.

T: Did you see it last week?

P2: Yes, I did.

Read the sentences.

It’s 8 a.m. Kate is painting the ceiling.

It’s 10 a.m. Kas has painted the ceiling.

It’s 2 p.m. Kate painted the ceiling in the morning.

Когда происходят, происходило действие в этих предложениях (учащиеся пытаются ответить на вопрос).

Open your books on page 206 and read grammar in Focus.

 

Grammar in Focus Open your books at Present Perfect – Past Simple

Когда мы говорим о том, что произошло в прошлом, указывая, когда произошло, не указывая времени

мы используем

Present Perfect have/has + V3 He has seen pictures of it I have heard of it I have read about it Past Simple V2 He saw pictures last year I heard about it long ago I read about it yesterday
   

3. Определите способ ознакомления учащихся 7 класса с Passive Voice.

T: Из курса русского языка вам известны понятия активного и пассивного залога.

Сравните два предложения:

They built the museum in 1997.

The museum was built in 1997.

Уточните, кто совершает действие в первом предложении

Указывается ли, кто совершает действие во втором предложении (учащиеся отвечают на вопросы учителя, выявляя при этом грамматическое значение Passive Voice.

T: Если говоря о чем-то, вам не важно, кто выполнил действие, используйте формы Passive Voice.  

Read the sentences and name the verb form.

The letter hasn’t been stamped.

The town was destroyed by the earthquake last month.

Look, thе house is being watched by some strangers.

The children will be looked after.

Учащиеся читают предложения, переводят их на русский язык, формулируют правило образования Passive Voice.

4. Проанализируйте фрагменты уроков, посвященные организации ознакомления с видовременной формой Present Progressive в 5 классе.

Назовите отличительные особенности организации ознакомления на двух уроках. Какие факторы учебной ситуации могут определить выбор того или иного способа ознакомления с новым грамматическим материалом.

А

T: The Browns have got many photos and stories about their caravan journey. Look at the photos and listen to what they are doing now.

The father is driving their Caravan to North Umbria. They are having dinner in their home on the wheals. Their dog is sleeping. They are swimming in the pool.

Is the father driving the caravan?

Yes, he is.

Are they having breakfast? No, they are not.

Say it after me (класс отрабатывает краткие ответы).

T: Are they swimming in the sea?

P1: No, they are not.

T: Is the dog sleeping.

P2: Yes, it is.

B.

T: Look at the blackboard and read the sentences.

Mike runs very fast                       Look, how fast Mike is running.
Миша бегает очень быстро. Посмотри, как быстро бегает Миша.

 

Учащиеся читают пары предложений и определяют, в каком из них говорится о действии, происходящем обычно, регулярно, а в каком – о действии, которое происходят в момент речи.

Если Вы хотите сказать, что действие происходят в момент речи, используйте Present Progressive.

Учитель обращает внимание учащихся на образование Present Progressive с помощью грамматической таблицы. Учащиеся выводят правило образования данной формы, читают предложения из таблицы и переводят их на русский язык.

5. Проанализируйте фрагмент урока, посвященный организации тренировки Present Simple в 3 классе (И.Н.Верещагина, Т.А. Притыкина), назовите типы и виды упражнений.

T: Давайте вспомним. Если мы хотим сказать о том, что происходит обычно, регулярно в настоящем времени, мы используем Simple Present.

Не забывайте, что в 3 лице единственного числа глагол имеет окончание “s”.

Let’s talk about our daily life. Look at the pictures. What time is it?

T: What does Al do in the morning?

He gets up at 7 o’clock, does his morning exercises, has a shower, brushes his teeth, dresses, has breakfast and leaves for school.

If you agree with me, repeat the sentence, if you don’t, just say “No, he doesn’t”.

T: Al gets up at 7 o’clock

P1: Yes, Al gets up at 7 o’clock

T: He gets up at 8 o’clock

P2: No, he doesn’t.

T: He has a bath in the morning.

P3: No, he doesn’t

T: Answer my questions.

Does Al get up at 7 o’clock?

When does he get up?

Al does exercises at 7 o’clock, doesn’t he?

When does Al do exercises?

Does Al take a shower at 7 or at 8 o’clock?

When does he have a shower?

T: Look at Al’s time table.

Al has five lessons every day. School starts at 9 o’clock. He comes home at 2 o’clock, has dinner, and takes his dog for a walk.

When he comes home he does his home work and reads or plays on the computer. He goes to bed at 10 o’clock.

Correct me if I’m mistaken.

Al has seven lessons every day.

His lessons begin at 9 o’clock.

He comes home from school at 3 o’clock.

He goes to bed at 9 o’clock.

What about you? When do you leave for school?

(Учащиеся говорят по одному предложению о своем дне).

T: Let’s speak about your school day. We have 3 English lessons every week. We read, speak and write in our classes. We often role play and sing songs.

How many lessons of mathematics do you have every week, what do you do in your math class.

T: Look at Bob’s time table and say when school starts, how many lesson he has every day. What do you think he does in his geography and physics classes?

6. Проанализируйте упражнения для формирования навыков употребления Present Progressive в учебнике для 6 класса (О.В Афанасьева, И.В. Михеева) и скажите, с помощью каких приемов реализуется принцип сознательности в процессе организации тренировки грамматического материала.

1. Послушай диктора и скажи, чем сейчас заняты члены семьи Баркеров и где они находятся.

 

John          is washing the plates         in the bedroom

Sally          is reading a book               in the kitchen

Margaret   is watching television         in the yard

Harry        is playing with a ball          in the living room

2. А. Спроси у учителя, выполняют ли герои задания 1 те или иные действия. Послушай, как он отвечает тебе «Да», «Нет».

1. Is Harry cooking?

2. …Margaret …?

3. … Sally …?

4. … John …?

B. Прочитай предложения и скажи, как строятся краткие ответы в настоящем продолженном времени (present progressive).

Are you reading? – Yes, I am. (No, I am not.)

Is he playing? - Yes, he is. (No, he is not.)

Are you singing? – Yes, she is. (No, she is not.)

3. Посмотри на картинку и кратко ответь на вопросы.

4. Скажи, что говорят эти люди в ответ на вопросы. Проверь себя.

(картинка ) 1. Are you dancing? - No, I’m not. I am reading.

(картинка)  2. Are you eating? – Yes, I am.

(картинка) 3. Are you drinking? - … .

5.Поработайте в парах. Закончи вопросы и задай их соседу по парте. Пусть он ответит на них.

Образец: (Is/are) the cat sleeping or eating?

Is the cat sleeping or eating?

6. Memo

Итак, ты уже знаешь, что описывать действия в настоящем времени в английском языке можно по-разному. Если говорящему важно то, что происходит в данный момент, он использует настоящее продолженное время (present progressive be+V-ing ). Если для него важно описать обычные, повторяющиеся действия, он употребляет простое настоящее время ( present simple V/ Vs).

7. Проанализируйте упражнения для формирования навыков употребления Future Simple в учебнике для 5 класса (В.П. Кузовлев). Назовите тип и виды, предлагаемые авторами.

1) What do they advertise (рекламируют)?

Disney children’s film “The Lion King!”

Make slides with fine Konica film!

Tricycles! Bicycles! Motorbikes.

 

2) What will parents buy (купят) for their children?

They will buy

big gifts Motorbikes
Konica film fine slides
Mystery films Bicycles

 

3) What will children do?

Go hiking go fishing
Go cycling watch mystery films
make slides make interesting trips

 

4) Say what Linda will buy and do and what will you buy and do.

Linda: A film

I will buy the Disney film

I’ll buy and watch the Disney film “The Lion King”

5) What will you do and explain why.

 

 


I’ll

go fishing
make a trip to …
….

I think it’s

Great
Interesting
Fine
….

7. Сравните фрагменты двух уроков, посвященные ознакомлению и тренировке сравнительной степени прилагательных в 3 классе (И.Н. Верещагина, Т.А.Притыкина).

Которому из этих фрагментов Вы отдаете предпочтение и почему?

Какой общедидактический принцип обучения более последовательно соблюдается в одном из фрагментов?

A

T: Mike and Nick, come to the blackboard. Nick is tall but Mike is taller. Nick is strong but Mike is stronger. Is Mike taller that Nick?

P1: Yes, he is

T: Is Nick stronger that Mike?

P2: No, he isn’t

T: Mike is taller than Nick. Say it altogether.

Учащиеся повторяют за учителем предложения с прилагательными в сравнительной степени.

Учитель записывает пары прилагательных на доске:

tall – taller

strong – stronger

long – longer

short – shorter

T (показывает две ручки): Is the red pen longer that the green one?

P3: The red pen is longer.

T: What month is shorter, January or February?

P4: February is shorter.

Учитель продолжает беседу, используя при этом предметы и картинки.

В

Учитель вводит сравнительную степень прилагательных так же как в предыдущем фрагменте урока, индуктивно. После записи прилагательных на доске учитель обращается к классу.

Т: Ребята, кто скажет как образуется сравнительная степень прилагательных в английском языке? Обратите внимание на пары прилагательных на доске.

Р5: Нужно к прилагательному прибавить – er.

Т: Правильно. Сравнительная степень односложных прилагательных образуется с помощью суффикса – er.

Затем учитель организует тренировку с помощью имитационных и постановочных упражнений.

8. Сравните фрагменты двух уроков в 5 классе, посвященные тренировке отрицательной формы глаголов в Present Simple

Какому из них Вы отдадите предпочтение? Аргументируйте свой выбор, исходя из принципов обучения грамматике.

А

T: Do you go to school every day?

P1: No I don’t. I don’t go to school every day.

T: Do you go for a walk every day?

P2: No I don’t.

T: Дай полный утвердительный и отрицательный ответ.

P2: I go for a walk every day. I don’t go for a walk every day.

B

T: Выразите свое согласие или несогласие.

We go to school on Sunday.

P1: No, we don’t go to school on Sunday.

T: We have breakfast every day.

P2: Yes, we have breakfast every day.

T: We ski in autumn.

P3: No, we don’t ski in autumn. We ski in winter.

9. В чем состоит недостаток используемого учителем трансформационного упражнения для тренировки Present Progressive в 5 классе.

T: Now children, I will speak about what we usually do, respond if we are doing it now.

We read texts in every class.

P1: We are reading texts in every class.

T: Present Progressive используется для выражения действия, происходящего в момент речи.

T: We speak English in our class.

P2: We are speaking now.

T: We write exercises.

P3: We are writing exercises now.

T: Are we writing an exercise now?

P4 No, we are not writing now.

10.       Проанализируйте два упражнения для тренировки Future Simple в 5 классе с точки зрения степени соответствия психологических условий выполнения упражнения условиям, характерным для реального общения.

T1: Say one sentence in the Future Simple Tense like in the model.

I will do it tomorrow.

T2: Promise that you will do it.

P1: I will help you do this exercise.

T2: Refuse to do something.

P2: I won’t go to school tomorrow.

11.       Организуйте в необходимой последовательности серию упражнений для тренировки Future Continuous в 9 классе (В.П. Кузовлев).

1) Say what you will be doing tomorrow afternoon like in the model (репродуктивное).

Tomorrow afternoon I’ll be doing my home work.

2) Listen to what I’ll be doing to night and if you’ll be doing the same, say so (имитационное).

Example: – I’ll be watching TV tonight.

· I’ll be watching TV tonight, too.

3) Give a call to your friend and ask if you can come over and visit this evening. Say that you are sorry but you won’t be home, you’ll be doing something else (подстановочное).

Ехample: – Hi, Gloria. This is Arthur

Can I come over and visit you this evening?

– No, Arthur. I’m afraid I won’t be home. I’ll be shopping at the supermarket.

4) Complete the conversation like in the model using the words from the box (подстановочное)

· How long will your aunt be staying with you?

· For a few days.


Word box

working on the car for a few more hours
practicing the piano for a few more minutes
arriving in London at 7 a.m.
driving today until we reach Devon

5) Say when you usually do something but you’ll be doing it today at a different time.

Example: I usually go home by bus but today I’ll be walking for I want some exercise.

6) You are going to have a party tonight. Tell us what you’ll be going at the party. Do you think you will enjoy it, explain why (комбинирование).

12.       Организуйте упражнения для тренировки Past Progressive в 7 классе (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева) в нужной последовательности.

1. Listen to the tape, and then read the dialogues. How can we form questions and negations in the Past Progressive Tense?

2. Look at the pictures and say what the children were doing and what they were not doing at 11a.m. yesterday.

3. Complete the text. What end can the story have?

(Для завершения текста даны ряд глаголов и выражений).

4. Read the sentences. Which of them are in the Past Simple and which in the Past Progressive?

5. Read the memo (правило образования и употребления Past Progressive в речи).

6. What were they doing last Sunday evening? Ask your friends.

Example: Were you playing on the computer?

To watch television, to write a diary, to stay at home, to talk to your parents, to make a tour of Moscow, to buy a souvenir, to speak on the sell phone, etc.

7. Ken had a very bad day yesterday. What did he say to his friend Lizzy about it?

Example: I was taking a shower when my mother called.

(Приводятся ситуации с описанием событий дня, произошедщих с Кеном).

8. Look at the pictures and say what they are doing

9. What were they doing? Check (по аудиокассете). Example: While Charles was reading a book, Sam was watching television.

( Дан ряд картинок с изображением персонажей и действий).

13.       Организуйте упражнения для тренировки Reported speech (questions) в необходимой последовательности в 9 классе (Кузовлев В.П.).

1) Report what questions you were asked at the interview.

2) Read the sentences and say which changes have been made in Reported speech.

Example: What school did you go to?

She wanted to know what school I had gone to.

3) Here are the questions asked at an interview. Report them using.

I was asked ….

The manager asked …

She wanted to know

She wondered ….

· Have you got a University degree?

· What University did you graduate from?

· What was your previous job?

· Did you like your previous job?

· Why did you leave

· Can you speak any foreign language?

4) Read the pairs of sentences and say how verb forms change in Reported speech questions.

Do you prefer to work in a team?

She wanted to know if I preferred to work in a team.

Do you drive a car?

She asked me if I drove a car.

5) Read the dialogue and report it.

6) Complete the chart.

 

Active Passive
Present Simple Past Simple
Present Continuous Past Continuous
Present Perfect ….
Present Perfect Continuous …..
Past Simple Past Perfect
Past Continuous ….
Past Perfect Past Perfect
Past Perfect Continuous ….
Future Simple Future in the Past Simple
Future Continuous ….
Future Perfect ….
Future Perfect Continuous ….

14.       Проанализируйте серию упражнений для тренировки Possessive Case в 5 классе. Соответствует ли она современным принципам построения серии упражнений для тренировки грамматического материала?

1. Т: Составьте предложение по таблице.

1. Nick’s book

 

is

are

on the desk
Lena’s dog in the year
The boy’s pens in his bag
Kate’s pencils on the table

(учащиеся чень медленно выполняют упражнение, делая ошибки в произнесении окончания – ‘s).

2. Т: (собирает школьные принадлежности учащихся)

Look here, it is Mike’s book and this is Mary’s book, and this is my book.

(кладет учебники на стол).

Where is Mike’s book? – It’s on the desk.

Where is Mary’s book? – It’s on the desk, too.

Is this Mary’s book? 

P1: Yes, it is.

T: Is this Pete’s pen?

P2: Yes, it is.

3. T: Say where your friends’ things are.

P3: Nick bag is in the desk.

T: Nick’s bag is in the desk. Не забывайте окончание – ‘s. Если существительное используется в притяжательном падеже.

P3: Nick’s bag is in the desk.

P4: Pete pen is in the bag.

(Многие учащиеся делают ошибки)

4. T: (берет школьные принадлежности у учеников) Whose pencil is this?

P4: It’s Pete pen.

T: Be careful. It’s Pete’s pen.

5) T: Read the nouns in the Possessive Case.

[ z ] [ s ] [ iz ]
mother’s poem Nick’s ball  horse’s tail
dog’s food Spot’s dog house  
Mary’s pen elephant’s trunk  
Tom’s friend Сat’s toy  

6) T: Misha, take Tim’s bag and it on my desk.

Kate, take your exercise book from my desk and give it to Misha.

Учащиеся правильно выполняют инструкции учителя.

В какой последовательности целесообразно провести данную серию упражнений. Аргументируйте свое мнение.

15.       Разработайте фрагмент урока, посвященный ознакомлению и тренировке оборота there is / there are в 6 классе ( О.В. Афанасьева, И.В.Михеева, Unit 7 ).

16.       Разработайте фрагменты трех уроков, посвященные ознакомлению и тренировке модального глагола “can” во 2 классе школ с углубленным изучением английского языка (И.Н. Верещагина, Т.А.Притыкина, уроки 48-49-50).

17.       Разработайте фрагменты трех уроков, посвященные ознакомлению и тренировке Present Perfect в 5 классе (В.П. Кузовлев,Unit VI).

 

Немецкий язык

I. Определите путь введения нового грамматического материала в следующих фрагментах уроков:

А.

1. Учитель просит учеников познакомиться с грамматическим правилом употребления в немецком языке неопределенно-личного местоимения MAN (Deutsch,7.KL.,S.68)

2. Ученики выполняют под руководством учителя упражнения

(N3,S.68 –перевод предложений с немецкого на русский и упражнение N 4 S.69 –поставить глаголы в скобках в правильную форму).  

В.

1.Учитель пишет на доске два предложения:

а. Zu Weihnachten schmucken viele Menschen einen Tannenbaum.

b. Zu Weihnachten schmuckt man einen Tannenbaum.

2. Учитель переводит эти предложения и просит учеников сравнить переводы предложений и найти в них различия.

3. Учитель подтверждает вывод учеников о том, что в предложении «В» не называется конкретное лицо, выполняющее действие.

4. Учитель просит сравнить немецкое предложение с MAN и русский перевод этого предложения.

5. Ученики выполняют упражнение N1,S. 68(Deutsch,7.Kl.)

6. Учитель просит учеников сделать вывод, когда и как употребляется местоимение MAN.

7. Ученики читают правило из учебника.

8. Ученики выполняют упражнения из учебника(S.68-69,N3,4)

2.   Проанализируйте следующие упражнения и определите тип каждого упражнения.

1.Setzen wir die Verben in der richtigen Form ein.

2.Nennt die Grundformen der Verben.

3.Lest die Aussagen. Sagt es anders.

4.Vollendet die Aussagen.

5.Wir lesen und sagen: Wie wird es diesen Sommer sein? (Deutsch,7.KL.,S.132,N6)

6.Wir lesen den Satzanfang und vollenden die Satze. (Deutsch,7.Kl.,S.133,N 9a)

7.Ein Junge erzahlt uber sein Dorf. Berichtet , was er sagt. Gebraucht dass-Satze.

8.Erzahlt nach,was die Kinder sagen,fragen. Beginnt so: Lutz sagt, dass….

9.Wir spielen “ Immerklug und K” . Immerklug sagt: “ Das ist eine Post”. Was sagt Frau Nein? ( Deutsch, 5.Kl.,S.104,N4)

10.Was konnen wir in Jorgs Zimmer sehen? Wo steht/ liegt/hangt was? ( Deutsch ,6.Kl.,S.129,N1b)

11.Erinnert euch: Wie die kleine Hexe hexen gelernt? (Deutsch,6.Kl., S.70 ,N6b)

Проанализируйте и определите виды следующих упражнений:

1. Составьте как можно больше предложений .( Слова даны в 4 столбика: подлежащее- модальные глаголы в начальной форме- обстоятельство – глаголы в инфинитиве).

2. Sagt ,ob es stimmt.

3. Wir lesen,was im Sommer sein wird. Setzt bitte das Verb “werden” in richtiger Form ein.

4.Beantwortet die Fragen nach dem Muster.

5.Immerklug spricht mit Frau Nein. Er zeigt ihr Fotos. (Deutsch,5.KL.,S,105,N7)

6.Jeder zeigt , was er hat. Ich habe einen Bleistift. Und du?

7.Konnt ihr die Geheimschrift entziffern?( Deutsch 5.KL. ,S. 232N5)

4. Проанализируйте комплекс упражнений для активизации предлогов с двойным управлением (Dativ-Akkusativ) в учебнике немецкого языка для 6 класса (Deutsch ,6.KL.,S.129). Kaкие типы и виды упражнений использованы авторами?

5. Сравните технологию работы над грамматической темой Perfekt в учебниках немецкого языка для 5 и 6 классов. Чем отличаются эти технологии, почему? (Deutsch,5.Kl., S.218; Deutsch.6.Kl., S.66)

Определите трудности усвоения формы. Как учитываются эти трудности в данных учебниках?

6. Определите трудности усвоения формы Futurum. Разработайте систему упражнений для преодоления этих трудностей в дополнение к упражнениям учебника. (Deutsch.7.Kl,S.130)

7.   Определите трудности усвоения придаточных дополнительных предложений. Разработайте систему упражнений для преодоления этих трудностей. Сравните разработанную систему с упражнениями в учебнике. (Deutsch,7.KL. ,S.97,133)

8. Какое из приведенных ниже упражнений для активизации склонения артиклей в 6 классе больше соответствует принципу коммуникативной направленности обучения ?

1. Die Kinder besuchen in ihrer Freizeit gern den Zoo. Wir lesen und setzen den Artikel in richtiger Form ein.( В упражнении дан связный текст с пропущенными артиклями).( Deutsch, 6.KL.,S.183,N10)

2. Setzt den richtigen Artikel in den folgenden Satzen ein.

9. Проанализируйте фрагмент урока, посвященный активизации отрицательного местоимения “kein” в 5 классе. Какую методическую ошибку допустил учитель?

1. Учитель напоминает ученикам о том, что в немецком языке они уже познакомились с отрицанием “nicht” , и просит учащихся привести примеры с “night”.

2. Учитель говорит, что в немецком языке есть еще одна возможность выразить отрицание и просит учеников прочитать грамматическую памятку в учебнике.

3. Учитель предлагает упражнение: Setzt in den folgenden Satzen “Kein” oder “Nicht”ein.

4. Ученики составляют свои примеры с “nicht” и “kein”

10. Проанализируйте систему работы по активизации “kein”, ”nicht”, предложенную в учебнике( Deutsch,5.KL., S.105)

В чем состоит основное отличие данной системы от фрагмента урока, описанного в задании X.

11. Разработайте фрагмент урока,, посвященный активизации инфинитивного оборота UM…ZU + Infinitiv в 5 классе.(Deutsch, 5.Kl. ,S.208)

 12. Разработайте фрагмент урока , посвященный активизации и введению придаточных предложений причины в 7 классе для учащихся со слабой языковой подготовкой. (Deutsch,7.Kl., S.135)

 

                                 Французский язык

I.В указанных частях учебников определите: а) на какой подход в ознакомлении с новым грамматическим материалом они ориентируют учителя; б) какой тип грамматического правила иллюстрируют?

5 кл. Unité 5, с. 107

6 кл. Unité 2, с. 28-29

7-8кл. Unité 4, с.94-95, Unité 7 c.168-169

9кл.Unité 1, с.14-15

2. Для тренировки употребления определенного или частичного артикля в 6 кл. (Unité 30, с.41), учитель провел следующую серию упражнений:

                                             А

M. – Dites, que vous êtes d’accord si vous aimez la même chose. Moi, j’aime le poisson, je mange du poisson souvent.

E¹ – Moi aussi, j’aime le poisson et je mange du poisson souvent.

E² – Moi aussi, …

                                           В

M. – Le matin André mange du pain avec du beurre et du fromage. Et ça c’est le petit déjeuner de son ami Michel (показывает картинку). Dites ce que Michel mange le matin.

E¹ – Michel mange du yaourt et des tartines.

Далее учитель показывает 3-4 картинки, изображающие то, что едят другие дети по утрам. Класс активно участвует в работе.

                                         С

M. – Ouvrez vos livres d’exercices à la page 42, faisons l’exercice № 3. Choisissez ce que vous voulez (mangez, achetez, prenez, vouz servez) quand vous avez faim.

Дети читают упражнение:

Е¹ – Je veux du gâteau.

E² - J’aime le jus d’orange

E³ - J’aime ... etc.

                                           E

M. – Vous voulez savoir si votre ami(e) aime la même chose que vous, comment vous demandez?

E¹ - Tu aimes le fromage?

M. – Oui, c’est bien, mais tu dois être plus poli.

E¹ - Nadine, est-ce que tu aimes le fromage?

E² - Aline, aimes-tu le poisson?

E³ - M... etc.

                                              H

M. – Maintenant, dites ce que votre ami aime et mange quand il a faim.

E¹ - Mon ami André aime la viande, il mange de la viande.

E² - Mon ami Nina aime la soupe, elle mange de la soupe.

E³ - ...etc.

Какие приемы использовал учитель, назовите типы упражнений.

3. Для совершенствования грамматического навыка употребления артиклей по теме «Еда» учитель воспользовался упражнениями № 4,5,6 с.42-43 (Сборник упражнений для 6 кл.). Определите тип каждого упражнения, уровень сложности и соответствие с задачей урока.

4. Сопоставьте два фрагмента урока в V классе, задачей которых являются ознакомление и тренировкаь структуры со слитным артиклем (5 кл., Unité 4, c.80).  

                                             A

M. – Вы уже узнали, что обозначают предлоги «de» и «à», если мы хотим сказать, что вещь принадлежит кому-то, то употребляем предлог «de». Если хотим указать, что подаем вещь кому-то, то употребляем предлог «à». Например, как мы скажем, что это тетрадь Пети.

Е¹ - C’est le cahier de Pierre.

M. – Петя дает тетрадь Мише.

E² - Pierre donne le cahier à Michel.

M. – Верно. Но часто, указывая на кого-то, мы не знаем имени и в таком случае я скажу: C’est le cahier du garçon.

· C’est le crayon de la fille.

· C’est le livre de l’élève.

Что происходит с предлогом «de», если за ним следует существительное, не обозначающее имя собственное? В первом предложении мы сказали: du garçon ( пишет на доске: de+le= du), во втором de la fille, в третьем de l’élève. Сделайте вывод.

Учащиеся объясняют и записывают в тетрадь «формулы», учитель дает обобщающее правило о слитном артикле. Затем он организует условно-речевые упражнения, используя следующие коммуникативные задачи:

- Согласитесь с Буратино, который будет показывать кому, что принадлежит.

- Помогите разобраться в хаосе вещей и точно скажите, какой предмет кому принадлежит.

- Cложите слова в словосочетания (упр. № 8. с. 86-87)

 

В

М. Сегодня мы продолжим знакомиться с предлогами “de” и “à”. Откройте книги на стр. 87 (5кл., Unité 4), прочитаем правило.

Учащиеся читают вслух, переводят на русский язык примеры, переписывают в тетради формулы слитных артиклей. Затем последовательно выполняют упражнения № 8,9,10 (с. 86-87).

М – А теперь к нам пришел Незнайка, он, как всегда, что-то перепутал и нарисовал не верно. Скажите, что он нарисовал и поправьте его.

E¹ - Il donne la poupée au professeur. C’est la poupée de la fille.

E² - Il donne le moteur au medecin. C’est le moteur du fermier.

E³ - …etc.

Какой фрагмент вам понравился больше и почему?

5. Для совершенствования навыка согласования прилагательных и существительных в роде и числе учитель воспользовался серией упражнений (7-8 кл. Сборник упражнений, с.56-57). Просмотрите их и определите:

а) какие виды и типы упражнений предлагает учебник, соответствуют ли они поставленной задаче урока;

б) для какого уровня языковой подготовки учащихся они будут доступными?

в) какие приемы работы необходимо организовать учителю, чтобы учащиеся успешно выполнили следующую коммуникатив-ную задачу:

Votre ami et vous feuilletez les pages de la magazine de vêtements. Commentez ce que vous voyez et dites vos impressions.

6. Разработайте фрагмент урока для введения и тренировки новой грамматической структуры: с местоимением “en» (6 кл., Unité 6, c.95); с местоимением «у» (9 кл., Unité 4, с.100).

 

ТЕСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

32.       Выделите из перечисленных принципов отбора те, на основе которых отбирается активный грамматический мини­мум:

а) принцип распространенности в устной и письменной речи;

б) принцип многозначности;

в) принцип исключения синонимических граммати­ческих явлений;                              

г) принцип образцовости;

33.       Какие из представленных справа характеристик грамма­тического материала могут вызвать межъязыковую или внутриязыковую интерференцию:

1. Межъязыковая интерференция   2. Внутриязыковая интерференция а) богатство и разнообразие морфологических форм; б) наличие аналогичных или близких явлений в родном языке учащихся; в) наличие многозначных, омо­­нимических явлений; г) отсутствие аналогичных или близких явлений в родном языке учащихся; д) сложность мыслительных операций, количество и характер умственных действий, необходимых для употребления грамматических форм.

34.       Какие из представленных ниже приемов содействуют реализации принципа сознательности на этапе ознакомления с грамматическим материалом:

а) использование правил (правило-обобщение, правило-инструкция, ориентирующее замечание);

б) сопоставление двух языков (иностранного и родного) с целью выявления сходств и различий;

в) демонстрация речевого образца;

г) сопоставление внутри языка и опора на сходные элементы в ранее изученном материале;

д) выполнение действий по аналогии с речевым образцом;

е) использование перевода на родной язык;

ж) выполнение действий с опорой на схему, таблицу;

з) выделение объектов усвоения.

35.       Организуйте в необходимой последовательности дей­ствия учащихся, направленные на ознакомление и тренировку грамматического материала на двух уроках:

а) комбинирование;

б) подстановка;

в) репродукция;

г) восприятие и осмысление;

д) трансформация;

е) имитация.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ

«МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ»

ЗАНЯТИЕ 1

1. Цели обучения грамматической стороне речи. Докажите необходимость владения грамматическим строем языка для достижения практической цели обучения.

2. Принцип аппроксимации в обучении грамматике. Требо­вания программы к знаниям и грамматическим навыкам учащихся в устной речи и чтении на различных ступенях обу­чения.

3. Раскройте принцип структурного подхода к организации грамматического материала. Определите понятия «речевой образец», «структура», «структурная группа».

4. Грамматика, предназначенная для устной речи и чтения («продуктивная» и «рецептивная»).

5. Понятия языкового и речевого грамматического навы­ков. Определите соотношение языкового и речевого грам­ма­ти­чес­ко­го навыков.

6. Принципы обучения грамматической стороне речи.

7. Средства обучения грамматике в средней школе.

 

ЗАНЯТИЕ 2

1. Роль знаний в овладении грамматическим строем языка. Что Вы понимаете под адекватным правилом? Различные виды правил.

2. Этапы формирования грамматических навыков.

3. Методы обучения грамматической стороне речи.

4. Ознакомление с новым грамматическим материалом, предназначенным для активного усвоения. Пути презентации грамматических структур (речевых образцов).

5. Обоснуйте определение упражнения как единицы обуче­ния на основе системно-структурного подхода к обучению. Требования к УРУ и принципы построения серии упражне­ний.

7. Особенности формирования рецептивных грамматиче­ских навыков.

8. Решение учебных методических задач.

9. Обсуждение ориентировочной карточки по теме.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Посетите 1-2 урока в V-VII классах средней школы или просмотрите видеофильм, обратив особое внимание в процессе наблюдения на фраг­мент урока, посвященный формированию грамматических навыков говорения. Проанализируйте урок по следующей схеме:

1. Определите грамматические структуры, над которыми работал учитель на уроке, выделите трудности их усвоения с точки зрения внутриязыковой и межъязыковой интерферен­ции в плане формы, значения и сферы употребления.

2. Проследите за работой учителя при организации озна­комления с новой структурой. Какой способ презентации грамматического материала избрал учитель? Прокомменти­руйте эффективность.

3. Как реализован принцип сознательности в процессе озна­комления с новым грамматическим материалом? Проанали­зируйте место, характер и доступность использованных пра­вил (ориентирующие замечания, правила-инструкции, пра­вила-обобщения, зрительная наглядность).

4. Назовите типы и виды упражнений, использованные учи­телем для формирования грамматических навыков. Оцените их с точки зрения сложности решаемых коммуникативно-познавательных задач.

5. Проанализируйте различные типы опор при организации тренировки и применения грамматических структур.

6. Проследите, как осуществляется связь с ранее усвоен­ным грамматическим материалом.

7. Проследите, как проводится обобщение знаний учащихся о грамматическом строе языка, как при этом реализуется образовательное значение изучения грамматики и ее вклад в филологическое образование учащихся.

8. Проанализируйте специфику работы над грамматиче­ским материалом на уроке в зависимости от цели его изуче­ния в школе (продуктивная, рецептивная) и от ступени обучения.

9. Как организован на уроке контроль сформированности грамматических навыков, соответствует ли достигнутый уро­вень задачам урока?

10.       Сформулируйте основные рекомендации, направлен­ные на совершенствование работы над грамматической сто­роной речи на основе проведенного анализа.

 

ЗАНЯТИЕ 3

1. Анализ планов уроков Книги для учителя.

2. Анализ фрагментов уроков студентов-практикантов.

3. Микроуроки и их обсуждение.

4. Выводы и обобщения по теме. 

            

 

 


                   Пополните свой методический портфолио

              – ориентировочной карточкой по технологии ознакомления, тренировки и применения грамматического материала, предназначенного для активного и пассивного усвоения;

– разработкой фрагмента урока, посвященного ознакомлению и формированию грамматических навыков употребления любого грамматического явления на Ваше усмотрение;

– 5-10 единицами речевого материала для тренировки грамматического материала (grammar songs, dialogues и т.п.).

 

 


МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Овладеть следующими знаниями:

а) требования стандарта и программы к владению иноязычной лек­сикой;

б) понятия «продуктивный» (активный), «рецептивный» (пас­сив­ный) и «потенциальный» словари;

в) принципы отбора лексического минимума для средней школы;

г) методическая типология лексики;

д) методы обучения лексике (организация ознакомления, организация трениров­ки, организация применения);                          

е) способы и приемы семантизации лексики;

ж) типология упражнений для тренировки и примене­ния иноязычной лексики

2. Сформировать следующие умения:

а) определять психолого-педагогические факторы, наиболее значимые для обучения иноязычной лек­сике;

б) анализировать лексический материал с точки зрения возможных трудностей усвоения его формы, значе­ния, сочетаемости;

в) узнавать приемы, используемые для организации ознакомления, тренировки, применения лексического материала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки) // Методическая мозаика. – 2004. – №4.

2. Примерные программы по иностранным языкам //Иностранные языки в школе. – 2005. - №5; 2005. - №6; 2005. - №7.

3. Коростелев В.С. Пути совершенствования процесса фор­мирования лексических навыков говорения //Иностранные языки в школе. - 1986. - № 1. - С. 39-44.

4.  Соловова Е.Н. Методика обучения иностранныс языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов/Е.Н. Соловова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2003. – С. 94-100.

5.  Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие/Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.287-305.

6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней шко­ле. - М.: Просвещение, 1988. - С. 77-86.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С. 163-175.

2. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения француз­скому языку. - М.: Просвещение, 1990.

3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения анг­лийскому языку на начальном этапе в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С. 208-210. 

4. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1986.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 594.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...