Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Высокотехнологичные производственные услуги




Высокотехнологичные производственные услуги связаны с ремонтом, наладкой, прокатом, модернизацией, обслуживанием и утилизацией высокотехнологичного оборудования.

Создание высокотехнологичного производства представлено на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Высокотехнологичное производство

В нефтегазовом комплексе в 90-х гг. произошло резкое сокращение производства отечественного оборудования и увеличение его импорта. В Татарстане в 1999-2008 гг. производство специальной аппаратуры сократилось с 3,1 до 1,7 тыс. шт., паровых и приводных центробежных насосов - с 11,3 до 6,7 тыс. шт. и т. д. Это означает, что предприятиям этой сферы приходится обслуживать иностранную аппаратуру, которая отличается особой сложностью.

Фактически клиент является прямым участником процесса производства услуги. Как правило, он должен уточнить производителю свою проблему, поставить задачу, снабдить его необходимой информацией.

С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны. Многие авторы считают, что это самый главный фактор, который делает услуги действительно услугами, отличает их от товара.

Часто поставщик производственных услуг во время выполнения задания должен делать выбор и принимать решения в зависимости от конкретной ситуации. Даже если он вводит стандартизированную систему, пользуясь инструментами производителя оборудования, в т.ч. зарубежного, многое решается им на месте. Кроме того, его личные взаимоотношения с клиентом сильно влияют на эффективность производства услуг и конечный результат. В маркетинг услуг включается, и личная способность их производителя сотрудничать с клиентом во время работы.

Это особенно важно при обслуживании нефтепромыслов, которые часто находятся в удаленных и труднодоступных районах.

Неизбежным последствием одновременности производства и потребления услуги является изменчивость ее исполнения. Качество производственной услуги зависит от условий ее использования, а также от того, где и когда она предоставляется.

Для уменьшения изменчивости услуг фирмы разрабатывают и стараются соблюдать стандарты обслуживания - комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех проводимых операций.

Особое значение имеют:

•   дифференцированные цены, скидки, дополнительные услуги и другие стимулы смещения части спроса и пикового периода на период затишья;

•   введение системы предварительных заказов на услуги для управления уровнем спроса;

•   увеличение скорости обслуживания, в том числе за счет компьютеризации, что позволяет работать с большим числом клиентов;

•   оказание в периоды пикового спроса альтернативных дополнительных услуг помогает облегчить клиентам время ожидания основной услуги;

Природа услуг затрудняет также и их реализацию. В отличие от продвижения товаров, которое делает упор на его осязаемые параметры, продвижение услуг концентрируется на создание имиджа компании как таковой.

Конкурентная среда в сфере услуг требует особого внимания к координации управления процессом производства, управления качеством и реализацией услуг. В ряде специальных работ рассматривается система комплексного стимулирования продаж, включая организацию контроля и оценки результатов стимулирования сбытовых агентов, торговых посредников и самих покупателей.

Услуги, как и материальные продукты, часто реализуются в рассрочку или в кредит. Однако в отличие от товаров долговременного пользования услуги сразу же потребляются и их нельзя вернуть в случае неуплаты долга. Это вызывает необходимость особого учета и страхования рисков.

 2.2. Инновации и нововведения – как высокие технологии

 

Инновации всегда ассоциируются с востребованностью нововведений в конкретной ситуации и наличием инвестиционного потенциала.

В перспективе Россия, несомненно, может достичь уровня наиболее развитых государств по ряду основных показателей экономического развития. У нее есть реальные предпосылки того, чтобы стать активным членом постиндустриального информационного общества, войти на достойных началах в глобальную экономику.

Но для этого необходима трезвая оценка конкурентных преимуществ, которые имеются в ракетно-космической и авиационной промышленности, ядерной энергетике и некоторых других отраслях, в частности в сфере биотехнологий и генной инженерии.

Стратегические цели развития экономики могут быть реализованы только при достаточно высоких темпах роста ее ВВП, создании благоприятного климата для возврата ушедших из России капиталов, инвестировании в производство сбережений населения, привлечении прямых и портфельных зарубежных инвестиций.

Как отмечает главный экономист Мирового Банка Джозеф Стиглиц, для того, чтобы рыночная экономика заработала, необходима активная государственная политика содействия росту конкурентоспособности предприятий и регулирования трансфертов технологий.

Разумеется, чрезвычайно важна и стабильность ситуации в стране. Социологические опросы населения, выступления руководителей российского государства свидетельствуют, что политическую стабильность все чаще оценивают как устойчивое состояние отношений внутри страны и внешнеполитических отношений, позволяющее сохранять конкурентные возможности экономики и обеспечивать предсказуемость экономической и научно-технической политики.

Показатель внутренних затрат на исследования и разработки

является главным при проведении международных сопоставлений научно-технического и инновационного развития. В приложение 1(за 2009 год) представлены показатели внутренних затрат на ИиР 10 ведущих мировых научных держав, включая Россию, а также ЕС и ОЭСР в целом. По масштабам ВЗ и их доле в ВВП Россия уступает всем ведущим странам, кроме Италии.

Самые высокие темпы прироста ВЗ на ИиР демонстрирует Китай - 172%. По этому показателю Россия на втором месте – 48,5%. Среди других стран наибольший прирост имеют Япония – 22% и Канада – 18%, что выше среднего показателя по ОЭСР, который составил 16,5%.

[7, C.102].

За последнее десятилетие в развитых странах рост численности исследователей намного опережал рост занятости в экономике в целом. В России численность исследователей сокращалась. В 2008 году она составила 464 тыс. человек. По этому показателю Россия уступает США, Китаю и Японии. По числу же исследователей в расчете на 1000 занятых в экономике российский показатель близок к среднему в ОЭСР. Это лучше, чем в ЕС, и в несколько раз лучше, чем в Китае. Темп прироста численности исследователей в России был отрицательный – минус 8%. (Приложение 2)

В практике международных сопоставлений результаты научно-технической деятельности оцениваются по показателям патентной активности, технологическому балансу, а фундаментальных исследований – с помощью библиометрических показателей. (Приложение 3)

В приложение 3 приведено число патентов, зарегистрированных в системе «триады патентных семей» Россией и другими странами в 2009 году, и некоторые характеристики патентной деятельности. Все российские показатели, кроме темпов прироста числа патентов, ничтожно малы. Главная причина заключается в том, что для российских физических и юридических лиц, в силу существенной ограниченности финансовых средств и, частично, в силу особенностей их правового положения, патентование за границей часто является достаточно трудным. Эта ситуация сложилась ещё в советское время и пока не преодолена, несмотря на отмеченную тенденцию к росту патентованию внутри страны и за рубежом

[5, C,43; 6, С69].

По оценкам Правительства РФ, для решения инновационных проблем и технологической модернизации производства России до 2015 года нужны инвестиции в размере около 3 трлн. долл. Они могут быть получены лишь при очень высоком уровне накоплений в национальной экономике и массированном привлечении иностранного капитала. Считается, что ежегодные инвестиции должны составлять 150 млрд. долл.  (Приложение 4)

В последнее время в этом направлении возникла положительная тенденция. Инвестиции в основной капитал в 2009 выросли на 30%, производственные инвестиции - на 15%, инвестиции в производственное строительство - на 25%, в непроизводственное - на 17,7%.

Соответствующую положительную динамику характеризуют следующий график 4 и диаграмма 2:

 

График 4 - Инвестиции в основной капитал России

 

 

Диаграмма 2 – Структура инвестиций

Структура инвестиций:

1 - Промышленность

2 - Строительство

3 - Транспорт и связь

4 - Торговля и общественное питание

5 - Жилищно-коммунальное хозяйство

6 - Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

7 - Предприятия прочих отраслей

[8, C.27]

Правда, объемы прямых иностранных инвестиций в 2010 году сократились примерно в 3 раза по сравнению с 2005 годом.

Примерно 25% прямых иностранных инвестиций в мире приходятся на США. В то же время соотношение их объема к ВВП в экспорте капитала из стран ЕС выше. В 2008 году этот показатель составил у Великобритании - 6,8%, Франции и Испании - 6,4%, против 3,8% у США.

Отраслевое распределение прямых иностранных инвестиций весьма избирательно. В 2001 году 40% их было в промышленности, 37,1% - в торговле и общественном питании, 5,3% - в транспортном секторе.

Плохо используются для повышения конкурентоспособности возможности малых отечественных и зарубежных высокотехнологичных предприятий.

Об этом свидетельствует и небольшой удельный вес российских малых предприятий, специально занимающихся научным обслуживанием.(таблица 2)

Таблица 2 - Структура деятельности предприятий малого бизнеса

 

Как видно из этих данных, наука и научное обслуживание пока в РФ составляют всего 2,5% от общей реализации продукции и услуг малых фирм.

В развитых странах уровень конкурентоспособности национального производства напрямую связан с уровнем технических и технологических разработок, финансированием науки, деятельностью малых предприятий.

 2.3. Мировой рынок высокотехнологичной продукции

Развитие высокотехнологичных рынков с 2010 г. снова приобрело устойчивую динамику: темпы прироста высокотехнологичной продукции в среднем в 2-2,5 раза превышают темпы прироста мировой обрабатывающей промышленности. Наиболее быстрорастущими являются рынки электроники и телекоммуникационного оборудования. Общий объем мирового высокотехнологичного сектора (аэрокосмическая индустрия, электроника, телекоммуникационное оборудование, производство медтехники и фармацевтики) превышает 4,3 трлн. долл.

Общий уровень продаж высокотехнологичной продукции за 2008-2025 гг. прогнозируется в 113,4-125,5 трлн. долл., или 6,3-7,0 трлн. долл. в год (в ценах 2007 г.) (диаграмма 3)

Диаграмма 3 - Распределение проводимых в мире выставок по соответствующим направлениям

В средней и долгосрочной перспективе в высокотехнологичном секторе мировой торговли наибольшие перспективы роста имеют «интеллектуальные» услуги (высокотехнологичные финансовые и медицинские услуги) и товары 6-го технологического уклада (микро-, нано - и биотехнологии).

Возможности для быстрого развития в долгосрочной перспективе "традиционных" высокотехнологичных производств, таких как аэрокосмическая индустрия, производство военной техники и вооружения (ВВТ) в долгосрочной перспективе будут сдерживаться как спросовыми ограничениями, так и замедлением технологического перевооружения их производственной базы.

Производство ряда высокотехнологичных производств (в основном электроники и телекоммуникационного оборудования) все больше перемещается в Китай. Однако наибольший выигрыш от размещения в КНР высокотехнологичных производств получают американские фирмы, которые сохраняют контроль над всей цепочкой "добавленной стоимости", "оставив" у себя функции стратегического управления, НИОКР и финального производства инфокоммуникационной техники.

Основные вызовы для компаний высокотехнологичного сектора связаны с производственно-технологическими и кадровыми ограничениями. В этих условиях возрастают требования к эффективности маркетинговых, технических и производственно-управленческих решений, связанных с существенным увеличением их временного горизонта. Возможно, потребуется создание крупных исследовательских центров, обеспечивающих долгосрочное прогнозирование рыночных "ниш" перспективной техники.

В средне- и долгосрочной перспективе наиболее быстрорастущими станут рынки так называемых "знание ёмких" услуг (высокотехнологичный банкинг, финансовые услуги и высокотехнологичные медицинские услуги), а также высокотехнологичные рынки, связанные с формирующимся 6-м технологическим укладом (микро- и нано технологии, биотехнологии). Общий уровень продаж высокотехнологичной продукции за 2008-2025 гг. прогнозируется в 113,4-125,5 трлн. долл., или 6,3-7,0 трлн. долл. в год (в ценах 2007 г.)
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития высокотехнологичного сектора Украины и внедрения институциональных изменений, направленных на овладение технологических ниш на мировом высокотехнологичном рынке. Развитие высокотехнологичного сектора экономики становится определяющим фактором экономического роста, ведь переход экономики на производство высокотехнологичной продукции сопровождается кардинальным снижением уровня материалоемкости и энергоемкости производства, ростом производительности труда и повышением конкурентоспособности экономики страны. Слабые позиции Украины на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг не соответствуют значительному научно-технологическому потенциалу страны, что свидетельствует о существовании нереализованных возможностей со стороны украинских производителей наукоемкой продукции и услуг, а также недостатков инновационной политики государства.
Проблема развития в Украине рынка высокотехнологичных товаров и услуг заключается в нейтрализации угроз в инновационной сфере, реализации мероприятий по технологической реструктуризации промышленности, повышении конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции на мировых рынках за счет инновационных сдвигов в экономике, интеграции в мировую систему производственной и научно-технической кооперации.[7,C.30].
Мировой рынок высокотехнологичной продукции и услуг представлен совокупностью продукции и услуг, производство и предоставление которых неразрывно связано с большими объемами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

К высокотехнологичной продукции согласно мировому опыту и методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), можно отнести продукцию следующих отраслей промышленности: аэрокосмической, фармацевтической, производства компьютерной и радиоэлектронной техники, современных средств связи, медицинских, точных и оптических инструментов (табл. 3)К высокотехнологическим услугам относятся финансовые, коммуникационные и бизнес услуги.

 

Таблица 3 - Классификация отраслей промышленности по уровню интенсивности НИОКР (2010)

 

Номер согласно
с международным стандартом
отраслевой классификации
(ISIC rev. 3)

Уровень интенсивности НИОКР,%

НИОКР к
объемам
производства

НИОКР к валовой добавленной стоимости

Все отрасли промышленности, из них:

15–37

2,6

7,2

Высокотехнологические отрасли, в том числе:

Производство фармацевтических препаратов

2423

10,5

22,3

Производство авиационной и космической техники

353

10,3

29,1

Производство медицинских приборов, точных
и оптических инструментов

33

9,7

 

Производство радио, телевизионного и
коммуникационного оборудования

32

7,4

17,9

Производство офисного и компьютерного
оборудования

30

7,2

25,8

Средне-высокотехнологические отрасли, в том числе:

Производство электрических машин и приборов,
не включенных в другие категории

31

3,6

9,1

Автомобилестроение, производство тягачей

34

3,5

13,3

Производство железнодорожного транспорта и транспортного
Продолжение таблицы 3

 

 

оборудования

352 + 359

3,1

8,7

Производство химических продуктов за исключением
фармацевтической продукции

24 за искл. 2423

2,9

8,3

Машиностроение, не включенное в другие категории

29

2,2

5,8

Средне-низко технологические отрасли

Судостроение и ремонт суден

351

1,0

3,1

Производство резиновых и пластмассовых изделий

25

1,0

2,7

Производство прочих неметаллических, минеральных
изделий

26

0,8

1,9

Металлургия и обработка металла

27-28

0,6

1,6

Производство кокса, продуктов нефтепереработки
и ядерного топлива

23

0,4

1,9

Низко технологические отрасли

Производство готовых изделий, не включенных
в другие категории, вторичная переработка

36–37

0,5

1,3

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли

20–22

0,4

1,0

Пищевая, производство напитков, табачная отрасли

15–16

0,3

1,1

Текстильная отрасль, пошив одежды, производство изделий из кожи

17–19

0,3

0,8

















Заключение

В современном мире высокие технологии играют большую роль в развитии экономики. Любая страна хочет, чтобы она стала одной из ведущих страной в мире, поэтому, не жалея денег, развивает инновацию, проводят многочисленные тесты над ней, и потом только внедряют её в общество.

Наша страна не самая инновационная, но у неё есть огромный потенциал развиться и стать на более высокий уровень. Последствия 90-х годов до сих пор дают о себе знать даже в наше время. В то время страна не могла выбраться из хаоса, но сейчас, по прошествую 2-х десятилетий, Россия начинает, восстанавливается, искать новые технологии, развивать не реализованные идеи, ведь современная наука и научно-технический прогресс обеспечивают в промышленно развитых странах не менее 65-80% экономического роста.

Для того, чтобы страна смогла увеличить свой экономических рост, на мой взгляд, первостепенная задача  принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики.

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...