Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовое положение латинов и перегринов.




Латины - древнейшие жители Лациума и их потомство

В сфере публичного права все латины не имели права служить в римских легионах или на почетных должностях. В частном праве их правоспособность зависела от категории, к которой они относились.

Различались: latini veteres (древнейшие жители Лациума и их потомство); latini coloniarii (жившие за пределами Лациума) и latini juniani (вольноотпущенники).Latini veteres имели почти те же права, что и римские граждане (как ius conubii, так и ius commercii).Остальные латины имели только ius commercii. Но и эта правоспособность ограничивалась для латинов-вольноотпущенников. О них говорили, что "они живут как свободные, умирают как рабы", так как они не имели права составлять завещаний, после них не допускалось наследование по закону, а все их имущество (без обременения обязательствами умершего) переходило к господину. Споры латинов решались теми же судами и в том же порядке, что и споры римских граждан. Латины при известных условиях могли перейти из состояния латина в состояние римского гражданства.

В I в. до н.э. всем жителям Италийских земель было предоставлено римское гражданство; а с III в. н.э. сохранились ограничения правоспособности только для латинов-вольноотпущенников, но и эта категория была упразднена Юстинианом.

Перегрины

Перегринами назывались все другие подданные Римского государства, не имевшие римского или латинского гражданства. Если в древнейшем Риме неграждане составляли категорию врагов (hostes), лишенных всяких прав, то со временем те неримляне, которым была сохранена свобода, стали называться перегринами. В публичном праве они были лишены каких бы то ни было прав, а в частном подчинены своему национальному праву. С развитием частно-торгового оборота для регулирования отношений между перегринами и римлянами, а также перегринов между собой претор перегринов с помощью юристов постепенно выработал ius gentium. Приобретение римского гражданства для перегринов было затруднено и предоставлялось Римским государством в награду за различные услуги.

Правовое положение вольноотпущенников и колонов.

Колоны

В период империи целый ряд причин (среди которых прекращение завоевательных войн, поставлявших рабов; большая смертность рабов; слабый естественный прирост) сделал невыгодной и неэффективной обработку земли рабами.

Труд рабов стал вытесняться колонами, которые брали в аренду мелкие участки земли за натуральный оброк (colonia partiaria), а иногда на условиях барщины. Представляя беднейшие слои населения, колоны попадают вначале в экономическую зависимость от землевладельцев, а затем и в юридическую. Целым рядом императорских конституций они прикрепляются к земле: в кадастрах в числе доходных статей земли стали указываться и жившие на ней колоны; в 322 г. предписывается принудительно возвращать колонов на самовольно оставленные ими земли; в 357 г. запрещается продажа земли без живших на ней колонов; владелец земли может виндицировать колона, оставившего землю (по образцу виндикации раба), мужчину в течение 30, а женщину - 20 лет.

К основаниям возникновения колоната Кодекс Юстиниана относит: рождение от родителей, из которых хотя бы один является колоном; соглашение между будущим колоном и землевладельцем; проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях колона; превращение в колонов трудоспособных лиц, занимающихся нищенством.

Прекращение колоната происходит по двум основаниям: приобретение колоном занимаемого участка в собственность и возведение колона в епископский сан.

Т.о, на смену рабству как основной форме эксплуатации в рабовладельческом Риме приходит колонат. Колоны представляли собой прообраз крепостных крестьян в феодальном обществе.

Вольноотпущенники – до Юстиниана становились гражданами (если владелец имел право владеть рабом по цивильному праву) или латинами (если владелец имел право владеть рабом по преторскому эдикту, т.е. купил его без манципации). При Юстиниане и далее вольноотпущенники – граждане.

Однако зависимость вольноотпущенника от отпустившего на волю (от «патрона»):

1)не имел права вызвать в суд,

2)обязан оказывать услуги патрону (пределы эксплуатации при этом только увеличивались, так что даже преторы ограничивали ее),

3)право на наследование имущества и алименты вольноотпущенника.

В разное время – ограничения для вольноотпущенников по вступлению в брак (сначала – с любым свободнорожденным, позже (до Юстиниана) – с лицом с сенаторским званием).

Libertini ограничивались в следующих правах:

1) публичные права: до Юстиниана вольноотпущенник не мог служить в римских войсках, быть сенатором, магистратом; начиная с I в. н. э. не имел права участвовать в народных собраниях;

2) частные права: ограничения касались возможности заключать брак со свободнорожденным, до Юстиниана это было невозможно;

3) вольноотпущенник оставался морально «должным» бывшему патрону, который имел право:

- на obsequim, почтительность вольноотпущенника в отношении патрона;

- на орегае, выполнение услуг для патрона (по существу моральная обязанность, но она обыкновенно подкреплялась Дом и превращалась в юридическую); Это часто приводило к эксплуатации вольноотпущенников бывшими хозяевами;

- на bona, т. е. патрону в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника.

 

Правовое положение рабов. Рабский пекулий.

Рабы – как орудия труда и скот; владелец может убить раба, права на законный брак нет.

Признание рабом:

1)по рождению от матери-рабыни (кто отец – не важно),

2)плен или захват чужеземца из страны, не имеющей Да с Римом.

3)продажа в рабство (древнейшая эпоха),

4)присуждение к смертной казни или к работе на рудниках.

Прекращение рабства – только отпущением на свободу (манумиссией).

Признание «пекулия» (ограниченной правоспособности раба: право лично обязываться, но приобретения – только для господина; право требования без права на иск и только по платежам после освобождения раба) – для удобства его эксплуатации.

Ряд типов требований по сделкам, заключенным рабом, автоматически переходили на господина в пределах стоимости имущества, выделенного рабу в управление (в пределах пекулия) плюс стоимости увеличения этого имущества рабом.

Если раб назначался выполнять определенные функции, то ограничение суммой пекулия не действовало в пределах назначенных хозяином функции (т.е. в этом случае ответственность хозяина – полная).

Иск по возмещению вреда, нанесенный рабом не-хозяину, предъявлялся к хозяину (либо с выплатой компенсации, либо с выдачей раба для отработки компенсации).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 397.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...