Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цивильное право и право народов. Преторское право. Дуализм РЧП.




В струтуре РЧП выделяют две основные системы – цивильное право (гражданская община) и преторское право.

Цивильное право – исторически первая система РП, основными источниками которой (начиная с Законов XII таблиц) и сенатус-консульты республиканского периода. Нормы ЦП, созданные в условиях патриархально-натурального хозяйства раннего периода древнеримской истории, со временем оказались не приспособлены к развивающемуся товарообороту, показали свою пробельность и неприменимость.

Признаки ЦП: 1)ритуализм правой формы (юр.-жреческая); 2)формализм.

                                       Ряд проявлений:

- Законы 12 таблиц устанавливают строго фиксированный перечень сделок, которые могли совершать члены общины, совершенно непредусмотренная сделка считалась юридически ничтожной и не порождает правовых последствий.   

- Строго фиксированный перечень исков. Гражданин мог получить иск, если нарушенное право предусматривалось законами 12 таблиц.

- Строго фиксированный перечень штрафов, имущественных санкций. В сфере Дной ответственности - размер взысканий ограничен реально причиненным ущербом.

- Все юр.значимые действия носят характер строгого обряда.

Со второй пол. доклассического периода Римское государство начинает экспансию в восточное Средиземноморье.

Ко 2 веку до н.э. Римляне составляли в своем государстве национальное меньшинство. Все свободное население делилось на две крупные категории: римляне и чужестранцы.

В этот период начала складываться 2-ая историческая система ЧП - «право народов».

«Право народов» представляло собой систему торговых обычаев и правовых норм, заимствованные римлянами из правовых систем покоренных государств.

Цель: предоставить перегринам минимум имущественных прав и регуляция частных отношений между ними. «Право Народов» более совершенная правовая система.

Принципы: 1)Юридическое равенство сторон; 2)Свобода Д; 3)Полное возмещение убытка.

Чтобы исправить ситуацию неприменимости цивильного права было призвано преторское право. Должность городского претора была учреждена в 367 г до н.э. Он имел полномочия по судебным делам, участниками которых были римские граждане, обладал правом издавать общ.обязательные эдикты и интердикты. Сам никого не судил, а назначал частного судью и поручал ему рассмотрение спора.

Помимо текущих, претор издавал эдикт на год, т.е. на весь срок полномочий. Новый претор обычно сохранял нормы предыдущего, дополняя их чем то своим. Т.о. сложился определенный правовой массив, переходящий из эдикта в эдикт.

Во 2 в юрист Юлиан выработал редакцию «постоянного преторского эдикта», которая в дальнейшем уже не менялась и вошла в историю как Юлианов эдикт.

Вместе с тем преторское право не отменяло цивильное. Последнее просто переставало действовать на практике, становилось «мертвым», в этом проявлялся дуализм РП.

Напр. наряду с институтом квиритской собственности (по цивильному праву) существовал институт бонитарной собственности (по преторскому праву).

Дуализм был преодолен к 212 г. н.э.- император Антоний Каракалла даровал всему свободному населению Римской Империи статус граждан.

 

Деление права на писанное и неписанное. Закон как источник права.

В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным и неписаным.

Писаное право — это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции.

Неписаное право — это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями; если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей им форму закона.

Источники римского права –формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.

Виды источников:

1)обычное право - общеобязательные правила, сложившиеся в результате их неоднократного использования, защищаемые гос-вом, но не зафиксированные в формальном акте.
2) Законы - решения народных собраний какого-либо вида – [определение] - курятного, трибутного, центариатного.

3) Сенатусконсульты - сенатские постановления.

4) Конституции императоров (появились после 27 г до н э с введением принципата) – [определение] - указ императора, решения по судебным делам.

5) Эдикты магистратов - специальные акты, в которых долж-е лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам.

6) Ответы юристов –мнение их по тому или иному вопросу применения права


Эдикты магистратов как источник права.

Постепенно, в связи с развитием новых экономических отношений, вызванных ростом товарного производства, товарообмена и банковских операций, Законы ХII таблиц стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами.

Римские судебные магистраты обладали правом издавать постановления для римских граждан и других жителей Римского государства.

Термин «эдикт» происходит от dico («говорю») и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата следующих видов:

1)постоянный эдикт издавался новым магистратом и объявлял о том, какие правила будут лежать в основе его деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких — нет (своеобразный план работы на определенный период);

2) разовый эдикт издавался по поводу решения какого-либо конкретного дела и по другим незапланированным поводам.

В дальнейшем эдикты стали приниматься в письменной форме. Они действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их. В начале II в. н. э. эдикты были объявлены вечными и неизменными.

Римский юрист Гай писал, что эдикты принимались:

1) преторами. Преторы были как городскими, ведавшими гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринскими, ведавшими гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами;

2) правителями провинций;

3) курульными эдилами, ведавшими гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях — соответственно квесторами).

Начиная с III в. до н.э. преторские эдикты помогали цивильному праву в удовлетворении новых потребностей общества, так как преторы выпускали постановления не в общем, а по конкретным искам. Претор руководил гражданским процессом, и мог выбирать для защиты только те иски, которые не были предусмотрены цивильным правом.

В результате правотворческой деятельности указанных магистратов значение преторских эдиктов расширялось и возникло ius honorem (от слова honores, почетные должности, т. е. право магистрасткое), называемое также ius praetorium - преторское право.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 653.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...