Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экспертная система (ЭС): назначение, структура и классификация.
Экономическая система (ЭС, Expert system ) — система искусственного интеллекта, включающая знания об определенной слабо структурированной и трудно формализуемой узкой предметной области и способная предлагать и объяснять пользователю разумные решения. классификация Назначение: Общего назначения Специализированные (проблемно-ориентированные для задач диагностики, проектирования, прогнозирования, предметно-ориентированные для специфических задач, например, контроля ситуаций на атомных электростанциях) Степень зависимости от внешней среды: Статические (независящие от внешней среды) Динамические (учитывающие динамику внешней среды и предназначенные для решения задач в реальном времени) Изолированные Тип использования: ЭС на входе/выходе других систем Гибридные (интегрированные с базами данных и другими программными продуктами) Исследовательские образцы (разработанные за 1—2 месяца с минимальной БЗ) Стадии создания Демонстрационные (разработанные за 2—4 месяца на языке типа LISP, PROLOG, CLIPS и др.) Промышленные (разработанные за 4—8 месяцев на языке типа CLIPS с полной БЗ) Коммерческие (разработанные за 1,5—2 года на языке типа С++, Java с полной БЗ) Структура База знаний — содержит факты и правила. Факты представляют собой краткосрочную информацию (они могут изменяться, например, в ходе консультации). Правила представляют более долговременную информацию о том, как порождать новые факты или гипотезы из того, что сейчас известно. База знаний активно пополняется новой и недостающей информацией. Подсистема логического вывода (машина логического вывода), используя исходные данные из рабочей памяти (БД) и базы знаний (БЗ), формирует последовательность правил, которая приводит к решению задачи. Различают прямую и обратную цепочки рассуждений. Прямая цепочка — это цепочка, которая ведет от данных к гипотезам, при этом в процессе диалога до получения ответа может быть задано неограниченное количество вопросов. Обратная цепочка рассуждений является попыткой найти данные для доказательства или опровержения некоторой гипотезы. На практи- 180 ко в чистом виде не встречается ни одна из рассмотренных цопочек рассуждений. Объясняется это неоднозначностью данных, используемых при рассуждениях. Компонент приобретения знаний (редактор знаний) автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, источником которых является эксперт (группа экспертов). Объяснительный компонент разъясняет пользователю, как система получила решение задачи (или почему она не получила решение) и какие знания при этом использовала, что повышает доверие пользователя к полученному результату. Диалоговый компонент (интерфейс пользователя) ориентирован на организацию дружественного общения с пользователем в ходе решения задач, в процессе приобретения знаний и объяснения результатов работы. База данных (БД) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи. Статические ЭС используются в приложениях, где можно не учитывать изменения, происходящие за время решения задачи.
Система поддержки принятия решений (СППР): назначение, структура и классификация. СППР- это человеко-машинные системы, которые позволяют лицам, принимающим решения, использовать данные, знания, объективные и субъективные модели для анализа и решения слабоструктуризированных проблем. СППР обладают следующими основными характеристиками: • используют и данные, и модели; • помогают менеджерам при решении слабоструктурированных и неструктурированных задач; • поддерживают, а не заменяют выработку решений менеджерами; • улучшают эффективность решений. Исследователи по-разному определяют архитектуру СППР, чаще всего выделяются следующие компоненты: система управления данными, система управления моделями, машина знаний, интерфейс пользователя и пользователи. Процесс принятия решения включает: 1. Сбор данных. 2. Распознавание проблемы. 3. Формулировка концептуальной модели. 4. Формулировка эмпирической модели. 5. Верификация. 6. Анализ. 7. Поиск допустимых решений. 8. Проверка правильности (обоснованности) решения. 9. Генерация решения. 10. Выполнение. Классификация СППР по уровням Пользовательский : Пассивные(Помогают процессу принятия решения, не обеспечивают выбор окончательного решения) Активные(Могут сделать выбор окончательного решения) Кооперативные(Позволяют ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой и посылать изменения в систему для проверки, которая вносит коррективы и посылает их ЛПР, процесс продолжается до получения согласованного решения) Концептуальный: Управляемые: сообщениями(Поддерживают группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи) данными (Ориентированы на работу с данными, доступ и манипуляцию данными) документами(Осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией в различных форматах) знаниями(Обеспечивают решение задачи в виде фактов, правил, процедур) моделями(Доступ и манипуляция моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными) Технический СППР предприятия(Обслуживают многих менеджеров предприятия, подключаются к большим хранилищам информации) Настольные СППР(Малая система, обслуживающая локального пользователя)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 472. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |