Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выдел-ся 5 продуктивных классов: 1) а – ай, 2) е – ей, 3) ова (ева) – уй, 4) и – согл. зв., 5) ну – н.




Гл 5 кл – гл. сов.вид. + гнуть, льнуть, тонуть, тянуть.

Непрод. кл – все ост. гл. Шанский выд-л 16. Их число сокращ. из-за влияния Гл. прод.кл.: мурлычат – мурлыкают. Ранее отн-ся к непрод., сейчас 1 прод.

Изолир.группа – быть, дать, создать, есть, бежать, реветь, хотеть, ошибиться, ехать, кот. не совп. с соотн-ием основ непр. кл

В СРЯ сущ-ют такие суф-сы Инф: ти, ть, чь. До 14 в все Гл в инф. ок-сь на ти. С 14 в. произошла редукция конечн. гласн и ти→ть, но в РЯ сохр-сь группа Гл на ти: везти, плести. Есть группа на чь, кот. истор-ки восх. к ти: беречь←берегти; печь←пекти. (чь обр-сь в рез-те упрощ. групп согл.)

КАТЕГОРИЯ ВИДА И ЛИЦА.

КВ – выраж. отнош. действия к внутр. пределу. Присуща всем гл. Гл сов. и несов. в. % на многократн. (несов) – обозн-ют повтор-ть, многокр-ть д-ия (покачивать) и однокр. (сов.в.) – мгнов. д-ие (отпрыгнуть). Осн. грам. разл. видов кас. зн-ний и форм t: 1) Гл несов.в. им. наст, буд, прош. t; Гл сов.в. – буд. и прош.; 2) гл. несов. в. в буд. t им. сложн. форму, Гл сов.в. - прост.; 3) Г несов. в. обр-ют действ. и страд. Пч наст. t, Гл сов.в. - не образ. Исходной формой обр-ния видов явл. Гл несов.в. Гл сов.в. образ. от гл. несов. в. путем + приставок, суф.: печь – испечь, прыгать – прыгнуть. Менее продукт. явл. 1) противопост. суф. а(я)→е(и) (запирать – запереть); 2) перемещ. удар. (рассыпать – рассыпать). Для Гл хар-ны супл. формы: брать – взять, говорить – сказать. Если при образ. гл. 1 вида от гл. др. вида присоед. аффиксов не ведет к изм. знач., то они сост. соотнос. вид. пары.

Не все Гл образ. вид. пары. В РЯ есть одновид. и двувид. Одновид. – гл., им. лишь 1 вид. След. разл. абсолютн. одновид-ть (гл, кот. даже приблиз-но не им. вид. пары: очнуться); относит. одновид-ть (гл, не им. точной вид. пары: жить). Двувид. - гл., кот. в контексте м/уп-ся как гл и сов. в., и несов.в.: на - овать, - фицировать: электрофицировать, гл. книж.хар-ра: исследовать; женить, велить, казнить.

КЛ выр-ет отнош. д-ия к S, кот. устан-ся говорящим лицом. S м/б: сам гов-щий (1 л), собеседник (2 л.), лицо/предмет, не уч-щий в речи (3 л). Для выр-ия КЛ сущ. 2 способа: синтет. (при пом. личн. оконч.); аналит. (при пом-щи мест).

Форма 1 л ед.ч. обозн. д-ие гов-го, 1 л мн.ч. – совм. д-ие гов-го с др. лицом/ми, м/уп-ся в переносн. зн-ии, в поговорках, посл. (что имеем – не храним, потерявши плачем), м/уп. вместо формы 2 л. ед.ч. (Как живем?). 2 л. ед.ч об-ет д-ие собеседника, обобщ.-личн. зн-ие (Любишь кататься, люби и саночки возить) 2 л. мн.ч. выр-ет д-ие собеседника (Верьте, ваш день придет), уп-ся как форма вежливости, обобщенно-личн. зн-ие (что вы делаете, папаша). 3л. ед.ч. обозн-ет S, не уч-щий в речи. 3 л. мн.ч. м. им. опр.-личн. зн-ие (визжали и хлопали двери), обобщ. личн. (снявши голову, по волосам не плачут). Не все Гл им полн. набор форм лица: светать, чернеть – отсутств. 1,2 л. бузить – отс. 1л., т.к. совп. с формами Гл. будить.

Спряжение – в узк. – изм-ие по л. и ч. В шир. – охват. все грам. формы Гл.: л., ч., р., зал., вид… К 2 спр. все гл на ить, кроме брить, стелить, зиждиться + 11 гл. Ост. – 1 спр.

Разноспрягаемые – Гл., кот. им. ок. 1 и 2 спр. (бежать, хотеть). Особо спряг. дать , есть

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ.

Ученые видят связь м/у яз. и мышл.: Э.Кант, В.фонГумб., Ф.деСоссюр. Говорят, что яз+мышление=сложное единство. Соссюр: «в яз. нельзя отделить ни мысль от звука, ни зв. от мысли». Реформатск.: «без яз. не м/б и мышл.». Др. уч (Ал.Ник.Леонтьев,Б.Алксанд.Серебрянников,Ник.Ив.Жинкин) не призн.связь м/у яз.и мышл.: мысль м/сущ-ть без участия яз. Третьи (Фед.Ив.Буслаев) отожд. яз.и мышл., не разл. их.

Будучи орудием закрепл., передачи и хранения инф-ции, яз. оказ. тенейш. образом связ. с мышл., со всей дух. деят-тью людей, напр. на познание объект-но сущ-го мира, на его отображ. в чел. созн. Вместе с тем, образуя теснейш. диалект. ед-во, яз. и мышл. не сост-т тожд-ва: они разн., хотя и вз/связ. явл., их области пересек-ся, но не совпад. полностью. Так же, как и общение, мышл. м/б вербальн.и неверб. Неверб. мышл. осущ. с пом. нагл-чувств. образов. Так, неверб. явл. мыслит. деят-ть при реш. творч. задач техн. хар-ра (н-р, связ-х с пространств. координацией и движ-ем частей мех-зма). Реш-е подобн. задач обычно не протекает в формах внутр. (и тем более внеш.) речи. Это — особ., «технич.», или «инженерн.», мышл-е. Близко к этому мышл. шахматиста. Особый тип наглядно-образ-го мышл. хар-рен для тв-ва живописца, скульптора, композитора. Верб. мышл-е протекает в формах, устан-ся в яз., т. е. осущ-ся в процессах внутр. или (при «размышл. вслух») внешн. речи. М/сказ., что яз. опр. образом организует знания чел. о мире, расчлен. и закрепл. эти знания и передает их послед. покол-ям.

гипотеза ЛингвистиЧеской относительности (от лат. lingua — язык) — гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа об обусловленности восприятия и мышления стр-ми яз. Согласно гипотезе, яз. навыки и нормы бессознательно опр-ют образы («картины») мира, присущие носителям того или иного яз. В соотв. с гипотезой не реальность опр-ет яз., на кот. о ней говорят, а наоборот, наш яз. всякий раз по-новому членит реальность. Реальность опосредована яз. В соотв. с их предст., яз. и образ мышл. нар. взаимосвяз. Овладевая яз., его носитель усваивает и опр. отнош. к миру и видит его под углом зрения, "навязанным" стр-ми яз., принимает картину мира, отраж. в родном яз. Те или иные яз. конструкции и словарные связки, действуя на бессознат. уровне, привод. к созд. типичной картины мира, кот. присуща носителям данного яз. и кот. выступ. в кач-ве схемы для обощ. индивид. опыта.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ ЯЗЫКОВ.

Изучение лингвистами систем яз-в в целом и их отд-х микросистем в част-ти привело к разв-ю различ.мет.изуч.яз. Порой од.и т.же мет.тракт-ся по-разн.неск-ми учеными. Т.о., метод - это опред.подход к яз., опр.путь позн-я его стр-ры.

Различается: 1) общая фсфская методология: - изуч-т познаваемость мира, материальную природу всего сущ-го, законы единства и борьбы протвоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количест.изменений в качественные.

Общенаучная мет-гия – изуч.методы и пр-пы, применяемые в науке вообще – индукция (от част.к общему, дедукция (от общ.к част.), наблюдение, описание, эксперимент.

3) частно лингвистическая мет-гия:

А)Сравн.-ист.метод изучения и описания языка.

Задолго до 19в.б.замечено сходство некоторых языков.В нач.19в - торжество идей ист.развития любого явления,знаком-во с санскритом,романтическ.стремление проникн.в глубь истории своего народа и яз.Для этого метода сравнение стало средством систематизации яз.мат-ла,ист.подход к яз.стал главным пр-пом иссл-я.С открытием срав.-ист.метода яз/знание заняло самост.место.История срав-ист.изучения дел.на 4 осн.периода: 1) от зарождения срав.-ист.яз/зн.до формирования взглядов младограм.школы (первая четв.XIX – 1870г.) 2) период госп-ва младограм.воззрений (70-90ггXIXв) 3) от младогр-ков до Соссюра (кон. XIXв – 20лет XXв) 4) от распростр-я идей Соссюра до нашего времени.

Этот метод изучает языки в диахроническом аспекте: установл.отношения родства языков в ист.плане; выявление схожд.и расхожд.в использовании яз.ср-в различ.яз-ми; получение материала для лингвистич. тип-гии. Предмет иссл-я компаративистики – генетически родств. языки. Одной из задач срав.яз/зн.явл. сравнит. изуч-е стр-ры или строя различ.яз..

Б)Сопоставительный метод базир-ся на синхронии, старается установить различное, присущ.кажд.яз.в отд-ти. А.А.Реформацкий выдвигает несколько тезисов, характеризующих сопост.мет.: идиоматичность языков, системность в отнош-ии и кажд.яруса яз.стр-ры, и всего языка в целом; опора сопост-ия - в определении того разного, что пронизывает сопоставление своего языка и языка чужого.

В)Описательный метод изучения языка – “это система научно-исследоват. приемов, применяемых для хар-ки явлений языка на данном этапе развития; это метод синхронного анализа’’ (В.И.Кодухов) Он располагает рядом приемов лингвистич.ан-за: прем лингв.набл-я, эксперимента, лингв.сравн-ия и др. Это самый древний и в то же время актуальный метод лингв.ан-за. Древнейш. кит., инд.и греч.грам-ки б. преимущест.описат-ми.

МЕТОД - путь, способ, прием теоретич.иссл-ия или практич.осущ-ия чего-н. Главн. виды логическ.и науч. М.: ан-з, синтез, индукция, дедукция. М. описат., умозрит., диалектич., сравнит.и др. Это совок-ть приёмов или операций практич.или теор.освоения дейст-ти. МЕТОДИКА – совок-ть форм, методов и приемов, сис-ма правил, излож-ие мет.обуч-я чему-н. ПРИЕМ – сп-б, образ действий при выполнении чего-н. МЕТОДОЛОГИЯ-учение о мет.и ср-вах деят-ти, сис-ма общ.пр-пов, подходов и мет., сост-щих основу для данной науки. Это совокупность познават.ср-в, методов, приемов, используемых в какой-л. науке










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...