Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и критерии их классификации.




Движение-способ сущ. материи, ее всеобщий атрибут, проявляющ. в непрерывном взаимод. и изменении материальных образований. Выделяют основные, специфические и общие формы движения материи. Критериями их классификации явл. след. признаки: 1)наличие специф. материального носителя, т.е. соотнесенность с опред. уровнем организации неорга­нической, живой или соц.материи;2)наличие специф.или системы специф. взаимодей-ий м/д объектами,образующими опред.уровень организации материи;3)наличие относительно замкнутой системы з-ов,уп­равляющих специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь высших форм движения с предшес­твующими(высшая форма движения возникла на основе пред­шествующей и ее законы не противоречат законам последней); 5)несводимость высших форм движения к предшествую­щим(лежащие в основе предшествующих форм движения вза­имодей-я и управляющие ими законы не охватывают всего содержания взаимодей-й и з-ов,присущих высшим формам движения).На основе отмеченных критериев выделяют 5 основных форм движения материи:механическую-пространственное перемещение любых материальных образований, представляющее собой внеш.форму специф.материальных процессов;физическую-охватывает взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на субмикроэлементарном, микроэлементарном,ядерном и атомном уровнях.Особо выделяются процессы кристаллизации,смены агрегат­ных состояний вещества, движения в газах, жидкостях и телах и другие, носителями к-ых являются молекулы;химическую-вкл.:процессы взаимодей-я и изме­нения материальных образований на атомном и молекулярном уровнях (химические реакции-процес­сы взаимодей-я атомов и молекул).Носителями хим.формы движения являются также ионы, радикалы,макромолекулы и др.комплексные соединения; биологическую-взаимодей-я и сопутствующие им из­менения объектов, образующих уровни организации живой ма­терии.Это процессы обмена вещ-в в организмах, их самовос­произведения и приспособляемости,образования и изменения видов и биоценозов;социальную-вкл.:процессы взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения их структуры и фун­кций в рамках общ-ва как целостной системы.Специфические формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответ­ствуют уровням организации материи.В их сов-сти вы­деляют микроэлементарную, внутриядерную, внутриатомную, молекулярную, планетарную, внутризвездную, галактическую и др.Общие формы движения материи,к числу к-ых относят механическую, тепловую, кибернети­ческую, гравитационную и электромагнитную, -общий способ бытия, общий тип функционирования ма­териальных систем. Неразрывная связь движения с материей-важн. хар-ка как движения(оно,как и материя,неуничто­жимо),так и материи(движение-способ существования ма­терии).К важн.хар-кам движения относятся также его абсолютность и противоречивость.Движение противоречиво,поск-ку оно-ед-во изменчивости и стабильности (покоя), непрерывности и прерывности,абсолют­ного и относительного.Оно абсолютно, поск-ку стабильность (покой)невозможна во всех формах движения одновременно, имея место в одной из них, она устраняется совокупным движе­нием материи.

 

28 Диалектика как система принципов, законов и категорий, ее исторические формы и альтернативы. Д.-учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Понятие диалектики родилось в античной культуре и означало<вести беседу>.Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения и согласования различных противопо-ложных точек зрения. Элементы диалектики содержатся уже в фил. учениях в Др.Китае,Индии, Греции.Гераклит представлял мир как огонь мерами возгорающий мерами затухающий или как поток реки,в к-ый нельзя войти дважды. Всё в мире развивается, все явления взаимосвязаны между собой. У греч. философов преобладала идея круговорота: всё в мире подвержено циклическим возвратным изменениям, главенствует идея о <золотом веке>. В христианской фил. истории возникает представление о временной направлен-ности(у Августина).Это положило начало пониманию развития как качественных изменений. Важный шаг к идее развития мира внёс Декарт. Бог создал мир и дал ему импульс развития. Декарт не распространял развитие на общество.Эпоха буржуазных революций пробудила интерес к истории. Французские просве-тители Вольтер, Руссо выдвинули идеи исторического развития. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе. В немецкой классической Ф. диалектика предстала в виде стройной теоретиче­ской модели. Её развивали Кант, Гегель. Кант применил понятие развития к Солнечной системе. Поставил вопрос о развитии нравственности. Гегель разработал с позиции объективного идеализма целостную концепцию развития и прежде всего исторического развития человечества.Осн.принципы Д.-всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взамовлиянии частей. П.детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развива-ются и уничтожаются закономерно,в рез-те действия опред.причин, обусловлены ими.В марксизме Д.вы-ступает как учение о всеобщих связях,о наиболее общих законах развития бытия и мышления.Мате-риалистич.Д. выражается в системе филос. категорий и законов. Главные законы:1)превращение количества в качество, 2)взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности(единство и борьба противоположно-стей),3)развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений,процессов.Категории. Единичное хар-ет отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки.Явление внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета.Содержание-сов-сть различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.Форма-принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие. Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)в системе его связей и отношений с другими предметами.Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера-диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок-переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое  (в рез-те превышения меры).Категории системного исследо-вания: система- упорядоченное мн-во взаимо-связанных эл-тов, обладающее структурой и организацией;эл-т- неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура-относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

 

29. Основные законы диалектики, их мировоззренческое и методологическое значение. З-н диалектики-форма фил.зн-я,выражающая все-общую связь явлений природы,общ-ва и мышления, обуславливающие их развитие.З-ны диалектики внутренне связаны м/д собой.В реальном мире они дей-ют в системе целостного механизма развития.Ге- гелем были сформулированиы 3 осн.з-на:з-н ед-ва и борьбы противоположностей (расскрывает хар-р ис-точника развития);з-н взаимного перехода качеств.и колич.изменей(представления о форме,в к-ой осущ-ется процесс развития);з-н отрицания отрицания(ме-ханизмы преемственности и цикличности развития). 1.З-н ед-ва и борьбы противоположностей.Этот з-н наз.ядром диалектики: он объясняет источник разви-тия,движущие силы развития. В основе всякого само-развития лежит ед-во и борьба противоположностей. Этот з-н раскрывается через след. категории:-Тожде-ства,-Различие,-Противоположность,-Противоречие,-Ед-во и борьба.Тождество-равенство явления самому себе,момент устойчивости явлений.Различие-момент изменчивости явлений.Тождество и различие диалект. хар-ки любого изменяющего­ся предмета. Диалект. противоположности-такие стороны,тенденции цело-стного изменяющегося предмета,процесса,кот.однов-ременно искл-ет и взаимно предполагают друг друга. Диалект. противоречие- сложное взаимоотн-е м/у про-тивоположностями. Диалект. противоречия не лежат на поверхности явлений,а связаны с глубинной сутью предмета. Ступени развития и разрешения противоре-чия:1)Тождество2)Несущественное различие 3)Существенное различие.4)Конфликт.5)Неизбежное разрешение противоречий и возникновение новых противопо-ложностей. Противоречие не сущ. как пара замкнутых противоположностей, а рассм-ется в контексте разл. взаимосвязей. Они присущи всем предметам и явле-ниям и определяют их бытие от возникновения до уничтожения. Ед-во противоположностей условно, временно, относительно преходяще, борьба абсолютна. Новое возникает в рез-те борьбы. Противоречия бы-вают внутр.и внеш.,основные и не основные,в общ-ве антагонистические и неантагонистиче­ские. Антаго-нист .противоречия-противоречия м/д соц.группами с непримиримыми интересами. 2.З-н перехода кол-веных и качественных изменений.Мир многообразен. Это мн-во предметов с разл.св-вами.Св-во-сторона предмета,обуславливающая его сходство и различие с др.предметами,проявляющаяся во взаимодей-и с ни-ми.Св-ва вещей объективны.Специф.св-ва вещей-при-знаки. Неотъемлемые-атрибут. Кач-во внутр.опреде-ленность предмета, проявляющаяся в целостной хар-ке его сущест­в.св-в при взаимодей-и его с др,предме-тами.При утрате кач-ной определенности предмет перестает быть самим собой.Кол-во-фил.категория, выражающая такую определенность пр-та,кот.хар-ет его с т-ки зрения числа,величины,объема,темпа про-текания процессов.К-во-кач-во в его пространствен-но-временном аспекте. Не сущ,отдельно кач-во и кол-во.Мера-диалект.ед-во кач-ва и кол-ва или такой ин-тервал кол-нных изменений,в пределах кот.сохраняет-ся кач-ная определенность предмета.Суть з-н:посте-пенные кол-ные изменения, постоянно совершающие-ся в предметах,но до поры до времени не меняющие его осн.черт при достижении границ меры приводят к кач-ным изменениям.Не кол-во переходит в кач-во,а одно кач-во-в др.кач-во путем кол-ных изменений. Происх.нарушение старой меры и установление но-вой. З-н носит всеобщий универс.хар-р,раскрывает многокачественность мира и механизм развития.Пе- реход от одного кач-ва к др.происх в рез-те наруше-ния меры,в виде скачка.Скачки бывают взрывные(с ярко выр.границей перехода от одн.кач-ва к др.),по-степенные.Понятие скачка относительное.Необх. учитывать, относит-но чего рассм-ется скачок,уч. масштаб кач-го изменения. 3.З-н отрицания отрица-ния.Всякая конечная сис-ма развивается на основе ед-в и борьбы противопо­ложностей и проходит ряд внут-рене связанных этапов.Предыдущий этап развития от-рицается по след.этапам.В тоже время сущ.преемст-венность развития,связь м/д тапами.Ед-во преемст-венности и поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания.Отрицание-необхо-димый момент всякого развития.Отрицаемое явление не м.б.абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи.Различа-ют 3вида отрицания: 1)Формальнологическое2) Метафизическое. Его источник-внеш. источник,а не ед-во и борьба противоположностей. 3)Диалектич.отрицание, кот.разворачивается на основе ед-ва и борьбы противоположностей.Две разновидности диалектического отрицания:1)Конструктивная,с преобладанием сози-дательных моментов.2)Деструктивная, с преобладанием разрушит. момента. Структура отрицания:1)Те-зис (исходное положение); 2)Антитезис(самоотрицание исходного положения); 3)Синтез(возврат к исходному положению на новой стадии развития с удержанием положительного).Развитие спиралевидно. Спиралевидность развития-ед-во преемственности поступате-льности и направленности.Развитие не возможно понять либо как сугубо прогрессивное или регрессив-ное.Развитие-всегда ед-во прогресса и регрес-са.Прогресс-развитие от простого к сложно-му,регресс-наоборот.

 

30. Философские категории, выражающие целостность и структурную организованность бытия (единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма).В практ.воздей-я на мир чел сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами.Ни общее,ни единичное не обладают самостоятельным существ-ем,они не сущ-ют «как таковые».Самостоятельно сущ-ют отд.предметы, явления,процессы.Общее же и единичное сущ-ют лишь в отдельном.всякое отдельное представляет собой единство противоположностей.В одно и тоже время оно и единичное и общее.Единичное схватывает неповторимые черты отдельного,а общее отражает то,что повторяется и в др.материальных образованиях.При опред.усл-ях развития отдельного единичное может становится общим,общее-единичным(мода).чтобы составить себе более полное полное представление о том или ином объекте,надо установить не только то,что у него явл.общим с др.мате-риальными образованиями,но и то,что отличает его от др.матер.образ-й.В процессе позн-я мы ищем общее м/д иследуемыми и уже изученными явлениями,а затем пере-ходим к поиску единичного.Единичное и общее взаимос-вязаны м/д собой и связь выражается категорией особенного.Особенное-такие общие черты,свойственные индивид.предмету,к-ые отличают его от нек-ых др.пред-метов.Часть и целое-фил.категории,отражающие отн-е м/д сторонами отд. предмета. Люб.предмет состоит из частей. Целое не сводится к сумме его частей.Оно вкл.и способ соединения этих частей,их взаимосвязи и мн.др.Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому,что они возникают и сущ-ют только в единой системе.Мировое целое-целое,составленное из частей,а не целое,разделенное на части.Первичное-части,а не целое.Таким мир сформировался в нашем созн-и,таким он остается в нем до сих пор.Целое-исходный пункт теорет.анализа именно потому,что оно представляет собой ту форму,поср-вом к-ой осущ-ется проникновение в сущ-ть вещей. Категории «целое» и «часть» сходны и взаи-мосвязаны с понятиями «система», «структура», «элемент». Система(от гр.составленное из частей,целое)-сов-ть эле-ментов,находящихся в отн-ях и связях друг с другом, к-ая образует опред.целостность,ед-во. Структура (отлат.стро-ение,порядок)-сов-ть устойчивых связей объекта, обеспе-чивающих его целостность и тождественность самому се-бе,т.е.сохранение осн.св-в при различных внеш.и внутр. Изменениях. Элемент-(лат.стихия,первонач.вещ-во)-поня-тие, означающее превич. частицы,простейшие звенья сис-темы,из конбинаций к-ых она складывается.Системы делят на целостные(связи м/д элементами прочнее,чем связи этих элементов со средой) и суммативные(связи одного порядка). Различают динамические системы(изме-няющиеся с теч.времени) и статические;открытые(обмени-вающиеся с окруж. средой вещ-ом,инфой)и закрытые;са-моорганизующиеся (их изменения происходят автом-ки)и неорганизованные и т.д. Категория, охватывающая сов-ть всех компонентов вещи, явления, процесса, их взаимодей-й и измененийназывается содержанием. Вкл.: внутренее и внешнее взаимодей-я.Форма-органиация устойчивых связей м/д компонентами содержания. Люб.система всегда имеет как форму,так и содержание.Нет бессодержательной формы и неоформленного содержания. Находясь во взаимосвязи,форма и содержание выражают противопо-ложные стремления предмета. Содержание стремится к изменчивости,форма-к постаянству. Содержание опреде-ляет форму,но и форма активно влияет на содержание. Категории имеют мировоззренческое значение, т.к. отра-жают объект. мир,раскрывают его сущность 

.Философские категории, выражающие основные типы детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность). Кате­гории — это основное средство выражения философского знания, отражающее наиболее общие свойства и отношения реальности и задающее фундаментальные способы ее фрагментации и синтеза. Причина — философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, на­зываемое следствием.

Следствие — философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причи­ной.

Причинное основание — это со­вокупность всех обстоятельств, при которых наступает след­ствие. Оно включает следующие элементы:

собственно причины как явления, порождающие или из­меняющие другие явления;

условия — обстановка, в которой осуществляются причин­но-следственные связи;

повод — обстоятельство, приближающее начало причин­но-следственного взаимодействия; стимулы — обстоятельства, ускоряющие порождение следст­вия.

Необходимость — философская категория, выражающая устойчивую регулярную связь явлений (смена времён года).

Случайность — философская катего­рия, выражающая связь явлений, не обладающую четко обоз­наченной регулярностью и устойчивостью. (ДТП).

Необходимость — это неотвратимость, обязательность осу­ществления связей (наступления определенных событий) в строго определенном "однозначном" варианте, случайность — подвижность, непохожесть вариантов связи.

Возможность — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), еще не ставшие наличным бы­тием, но предпосылки возникновения которых уже имеются в действительности.

Действительность — философская категория, обознача­ющая реально существующие предметы, явления, процессы

Таким образом, возможность и действительность не исклю­чают, а предполагают одна другую. выделяют несколько видов возможностей: формальную, которая может мыслиться непротиворечиво, без нарушения законов формальной логики, но при этом проти­воречит известным на данное время законам реального мира и всецело коррелирует с миром воображаемым (это представле­ния о сверхъестественных силах и превращениях.); абстрактную, которая не противоречит известным на данное время законам реальности, но для ее превращения в действительность нет соответствующих условий (например, для Республики Беларусь имеется абстрактная возможность обеспечить уровень жизни населения, превышающий данный показатель во Франции, но для этого пока нет соответствую­щих условий); реальную, осуществление которой согласуется с известны­ми на данное время законами реального мира, а необходимые для этого условия уже возникли или находятся в процессе ста­новления (так, реальной возможностью является включение в единое информационное пространство всех стран и обеспечение доступа каждого человека к банкам данных, более экономное и сбалансированное потребление природных ресурсов, повыше­ние коэффициента их полезного потребления).Содержание категорий "возможность" и "действительность" определяет общие принципы прогнозных оценок реальных процессов, ориентирует на взвешенный подход в выборе нап­равлений преобразующей предметно-практической деятельности, в определении характера и пределов риска в экономике и политике, природопользовании, испытании возможностей человека.

 

 

 

31.Пространство и время. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки. То или иное понимание прост-ва и времени складывается в зависимости от хар-ра взаимодей-я материи и движения, движения и покоя.Демокрит:вводит понятие пустого прост-ва для движения атомов как необходимого объективного усл-я;прост-во Демокрита бесконечно и однородно,оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения;вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассм-лись в кач-ве усл-й и при-чины её движения. Такой подход к пониманию прост-ва и времени был хар-н для мн.материалистов Др.Греции. Идеалисты:Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное. Аристотель: отвергал существо-вание пустого, однородного и бесконечного прост-ва.Оно у Аристотеля неоднородно и конечно.Время выражает число движений и течет равномерно.Ньютон:у него абсолютное прост-во было демакритовой пустотой,оно неподвижно, однородно, непрерывно,бесконечно,трехмер-ное вместилище всех материальных тел и их движений. Время-чистое, однородное, равномерное, непрерывное, вечная и неизменная длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через наст.к будущему и поэтому одномерно.Прост-во и время не от чего не зависят.Такое понимание прост-ва и времени было хар-но для Лейбница, Декарта и др.Лейбниц:ни пустоты,ни чистой длительности,как самостоятельных начал бытия,-нет.Прост-во-порядок взаиморасположения тел,а время-порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел,т.е.прост-во и время у него зависят от простейших субстанций,монад,к-ые активны,абладают движением,наделены способностью самодвижения.В тесных рамках идеализма,но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель:он считал,что только в движении прост-во и время действительны,они неразделимы и определяют друг друга как ед-во противоположностей.Диалектика прост-ва,времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божеств.духа.Субъективные идеалисты:Беркли,Юм,Кант, отчасти Мах.Кант:считал прост-во и время в качестве априорных,доопытных и врожденных св-в чел.созн-я как чистые формы созерцания,благодаря к-ым чел воспри-нимает явления внеш.мира в прост-ве и во времени.Кант считает,что тела представляются нам как имевшие опред.геометрическую форму,протяженность,потому что так устроено созн-е чела.Мах:прост-во и время-упорядо-ченные ряды ощущений. Диалектический материализм: прост-во и время-форы или способы существования материи.Св-ва прост-ва и времени.1.Общие св-ва:1). объективность;2).абсолютность–движение, как и прост-во и время,носит всеобщий хар-р;3).относительность–содер-жанием прост-ва и времени является движущаяся материя,поэтому прост-во и время меняются в разл.частях света,на разных уровнях, в движущейся мате-рии;4).бесконечность–понимается в смысле бесконечно-сти всеобщности бытия.2.Специфические св-ва:1).непре-рывность и прерывность–св-во связано с движением прост-ва и время прерывно,поск-ку в движении осущет-ся переход от одних пространственно-временных струк-тур к другим;2).мерность–пространственно-временные отн-я м.б.описаны при помощи 3х пространственных отн-й и одного временного отн-я; существует понятие n-мерного прост-ва, т.е.добавляются др. хар-ки: t,p.3).Время одномерно–т.е.оно необратимо,это св-во обусловлено хар-ом причинно-следственных отн-й.Прост-во-когда любой объект занимает место,т.е.обладает протяженно-стью,находится на каком-то расстоянии от др.объектов, т.е.взаимодей-ет с ними и обладает определенной кон-фигурацией.Время–1)длительность явления;2)следова-ние сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.

 

32. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Проблема коэволюции природы и общества. В предельно широком, философском смысле категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как все сущее, включая и самого человека. В этом смысле категория «природа» соизмерима с понятиями «материя», «Универсум», «мир» - предельно широкими философскими категориями. Рассмотренная в таком значении, категория «природа» соответствует латинскому термину «natura». Отсюда и название философских знаний о природе – натурфилософия. В контексте этого типа знаний природа включает в себя все формы проявления материального мира: неживую природу, живую природу и общество. Понимаемая в более узком смысле, природа – неживая и живая - является основным объектом изучения естествознания. В этом измерении она противопоставлена обществу, а в соответствии с канонами классической философии – и человеку. Как объект естествознания, природа соответствует греческому термину «physis», что означает рожденное, а не сотворенное кем-либо. Сужая и конкретизируя далее содержание понятия «природа», следует указать на ее значение как совокупности условий и предпосылок существования человека и общества. В этом смысле часто используется интерпретация природы как среды обитания. С момента своего формирования совокупность философских знаний о природе оформляется в виде специального раздела философских знаний - натурфилософии. Большое значение натурфилософия приобрела в эпоху Возрождения и Нового времени в силу роста исследовательского интереса к природе. В Новое время природа оказывается в центре философских и научных исследований.Общим основанием изучения природы в современном естествознании становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая научные представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни. В ходе эволюции ослабевает непосредственная зависимость социума от природы, ибо человек повышает свою защищенность от ее стихийных сил. Зато опосредованная зависимость, в связи с углублением контактов между обществом и природой, усилива­ется. Общество выступает как более активная сила этого проти­воречия.Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.

1. Природа - необходимая предпосылка возникновения и су­ществования человека, составная часть причин функционирова­ния и развития общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии у имеющихся у земной поверхности веществ ежегодно образуется около 180 млрд тонн биомассы и около 300 млрд тонн кислорода, без которых не­возможна жизнь человека. Природа является естественной кла­довой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы, присоединенные к человеческим, многократно их усиливают.

Воздействие общества на природу целенаправленно, универ­сально и динамично, осуществляется через практическую дея­тельность людей.

2. Расширяются пространственные границы освоения приро­ды человеком. Достигнут планетарный характер производствен­но-хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний кос­мос и использует его в своих целях. Происходит также дальней­шее изучение и освоение природы "вглубь", открытие и исполь­зование новых элементов, ранее неизвестных свойств и законов природы. Широко применяются полимеры, ядерные превраще­ния, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.

Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождество общества и природы, перешедшее в различие. В клас­совом обществе различие переросло в противоположность. По­требительское отношение к природе при капитализме, особенно на стадии первоначального накопления капитала, отсталость тех­нологий в развивающихся странах, бесхозяйственность при госу­дарственном социализме привели к экологическому кризису.

 

33. Проблема антропогенеза в философии и науке. Биологическое и социальное в человеке.       Проблема человека – традиционна для философии и актуальна для современной науки.

Проблема происхождения человека – проблема антропогенеза ( от греч. antropos – человек, genes – происхождение, становление). Существует несколько основных вариантов решения этой проблемы. Религиозно-христианский подход предполагает акт творения человека богом. Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается в основном в научно-фантастической и литературной форме.

Становление научного подхода началось во 2-й пол. XIX в. На основании эволюционной теории Ч. Дарвин выдвинул идею естественного происхождения человека. Он считал человека млекопитающим, животным, усовершенствованным в процессе отбора. В XIX в. , опираясь на идеи Ч. Дарвина , немецкий философ Ф. Энгельс выдвинул идею антропосоциогенеза – совместного возникновения человека и общества.

Французский мыслитель 1-й пол. XX в., естествоиспытатель, католический деятель П. Тейяр де Шарден создал концепцию христианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюции планетарного бытия включает в себя божественный “ творческий акт”, благодаря которому человек поднялся до уровня “ духовной личности”. Это попытка синтеза научной идеи эволюции природы и христианской идеи творения.

Процесс становления человека ( антропогенез) и общества ( социогенез) – этосистемный процесс, который начался около 3.5 – 5.5 млн. лет назад.Реконструкция процесса антропосоциогенеза – сложная проблема, в решении которой участвуют и филосифия, и наука. Трудовая концепция антропосоциогенеза, восходящая к Ф. Энгельсу, акцентирует внимание на трудовой деятельности - таком взаимодействии человека и природы, которое позволяет человеку приспосабливаться к природе, преобразуя ее. Именно трудовая деятельность в коллективе себе подобных явилась важнейшим фактором, выделившим человека из природного мира и приведшим к развитию человеческого общества.

Проблема взаимодействия биологического и социального в природе человека.Человек является биосоциальным существом. Развитие и существование человека определены двумя программами: биологической, и социально-культурной. Биологическое в человеке соединяет его с природой, является необходимым условием его существования. Социальное в человеке, исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные социальные процессы.Социальное и биологическое находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими и социологизаторскими концепциями. Биологизаторский подход, как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным. Биологическое начало абсолютизируется. Социологизаторские концепции абсолютизируют социальное начало в человеке, недооценивают личностное начало, биологические особенности человека.Попытку синтеза противоположных подходов предприняли представители такого междисциплинарного направления в науке, как социобиология.Человек – результат совместной социоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим.

 

35. Проблема генезиса сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Сознание и психика животных. 36.Генезис.Созн-е сущ-ло не всегда.Они возникло в ходе истор.развития материальных образований в рез-те усложнения их форм,как св-во высокоорганизованных материальных систем.Неистор.подход к созн-ю привел нек-ых ф-ов к утверждению,что созн-е присуще всей матери.Подобное возрение наз-ся гилозоизм.(вещ-во и жизнь).Созн-е-особый вид отражения.Отражением обладают все материальные образования.Оно является моментом,стороной любого взаимодей-я.Отражение-рез-т взаимодей-я,в к-ом фиксировано то,что принадлежит отражаемому телу.материя пораждает разл.формы отражения(напр.изоморфное отображение, отпечатки,возникающие в рез-те взаимодей-я 2-х и более объектов).Как св-во живого организма выступает раздражимость, к-ая проявляется в виде физиолог.реакций.Она-ср-во управления, регулирования приспособительного поведения. Дальнейший этап в развитии форм отражения-чуствительность-способность иметь ощущения,отражающие св-ва предметов,воздей-ющих на организм. Ощущения составляют нач.форму психики животных. Она-св-во высших форм органической материи.Психика-способность живых сущ-в создавать чувственные и обобщенные образы внеш.дей-сти и реагировать на них сообразно своим потребностям.присуща челу.Психика чела-сов-ть явлений и состояний его внутр.мира.Созн-е – часть психики.к-ая охватывает сознательные,подсознательные и бессознательные процессы. Созн-е могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованнго мозга, к-ый сформировался под влиянием труда и речи.«Сначала труд.а затем и вместе с ним членораздельная речь явились 2мя самыми гл.стимулами,под влиянием к-ых мозг обезьяны постепенно превратился в чел.мозг,к-ый при всем своем сходстве с обезьянами далеко превосходит его по величине и совершенству».(Маркс,Энгельс). Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании чела и его созн-я:мозг стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда.Активно действующая рука учила голову думать,прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы,заведомо планирующей практ.дей-я.Т.о.ключ к разгадке,к-ую представляет для каждого чела происхождение его созн-я,закл-ется в труде.Созн-е хар-ется активным отн-ем к внеш.миру,к самому себе.Мозг чела как управляющая система высокой степени сложности устроен так,чтобы не только получать,хранить инфу,но и формировать плин дей-й и осуществлять активное управление ими.В отражение мысль предвосхищает естественный ход событий.И в этом смысле созн-е может отрываться от непосредственного отражения дей-сти.Конечная цель чела-в преобразующем мир практ.дей-и,по отн-ю к к-ому оно выступает в качестве необходимого ср-ва.Все элементы мысленно творимого заимствуются из наличного бытия,из окруж.природы.Суверенитет разума состоит в способности прежде всего правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на основе отражения,через практ.дея-сть творить мир.Когда говорят о тв-ве,то имеют в виду лишь гениальные произведения лит-ры,открытия в науке.Между тем тв-во-св-во созн-я вообще.Вся история развития чел-ва связана с такой дея-стью людей,к-ая дает новые рез-ты,имеющие общ.значение,а это и есть тв-во. Созн-е связано с языком-наиб. эфф-ый способ передачи соц.инфы.Участвует в осуществление практ-ки всех высших псих.фцнкций. Хар-ны функции: экспресивная(поср-вом языка чел выражает мысли); когнитивная (служи важн.ср-вом позн-я);коммуника-тивная (осуществление общения м/д людьми);кумулятивная (обеспеч. накопление и сохранение зн-й). Расширение потребностей чела в общении и позн-и приводит к созданию «искусственных языков»( язык формул и графиков). Т.О. труд и язык-мощные соц. факторы, стимулирующие процесс развития созн-я

 

36. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Индивидуальное и общественное сознание.Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать ,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них. Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования лично­го,индивид.созн-я.Общ.созн-е обладает относительной самостоятельностью:ему присуща преемственность,а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответ­ствующими периодами развития общ.бытия. Общ.созн-е имеет сложную структуру.В услов­но "вертик." ракурсе его принято делить на уровни,а в "горизонт."-на "формы".В вертик.ракурсе применяют гносе­ологический и социолог.подходы. Гносеолог. аспект анализа предполагает выяснение того,что и как отра­жает общ.созн-е в общ.бытии.При таком подходе выделяют обыденный и теорет.уровни общ.созн-я.Обыденное созн-е охватывает и обобщает в основном внеш.связи и отношения,не проникая в сущ­ность вещей.Вкл.:сумму зн-й и заблуж­дений,предрассудков и суеверий,связанных с повседневной дея-стью людей в сфере пр-ва,быта.Обы­денное созн-е возникает как осозн-е повседневных пот­ребностей людей (здравый смысл).Более глубокое отражение общ.бытия дает теорет.созн-ие-система идей, понятий,з-ов.Эти два уровня общ.созн-я тесно взаимодей-ют,ведущая роль принадлежит теорет.созн-ю.Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения дей-сти представляет опред.ценность,и он способен корректировать теорет. идеализации.При социолог.подходе осн.критерием разли­чения уровней общ.созн-я является степень уче­та, способ выражения интересов отд.классов или соц.групп.По этому критерию выделяются также 2 уров­ня-общ.психология и идеология.Общ.психология вкл.3 осн.элемента:1) мысли и представления,порожденные практ.дея­-стью опред.класса (соц.группы)и всего общ-ва,а также унаследованные от прошлых поколений;2)чувства, стремления,настроения,выражающие эмоц. отн-я класса (соц.группы) к др.классам (соц.группам)и побуждающие людей к опред. дей-ям;3)традиции, обычаи,нравы, представляющие со­бой"материальное" закрепление мыслей и чувств соответству­ющих соц.групп.Общ.психология-исходная сту­пень общ.созн-я,вырастающего из общ. бытия. На формирование взглядов и чувств лю­дей решающее влияние оказывают производ., бытовые, семейные,национальные и культурные отн-я. К особенностям общ.психологии относятся стихийность формирования,возможность прямого перерастания взглядов,чувств и на­строений в дей-е.Идеология дальше отстоит от усл-й повседневной жизни людей,но отражает их полнее и глубже.Она выступает как са­мосозн-е соответствующего класса (соц.группы).В учебной и науч.лит-ре идеология часто хар-ет­ся как теорет.отражение интересов опред.клас­са.В такой трактовке она смешивается с теорет.уров­нем общ.созн-я.В отличие от общ.психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеоло­г.работы. Идеология сущ-ет и возникает в классо­вом, социально неоднородном общ-ве.Общ.психология и идеология взаимодей-ют друг с другом, при этом оп­ределяющая роль принадлежит идеологии.В"горизонт."плане выделяют: полит., нравств., эстетическое, науч., фил.и др.формы общ.созн-я.

 

37. Специфика познават. отношен. человека к миру. Типология познават. деят-ти. Проблема познаваемости мира: гносеологич. оптимизм, скептицизм, агностицизм.Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах. Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечи-ваются и обретают статус знания. Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а) знание как информация об объективном мире природы и общества; а) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания; в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира. Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антро-по- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры. Такой подход позволяет обосновать правомерность двух классификаций форм познания. В рамках первой из них следует различать: а) духовно-практическую форму познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо духовно-практическая форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле; б) духовно-теоретическую форму познавательной деятельности, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры. Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют: мифологическое, религиозное, образно-художественное, философское, научное познание. Скептици́зм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Гносеологич. оптимизм – направл. в гносеологии, настаивающее на безгранич. возможностях познават. способностей человека, полагающее, что нет принцип. препят. на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Имеются, конечно, определенные трудности исторического, т.е. – временного характера, но развивающееся человечество, в конце концов, их преодолеет. Вариантов оптимистической гносеологии достаточно много, различаются и их онтологические основания. В учении Платона возможность безусловного познания сущности вещей базируется на постулировании единой природы души и идеальных сущностей в некоем месте обитания занебесной области, в которой души созерцают идеальный мир. После вселения в человеческие тела души забывают то, что они видели в иной действительности. Суть же теории познания Платона заключается в тезисе «Знание – это припоминание», то есть души припоминают то, что видели прежде, но забыли в земном существовании. Способствуют процессу «припоминания» наводящие вопросы, вещи, ситуации. В учениях Г.Гегеля и К.Маркса, несмотря на то, что первое принадлежит к объективно-идеалистическому, а второе – к материалистическому направлениям, онтологической основой гносеологического оптимизма является представление о рациональности (т.е. логичности, закономерности) мира. Рациональность мира безусловно может быть познана человеческой рациональностью, то есть разумом.Агностици́зм (от др.-греч. —непознанный) — направл. в ф-фии, считающ. невозможным объективное познание окруж. действит-ти поср-вом собств. опыта. Т. о., агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность док-ва или опровержения утвержд. в неко-рой области, особ. в метафизике и теологии

 

38. Теория познания: предмет и основные понятия. Предмет теории познания состав. всеобщ. предпо­с., сущность, формы и пути познания, его возможн., отнош. знаний к реальности и условия их истинности. Кон­кретизир. он в основн. понятиях теор. познан. и со­держ. исслед. ею пробл. Основн. понятия теор. позн. позвол. системно осмыс. хар-ки поз­нават. действий чел-ка, а также совокупность проблем, исслед. кото­р. дает возможность постоянно уточнять и дополнять общее представл. о познават. проц. Исходное понятие гносеологии — "субъект познания". Субъект познания - это носитель человеч. творч. ак­тивности, направл. на адекватное воспроизвед. при­родной, соц. и дух. реальности в форме знаний. Адекватное воспроизвед. познав. действит. — верное, в идеале воспроизвед действит-­ти "в ее собств. хар-ках", при­вносимых несовершенством человеческих познавательных спо­собностей, данных ему природой, и недостаточностью создан­ных человеком ср-в познания. В роли субъекта познания выступ. индивид, социальная группа человеческое общество, а также человечество. Хаар-р направленности творч. активности субъекта познания конкретизир. в понятии "познават. отнош.". Познават. отнош. - это отнош. м-ду субъ­ектом познания и реальностью, ориентир. активность субъекта на ее адекватное воспроизвед. в форме знаний. Оно качественно отличается от практич. отнош. человека к реальности, ориентир. на ее преобразов., а также от ценностного отношения, ориентир. на установл.е значимости для человека того или иного явл. природной, соц. или дух. реальности. Заданная познават. отнош. ориентация реали­зуется в познават. деят-ти как одном из видов человеч. деят-ти. В соответствии со сказанным о субъекте позна­ния и хар-ре познават. отнош. познават. деят-ть - это творч. акт-сть человека', направ­л. на адекватное воспроизвед. природной, соц. и дух. реальности в форме знаний. Отмеченные ранее разнородные ориентации в определ. мере сближ. понятие объекта познания. Объект познания это то в сфере природной, соц. и дух. реальности, на что направлена познават. деят-ть субъекта, что про­тивостоит ему как непознанное и непонятное. Один и тот же объ­ект природной, соц. или дух. реальности может быть связан с человеком различными типами отнош., задающими раз­личн. ориентац. для проявл. его творч. активности. В сфере познават. деят-ти активность человека нап­равл. на выявл. происхожд., строения и св-в объ­екта, состояний в настоящ. и будущем, установление х-ра его отношен. с другими объектами, составляющ. среду его существован.. При этом человек в определ. мере отвлека­ется от вопросов, связанных с практической полезностью данно­го объекта и его эстетической ценностью как способностью удов­летворять потребность в прекрасном. В группу основных понятий теории познания входят понятия "отражение" и "информация", воспроизводящие главные мех-мы познават. процессов. Отражение это всеобщее св-во объектов реальности, состоящ. в их способности вос­производить признаки, св-ва и отношения взаимодействую­щих с ними объектов. Отражение определяют также как взаимо­действие, в рез-те к-рого ч-з изменение с-в и состо­яний одного из взаимодействующих объектов воспроизвод. особенности другого. Термин "отражение" употребл. и для ха­р-ки рез-та взаимодействия объектов, т.е. тех сле­дов, отпечатков на одном из объектов, которые воспроизводят не­к-рые особенности др. объекта. Превалирующее знач. имеет первый смысл, где акцентир. статус отражения как св-ва всех материальных. Информация - это отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы (системах управления), которое может передаваться через поток сигналов, накапли­ваться, преобразовываться и храниться. Данное определение не претендует на универсальность. Оно ориентировано прежде всего на развитие представлений о главных механизмах позна­вательных процессов, заложенных в понятии "отражение", и акцентирует значение сигналов как материальных носителей сведений об отражаемом объекте, которые не связаны с ним за­конами вещественных и энергетических взаимодействий, в то время как многие виды отражения (прежде всего механичес­кое) таким законам подчиняются всецело. К основным понятиям теории познания относится также по­нятие "знание". Знание - это проверенный общественно-истори­ческой практикой и логикой результат познавательной деятель­ности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности.

 

39. Основн. формы чувственного и рационального познания. роль воображения и интуиции в познават. процессах.Гносеология–изучает общие закономерности позн-я.Обыденноепозн-е–основано на использовании социального опыта(трудового, семейного).Отражает свои объекты в зависимости от реальных жизн.потребностей людей.Использует обыден-ный язык.Осн.метод класс-ции зн-я–здравый смысл. Но-сит рецептурный хар-р,дает предписания,рез-т его пред-писаний–этикет.Обыденное зн-е очень субъективно.Науч.позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.Осн.отличие О.П.от Н.П.–науч.позн-е предпо-лагает своим рез-том систему зн-я,к-ая носит концептуальный хар-р:процедура док-ва,обоснования зн-я.Наиболее соверш.форма зн-я–теория–выступает как обобщение(не все обобщения–теория).Позн-е–разно-видность дух.воспр-ва.Задей-ны:чувства и разум, мышле-ние,интуиция и т.д. Виды познания:1.Чувственно–сенси-тивное.2.Абстрактно–логическое.3.Интуиция.

С одн.стороны зн-е обусловлено познават.способностью чела.С др.ст.зн-е–как резюме,итог всей чел.деят-сти.

Соотн-е чувств.и рационального. Сущ-ют: сенсуализм («чувство») и рационализм(«разум»). Сенсуализм.В основе познават.деят-сти–чувства чела, ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты).Рационализм.Доказывали,что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувств.опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).Интуитивистские направления ф-и.Интуиция может восприниматься по–разному:1.Как божественное озарение.2.Чувственное озарение.3.Как особое психическое состояние. В совр.ф-и–рационалистическая традиция. Чувственное позн-е.Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешн.миром,если ли-шить этого канала–нет позн-я).Наличие органов чувств–необходимое и достаточное усл-е для многосторонней познават.деят-сти.Формы чувств.позн-я:1.Ощущение–отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета.2.Восприятие- это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. 3.Представление–чувственно–наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее).4. Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы. Рациональное позн-е. Это не чисто природное св-во чела, оно вырабатывается в ходе социологизации чела,в процессе общения и т.д.Уровни рационального позн-я: рассудок и разум.Рассудок.Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.Разум.Более высокий уровень рационального позн-я,хар-но оперирование самими абстракциями,меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны.Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения.Понятие–исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли.Суждения–отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные.Умозаключения–на основании известных двух суждений выводится новое.(У Аристотеля это–сииллогизм–роза- цветок, цветок–растение, роза–растение).Определениедоп. формы рационального мышления, первых 3-хдостаточно для обоснования любой теории Сомнение Мнение. Интуиция. Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя.

 

40. Основн. формы чувственного и рационального познания. роль воображения и интуиции в познават. процессах.Гносеология–изучает общие закономерности позн-я.Обыденноепозн-е–основано на использовании социального опыта(трудового, семейного).Отражает свои объекты в зависимости от реальных жизн.потребностей людей.Использует обыден-ный язык.Осн.метод класс-ции зн-я–здравый смысл. Но-сит рецептурный хар-р,дает предписания,рез-т его пред-писаний–этикет.Обыденное зн-е очень субъективно.Науч.позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.Осн.отличие О.П.от Н.П.–науч.позн-е предпо-лагает своим рез-том систему зн-я,к-ая носит концептуальный хар-р:процедура док-ва,обоснования зн-я.Наиболее соверш.форма зн-я–теория–выступает как обобщение(не все обобщения–теория).Позн-е–разно-видность дух.воспр-ва.Задей-ны:чувства и разум, мышле-ние,интуиция и т.д. Виды познания:1.Чувственно–сенси-тивное.2.Абстрактно–логическое.3.Интуиция.

С одн.стороны зн-е обусловлено познават.способностью чела.С др.ст.зн-е–как резюме,итог всей чел.деят-сти.

Соотн-е чувств.и рационального. Сущ-ют: сенсуализм («чувство») и рационализм(«разум»). Сенсуализм.В основе познават.деят-сти–чувства чела, ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты).Рационализм.Доказывали,что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувств.опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).Интуитивистские направления ф-и.Интуиция может восприниматься по–разному:1.Как божественное озарение.2.Чувственное озарение.3.Как особое психическое состояние. В совр.ф-и–рационалистическая традиция. Чувственное позн-е.Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешн.миром,если ли-шить этого канала–нет позн-я).Наличие органов чувств–необходимое и достаточное усл-е для многосторонней познават.деят-сти.Формы чувств.позн-я:1.Ощущение–отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета.2.Восприятие- это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. 3.Представление–чувственно–наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее).4. Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы. Рациональное позн-е. Это не чисто природное св-во чела, оно вырабатывается в ходе социологизации чела,в процессе общения и т.д.Уровни рационального позн-я: рассудок и разум.Рассудок.Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.Разум.Более высокий уровень рационального позн-я,хар-но оперирование самими абстракциями,меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны.Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения.Понятие–исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли.Суждения–отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные.Умозаключения–на основании известных двух суждений выводится новое.(У Аристотеля это–сииллогизм–роза- цветок, цветок–растение, роза–растение).Определениедоп. формы рационального мышления, первых 3-хдостаточно для обоснования любой теории Сомнение Мнение. Интуиция. Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя.

 

 

41. Место и роль практики в познании. Наиболее существенное влияние на характер познава­тельных процессов оказывает практика, понимаемая как способ включения человека в окружающий его природный и социаль­ный мир путем целесообразного преобразования предметов, про­цессов и явлений этого мира. Особенно значима материальная практика, оказывающая многоаспектное воздействие на позна­вательные процессы, являющаяся источником, движущей си­лой, основой познания и критерием истинности его результатов.

Смысл характеристики практики как источника познания состоит в том, что включенные в практику процессы выбора це­лей и средств деятельности необходимо связаны с познаватель­ными процессами и стимулируют их возникновение.

В связи с усложнением практических задач и ростом их мас­штабов, освоением новых изделий потребность в "обслуживаю­щих" практику познавательных действиях многократно вос­производится и усиливается. В этом плане практика выступает как движущая сила познания.

С представлением о практике как основе познания связано использование в нем продуктов материальной предметно-пра­ктической деятельности — средств наблюдения и измерения, эк­спериментального оборудования.

Результаты практической деятельности (продукты потреб­ления, новые изделия технологического назначения и др.) показывают, насколько реализован­ный, практически идеальный план деятельности был эффек­тивным и оптимальным. А поскольку этот план был основан на знаниях, то в итоге результаты практической деятельности по­казывают, насколько истинными, т.е. адекватными реальнос­ти, были знания, полученные ранее в процессе познавательной деятельности. Следовательно, практика служит критерием истинности результатов познания.

 

42. Понятие истины и ее критерии. Цель,итог позн-я-получение истинных зн-й,достижение истины.? об истинности зн-я наряду с ? о его источнике относится к самым важным в теории позн-я. Что же такое истина?Ни предметы,ни ощущения сами по себе не могут быть ни истинными,ни ложными.Восприятия, представ-ления ощущения м.б.истинны или ложны только в случае их сопо­ставления с объектом.Истина-соответствующее объективной реальности содержа­ние наших зн-й.Она являет собой итог процесса позн-я.Истина-центр. категория теории позн-я,любой фил.сис­темы."Истина-дочь времени,а не Авторите-та",-говорил Ф.Бэкон.Гегель утверждал,что истина "есть великое слово и еще более великий предмет",так что у дух-о здор-го чела"при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь".Самая серьезная потребность чела-потребность позн-я истины.Она не подобна цветам,к-ые легко срывают по пути.Это далекая цель трудного пути по­зн-я."Недостаточно просто открыть глаза и уши,чтобы стать муд­рым и знающим.Многие только потому и спорят против истины,что,пропадут,приняв ее за таковую" (Гете). Диалектич. материализм рассм-ет истину как процесс.Она не является неизменным отражением объекта. Истина – рез-т последоват., противоречивого процесса углубл.позн-я.Истина имеет неск. сторон: объективность, а бсолютность, относительность и конкретность.Проблема истинности наших зн-й вкл. 2 ?.Сущ-ет ли объективная истина,т.е. может ли в чел.представ­лениях быть такое содержание,к-ое не зависит ни от субъекта,ни от чела,ни от чел-ва?Если да,то могут ли чел.представления,выра-жающие объективную истину,выражать ее сра­зу,безусловно,абсолютно или только приблизительно и относительно?Под объективной истиной пони-мается такое содержание наших знаний,к-ые не зависят ни от чела,ни от чел-ва.Утверждения"Земля вращается вокруг Солнца","труд создал чела" и др.являются объективно истинными. Быть материалистом - значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств и разумом.Как же познается объективная истина?Это есть ? о соотно­шении абсолютной и относительной истины.Диалек-тико-материалист.принцип развития относится и к истине,к-ая не возникает сразу,а развивается постепенно.Абсолютная истина в ф-и понимается в 3х смыслах:1)абсолютно полное зн-е обо всем,что было,есть и будет в мире;2)моменты абсолютного,не-преходящего знания в составе зн-я относительного; 3)так называемые"вечные"истины.В 1ом случае абсо-лютная истина недостижима,но нет пределов все более полного "овладения" ею.Во 2ом и 3ем смыслах-"включается" в чел.позн-е на каждом из его этапов,и т.о.истиной является не только абсолютная истина,но и приблизительное,т.е.относительная истина.Относит. истина-истина неполная,приблизительная.Она уточ-няется с ходом развития позн-я. Относит-ыми являются,напр.,все гипотезы.Относительна точ­ность наших измерений.В процессе позн-я мы переходим от относит.истин к абсолютным. Т.о. зависимость м/д абсолютной и относит.истинами имеет достаточно сложный диалект.хар-р.Др.крайность-полное отрица-ние абсолютной и признание только относит. истины. На этой позиции стоят релятивисты.Они абсолютизи-руют отдельные моменты процесса позн-я:его зависимость от псих.состоя­ния личности,от биолог. потребностей и эмоций субъекта или же от лог.форм и теорет.ср-в,как-то:символики и сов-сти терминоло-гии координат и методов отсчета и т.п.Диалект.мате-риализм решительно отвергает сведение ре­лятивного к чисто субъективному.Он вкл.в себя момент реляти­визма, отрицания, скептицизма, но не абсолютизирует их.С точки зрения диалект. материализма разница м/д абсолютным и относит.тоже относительна. Если поня-тие "объективность истины" подчеркивает осн. ее чер-ту как верное отражение дей-сти,а понятие "относит.и абсолют.истина"-сам процесс ее позн-я,то понятие "конкретность истины"говорит о возможном практ. примене­нии полученных зн-й.Диалект. материализм исходит из того,что абстрактной истины нет,истина всегда конкретна.Это озна­чает необходимость учета границы,пределов применимости рез-ов позн-я,а соответственно и их уточнения.Принцип конкретно-сти истины есть одно из гносеологических вы­ражений внутр.противоречивости в природе и общ-ве,из чего вытекает необходимость всестороннего учета проти-воречий и разл.тенденций ра

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...