Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ф-фия Античного мира, ее периодиз. и основные проблемы.




Мн-во фил. учений и школ начинает складываться в VIIв. до н.э. Формируется под влиянием восточн. мифологии и фил. учений. Своим хар-ом, содерж. и направленностью отличается от них, т.к. явл. истор-ки 1ой попыткой сформировать рацион.картину мирозда-ния.В развитии 4осн.этапа:1.Досократовский(VII—VIвв. до н.э.);2.Классич.(V—IVвв.до н.э.);3.Эллинистич.(III-IIвв.до н.э.);4.Римский(Iв.дон.э.-529н.э.).1ые попытки фил.осмысления мира обнаруживаются уже у Гомера.В поисках мирового начала он выделяет 3 его первопричины:Нике-универсальная потенция всех состояний мира,Океаное-некое праморе и Тетис-жизн. сила. Причины возникновения мира пытается объяснить и Гесиод.Основой всего является Хаос,содержащий в себе всевозможные потенции.Из него возникли все сущие формы бытия:с одн.стор.-земля и жизн.сила,с др.-тьма и ночь.Эти правящие силы создали все остальные божества.Стремление ответи-ть на ?,что же является основой мира, постепенно привело к возникновению фил. школ. Существовали 4 разные школы:1)Фалес, Анаксемандр, Анаксемен, Гераклит - Милетская 2) Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс - Элеаты. 3) Пифагор, Алкмеон-пифагорейцы.4)Демокрит,Левкипп-анатомисты.Все они были натуралисты.Материальное начало,кот.они брали за основу имело бож.сущ-ть.Фалес считал первоначалом воду(напр., питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон(безграничное,вечно движущееся,кот.опред-ся поср-вом воздей-я на него некой высшей субстанции (происхожд-е кот.не требует док-ств)).Анаксемен-воздух (вечный,подвижный.Сначала сгущаясь образует облака, затем воду,землю,камни и разрежаясь превращается в огонь).В его учении видна идея перехода кол-ва в кач-во. Гераклит-огонь(1ый подме-тил то,что мир находится в бесконечном изменении,движении,и отсюда вывод,что огонь наиболее подвижный,способный к изменению элемент бытия).Ксенофан-в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущ-ти бога(приписывание ему чел.качеств и св-в.Прогресс этого был в том, что он 1ый понял, что бож-во-безразличная миру сущность, кот. не м.б.наделена св-ами, присущими тем, кто его пытается рассм-ть).Парменид-основа-тель онтологии(учение о бы-тие).Все его учения были в поэмах.Его учение было направлено против учения Гераклита о том,что бытие подвижно, изменчиво.Считал,что бытие конечно, непод-вижно.Все движение,кот.сущ-т-лишь иллюзорная види-мость.1ый встал на путь чистого рационализма,т.е. он говорил,что познать мир возможно только рацион.путем (путем умозаключений)и все чувственное относил к лож-ному.Отрицал сущ-ие небытия. Зенон-последователь Парменида.На доводы оппонентов, утверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил“парадоксы”, ставившие в отриц. форме диалект. ?? движения. Для него бытие непротиворечи-во. Пример “парадокса”:стрела,выпущен-ная в др.точ-ку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва.В итоге сумма мн-ва состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относительно начальной точки. Пифагорейцы пришли к выводу о том, что колич. отнош-я являются сущностью вещей. Считали первоосновой число. Пытались отобразить сущность мира с помощью геометр. фигур. Анатомисты считали, что все тела состоят из атомов(конечная неделимая единица).Атомы+пус-тота-основа всего сущего. Так,по своей природе атом неизменен,то и сущность всего неизменна.Поср-вом столкновения атомов возник весь мир.2столетия позже-Эпикур.Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из при-зн-я вечности материи.Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столкновения атомов вводит понятие внутр-е обусловленного откло-нения движение атома от прямой линии,что явилось основой более глуб.взгляда на соотнош-е необходимости и случайности.

 

7.Номинализм и реализм.Средневек.Ф.-ф-я западноев-роп феод общ-ва,развивавшаяся в эпоху от крушения Рим империи(5в.)до возникн-я ранних форм капит.общ-ва(14-15вв.).Падение ант рабовладе-льч.общ-ва сопровож-далось упадком ф-и.Ант.фил. наследие было ут-рачено и оставалось до 2пол 12в.неизвестным ученым Зап.Европы. Господств. идеологией ста-ла религиозная:в Передней Азии, Аравии и арабояз-ых странах-мусульманская,в Евро-пе- хр-ая в 2-х разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Школа, просвещение перешли в руки церкви,догмы кот. лежали в основе всех представлений о природе,мире и челе.Развитие школ(светских и дух-ых),а с сер12в.и осн-е 1-ых универов(в Италии,Анг,Чехии,Фр)поставили пе-ред ф-ей задачу помочь церкви в фил-ом объяснении и даже обосновании догматов веры. Фил-ия на несколько веков стала “слугой богословия”.Роль эту она исполняла уже в дея-ти апологетов-защитников хр-ва против яз-ва, затем в соч.“отцов церкви”.Крупн.из них на Западе- Августин ввел в систему уч-й хр.ф-ии ряд идей неоплатонизма.Др.-для Запада-источником влияния нео-платонизма, приспособленного к задачам хр.идеологии, стали вост.неоплатоники,в их числе так называем.Лже Дионисий Ареопагит(5в.).Важн.роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот,или Эригена.При объяс-нении догм веры перед средневек.фил-ми возникли слож.?? об отн-и единичного к общему и о реальности общего.В зависимости от способа их решения школьная ф-я,получившая название схоластики,выработала ряд точек зрения,осн.среди кот.стали вступившие в борьбу м/д собой уч-я реализма и номинализма.Реализм-направление в средневек схоластике,утверждавшее,что общие понятия(универсалии)имеют реальное сущ-е и предшествуюто сущ-ю ед.вещей.Реализм фактически продолжал линию Платона в решении ? о соотн-ии понятия и объект.мира,общего и ед-го.Р.служил фил.ба-зой католицизма.Виднейшими его пред-лями были Кен-терберийский и Вильгельм из Шампо.К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский.Против реализма вели борьбу пред-ли номинализма.Эта борьба была выражением борьбы 2-х тенденций в ф-и- материалой(номинализм)и идеалистической(реализм). Номинализм-направление в ср.фил-ии,считавшее общие понятия лишь именами ед-ых предметов.В противопо-ложность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отд.вещи с их индивид. кач-ми.Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах,не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их св-в и кач-в.Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако,номиналисты не понимали,что общие понятия отражают реальные кач-ва объективно сущ-их вещей и что ед.вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин,Дунс,Скотт, Оккам.

 

10 Развитие естествознания и проблема метода в ф-фии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).Развитие фил. мысли в Нов. время было тесно соп­ряжено с утверждением и развитием капитализма.Последний возник в регионе,очерченном географией основных процессов, связанных с его генезисом.Итал.Возр-е,герман­ская Рефор-я,революции в Нидерландах, Анг.,Фр.вступали,как инструменты в оркестре,дополняя друг друга и сливаясь в одну общую симфонию.В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феод.двор-ва и дух. диктатура церкви,расчище­ны пути для невиданного доселе развития промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно освобождается от средне­век.связанности,вследствие чего рождаются его субъекти­визм и индивидуализм.К сущностным явлениям Нов.време­ни,по справедливому замечанию нем.ф-фа Хайдеггера,принадлежат также наука,машинная техника и ис­кусство,к-ое выдвигается в горизонт эстетики.Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъяв­ляло новые требования к отд.наукам и к методологии.Именно в данный период возникает"наука Нов.времени",т.е. наука в собственном смысле этого слова.В16-17вв.выделяется в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в 17-18-физика,химия, био­логия и др.В 17-18вв.появляется плеяда видных ученых и мыс­лителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в разработке науч.и фил.проблем.Особое место среди них принадлежит  Ньютону,от­крытия к-ого произвели подлинную революцию.Его трудами был заложен фундамент механ.картины мира и механис­т.мировоззрения.Содержание науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавлива­емые на основе опыта путем индукции.Цель этого метода-про­тивопоставление достоверного естественнонауч.зн-я домыслам натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз уче­ного"гипотез не измышляю"стал лозунгом такого противостоя­ния. В эпоху Нового вр. сформир.: 1) философско-методолгич. прогр. Эмпиризма (Ф. Бэкон). Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руковод. научным методом, чтобы построить «в человеч. поним. истинный образ мира» В основе научного исследования лежит опыт как лечшее из всех док-в, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. объективно-истинные знания, лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблужд. чувств и заблужд разума. Эмпиризм развивался в концепциях Дж. Локка, Дж. Беркли и Д. Юма. 2) философско-методолгич. прогр. рационализма (Р. Декарт). Цель философств. Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «Я», т. е. критерий истинности находится в сознании. Субъект познания может сомневаться в существовании всего сущего, но он не может усомниться в существовании своего собственного мышления. Единств., что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю – след., я существую). Принцип методич. сомнения и поиск универсального метода и ф-фии и науки – важные составл. дедуктивно-рациональной методологии Декарта. Согл. ей, чувственный опыт не явл. источником познания, познават. деят-ть организ. в соотвеств. с универс. предпосылками – «врожденными идеями», новое знание выводится дедуктивным путем.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...