Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Совр. европ. религ. ф-фия (неотомизм, неопротестантизм).




К крупнейшим представителям религиоз­но-философской мысли XX в. следует отнести католических философов Э. Жильсона, Ж. Маритэна, Г. Марселя, протестантских мыслителей Т. де Шардена, К. Барта и П. Тиллиха, иудаиста М. Бубера. Наиболее авторитетным течением современной католичес­кой философии Запада является неотомизм, который базиру­ется на учении средневекового философа-богослова Фомы Аквинского. Статус официальной философской доктрины Ватика­на неотомизм получил в 1879 г. энцикликой папы Льва XIII. Современный томизм взял на вооружение идею Фомы Аквинского о гармонии веры и разума. Неотомисты утверждают, что в современном мире нет почвы для конфликта науки и ре­лигии. Неотомизм оспаривает также правомерность разделе­ния философии на два противоположных направления — мате­риализм и идеализм.Неотомисты называют себя "реалиста­ми", так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой ре­альности — Богу. Таким образом, неотомизм — это теологичес­кая форма объективного идеализма. Следуя за Фомой, неото­мисты различают два источника познания — естественный ра­зум (науку) и божественное откровение (религию).Ортодоксальным неотомистским представлениям о мире и че­ловеке в рамках современной католической доктрины противосто­ит реформаторское в своей основе течение тейярдизма. Его родоначальником является Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — вид­ный западный теолог и философ, а также ученый-палеонтолог с мировым именем. Тейяр поставил целью осуществить синтез "знания" и "поклонения", т.е. науки и веры XIX—XX вв., а так­же религии и деятельности христианина. Этому был посвящен его главный философский труд "Феномен человека", увидевший свет лишь после смерти' автора в 50-е гг.

Философ отверг идею создания мира Богом, аргументируя это тем, что материя не имеет ни начала, ни конца, но сущес­твует, подвергаясь постоянным изменениям и преобразовани­ям. Жизнь человека, согласно Тейяру, включает две сферы — активную и пассивную. Поэтому цель жизни — не только пос­лушание и покорность. Плохим христианином будет тот, кто одиноко замкнется в своей башне; хорошим — тот, кто будет созидать свою душу, а также участвовать в другом "деянии" — в цивилизационных изменениях мира.

 

22. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания. Философская герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

-«герменевтический треугольник»;

-«герменевтический круг».

Первыми герменевтиками были средневековые теологи - схоласты, которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу философов - герменевтиков можно отнести Ф. Шлейермахера, Г. Гадамера, П. Рикера. Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода - грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго - «дух автора». Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не остается скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):

-дивинации - искусственного «вживания» в душу автора текста;

-сравнения - сопоставления фактов, других данных.

Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.

 

23. Философия постмодернизма: основные идеи. Постмодерн. определ. как особое состоян. в к-ре к 20-нач. 21 в., связ. с разочаров. в ценонстях Просвещ. и сопряженного с ними индустриально-капиталистич. общ-ва. Их смысловым стержнем выступала вера в разум как ср-во познания и преобразов. действит-ти, акцент на абсолютной уверенности и творч. активности познающ. субъекта как гаранта истины и прогресса. Реалии постиндустр. общ-ва ствид. о том, что прогресс состоялся, однако его экологич., антропологич., общекультырн. последствия оказ. весьма трагичны, а вопросы о том, что делать и во что верить сегодня и завтра приобр. необыкнов. остроту. Ф-фия постмодерн. не столько отчев. на эти вопр., сколько акцентир. себя как критика и самокритика интеллектуальн. традиций современности. Базовые принципы ф-фии посмодернизма. Онтология: 1) конец. реальности, ее символизация и виртуализац., культура симулякров; 2) акцент на дорациональном, внеструктурном. Гносеология: 1) критика логоцентризма и «смерть субъекта» как авторитарного носителя истины; 2) ирония по отнош. к любой позиции, претендующ. на безусловн. авторитет; 3) «конец метафизики» и акцент на анализе «поверхностных» явлений. Антропология: 1) «смерть человека», его производность от независ. от него стр-р жизни, хоз-ва языка; 2) «расщепленное Я», образуемое пересечением различных желаний и внешн. контекстов. Социальная ф-фия: 1) множественность нарративных практик истории и к-ры как правомерность разнообразных историч. описаний и оценок; 2) «конец истории».

Фиксир. разочар. в ценонстях прогресса, постмодерн. выступ. как транзитивн. тип философствования, применит. к котор. уже неоднокр. выносились вердикты о его «смерти». Вместе с тем подобные заявления пока выглядят несколько преждевременными, поскольку убедительных философских альтернатив еще не предложено, а постможерн продолжает оказывать определяющ. влияние на развитие искусства и к-ры современности.

24. Белорусская философская и общественно-политическая мысль XI – начало XXI вв. 25.Бел.ф-я.История формирования фил.и общ.-истор. мысли бел.народа уходит своими корнями в глуб.древ-ность.Её зарождение связано с образованием Киевской Руси.К этому времени возникли б.города:Полоцк,Ту-ров и др.ставшие эк.и полит.центрами княжеств.Важн. знач-е для дух.жизни Др.Р.имело христ-во(988-гос.ре-лигия):способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию лит-ры, становле-нию опред.системы фил.мысли.Задолго до нее сущ-л фольклор,оказавший бол.влияние на дух.жизнь людей и развитие бел.,русск.и украин.этноса.В 10-11в.на б.землях появляются 1-ые лит.памятники.Распростра-няются произведения-слово о полку игореве,повесть временных лет. Выдающ. мыслителем в расцвет Киев.Р. был кирилл Туровский.Призывал к просвещению и «книжному почитаниюВ лит.и фил.наследии содержа-тся его высказывания,свидельствующие о его интересе к логике и ораторскому искуству».Уже в эпоху К.Р.за-рождается процесс,к-ый со временем приведёт к возникновению бел.народности и формированию наци-он. самосозн-я. (зафиксировано в летописях). В 14-16вв. формируется бел. народность со своим языком.Образо-вание бел.народности в этот период связано с благотво-рным влиянием эпохи Возрож-я. Распространяются работы по истории,праву,медецине,сочинения антич. авторов.Значит.роль принадлежала и Реформации.Дава-ла возможность индивид.чел.разуму решать религ.и нравст.??.Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина-первопечатник,просветитель и мыслитель-гуманист. Хар-ное:стремление к эмансипации от традиций цер-ковно-феодальных воззрений,попытка утвердить права чел.разума,показать его значение и силу.Осн.девиз-все для науки и блага простых людей.Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный.Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру,распростра-нение светских зн-й. Религиозно-фил. взгляды Будного претерпели боль.и сложную эволюцию.Начав с критики дух-ва,он постепенно пришёл к отрицанию ряда догматов христ.церкви.Его идеи уже в 70г.16в.стали из-вестны далеко за пределами Речи Посполитой,в к-ую тогда входила Беларусь.Его позиция вела к атеизму.т.к. от отрицания бессмертия души недалеко и до отрица-ния самого Бога. Мысли Будного, направленные на под-рыв религ.мировозрения, на раскрепощение мысли от церковных пут,имели для своего времени прогрессив-ное значение.Имел много последователей,к-ые в к.16-н. 17вв.продолжали пропагондировать его идеи.В истории развития полит.учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан-ф-ф и правовед,идеолог рефор-мационного движения.Признавал сущ-е догосуд.общ-ва и считал,что необходимость в гос-ве возникла лишь при появлении угрозы естественным правом людей.Раз-работал ряд учений:о врожденных св-вах «чел.натуры»-считал свободу и равенство.Идея правового общ-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Сапеги. «предисловие» к статусу 1588г.,письмо к архиепископу. ,в к-ом утверждал,что церковь и дух-во обязаны гос.органом в поддержании общ.порядка.17в.в Белару-си-период резкого усиления идейной борьбы в феодальном общ-ве.В ряде религиозно-полемических трактатов отстаивались идеи веротерпимости, национ. Свободы,защиты культуры угнетенных народов. В 18в. в Беларуси получают распространение идеи Просвещения. Взгляды боль-ва просветителей развивались в русле теории«натурального права».В 1840-1850гг.рас-тет интерес к изучению бел.фольклора, быта,истор.про- шлого Беларуси. Начинается 2-ое национальное Возр-е, связанное со становлением бел.языка и лит-ры. Подъем революционного и национально-освободит.движения в Беларуси знасительно активизировал дея-сть предста-вителй революционно-демократического направления. В тв-ве Купалы,Коласа стало проявляться осозн-е необ-ходимости революционного решения осн.соц.проблем. Выдвигали требования:уничтожение самодержавия, свободное развитие национ.культуры.в кач-ве 20в.в общ.полит.мысли можно выделить 3 направления:1. ре-лиг.-пол-кое. 2. марксиское; 3.нац.-возрожденч.. Начиная с 20г.в Б.развивается только марксиская ф-я, к-ая на протяжении 70лет сущ0я в кач-ве офиц-ой постепенно эволюционировала от ортодаксального марксизма с абсолюцизацией револ.диалектики к пониманию ф-и как самоценности,особого феномена культуры.20-30гг.-интерес к прогрессивным фил.напра-влениям запада.Уже в 60г.бел.ученые преступают к исследованию фил.мысли Б во главе с Лущитским.В 70г.акже работали Дорошевич,Конан.В 80г.-Степан,к-ый был самым гуманным.

 

25. Метафизика и онтология как системы философского знания. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Онтология – это раздел философского знания, учение о бытии. Категория «бытие» выступает как универсалия культуры. Основными формами бытия являются природный мир, социальный мир, духовный мир. Уровни бытия:

§ Бытие природы

§ Бытие общества

§ Бытие личности

Сферы бытия:

- Органическая сфера

- Неорганическая сфера

- Техносфера и т.д.

Формы бытия:

1.Вещей и процессов–естественное бытие, иногда его разделяют на миры:

микромир–на уровне элементарных частиц, макромир–на уровне человека, мегамир–дали.

Представлены первой и второй природой:Первая природа–существовала до чела,с ним и после него.Вторая природа–вечный мир,созданный челом.Чел создает вторую природу на основе законов первой природы.

2.Человека.Чел сущ-ет как чел благодаря уникальной связи природного(чел.)тела и чел.духа(созн-я).Эта уникальность связи в других объектах отсутствует.

Духовного(идеального).

§ Индивидуализированного духовного-наш внутренний мир,нет нас–мир уходит с нами.Мы произвольны в формировании своего дух. мира(он субъективен).

§ Объективированного духовного–не зависит от конкретного индивида.

Например, Тургенев написал роман «Отцы т дети»–вначале-это И.Д,, после роман стал существовать сам по себе–О.Д. Парадокс взаимоотношения И.Д. и О.Д.: источник О.Д,-созн-е,оно может существовать благодаря индивидуальному созн-ю, но от него не зависит.

§ Социального духовного–форм общ-ва.

Итог: Бытие-существование во всех его многообразных формах.Бытие–категория единая,его деление произведено в познавательных целях.

Различные акценты проблемы бытия обосновываются в философских концепциях монизма, дуализма и плюрализма. Монистическая традиция утверждает единственное начало бытия, материальное или идеальное. Дуалистическая позиция связана с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного. Основоположником философского дуализма является французский философ XVII в. Р. Декарт. Он утверждал наличие двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций. Плюралистическая позиция признает существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия. Плюрализм может быть констатирован не только в онтологическом, но и в гносеологическом, идеологическом, социологическом и др. смыслах, утверждая множественность идей, взглядов, интересов, социальных институтов, не сводимых к единому и независимых друг от друга. В качестве центральной философской проблемы признается бытие человека. Наибольшую разработку эта тема получает в экзистенциальной философии, в частности, в творчестве немецкого философа ХХ в. М. Хайдеггера и французского философа Ж.-П. Сартра. В работах этих авторов, как и в целом в экзистенциализме, основной темой исследования является аналитика человеческого бытия. Метафи́зика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового. Небытие - это, чего не было, нет и никогда не будет. Оно неизменно, потому что нельзя изменить то, чего нет. Небытие - это прошлое, которое нельзя изменить.

26.Материя как философская категория. Эволюция представлений о материи в философии и науке.Материя-фундаментальная исходная кате-гория фил.,от того или иного ее понимания зависит реше-ние практ всех других проблем.От лат.-вещ-во.Это ве-ществ.знач-е удерживалось до 20в.,когда произошла револ в физике.1ой ступенью в осознании материальности мира был стих.материализм.Началом форм понятия материи явился переход от качеств разнообразия сущ.вещей к понятию единой,объемлющей это кач.разнообразие основы мира-первоматерии.Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все кач.разнообр.миравыводилось из какого-либо одного тоже качеств. определенного, эмпир. воспринимаемого эл-та. (огонь,вода.) Но уже Демокрит заметил, что с помощью одного кач.определ-я в-ва невозможно объяснить происхожд другого,т.к.он не содержит принципа своего превращения.Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.Атомы тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи всего сущест-вующего.Так зародилась дискретная картина мира.Она была очень плодотворной для ф-и и науки в целом.С этой теорией связаны многие открытия в физике(тяжесть,со-хранение в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл.и событий мира на основе взаимодей-я атомов.Казалось еще чуть-чуть и физ.картина мира полу-чит полную завершенность.Лиргоф:“Разве осталось еще что-нибудь открывать?”Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов.Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.Открытие электромагн.полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту.Поле-принципиально отличное от в-ва состояние материи.Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство,для каждой точки кот можно определить величину и направл силы взаимодей-я м/д данным объектом и другим.(поле - атрибут в-ва).Но затем было доказано,что поле не только атрибут объекта, но и самостоят.реальность,т.е. нов.вид материи,основным св-вом кот.является непрерывность.Все это привело к фил.кризису-“Материя исчезла”.Этот кризис связан с утратой представл-я о материи как о вещ-ве.Изменение массы электр.при измен усл-й поля или скорости,ядерные реакции-превращение в-ва в энергию.Ужас...Невозмож-ность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к матем.моделям.Нек-ые предали при этом материю забвению=идеализм.К этому привело и то,что материализм традиционно был связан с механи-чески-вещественным пониманием материи.Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\.Диалектико-материалист.понятие материи. Необходимо было осво-бодить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием в-ва.Ленин замечал,что исчезла не материя,а метафиз.представление о ней.Единственное св-во материи-“быть объективной реальностью, сущ-ть вне нашего созн-я.” Короче “материя есть фил.категория для обозначения объективной реальности, кот. дана челу в ощущениях, кот. копируется, фотографируется, отображ-ся нашими ощущениями, существуя независимо от них”- Гольбах.Строение материи-физич.?.А ? об отн-и нашего позн-я к миру-фил.проблема. Поэтому нельзя дать опреде-ления центр.категории теории позн-я как только через ее соотнесение с др, столь же шир.категорией-созн-ем и определением того,что из них берется за первичное. При-чем противопол.материи и созн-я имеет абсол.значение только в пределах очень огранич.области:искл-но в пре-делах основного гносеолог.? о том,что признать превич-ным.За этими  пределами относительность данного противоположения несомненна”.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...