Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИЗМЕНЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.




 

Сегодня легко понять, сколь велика разница в эффективности рукописных технологий и печатных, пришедших на смену первым с началом индустриального общества.

Общеизвестно, что инженерно-проектная деятельность составляет основу всякого индустриального производства. Не сразу, но сегодня уже повсеместно специалисты самых разных видов деятельности в индустриальном обществе приходят к согласию в том, что чертежи (схемы) и проекты как расчетные инструменты составляют необходимое содержание их труда, независимо от различий последнего. И это касается не только промышленного производства, но и работы медиков и учителей, артистов и художников, представителей всех остальных профессий, хотя, понятно, что в каждой используются свои названия и своя специфика форм чертежно-проектного расчета.

В индустриальном обществе документально-договорные технологии надстраиваются и видоизменяются новым, доминирующим теперь типом духовных технологий - чертежно-проектным и квалификационным документированием. Это подчеркивает и два вновь появившихся механизма рынка: рынок технологий и рынок рабочей силы. На смену обороту ценных бумаг (финансовой системе) к рулю экономического управления вышел оборот чертежно-проектной документации и квалификационных документов.

Технологии и идеологии. При переходе от феодализма к индустриализму произошло радикальное изменение социальной жизни. Важнейшим следствием ее стала принципиальная возможность для ряда стран преодоления геоклиматических барьеров. Вот почему нет существенных препятствий для глобального распространения индустриализма, а сам мир все более превращается в "мир-систему" (по И.Валлерстайну /см.: Фурсов/). Радикальный характер происшедших изменений отразился в общепризнанном выделении в истории "доиндустриальной" и "индустриальной" эпох. Западное общество на протяжении всего XIX и до второй половины XX веков сотрясалось революциями, восстаниями и бунтами, как никогда ранее. Специфика конфликтов этого времени заключалась не только в их резко возросшей интенсивности, но и в том, что социальное противостояние приобрело идеологический характер. Проблема идеологии составляет обширнейшую область научных исследований (например, К.Манхейм), Понятие идеологии введено А.Л.К. Дестют де Траси в 1801 г., т.е. в самом начале индустриальной стадии. Идеология как прикладная деятельность состоит в конструировании неких комплексов идей, целостно отражающих предполагаемый образ социального действия. Она развивалась издревле, но приобрела массовый характер в индустриальном обществе в связи с началом бурного роста научно-технического знания и потребностями технологического предпринимательства.

Новое искусство» (XX в.) стремится к тому, чтобы его произведения были лишь произведениями искусства и ничем больше. Новизна стиля «модерн» заключалась в дистанцировании от реальности, в изгнании из искусства непосредственности чувств, т. е. всего живого, человеческого, гуманизированного. Искусство стало «БЕЗЧЕЛОВЕЧНЫМ», дегуманизированным, отвлеченным, холодным и ироничным.

Искусство ДЕГУМАНИЗИРОВАЛОСЬ потому, что та же тенденция набирала силу и в других сферах общественной жизни, развернувшись к середине столетия во всей своей полноте. ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ВСЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ — одна из отличительных черт истории нашего столетия. Искусство увидело эту тенденцию первым, раньше других форм духа — науки, религии, морали.

Дегуманизация общества вообще и тоталитаризм политической жизни в частности породили в середине нашего века совершенно уникальное явление — ТОТАЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО. Становится средством осуществления чуждых ему политических целей, инструментом в руках государства.

5.

Объяснение “духа” в античной философии.

Дух — философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.[1] Идеализм, спиритуализм — признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как

- понятие (панлогизм),

- субстанция (пантеизм),

- личность (теизм, персоналистические концепции)

Античные натурфилософы 6-5 веков до нашей эры определяли дух, как «нечто газообразное, жизненную силу, движущуюся в теле людей и животных». Библейско-христианская традиция наполняет понятие духа личностным абсолютом и волей. В экзистенциализме дух противопоставляется разуму, а неопозитивизм элиминирует данное понятие, как лежащее вне сферы научного познания.

Первоначально в Древней Греции понятие Д. (нус, логос, пневма и др.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. Так, пневма означает "ветер" (у Фалеса, Эмпедокла), "воздух" (у Анаксимена и др.) и т.п. У Платона и Аристотеля нус (ум) становится важнейшим понятием — он является перводвигателем космоса и формообразующим началом, изливающим свои энергии в тёмную и бесформенную материю. Систематическую разработку понятие Д. получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от космологической, интеллектуалистической, безличностной трактовки Д. в античности, библейско-христианская традиция представляет Д. как прежде всего личностный абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и человека.

В философии нового времени получает развитие рационалистическое понимание Д. как прежде всего разума, мышления (французский философ Р. Декарт, нидерландский философ Б. Спиноза, французские материалисты 18 в.). Интеллектуалистическую сторону Д. особенно разрабатывала немецкая классическая философия. Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент абсолютного Д.; Г. Гегель построил философию мирового Д., выражающего себя как система развивающихся логических категорий. В русле толкований Д. как целостности (романтизм) и иррационалистических трактовок Д. (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (А. Бергсон, Н. Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в экзистенциализме Д. противостоит разуму как ложному, убивающему личность началу; Д. — это прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли (неопозитивизм) вообще ликвидирует проблему Д. как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы научного исследования.

В марксистской философии понятие Д. употребляется обычно как синоним сознания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...