Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовная жизнь советского общества: основные характеристики.




 

1. Духовные искания и культурное строительство в 20-30-е гг.

Итак, в России совершается социалистическая революция. И после нескольких лет гражданской войны на территории бывшей Российской империи устанавливается Советская власть во главе с партией большевиков. Цена этой революции для духовной жизни народа была весьма высока. Главная задача - создание нового типа культуры – культуры социалистической. Поэтому главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Суть ее состояла в том, что она рассматривалась как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания и духовно-нравственных ориентиров в поведении людей.

Вместе с тем культурная революция – это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с основными традициями культурного прошлого. Ликвидация культурной отсталости и, прежде всего неграмотности населения страны, открытие простора для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и обеспечение господства идеологии научного коммунизма.

Практическая линия партии большевиков в области культуры, отраженная в многочисленных декретах первых лет советской власти, была направлена на решение двух задач. Во-первых, установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе /издательства, киностудии, театры, библиотеки, музеи и т.д./; и, во-вторых, подъем общего культурного уровня народа, главным образом рабочих и крестьян.

В 1920 г. появляется Агитпром /специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами, духовной культуры/. Помимо него, при ЦК партии работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радио-комиссия и кино-комиссия.

Проблема русской интеллигенции в то время была одной из самых острых проблем.

Двадцатые годы были многообещающими и плодотворными в развитии отечественной культуры. Специфика этих лет состояла прежде всего в многообразии, форм социально-экономического развития, в динамичности политической жизни. В определенной мере на культурный облик страны падал и благотворный отсвет блистательного «Серебряного века».

Подлинным социокультурным переворотом в эти годы явилась ликвидация неграмотности.

Массовой формой подготовки рабочих кадров становятся школы фабрично-заводского обучения /ФЗУ/.

В эти же годы объявляется поистине крестовый поход против религии и церкви. Народное сознание оставалось в значительной мере религиозным. В феврале 1918 г. был принят правительственный декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Священнослужителей всех рангов арестовывали, Храмы закрывались, а многие из них разрушались. Религиозные книги были запрещены.

Если говорить о сфере художественной культуры, то ее существование в 20-х гг. во многом определялось противостоянием двух группировок в литературе – РАПП /Российская ассоциация пролетарских писателей/ и «Перевал».

Подытоживая первое послереволюционное десятилетие существования отечественной культуры надо сказать, что здесь были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение новой /советской/ интеллигенции. В целом это было время интенсивных творческих поисков нового во всех сферах духовной культуры.

К середине 30-х годов в СССР сложилась целостная общественная система, которую можно определить как «государственный социализм». В этот период довольно больших успехов добились просвещение и наука.

В эти же годы достигает своего апогея режим личной власти И. Сталина, вылившийся в подлинный культ его личности. Это, в свою очередь, способствует усилению системы административно-командного руководства обществом, в том числе и культурной сферой. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. В частности, все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные Союзы: писателей, архитекторов, художников /живописцев, графиков, скульпторов/, композиторов, театральных деятелей, кинематографистов. Через эти объединения партийные органы имели возможность руководить, регламентировать и отслеживать творческий процесс, направлять его в нужное идеологическое русло.

Отсюда в Советском Союзе были национальные литература, музыка, живопись, театр, кинематограф (таджикские, узбекские, грузинские, татарские, чувашские). А творения русских композиторов, живописцев, скульпторов, режиссеров и других деятелей искусства назывались советскими. Но и в таких условиях сохранились многие традиции истинно русской культуры, ибо русская ментальность, которая формировалась столетиями, не могла просто так раствориться среди такого образования как Советский народ.

Наиболее массовым и популярным искусством стало кино и прежде всего игровое. Оно стало звуковым и многожанровым. Были созданы фильмы на историческую тему режиссерами С. Эйзенштейном / «Александр Невский»/, В. Пудовкиным /»Суворов» и «Минин и Пожарский»/, В. Петровым /»Петр Первый

2. Культура в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие. 22 июня 1941 года прервало мирную жизнь советского народа – Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война, длившаяся без малого четыре года. Война с нацистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и в духовной сфере.

На годы войны приходится «потепление» отношений церкви и государства. Советское руководство поняло, что церковь – это та организация, которая может быть использована для поднятия морального духа народа, т.е. может способствовать сплочению народа для борьбы против иноземных оккупантов. Поэтому стали снова открываться церкви, вновь стали функционировать духовные семинарии, в стенах которых готовились кадры священнослужителей для вновь открывающихся церковных приходов.

Еще большее влияние на сплочение и поднятие патриотического духа народа в военные годы оказало искусство. Для нашего искусства Великая Отечественная война была временем мощного подъема во всех областях художественного творчества. Литература, музыка /особенно песенное творчество/, живопись и плакатная графика, документальное и художественно кино – все искусство военного времени, независимо от вида, жанра, стилистики, имеет общие черты, определенные самой жизнью.

Особое внимание в эти годы уделялось кинематографу как важнейшему средству массового средства идейного воспитания. Кино военных лет создает свою летопись, порой обращаясь к помощи литературы, но чаще – по оригинальным сценариям. Подвиг становится содержанием, сюжетом фильмов – подвиг воинский, трудовой, подвиг нравственный.

Закончилась война. Наступили мирные дни. Страна стала залечивать раны. И в первые послевоенные годы одно из центральных мест отводилось идеологической работе. Война оказала большое влияние на духовный климат общества. Выросло поколение людей, закаленных войной, перенесших ее тяготы, с надеждой на лучшее будущее. У людей возросло чувство собственного достоинства.

Идейно-политическая обстановка в стране не была вполне благоприятной для развития наук. Распространение получили догматизм, цитатничество.

3. «Оттепель в духовной жизни общества и культурная жизнь страны в семидесятые-восьмидесятые годы.

В период «Оттепели» в советском обществе происходит глобальный социокультурный поворот: осуществляется развенчание мифов сталинизма, освобождение общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. Процесс духовного обновления в советском обществе коснулся прежде всего проблемы ответственности «отцов» за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности.

Вообще надо сказать, что данный период в жизни нашей страны повлиял на молодое поколение, которое впоследствии стало называться «шестидесятниками». Наиболее полно это поколение реализовало себя в сфере искусства, образования, науки.

Что касается искусства, то в 50 и 60-е годы в литературу приходит большая плеяда молодых и талантливых литераторов, разных по своей стилистике. Но их объединяло то, что они в своем творчестве отторгали концепцию «человека-винтика» государственной машины, а показывали жизнь простых людей с их горестями и радостями, т.е. без ложного пафоса.

В 60-е годы выросло целое поколение молодых кинорежиссеров, сценаристов, актеров.

Но «Оттепель» была явлением кратковременным. Уже с середины шестидесятых годов усиливается процесс бюрократизации нашего общества, в том числе и в культурной сфере, который продолжался более двух десятков лет.

В годы «застоя», как внутренний протест против официального искусства, которое шло в русле господствующей идеологии, формируется искусство андеграунда.

Семидесятые годы были временем подъема театрального искусства. Особой популярностью пользовались такие театры как Большой драматический имени М. Горького в Ленинграде во главе с Г. Товстоноговым, а также Московские театры – «Современник», МХАТА им. Чехова, Театр драмы и комедии на Таганке Центром же музыкального театра оставался Большой театр. Семидесятые годы – это и расцвет так называемой авторской /бардовской/ песни. В семидесятые годы успешно развивается отечественное кино.

Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 589.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...