Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Объект и предмет социологии духовной жизни.Стр 1 из 18Следующая ⇒
Понятие “духовная жизнь” и ее показатели. Основные элементы духовной жизни общества. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества. К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения (См.: Уледoв А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980) Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром. Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Основные элементы духовной жизни общества. Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание. Элементами духовной жизни общества принято считать также: -духовные потребности; - духовная деятельность и производство; - духовные ценности; - духовное потребление; - духовные отношения; - проявления межличностного духовного общения. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д. Духовные потребности - внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания. Духовное потребление - потреблении духовных благ, т.е. тех духовных ценностей. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д., формируют соответствующие потребности. Духовные отношения - отношения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления, защиты. Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте "добра и зла", "истины или лжи", "прекрасного или безобразного", "справедливого или несправедливого". В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия. Ценности - форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. Духовные отношения - категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества, многообразные связи, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности. Духовные отношения существуют как отношения интеллекта и чувств человека или группы людей к тем или иным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником. Объект и предмет социологии духовной жизни.
Понятие «духовная жизнь» и соотношение его с терминами «материальная жизнь» и «социальная жизнь». Понятие духовной культуры: — содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), — показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.). Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности: — теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни; — этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления; — эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности. Материальная культура подразделяется на: — производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; — воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. уровни анализа духовной жизни.Философский, социологический и психологический уровни Духовная жизнь – духовная деятельность людей и созданных ими институтов (широкое понимание). Дух – обитатель не вещественного, а существенного мира… (В.И. Даль) Походы к содержанию, структуре, объекту и предмету социологии духовной жизни. Сферы жизни: - Экономическая - Социально-политическая - Духовная Они определяются следующим: - Труд - Общение - Познание Деятельность направлена на удовлетворение потребности людей: - в еде, одежде - в познании Духовная сфера общества выступает как относительно самостоятельная. Уледов (??) Духовное производство, потребление и распространение духовной жизни предполагают и общение. Обмен продуктами деятельности составляет основное. Области духовной сферы: идеологическая… Понимания духовной жизни: - Как охватывающие процессы воспитания, искусства, литературы и т.д. - присутствует во всех институтах общественной жизни. Связана со всеми концепциями и т.д. Подходы к содержанию структуры курса к социологии духовной жизни: ОБЪЕКТ - Козлова: Духовная жизнь - вырабатывающее энергию ядро социальной жизни, способ осуществления социальной жизни и всех ее материализуемых форм. Отсюда в поле зрения социальной жизни попадает пространство воспроизводства социальной жизни, в котором возникают социальные взаимодействия, а так же основные виды, формы, субъекты процессы и институты социальной жизни. Нужно определить: дух, душа, культура, ценности – основной объект теоретического анализа. Особенности воспроизводства духовной жизни в группах, стратах с помощью каналов социальной мобильности. Основные формы воспроизводства духовной жизни – наука, искусство, нравственность. Роль социального взаимодействия - …? - Игнатьев. Жизненная способность личности и общества, берущее свое начало из древнефилософских учений и наук. Необходимость возвышения потребностей личности и развитие духовности общества. - Волохов А.В. Духовная жизнь – все отношения. Разделы – социология искусства, социология науки… - Хавронюк: на индивидуальном, групповом и общественном уровнях. Определенные задачи – дать представление о сложных процессах эволюции духовности человека… представить знание по динамике и статике духовной жизни современного общества… Понимание социологии духовной жизни. ПРЕДМЕТ 2 подхода - специальная социологическая теория, объясняющая - теория среднего уровня, где рассматриваются части духовной жизни. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |